Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5.2. Психология расследования преступлений.

Поиск

Вопросы:

1. Психологические основы проведения обыска.

2. Психология допроса.

После повторения теоретического материала студенты в подгруппах выполняют предложенные задания с целевыми установками.

 

Литература

Основная

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. С. 392 – 397, 443 – 477*.

Якимов И.Н., Михеев П.П. Искусство допроса // Юридическая психология: Хрестоматия / авт.-сост. В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. С. 321 –328*.

Дополнительная

Михайличенко Н.А. Тактические средства управления конфликтными ситуациями, возникающими при расследовании уголовных дел / Михайличенко Н.А. // Рос. следователь. 2008. № 4. С. 31 – 34*.

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник: Рек. Уч.-метод. Центром «Проф. учебник» / Чуфаровский Ю.В. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004*.

Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003*.

Аминов И.И. Психология деятельности юриста: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Психология» / И.И. Аминов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Ратинова Н.А. Психологические основы расследования преступлений, совершенных по неосторожности: науч.-метод. пособие / Ратинова Н.А.; НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. М., 2005*.

Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

 

 

8. Семинарское занятие (2 часа)

(групповое интервью)

 

Тема 5.3. Психология судебного процесса при рассмотрении уголовных дел.

Проблематика для обсуждения:

1. Психологические основы профессиональной компетентности судьи.

2. Психологические причины профессиональных ошибок судьи.

 

Студенты, подготовившись по обозначенной проблематике, на занятии объединяются в две подгруппы и отвечают на вопросы интервьюирующей стороны.

Литература

Основная

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. С. 498 – 522*.

Дядькин Д.С. О некоторых психологических причинах возникновения ошибок при назначении наказания / Дядькин Д.С. // Мировой судья. 2006. № 2. С. 24 – 27*.

Жегалов Е.А. Психологические основы предупреждения судебных ошибок / Жегалов Е.А. Мировой судья. 2005. № 12. С. 17 – 19*.

Зарипова Г. Использование психологических знаний гособвинителем / Зарипова Г. // Законность. 2006. № 11. С. 18 – 20*.

Лебедев Н. Психологические особенности участников уголовного процесса, влияющие на возникновение конфликтов при производстве по уголовным делам / Лебедев Н. // Закон и право. 2008. № 3. С. 68 – 72*.

Дополнительная

Ситковская О.Д. Использование психологических познаний для определения общих условий уголовной ответственности: науч.-метод. пособие / Ситковская О.Д.; НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. М., 2005*.

Михалкин Н.В., Черкашина И.Л. Процесс принятия судебных решений. Логико-психологические и методологические подходы: Учеб.-метод. пособие / Михалкин Н.В., Черкашина И.Л.; Рос. академия правосудия. М.: РАП, 2006*.

Марков И.И. Системный подход к психологическому сопровождению судебной деятельности / Марков И.И., Черевко И.М. // Рос. правосудие. 2008. № 1. С. 99 – 102*.

Кони А.Ф. Обвинительные и судебные речи / Аудиокнига. М.: Студия АРДИС, 2006.

Плевако Ф.Н. Нашумевшие уголовные процессы / Аудиокнига. – М.: Студия АРДИС, 2006.

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник: Рек. Уч.-метод. Центром «Проф. учебник» / Чуфаровский Ю.В. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004*.

9. Семинарское занятие (2 часа)

(круглый стол)

 

Тема 6.1. Пенитенциарная психология как область деятельности и юридико-психологического знания.

 

Вопросы:

1. Психология личности, отбывающей наказание.

2. Профессиональные деструкции сотрудников исправительных учреждений.

 

Студенты, предварительно подготовившие сообщения по обозначенным вопросам, на занятии обсуждают очерченную проблематику.

 

Литература

Основная

Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003*.

Преступление и наказание от «А» до «Я» (словарь по пенитенциарной психологии) / Под общ. редакцией Д.В. Сочивко. – М.: МПСИ, 2009.

Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.

