Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка влияния факторов на ассортиментную структуру товарооборота

Поиск

Более детальную оценку ассортиментной структуры товарооборота проведем по обувной группе ТКУП «Универмаг Беларусь».

Данные по реализации обуви за 2009-2010 гг. представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Реализация обуви ТКУП «Универмаг Беларусь» в 2009-2010 гг. и ее динамика (млн р.)

Наименование товарной группы Фактическая реализация, млн р. Рост фактической реализации, %
2009 год 2010 год
Женская обувь 5582,8 7311,8  
Мужская обувь 5455,3 7033,3  
Обувь для детей 4161,2 4988,2  
Обувь резиновая 717,8 816,6  
Обувь валяная 99,6 149,6  
ВСЕГО: 16016,7 20299,5 126,7

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных ТКУП «Универмаг Беларусь».

По данной таблице видно, что наибольшая реализация приходится на женскую и мужскую обувь, что объясняется более высокими ценами на обувь данных товарных групп по сравнению с другими, а также частотой спроса. Наименьший товарооборот приходится на обувь резиновую и валяную. Это может объясняться сезонностью спроса на обувь данных товарных групп. В целом в 2010 году наблюдается рост реализации по всем товарным группам по сравнению с 2009 годом, что свидетельствует о росте спроса на обувные товары и более полном его удовлетворении.

Рост реализации отечественной обуви за отчетный период составил 106,4%. Рост реализации импортной обуви составил 174,5%.

В «Универмаге Беларусь» представлена обувь следующих производителей: ОАО «Обувь», МО ОАО «Луч», ОДО «Вегасторг», ЗАО «Сивельга», СООО «Чевляр», ЗАО СП «Отико», ЗАО СП «Белкельме», рУП «Кричевский завод резиновых изделий», ОАО «Гродненская обувная фабрика», ОАО «Красный Октябрь», СООО «Марко», СООО «Белвест».

Таблица 5 - Поставка обувных товаров предприятиями-производителями ТКУП «Универмагу Беларусь»

Поставщик 2009г 2010г Отклон., +/- 2010г в % к 2009г
Поставка, тыс. пар Уд.вес, % Поставка, тыс. пар Уд.вес, %
             
Предприятия Республики Беларусь: 134,9 74,0 145, 2 70,4 +10,3 107,6
Минск СООО Чевляр 0,3 0,2 0,3 0,1 -  
Минск СП Легранд ООО 2,3 1,3 2,4 1,2 +0,1 104,3
Минск ЗАО СП Отико 12,5 6,9 12,5 6,1 -  
Минск ОАО Сивельга 12,2 6,7 12,1 5,9 -0,1 99,2
Окончание таблицы 5
             
ОАО Лидская ОФ 23,5 12,9 19,5 9,5 -4  
ОАО Обувь г. Могилев 17,3 9,5 18,3 8,9 +1 105,8
ОАО Красный Октябрь 6,3 3,5 8,7 4,2 +2,4 138,1
ОАО Неман г.Гродно 21,2 11,6 21,9 10,6 +0,7 103,3
СП Белкельме 5,7 3,1 4,8 2,3 -0,9 84,2
СООО Белвест 12,2 6,7 11,3 5,5 -0,9 92,6
СООО Марко 13,8 7,6 10,3 5,0 -3,5 74,6
СООО Сан-Марко 7,6 4,2 10,9 5,3 +3,3 143,4
МО ОАО Луч 0,9 0,5 6,9 3,3 +6,0  
РУП Кричевский ЗРИ 4,9 2,7 5,3 2,6 +0,4 108,2
Обувь импортного производства. 47,5 26,0 61,1 29,6 +13,6 128,6
Всего: 182,4 100,0 206,3 100,0 +23,9 131,1

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных ТКУП «Универмаг Беларусь».

Как видно из таблицы 5, поставки обуви в ТКУП «Универмаг Беларусь» в 2010 году по сравнению с 2009 годом возросли на 23,9 тыс. пар (или на 31,1%) и составили в отчетном году 206,3 тыс. пар.

Наибольший удельный вес в общем объеме занимает обувь отечественных производителей (70,4%). В 2010 году объем поставок от предприятий Республики Беларусь составил 145,2 тыс.пар., увеличившись на 10,3 тыс.пар (или 7,6%) по сравнению с 2009 годом.

Наибольшая доля году приходится на следующих производителей: ОАО «Лидская ОФ» (в 2010 году удельный вес составил 9,5%), ОАО «Обувь» г.Могилев (8,9%), ОАО «Неман» г. Гродно (10,6%).

