Некоторые психологические аспекты организационно-управленческой подструктуры в деятельности судебных органов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые психологические аспекты организационно-управленческой подструктуры в деятельности судебных органов



Профессиональная деятельность судьи, как и решаемые им проблемы организационно-управленческого характера, имеют свои выраженные черты, особенно с принятием нового законодательства относительно судебной системы РФ, статуса судей, организационного обеспечения деятельности судов, с введением в действие принципов состязательности и равноправия сторон, внесших «существенные изменения не только в процедуру доказывания, но и в сам порядок судебного разбирательства», судебного контроля на предварительном следствии «с приоритетными полномочиями суда принимать решения по вопросам, относящимся к защите конституционных прав и свобод граждан», с исключением из полномочий суда элементов обвинительной функции и переложения ее на прокурора[1].

И, тем не менее, несмотря на существенные изменения в законодательстве, вопросы организационного характера в деятельности судьи остаются и поныне. Это и организационное управление деятельностью других лиц в границах представленных судье полномочий, например при подготовке судебного заседания (ст. 227, 230—233 УПК), и, конечно же, самоуправление, сохранение контроля судьей за своим поведением, эмо­циональным состоянием, настроением, способность находить выход из сложных ситуаций, оперативно и гибко применять свой опыт и знании при решении задач, возникающих в судебном разбирательстве, находить выход из сложных ситуаций, критично оценивать поведение и действии других лиц[2].

Среди разнообразных проблем организационно-управленческого характера в любой профессиональной деятельности, в том числе и в деятельности судьи, одной из центральных является проблема своевременного принятия единолично или коллегиально выработанных разнообразных решений. Причем с принятием нового УПК диапазон принимаемых судьей (судом) решений значительно расширился. Судья, принимающий то или иное решение в пределах своих полномочии, должен определить вес правовых или нравственных ценностей и выделить приоритета среди них. Выбор этих приоритетов может быть особенно затруднен при назначен вида и размера наказания с учетом данных, характеризующих личность подсудимого при оценке обстоятельств, исключающих преступность деяния, например, в ситуациях крайней необходимости, при столкновении двух правоохраняемых интересов, возникающих коллизий с оценкой отдаваемых каким-то из них предпочтений. При отправлении правосу­дия от того, насколько правильно: в соответствии с Законом, справедли­во по совести было принято решение судьей (судом) — во многом зависят; и результаты, затрагивающие интересы, судьбы многих людей в конечном счете - авторитет правоохранительных органов, самой государственной власти.

Поэтому судебные решения, облеченные в процессуальную форму: определения постановления - должны быть законными, обоснованны­ми мотивированными (ч. 4 ст. 7 УПК). Что касается приговора, в кото­ром выражено решение суда по делу, оно должно быть еще и справедли­вым (ч 1 ст. 297 УПК). При этом ведущими принципами, которым должен руководствовать судья (суд), принимающий подобные решения, являются принципы независимости и беспристрастности, справедливости и человечности (гуманизма)-

Указанные принципы, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека (ст. 10), включены в Конституцию РФ (ст. 120) и в целый ряд других известных законодательных актов, посвященных судебной системе статусу судей РФ, различным судебным процедурам, понятия- независимость, беспристрастность, справедливость, гуман­ность равно как и совесть, честь и достоинство судьи, также вошедшие в содержание целого ряда законодательных актов, предполагают не толь­ко высокий уровень нравственного поведения судьи, но и определенные психологические качества, влияющие на принятие им различных решений не только чисто организационного, но и правового характера. Без этих необходимых психологических качеств судьи указанные выше принципы отправления правосудия будут носить в большей мере декларативный, нежели практический характер. Вот почему в настоящее время оценка кандидатов на должности судьи только по возрасту, образовательному критериям оказывается недостаточной.

Сама профессия судьи предполагает сочетание в его профессиональной деятельности, с одной стороны, ус­тановленной законом процедуры, а с другой — творческого начала, определяющего в значительной мере характер принимаемых решений, постоянное «участие нравственного механизма» в формировании су­дейского усмотрения. Причем на это су­дейское усмотрение, на принимаемые решения влияют не только «эти­ческие воззрения судьи, его представления о добре и зле, справедли­вости и несправедливости», но и определенные психологические каче­ства, свойства личности.

