Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра организации судебной↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Кафедра организации судебной И правоохранительной деятельности Юридическая психология Учебно-методический комплекс для студентов факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы (колледжа) Российской академии правосудия (Специальность 030503 (51, 52) – Правоведение) Москва Автор-составитель:
Дмитриева Лилия Алексеевна, доцент кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности Российской академии правосудия, кандидат психологических наук, доцент.
Рецензенты: Носков Юрий Геннадьевич,профессор кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор. Котенев Игорь Олегович,доцент кафедры педагогики, психологии и организации работы с кадрами Академии управления МВД РФ, кандидат психологических наук, доцент.
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности ГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 10 от «22» января 2013 г.). Утвержден Учебно-методическим советом ГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»» (протокол № ___ от «___» _________ 2013 г.).
© Российская академия правосудия, 2013 © Дмитриева Л.А., 2013
Содержание
Введение Учебная дисциплина «Юридическая психология» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, формирующих базовые знания, необходимые для обучения студентов факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы на базе среднего профессионального образования Российской академии правосудия. Цель курса –формирование у студентов базовых психолого-юридических знаний и навыков для решения профессионально-психологических задач. Задачами дисциплины являются: · раскрытие теоретико-методологических основ юридической психологии, · формирование основных представлений о сущности психологических явлений в правоприменительной сфере жизнедеятельности общества, · изучение основ криминальной, правовой и пенитенциарной психологии, психологических особенностей профессиональной деятельности юристов, · формирование базовых умений и навыков психологического анализа противоправных действий, девиантной и делинквентной личности. Решение этих задач будет способствовать формированию у студентов психолого-юридического мышления. Программа учебной дисциплины рассчитана на 56 часов: 45 аудиторных часов (27 ч лекций, 18 ч семинарских и практических занятий), 11 часов самостоятельной работы, НИРС и сессии. Дисциплина изучается в одном семестре и завершается зачетом. Перечень вопросов для подготовки к зачету содержится в настоящем пособии. Основными видами занятий являются: проблемные лекции по актуальным вопросам юридической психологии; семинары-дискуссии, углубляющие знание теоретического материала; практические занятия, формирующие профессионально-психологические умения. Цель семинарских и практических занятий состоит в интеграции учебного материала, предложенного на лекциях. Методика проведения семинарских и практических занятий должна включать определение исходного уровня знаний обучающихся, этап коррекции усвоенной студентами информации и итоговый контроль. Для развития навыков самостоятельной и творческой работы рекомендуется участие студентов в подготовке рефератов, докладов и дипломных работ по психолого-юридической проблематике правоприменительной сферы. Тематика указанных видов работ предложена в настоящем пособии.
В качестве основных учебных пособий для изучения курса рекомендуются: Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010*[1]. Юридическая психология: Хрестоматия / авт.-сост. В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010*. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник: Рек. Уч.-метод. Центром «Проф. учебник» / Чуфаровский Ю.В. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004*. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003*. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М. Еникеев. – СПб.: Питер, 2003.