ТКУП «Универмаг Беларусь» увеличивает объемы поставок обувных товаров практически от всех отечественных производителей, за исключением следующих: Минск ОАО «Сивельга» (снизился на 0,1 тыс.пар, и в 2010 году составил 12,1 тыс.пар), ОАО «Лидская ОФ» (в 2010 году составил 19,5 тыс.пар., снизившись на 4 тыс.пар. (17%) по сравнению с 2009 годом), СП «Белкельме» (снизился на 0,9 тыс. пар или 15,8%), СООО «Белвест» (в 2010 году составил 11,3 тыс.пар, что меньше на 0,9 тыс.пар по сравнению с 2009 годом), СООО «Марко» (снизился на 25,4% и составил 10,3 тыс.пар). Среди причин, которые привели к уменьшению объемов закупок можно назвать такие, как отсутствие в производстве ЗАО «Белкельме» в ноябре-декабре туфель дорожного белого цвета, закупленных на ярмарке; отсутствие на предприятиях СООО «Белвест» и СООО «Марко» зимнего ассортимента.

Объемы закупок импортной обуви в 2010 году возросли на 13,6 тыс.пар по сравнению с 2009 годом и составили 61,1 тыс.пар. Доля импортной обуви в общем объеме в 2010 году составила 29,6%.

Представленный в универмаге ассортимент обувных товаров является широким, разнообразным и пользуется стабильным спросом у покупателей. В целом спрос на обувные товары удовлетворяется.

Более детально рассмотрим ассортимент обуви школьной для мальчиков, обуви школьной для девочек и обуви дошкольной. Для этого проведем оценку основных показателей.

Так, определим соответствие фактического наличия обуви в магазине утвержденному ассортиментному перечню, то есть полноту ассортимента. Полнота ассортимента товаров характеризуется коэффициентом полноты (Кп), который рассчитывается, как отношение фактического наличия товаров в момент проверки к количеству разновидностей, предусмотренных обязательным ассортиментным перечнем (приложение Г).

Данные для оценки полноты ассортимента представлены в таблице 6.

Таблица 6 - Оценка полноты ассортимента обувных товаров ТКУП «универмаг Беларусь» в 2009-2010 гг.

Разновидности обуви Фактическое количество моделей Количество моделей согласно ассортиментному перечню Кп
2009г. 2010г. 2009г. 2010г.
Обувь школьная для мальчиков:
Сапожки, ботинки утепленные       0,5  
Полуботинки          
Сандалеты, туфли летние открытые          
Обувь комнатная          
Обувь школьная для девочек:
Сапожки, ботинки утепленные       0,5 0,5
Туфли закрытые          
Туфли открытые       1,5 1,5
Обувь комнатная          
Обувь дошкольная:
Сапожки, ботинки утепленные, неутепленные         1,5
Полуботинки, туфли закрытые       1,3 1,3
Сандалеты, туфли открытые       1,5 1,5
Обувь комнатная          

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных ТКУП «Универмаг Беларусь».

Значение коэффициента полноты может варьироваться от 0 до 1. Но, как видно из данной таблицы, по некоторым позициям данный показатель оказался больше 1, что означает, что в универмаге ассортимент представлен полнее, чем это предусмотрено ассортиментным перечнем. Это свидетельствует о том, что в настоящее время эти разновидности обуви пользуются наибольшим спросом и таким образом, предоставляя покупателям более широкий выбор, возрастает вероятность боле полного удовлетворения их потребностей и, следовательно, увеличение товарооборота.

По большинству анализируемых разновидностей обуви коэффициент полноты равен 1. Это показывает 100%-ное соответствие предлагаемого ассортимента установленному перечню. Очевидно, что спрос на данные разновидности обуви стабилен.

Также из данной таблицы видно, что в 2010 году ассортимент обувных товаров представлен более полно по сравнению с 2009 годом. Это повлияло на рост товарооборота по данной группе товаров (возрос на 26,7%).

В целом можно сделать вывод, что ассортимент анализируемых разновидностей обуви достаточно полный, чтобы удовлетворять потребности населения в данных товарах. Количество моделей отдельных разновидностей обуви, представленных в универмаге, превышает необходимое их количество, установленное ассортиментным перечнем.