Теперь уже признается и в самом Судебном департаменте при Вер­ховном Суде РФ,, на который возложено организационное обеспечение деятельности различных судов (в том числе и кадрового характера), «очевидная необходимость внесения дополнений в ст. 4 Закона «О ста­тусе судей в Российской Федерации», которыми можно было бы норма­тивно закрепить психодиагностическое обследование кандидатов на должность судьи», введение в действие психологических критериев про­фессиональной пригодности к судебной деятельности по аналогии с тем, как это, например, сделано в отношении прокурорско-следственных ра­ботников (см. гл. 11 настоящего учебника), т.е. создание и введение в действие системы профессионально-психологического отбора на долж­ности судей.

Какие же психологические качества, особенности личности судьи обращают на себя внимание, прежде всего, с негативной стороны при оценке уровня профессиональной пригодности? Это: нервно-психичес­кая, эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, не­уверенности в своих действиях и знаниях, отсутствие твердой жизнен­ной позиции, асоциальные установки, сниженный уровень интеллекту­альных, аналитических способностей и некоторые др.

Поэтому судье необходимо постоянно поддерживать на должном уровне самоконтроль за своим эмоциональным состоянием, настроени­ем, поведением, особенно в процессе общения с окружающими его людь­ми, участниками судебного разбирательства, с коллегами по работе. Как подчеркивается в Кодексе чести судьи Российской Федерации (п. 4 ст. 2), «судья должен проявлять терпение, вежливость, тактичность и уважение к участникам судебного разбирательства и другим лицам, с которыми он общается при исполнении служебных обязанностей». Среди различных нравственно-психологических качеств, которыми дол­жен обладать судья, в структуре его личности проф. Н.В. Радутная выде­ляет такое качество, как терпимость (толерантность), предполагающее сдерживаемое реагирование человека на какие-либо неблагоприятные факторы либо даже отсутствие такого реагирования ни них, чему способ­ствуют выдержка, самообладание, способность длительное время пере­носить их отрицательное воздействие без снижения адаптивных возмож­ностей психики.

Терпимость рассматривается Н.В. Радутной как органически прису­щее личности судьи качество, как необходимое условие его профессио­нальной пригодности. «Поэтому, — пишет она, — формирование самим судьей способности к сдержанному поведению, выдержке и терпимости является одной из важных задач подготовки к его профессиональной деятельности»[3]. Аналогичных взглядов придерживаются и другие вид­ные ученые, известные судебные деятели страны, отмечающие, что судье должны быть присущи такие качества личности, как «порядочность, доброжелательность, терпимость и уравновешенность, корректность и чуткость»[4]. Ничто, в том числе и его личностные качества, не должно умалять авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызывать у граждан сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности в отправлении правосудия (п. 2 ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»)[5].

Все эти перечисленные качества личности, которыми должен оола- дать судья и которых из отмеченных выше у него не должно быть, с большой степенью достоверности могут быть заранее выявлены с помо­щью таких апробированных психодиагностических методик, как ММР1 (его адаптированные варианты СМИЛ или ММИЛ), 16-ФЛО Р.Б. Кеттелла и некоторых других, на что обращалось внимание выше. В настоящее время признается, что «вопрос использования методой психодиагностического обследования кандидатов на должность судьи является чрезвычайно актуальным»[6].

Более того, «использование достижений психологической науки на профессиональном отборе кандидатов на должность судьи позволит не только выявить лиц, наиболее подходящих для деятельности по отправлению правосудия, но и защитить общество от негативных последствий профессиональной несостоятельности претендентов, не соответствующих требованиям судейской профессии»[7].

Таким образом, дело остается за малым: всего лишь за практической реализацией данного решения с соответствующим его правовым, Законо­дательным обеспечением.

 

 


[1] Радутная Н.В. Этика судьи. Пособие для судей. М., 2002. С. 56.

[2] См.: там же. С. 57.

[3] Радутная Н.В. Этика судьи. С. 93.

[4] Алексеева Л.Б., Андреев В.И., Андреева Т.К. и др. Настольная книга судьи Введение в профессию. Практическое пособие. М., 2000. С. 88.

[5] ВВС. 1992. № 30. Ст. 1792.

[6] О психологическом обеспечении судебной деятельности и использовании методов психодиагностического обследования личности кандидата на должность судьи. Постанов­ление Совета судей Российской Федерации // Российская юстиция. 2003. № 5. С. 73.

[7] О психологическом обеспечении судебной деятельности и использовании методов психодиагностического обследования личности кандидата на должность судьи. Постанов­ление Совета судей Российской Федерации // Российская юстиция. 2003. № 5. С. 73.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.008 с.)