Дополнительная

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник: Рек. Уч.-метод. Центром «Проф. учебник» / Чуфаровский Ю.В. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004*.

Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М.: «Ось-89», 2001.

Блэкборн Р. Психология криминального поведения / Блэкборн Р. – М., СПб., Мн.: Питер, 2004*.

Васильев В.Л. Юридическая психология. – 4-е изд., доп. и перераб. – СПБ: Питер, 2002.

Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2002.

 

 

Методические рекомендации

по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов

 

Изучение курса «Юридическая психология» предполагает различные виды учебной деятельности.

Учебную основу и организующее начало для самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины составляют лекционные занятия, в ходе которых определяется круг актуальных вопросов изучения темы, разъясняется сущность наиболее сложных аспектов, предлагается обзор литературных источников для анализа, раскрывается основной понятийный аппарат, комментируются дискуссионные аспекты в научном контексте темы. В связи с этим посещение лекций и конспектирование основных положений их содержания является обязательным для студентов.

В целях углубленного изучения студентами теоретических вопросов, формирования у них навыков работы с научными и методическими источниками, а также умений решения практических вопросов в правоприменительной деятельности проводятся семинарские и практические занятия. Студенты учатся излагать усвоенный материал, участвуют в дискуссиях, решают прикладные задачи, изучают эмпирический материал, развивают навыки публичного выступления: выступают с докладами и рефератами по проблемным вопросам. В пособии содержатся планы семинарских и практических занятий и рекомендуемая для изучения литература.

При подготовке к семинару или практическому занятию студент должен ознакомиться с его планом, подобрать и изучить рекомендованную литературу, в которой необходимо выделить значимое содержание и доработать конспект лекции. Следующим этапом является ответ на вопросы предстоящего занятия, который позволит студенту определить степень усвоения темы.

Если студент пропустил семинарское или практическое занятие, он должен отработать эту тему индивидуально. Форма отчетности пропущенной темы согласовывается с преподавателем. Это может быть устное собеседование с преподавателем в часы индивидуальных консультаций, подготовка конспекта по пропущенной теме семинара, написание реферата по конкретному вопросу, выполнение письменной контрольной работы и т.п. При изучении дисциплины студентам рекомендуется активно использовать возможности групповых и индивидуальных консультаций с преподавателем.

Развитию творческого потенциала студентов способствует подготовка ими научных докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ.

Важнейшим фактором профессиональной подготовки специалиста является самостоятельная работа - целенаправленная индивидуальная деятельность по овладению теоретическими знаниями учебной дисциплины и приобретению первоначальных практических навыков будущей специальности.

При организации самостоятельной работы необходимо определить цель, этапы и последовательность ее достижения. Следует пользоваться программой учебной дисциплины. Это обеспечит системность усвоения изучаемых вопросов и позволит контролировать полноту усвоения темы.

Работа с литературным источником не ограничивается одним ее прочтением. Методика работы над первоисточником обязательно предусматривает ведение записи прочитанного. Это позволяет сосредоточить внимание на основных проблемных вопросах и закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним. Конспектирование прочитанного дисциплинирует студента, оптимизирует его интеллектуальные усилия, обеспечивает возможность быстрого повторения материала при подготовке к семинарским занятиям или зачету.

На лекциях студент должен быть активным: сосредоточиться на содержании учебного материала, размышлять над ним, разумно законспектировать основные тезисы. Записи подлежит то, что осмыслено и понято. В последующем конспект лекции следует обрабатывать (вносить дополнения, уточнения, определения, схемы и т.п.) во время самостоятельной подготовки к семинару после изучения литературы.

Подготовка к зачету проводится систематически в течение всего семестра. Требования, предъявляемые на зачете, определяются программой учебной дисциплины.

 

 

примерная Тематика дипломных работ

 

1. Психология профессиональной адаптации юриста на этапе профессионального становления.

2. Психология допроса в правоприменительной сфере.

3. Профессиональная деформация личности юриста.

4. Психотехники профессионального общения юриста.