В результате изучения учебной дисциплины «Юридическая психология» студенты должны: иметь представление: · о сущности психологических явлений, формируемых в правоприменительной сфере жизнедеятельности общества; · о психологических аспектах противодействия и профилактики преступности; знать: · психологические особенностидевиантной и делинквентной личности; · психологические аспекты профессиональной деятельности юристов; · психологическую специфику культуры судебного процесса; · основы психологического анализа следственных ситуаций; уметь: · ориентироваться в проявлениях психических состояний эмоциональной напряженности; · анализировать психологические аспекты противоправных действий; · реализовывать задачу воспитательно-профилактического воздействия суда; · пользоваться профессиональными психотехнологиями; · актуализировать и углублять психологические познания. Объем дисциплины И виды учебной работы
Тематический план
Программа Раздел 1. Юридическая психология как прикладная научная отрасль Раздел 2. Психология личности в сфере правоприменения
Раздел 3. Судебно-психологическая экспертиза Раздел 4. Криминальная психология
Раздел 5. Психология основных видов юридической деятельности
Раздел 6. Пенитенциарная психология
Планы семинарских (практических) занятий
1. Семинарское занятие (2 часа)
Литература Основная Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003*. Преступление и наказание от «А» до «Я» (словарь по пенитенциарной психологии) / Под общ. редакцией Д.В. Сочивко. – М.: МПСИ, 2009. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. Дополнительная Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник: Рек. Уч.-метод. Центром «Проф. учебник» / Чуфаровский Ю.В. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004*. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М.: «Ось-89», 2001. Блэкборн Р. Психология криминального поведения / Блэкборн Р. – М., СПб., Мн.: Питер, 2004*. Васильев В.Л. Юридическая психология. – 4-е изд., доп. и перераб. – СПБ: Питер, 2002. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2002.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов
Изучение курса «Юридическая психология» предполагает различные виды учебной деятельности. Учебную основу и организующее начало для самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины составляют лекционные занятия, в ходе которых определяется круг актуальных вопросов изучения темы, разъясняется сущность наиболее сложных аспектов, предлагается обзор литературных источников для анализа, раскрывается основной понятийный аппарат, комментируются дискуссионные аспекты в научном контексте темы. В связи с этим посещение лекций и конспектирование основных положений их содержания является обязательным для студентов. В целях углубленного изучения студентами теоретических вопросов, формирования у них навыков работы с научными и методическими источниками, а также умений решения практических вопросов в правоприменительной деятельности проводятся семинарские и практические занятия. Студенты учатся излагать усвоенный материал, участвуют в дискуссиях, решают прикладные задачи, изучают эмпирический материал, развивают навыки публичного выступления: выступают с докладами и рефератами по проблемным вопросам. В пособии содержатся планы семинарских и практических занятий и рекомендуемая для изучения литература. При подготовке к семинару или практическому занятию студент должен ознакомиться с его планом, подобрать и изучить рекомендованную литературу, в которой необходимо выделить значимое содержание и доработать конспект лекции. Следующим этапом является ответ на вопросы предстоящего занятия, который позволит студенту определить степень усвоения темы. Если студент пропустил семинарское или практическое занятие, он должен отработать эту тему индивидуально. Форма отчетности пропущенной темы согласовывается с преподавателем. Это может быть устное собеседование с преподавателем в часы индивидуальных консультаций, подготовка конспекта по пропущенной теме семинара, написание реферата по конкретному вопросу, выполнение письменной контрольной работы и т.п. При изучении дисциплины студентам рекомендуется активно использовать возможности групповых и индивидуальных консультаций с преподавателем. Развитию творческого потенциала студентов способствует подготовка ими научных докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ. Важнейшим фактором профессиональной подготовки специалиста является самостоятельная работа - целенаправленная индивидуальная деятельность по овладению теоретическими знаниями учебной дисциплины и приобретению первоначальных практических навыков будущей специальности. При организации самостоятельной работы необходимо определить цель, этапы и последовательность ее достижения. Следует пользоваться программой учебной дисциплины. Это обеспечит системность усвоения изучаемых вопросов и позволит контролировать полноту усвоения темы. Работа с литературным источником не ограничивается одним ее прочтением. Методика работы над первоисточником обязательно предусматривает ведение записи прочитанного. Это позволяет сосредоточить внимание на основных проблемных вопросах и закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним. Конспектирование прочитанного дисциплинирует студента, оптимизирует его интеллектуальные усилия, обеспечивает возможность быстрого повторения материала при подготовке к семинарским занятиям или зачету. На лекциях студент должен быть активным: сосредоточиться на содержании учебного материала, размышлять над ним, разумно законспектировать основные тезисы. Записи подлежит то, что осмыслено и понято. В последующем конспект лекции следует обрабатывать (вносить дополнения, уточнения, определения, схемы и т.п.) во время самостоятельной подготовки к семинару после изучения литературы. Подготовка к зачету проводится систематически в течение всего семестра. Требования, предъявляемые на зачете, определяются программой учебной дисциплины.