Для более объективной оценки товарного ассортимента обувных товаров определим его полноту за отдельные периоды по данным четырех проверок. Для этого рассчитаем коэффициент устойчивости (Куст) ассортимента как отношение суммы фактического количества разновидностей обувных товаров в момент отдельных проверок к произведению количества разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, и количества проверок. Результаты расчетов представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Оценка устойчивости ассортимента обувных товаров ТКУП «универмаг Беларусь»

Разновидности обуви Фактическое количество моделей при проверках Количество моделей согласно ассортиментному перечню Кп
       
Обувь школьная для мальчиков:
Сапожки, ботинки утепленные           0,75
Полуботинки           0,75
Сандалеты, туфли летние открытые            
Обувь комнатная            
Обувь школьная для девочек:
Сапожки, ботинки утепленные           0,75
Туфли закрытые           0,75
Туфли открытые           0,88
Обувь комнатная            
Обувь дошкольная:
Сапожки, ботинки утепленные, неутепленные           0,88
Полуботинки, туфли закрытые           0,83
Сандалеты, туфли открытые           0,88
Обувь комнатная            

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных ТКУП «Универмаг Беларусь».

По полученным данным можно сделать вывод, что коэффициент устойчивости по всем разновидностям обуви довольно высокий. Это свидетельствует о том, что ассортимент обувных товаров является стабильным, в продаже постоянно присутствует обувь соответствующих разновидностей. По комнатной обуви данный показатель равен 1, что можно объяснить тем, что спрос на данный товар не является сезонным.

В современных рыночных условиях очень важное место занимают новые товары, которые могут принести новые прибыли, привлечь большее число покупателей. Поэтому необходимо обновлять ассортимент, предлагать покупателям новинки товаров. То есть нужно стремиться удовлетворить изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Для того чтобы определить, какой должна быть оптимальная модель ассортимента обувных товаров в универмаге «Беларусь» проведем ABC-XYZ анализ. Он является простым и в то же время мощным инструментом анализа, позволяющим выявить разновидности товаров, требующие первостепенного внимания.

По сути, ABC-анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Результатом АВС анализа является группировка товарных групп по степени влияния на общий результат. АВС-анализ позволяет определить наиболее приоритетные позиции в ассортименте товаров, выделить аутсайдеров, показать, что является базовым ассортиментом.

Результаты проведения ABC-анализа представлены в таблице 8.

Таблица 8 - ABC-анализ ассортимента обувных товаров ТКУП «Универмаг Беларусь» (млн р.)

Наименование товарной группы Реализация в 2009 г. Реализация в 2010 г. Итого за два года Доля в обороте Доля в обороте с накопительным итогом ABC группа
Итого 16016,64 20299,52 36316,16 100,00    
Женская обувь 5582,80 7311,80 12894,60 35,51 35,51 A
Мужская обувь 5455,30 7033,30 12488,60 34,39 69,90 A
Обувь малодетская 1248,30 1496,50 2744,80 7,56 77,45 B
Обувь школьная для девочек 1040,30 1247,05 2287,35 6,30 83,75 B
Обувь школьная для мальчиков 832,24 997,64 1829,88 5,04 88,79 B
Обувь резиновая 717,80 816,60 1534,40 4,23 93,02 C
Обувь дошкольная 624,18 748,23 1372,41 3,78 96,79 C
Обувь для детей ясельного возраста 416,12 498,80 914,92 2,52 99,31 C
Обувь валяная 99,60 149,60 249,20 0,69 100,00 C

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных ТКУП «Универмаг Беларусь».

Таким образом, по полученным данным можно сделать следующие выводы. К группе А относится женская и мужская обувь. Это наиболее важная группа. Доля этих товарных групп в обороте составляет 69,9%. Так, эти товары оказывают наибольшее влияние на получаемую организацией прибыль и, следовательно, они требуют тщательного планирования, постоянного учета и контроля. Эти товары необходимо закупать чаще, чтобы не вкладывать средства в запасы, и таким образом ускорить их оборачиваемость.

К группе В относятся обувь малодетская, обувь школьная для девочек и обувь школьная для мальчиков. Эти товары имеют промежуточную значимость. Они входят в среднюю по важности группу товаров. На их долю приходится 18,9% общего оборота. По сравнению с группой А, эти товары требуют налаженного учета и обычного контроля.

Группа С, в которую входят обувь резиновая, обувь дошкольная, обувь для детей ясельного возраста, обувь валяная, является низкорентабельной группой товаров. Они обладают наименьшей ценностью и составляют 11,22% от общего оборота. Для этих товаров можно применять упрощенные методы учета и контроля. Такие товары можно заказывать большими партиями, так как их хранение не повлечет существенных затрат. Убирать данные товары из ассортимента нецелесообразно, так как, возможно, они привлекают покупателей в торговую организацию.

Проведем XYZ-анализ по обувным товарам.

XYZ-анализ позволяет произвести классификацию товаров в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности. Этот анализ показывает стабильность или нестабильность спроса на товары. Алгоритм проведения можно представить в четырёх этапах:

Результаты проведения XYZ-анализа представлены в таблице 9.