5. Судебно-психологическая оценка криминальной агрессии.

Вопросы для подготовки к зачету

1. Личность в психологии и праве.

2. Проявление закономерностей ощущений и восприятия в формировании свидетельских показаний.

3. Виды и процессы памяти.

4. Мышление как категория в юридической психологии.

5. Роль воображения в деятельности юриста.

6. Виды и свойства внимания.

7. Свойства и виды эмоций и чувств.

8. Волевые состояния и волевые качества личности.

9. Психологическая характеристика и виды тревожности.

10. Понятие и виды фрустрации.

11. Понятие и фазы стресса.

12. Проявления и последствия ПТСР.

13. Уголовно-правовое значение аффекта.

14. Основные свойства типов темперамента, их значение для правоприменительной сферы.

15. Характер как социальный аспект личности.

16. Индивидуально-психологические свойства личности.

17. Предмет и компетенция судебной психологической экспертизы (СПЭ). Классификация СПЭ.

18. Компетенция СПЭ в уголовном судопроизводстве.

19. Компетенция СПЭ в гражданском судопроизводстве.

20. Психологические портреты отдельных категорий преступников.

21. Психологическая структура преступного деяния (умышленного, неосторожного и импульсивного).

22. Психологические особенности преступности несовершеннолетних.

23. Социально-психологические характеристики преступной группы. Классификация преступных групп.

24. Профессиональные требования, предъявляемые к личности юриста.

25. Психология осмотра места происшествия.

26. Психология обыска и выемки.

27. Психология следственного эксперимента, проверки показаний на месте происшествия.

28. Психология допроса.

29. Психологическая характеристика деятельности судьи.

30. Психология деятельности прокурора.

31. Психологические особенности деятельности адвоката.

32. Психологические особенности суда присяжных.

33. Психология свидетелей и потерпевших в судебном заседании.

34. Психология подсудимого.

35. Области исследований в пенитенциарной психологии.

 

литература

Основная

1. Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010*.

2. Юридическая психология: Хрестоматия / авт.-сост. В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010*.

3. Аминов И.И. Психология деятельности юриста: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Психология» / И.И. Аминов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник: Рек. Уч.-метод. Центром «Проф. учебник» / Чуфаровский Ю.В. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004*.

5. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003*.

6. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

7. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М. Еникеев. – СПб.: Питер, 2003.

8. Васильев В.Л. Юридическая психология. – 4-е изд., доп. и перераб. – СПБ: Питер, 2002.

9. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2002.

 

Дополнительная

1. Антонян Ю.М. Личность преступника / Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Ассоциация юр. центр. – СПб: Юрид. центр Пресс, 2004*.

2. Антонян Ю.М., Леонова О.В., Шостакович Б.В. Феномен зависимого преступника / Ю.М. Антонян, О.В. Леонова, Б,В. Шостакович; Под ред. Ю.М. Антоняна. – М.: Аспект Пресс, 2007*.

3. Антонян Ю.М. Особо опасный преступник. – Москва: Проспект, 2011.

4. Блэкборн Р. Психология криминального поведения / Блэкборн Р. – М., СПб., Мн.: Питер, 2004*.

5. Индивидуальность потерпевшего и моральный вред / Будякова Т.П.; Ассоциация юрид. центр. – СПб., Изд-во Р. Асланова юрид. центр Пресс, 2005*.

6. Кони А.Ф. Обвинительные и судебные речи / Аудиокнига. М.: Студия АРДИС, 2006.

7. Михалкин Н.В., Черкашина И.Л. Процесс принятия судебных решений. Логико-психологические и методологические подходы: Учеб.-метод. пособие / Михалкин Н.В., Черкашина И.Л.; Рос. академия правосудия. М.: РАП, 2006*.

8. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М.: «Ось-89», 2001.

9. Плевако Ф.Н. Нашумевшие уголовные процессы / Аудиокнига. – М.: Студия АРДИС, 2006.

10. Ратинова Н.А. Психологические основы расследования преступлений, совершенных по неосторожности: науч.-метод. пособие / Ратинова Н.А.; НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. М., 2005*.