примерная Тематика дипломных работ
1. Психология профессиональной адаптации юриста на этапе профессионального становления. 2. Психология допроса в правоприменительной сфере. 3. Профессиональная деформация личности юриста. 4. Психотехники профессионального общения юриста. 5. Судебно-психологическая оценка криминальной агрессии. Вопросы для подготовки к зачету 1. Личность в психологии и праве. 2. Проявление закономерностей ощущений и восприятия в формировании свидетельских показаний. 3. Виды и процессы памяти. 4. Мышление как категория в юридической психологии. 5. Роль воображения в деятельности юриста. 6. Виды и свойства внимания. 7. Свойства и виды эмоций и чувств. 8. Волевые состояния и волевые качества личности. 9. Психологическая характеристика и виды тревожности. 10. Понятие и виды фрустрации. 11. Понятие и фазы стресса. 12. Проявления и последствия ПТСР. 13. Уголовно-правовое значение аффекта. 14. Основные свойства типов темперамента, их значение для правоприменительной сферы. 15. Характер как социальный аспект личности. 16. Индивидуально-психологические свойства личности. 17. Предмет и компетенция судебной психологической экспертизы (СПЭ). Классификация СПЭ. 18. Компетенция СПЭ в уголовном судопроизводстве. 19. Компетенция СПЭ в гражданском судопроизводстве. 20. Психологические портреты отдельных категорий преступников. 21. Психологическая структура преступного деяния (умышленного, неосторожного и импульсивного). 22. Психологические особенности преступности несовершеннолетних. 23. Социально-психологические характеристики преступной группы. Классификация преступных групп. 24. Профессиональные требования, предъявляемые к личности юриста. 25. Психология осмотра места происшествия. 26. Психология обыска и выемки. 27. Психология следственного эксперимента, проверки показаний на месте происшествия. 28. Психология допроса. 29. Психологическая характеристика деятельности судьи. 30. Психология деятельности прокурора. 31. Психологические особенности деятельности адвоката. 32. Психологические особенности суда присяжных. 33. Психология свидетелей и потерпевших в судебном заседании. 34. Психология подсудимого. 35. Области исследований в пенитенциарной психологии.
литература Основная 1. Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010*. 2. Юридическая психология: Хрестоматия / авт.-сост. В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010*. 3. Аминов И.И. Психология деятельности юриста: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Психология» / И.И. Аминов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник: Рек. Уч.-метод. Центром «Проф. учебник» / Чуфаровский Ю.В. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004*. 5. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003*. 6. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 7. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М. Еникеев. – СПб.: Питер, 2003. 8. Васильев В.Л. Юридическая психология. – 4-е изд., доп. и перераб. – СПБ: Питер, 2002. 9. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2002.
Дополнительная 1. Антонян Ю.М. Личность преступника / Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Ассоциация юр. центр. – СПб: Юрид. центр Пресс, 2004*. 2. Антонян Ю.М., Леонова О.В., Шостакович Б.В. Феномен зависимого преступника / Ю.М. Антонян, О.В. Леонова, Б,В. Шостакович; Под ред. Ю.М. Антоняна. – М.: Аспект Пресс, 2007*. 3. Антонян Ю.М. Особо опасный преступник. – Москва: Проспект, 2011. 4. Блэкборн Р. Психология криминального поведения / Блэкборн Р. – М., СПб., Мн.: Питер, 2004*. 5. Индивидуальность потерпевшего и моральный вред / Будякова Т.П.; Ассоциация юрид. центр. – СПб., Изд-во Р. Асланова юрид. центр Пресс, 2005*. 6. Кони А.Ф. Обвинительные и судебные речи / Аудиокнига. М.: Студия АРДИС, 2006. 7. Михалкин Н.В., Черкашина И.Л. Процесс принятия судебных решений. Логико-психологические и методологические подходы: Учеб.-метод. пособие / Михалкин Н.В., Черкашина И.Л.; Рос. академия правосудия. М.: РАП, 2006*. 8. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М.: «Ось-89», 2001. 9. Плевако Ф.Н. Нашумевшие уголовные процессы / Аудиокнига. – М.: Студия АРДИС, 2006. 10. Ратинова Н.А. Психологические основы расследования преступлений, совершенных по неосторожности: науч.-метод. пособие / Ратинова Н.А.; НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. М., 2005*. 11. Ситковская О.Д. Аффект. Криминально-психологическое исследование. – М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001*. 12. Ситковская О.Д. Использование психологических познаний для определения общих условий уголовной ответственности: науч.-метод. пособие / Ситковская О.Д.; НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. М., 2005*. 13. Тазин И.И. Мотивационно-смысловая сфера личности преступника и ее значение в судебно-следственной практике: Монография / Тазин И.И.; Рос. акад. правосудия. М.: РАП, 2008*. 14. Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004*. 15. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор В.А. Томсинов. – ИКД «Зерцало-М», 2002. Публикации в периодических и продолжающихся изданиях 1. Дядькин Д.С. О некоторых психологических причинах возникновения ошибок при назначении наказания / Дядькин Д.С. // Мировой судья. 2006. № 2. С. 24 – 27*. 2. Жегалов Е.А. Психологические основы предупреждения судебных ошибок // Жегалов Е.А. Мировой судья. 2005. № 12. С. 17 – 19*. 3. Зарипова Г. Использование психологических знаний гособвинителем / Зарипова Г. // Законность. 2006. № 11. С. 18 – 20*. 4. Костина Л.Н. Использование психологических знаний в практике расследования групповых преступлений несовершеннолетних: история и современные проблемы / Костина Л.Н. // Труды Академии управления МВД России. 2007. № 4. С. 109 – 114*. 5. Лебедев Н. Психологические особенности участников уголовного процесса, влияющие на возникновение конфликтов при производстве по уголовным делам / Лебедев Н. // Закон и право. 2008. № 3. С. 68 – 72*. 6. Марков И.И. Системный подход к психологическому сопровождению судебной деятельности / Марков И.И., Черевко И.М. // Рос. правосудие. 2008. № 1. С. 99 – 102*. 7. Мединцев В.А. Диалогическое моделирование психологических взаимодействий / Мединцев В.А. // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 50 – 56*. 8. Михайличенко Н.А. Тактические средства управления конфликтными ситуациями, возникающими при расследовании уголовных дел / Михайличенко Н.А. // Рос. следователь. 2008. № 4. С. 31 – 34*. Справочная 1. Большой толковый психологический словарь (The Penguin): В 2-х т. / Сост. Ребер А. – 2-е изд. М.: Вече, АСТ, 2000*. 2. Кордуэлл М. Психология: А – Я: Словарь-справ. / Кордуэлл М.; Пер. с англ. Ткаченко К.С. М.: Фаир-Пресс, 2000*. 3. Кун Д. Основы психологии: Большая энциклопедия психологии. Все тайны поведения человека / Деннис Кун. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 4. Немов Р.С. Психология: Словарь-справ.: В 2-х ч. М.: Владос-Пресс, 2004*. 5. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2006. 6. Словарь-справочник по социальной психологии / В.Крысько. – СПб.: Питер, 2003. 7. Преступление и наказание от «А» до «Я» (словарь по пенитенциарной психологии) / Под общ. редакцией Д.В. Сочивко. – М.: МПСИ, 2009.
Методическая 1. Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. 2. Либин А.В. Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм / А.В. Либин, А.В. Либина, В.В. Либин. – М.: Эксмо, 2008. 3. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Питер, 2006. 4. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. Периодические издания Журналы: «Психологическая наука и образование», «Прикладная юридическая психология», «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Национальный психологический журнал», «Вопросы психологии экстремальных ситуаций», «Консультативная психология и психотерапия», «Социальная психология и общество», «Мир психологии».
Интернет-ресурсы
Учебное издание Лилия Алексеевна Дмитриева Юридическая психология Кафедра организации судебной
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.10 (0.012 с.) |