Таблица 9 - XYZ-анализ ассортимента обувных товаров ТКУП «Универмаг Беларусь» (млн р.)

Наименование товарной группы Реализация в 2009 г. Реализация в 2010 г. Итого за два года Коэффициент вариации XYZ группа
Обувь резиновая 717,8 816,6 1534,4 9,1 X
Обувь для детей ясельного возраста 416,12 498,8 914,92 12,8 X
Обувь школьная для мальчиков 832,24 997,64 1829,88 12,8 X
Обувь школьная для девочек 1040,3 1247,05 2287,35 12,8 X
Обувь дошкольная 624,18 748,23 1372,41 12,8 X
Обувь малодетская 1248,3 1496,5 2744,8 12,8 X
Мужская обувь 5455,3 7033,3 12488,6 17,9 Y
Женская обувь 5582,8 7311,8 12894,6 19,0 Y
Обувь валяная 99,6 149,6 249,2 28,4 Z
Итого 16016,64 20299,52 36316,2    

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных ТКУП «Универмаг Беларусь».

Так, к группе Х относятся следующие группы товаров: обувь резиновая, обувь для детей ясельного возраста, обувь школьная для мальчиков, обувь школьная для девочек, обувь дошкольная, обувь малодетская. Они характеризуются стабильной величиной потребления и высокой точностью прогноза. Следовательно, по этим товарам можно делать оптимальные запасы.

В группу Y входит обувь мужская и обувь женская. Товары этой группы имеют колебания в спросе, характеризуются известными тенденциями определения потребности в них и средними возможностями их прогнозирования.

Обувь валяная относится к группе Z. Для этих товаров характерен нерегулярный спрос, непредсказуемые, большие колебания. Следовательно, точность прогноза продаж товаров этой группы невысокая.

Для выявления высокорентабельных и низкорентабельных товаров проведем совмещенный ABC-XYZ-анализ. Данные для этого анализа представлены в таблице 10.

Таблица 10 - ABC-XYZ-анализ ассортимента обувных товаров ТКУП «Универмаг Беларусь» (млн р.)

Наименование товарной группы Реализация в 2009 г. Реализация в 2010 г. Итого за два года Доля в обороте Доля в обороте с накопительным итогом ABC группа XYZ группа
Итого 16016,64 20299,52 36316,2        
Женская обувь 5582,8 7311,8 12894,6 35,51 35,51 A Y
Мужская обувь 5455,3 7033,3 12488,6 34,39 69,9 A Y
Обувь малодетская 1248,3 1496,5 2744,8 7,56 77,45 B X
Обувь школьная для девочек 1040,3 1247,05 2287,35 6,3 83,75 B X
Обувь школьная для мальчиков 832,24 997,64 1829,88 5,04 88,79 B X
Обувь резиновая 717,8 816,6 1534,4 4,23 93,02 C X
Обувь дошкольная 624,18 748,23 1372,41 3,78 96,79 C Х
Обувь для детей ясельного возраста 416,12 498,8 914,92 2,52 99,31 C X
Обувь валяная 99,6 149,6 249,2 0,69   C Z

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных ТКУП «Универмаг Беларусь».

Так, товары, относящиеся к группе АХ являются высокорентабельными, а товары группы CZ – низкорентабельными. Однако, как видно по данной таблице, по обувным товарам универмага нет АХ групп. К группе AY относятся обувь мужская и обувь женская. Для этих товаров характерна высокая доля продаж в общем объеме и колебания в спросе.

Обувь малодетская, обувь школьная для девочек, обувь школьная для мальчиков относится к группе ВХ. Такие товары характеризуются промежуточной значимостью по объему продаж, однако спрос на них является стабильным.

К группе СХ относятся обувь резиновая, обувь дошкольная, обувь для детей ясельного возраста. На эти товары приходится незначительная доля продаж, однако спрос на них характеризуется стабильностью.

В группу CZ вошла обувь валяная. Товары этой группы являются низкорентабельными. Они обладают наименьшей ценностью, и спрос на них является нестабильным.

Таким образом, необходимо обеспечивать постоянное наличие товаров, которые вошли в группы АY и ВХ, в необходимом для удовлетворения спроса объеме. Так как эти товары занимают наибольшую долю в общем объеме продаж, и спрос на них является стабильным или подвергается колебаниям в незначительной мере. Эти товары требуют постоянного учета и контроля.

В целом необходимо сказать, что ассортимент обувных товаров универмага «Беларусь» является широким, полным, обновляющимся. Изменение структуры ассортимента не является необходимым. Однако, нужно поставлять в продажу обувь, отвечающую модным тенденциям.

 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.41 (0.009 с.)