11. Ситковская О.Д. Аффект. Криминально-психологическое исследование. – М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001*.

12. Ситковская О.Д. Использование психологических познаний для определения общих условий уголовной ответственности: науч.-метод. пособие / Ситковская О.Д.; НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. М., 2005*.

13. Тазин И.И. Мотивационно-смысловая сфера личности преступника и ее значение в судебно-следственной практике: Монография / Тазин И.И.; Рос. акад. правосудия. М.: РАП, 2008*.

14. Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004*.

15. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор В.А. Томсинов. – ИКД «Зерцало-М», 2002.

Публикации в периодических и продолжающихся изданиях

1. Дядькин Д.С. О некоторых психологических причинах возникновения ошибок при назначении наказания / Дядькин Д.С. // Мировой судья. 2006. № 2. С. 24 – 27*.

2. Жегалов Е.А. Психологические основы предупреждения судебных ошибок // Жегалов Е.А. Мировой судья. 2005. № 12. С. 17 – 19*.

3. Зарипова Г. Использование психологических знаний гособвинителем / Зарипова Г. // Законность. 2006. № 11. С. 18 – 20*.

4. Костина Л.Н. Использование психологических знаний в практике расследования групповых преступлений несовершеннолетних: история и современные проблемы / Костина Л.Н. // Труды Академии управления МВД России. 2007. № 4. С. 109 – 114*.

5. Лебедев Н. Психологические особенности участников уголовного процесса, влияющие на возникновение конфликтов при производстве по уголовным делам / Лебедев Н. // Закон и право. 2008. № 3. С. 68 – 72*.

6. Марков И.И. Системный подход к психологическому сопровождению судебной деятельности / Марков И.И., Черевко И.М. // Рос. правосудие. 2008. № 1. С. 99 – 102*.

7. Мединцев В.А. Диалогическое моделирование психологических взаимодействий / Мединцев В.А. // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 50 – 56*.

8. Михайличенко Н.А. Тактические средства управления конфликтными ситуациями, возникающими при расследовании уголовных дел / Михайличенко Н.А. // Рос. следователь. 2008. № 4. С. 31 – 34*.

Справочная

1. Большой толковый психологический словарь (The Penguin): В 2-х т. / Сост. Ребер А. – 2-е изд. М.: Вече, АСТ, 2000*.

2. Кордуэлл М. Психология: А – Я: Словарь-справ. / Кордуэлл М.; Пер. с англ. Ткаченко К.С. М.: Фаир-Пресс, 2000*.

3. Кун Д. Основы психологии: Большая энциклопедия психологии. Все тайны поведения человека / Деннис Кун. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

4. Немов Р.С. Психология: Словарь-справ.: В 2-х ч. М.: Владос-Пресс, 2004*.

5. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2006.

6. Словарь-справочник по социальной психологии / В.Крысько. – СПб.: Питер, 2003.

7. Преступление и наказание от «А» до «Я» (словарь по пенитенциарной психологии) / Под общ. редакцией Д.В. Сочивко. – М.: МПСИ, 2009.

 

Методическая

1. Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

2. Либин А.В. Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм / А.В. Либин, А.В. Либина, В.В. Либин. – М.: Эксмо, 2008.

3. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Питер, 2006.

4. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

Периодические издания

Журналы: «Психологическая наука и образование», «Прикладная юридическая психология», «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Национальный психологический журнал», «Вопросы психологии экстремальных ситуаций», «Консультативная психология и психотерапия», «Социальная психология и общество», «Мир психологии».

 

Интернет-ресурсы

psylab.info http://www.psychology.ru/ http://psyarticles.ru/ http://psychology.su/ http://psychology.biznet.ru/ http://psyfactor.org/ http://psynavigator.ru/ http://psychology.net.ru/ http://www.imaton.com/  

 

Учебное издание

Лилия Алексеевна Дмитриева

Юридическая психология



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.134 (0.012 с.)