Тема № 2. Предмет и основные проблемы правовой психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 2. Предмет и основные проблемы правовой психологии



Министерства внутренних дел Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

для студентов 3 курса очной формы обучения

 

по специальности 030501 «Юриспруденция»

Обсуждены и одобрены

на заседании кафедры

Протокол № ____

От «___» __________20__ г.

Ростов-на-Дону

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Программа

 

Программа учебной дисциплины «Юридическая психология» учитывает особенности социально-психологической и криминогенной обстановки в современной России. Изучение специальной дисциплины «Юридическая психология» имеет цель вооружить студентов системой психологических знаний, умений и навыков, необходимых для повышения уровня их профессионального мастерства.

Цель дисциплины – формирование у студентов психологических знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно решать профессиональные задачи.

Данная цель предполагает развитие у студентов следующих качеств их личности и индивидуальности:

- в интеллектуальной сфере – высокий уровень общих и профессионально-психологических умений, позволяющий обеспечить качественное осуществление предстоящей служебной деятельности;

- в мотивационной – достаточный уровень мотивации профессиональной деятельности;

- в эмоциональной – чувство профессиональной чести и гордости, убеждение в высоком социальном престиже, предстоящей профессиональной деятельности;

В волевой сфере – способность осознанной постановки целей профессиональной деятельности и достижения их через преодоление личностных трудностей.

 

Достижение цели изучения курса реализуется в процессе решения следующих задач:

- усвоение студентами теоретеко-методологических основ юридический психологии в деятельности правоохранительных органов, юридических служб предприятий и учреждений;

- овладением системой психологический знаний, умений и навыков, реализуемых при решении задач по защите законных прав и интересов граждан, охране общественного порядка, профилактике преступлений, расследование уголовных дел и др.;

- усвоения закономерностей психологии поведения личностей, групп и профессиональных коллективов в сфере правопорядка;

- привития навыков по психологии профессионального общения при реализации задач служебной деятельности;

- приобретения профессионально важных качеств личности, умения управлять собой, определять наиболее рациональный стиль деятельности.

 

Тема № 2. Предмет и основные проблемы правовой психологии

 

Семинарское занятие - 2 часа

 

Учебные цели занятия

- закрепить знания, полученные при изучении данной темы;

- углубить знания студентов о праве как факторе социальной регуляции поведения личности в обществе;

- сформировать у студентов понимания социализации личности и значимости усвоения ими социальных норм;

План

1. Право как фактор социальной регуляции поведения личности.

2. Социализация личности – основы социально адаптированного поведения.

3. Правовая социализация, правосознание и правоисполнительное поведение.

4. Условия эффективности функционирования правовых норм.

 

 

Дополнительные вопросы:

1. Что изучает правовая социализация.

2. Как вы понимаете эффективность правовых норм.

3. Дайте определение правовой социализации личности.

4. Назовите основные механизмы правовой социализации личности

5. Назовите условия эффективного функционирования правовых норм.

6. Какова структура и классификация правосознания.

7. Дайте определение правоприменительного поведения и укажите его группы.

 

 

Основная литература:

 

1. Баранов П.П.. Курбатов В.И. Юридическая психология: Учеб. пос. – Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2003. – 530 с.

2. Еникеев М.И. Юридическая психология – Учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА. 2002. – 517 с.

3. Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология: Учеб. пос. – М.: Дело, 2005. – 384 с.

4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004 – 472 с.

 

Дополнительная литература:

 

1. Аминов И.И. Юридическая психология: Учеб. пос.для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 415 с.

2. Баранов П.П., Мещерякова А.В. Правовая психология курсантов вузов МВД России. – Ростов-на-Дону: 2001. – 168 с.

3. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 5-е изд. перераб. и доп.- СПб: Питер, 2003 – 656 с.

 

 

Тема № 3. Превентивная психология и психология несовершеннолетних.

Семинарское занятие - 2 часа

Практическое занятие – 2 часа

 

Учебные цели занятия

- закрепить знания, полученные при изучении данной темы;

- способствовать формированию умений по уяснению особенностей следствия по делам несовершеннолетних.

План

1. Проблемы превентивной психологии.

2. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии.

3.Система предупреждения преступлений среди несовершеннолетних.

4. Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних.

 

 

Дополнительные вопросы:

 

1. Психологическая характеристика девиантного поведения.

2. Подросток и преступление.

3. Проблемы социализации несовершеннолетних.

4. Субкультурные сообщества и их влияние на интегрирование в общественную жизнь.

 

Основная литература:

 

1. Аминов И.И. Юридическая психология: Учеб. пос.для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 415 с.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб: Изд-во Питер, 2000. - 624 с.

3. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб.; Изд-во «Питер», 2003. -752 с.

4. Еникеев М.И. Юридическая психология – Учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА. 2002. – 517 с.

5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Юристъ. 1995. – 256 с.

6. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004 – 588 с.

 

 

Дополнительная литература:

1. Баранов П.П.. Курбатов В.И. Юридическая психология: Учеб. пос. – Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2003. – 530 с.

2. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Подростов в условиях социальной изоляции. Книга 2-я. – М.: «Ось-89», 1998. – 320 с.

3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.

 

Тема № 4. Психология личности преступника.

Семинарское занятие - 2 часа

Практическое занятие – 4 часа

 

Учебные цели занятия

- закрепить знания, полученные при изучении данной темы;

- углубить знания студентов о существующих подходах к анализу поведенческих явлений личности.

- сформировать умение учитывать влияние на формирование личных биологических и социальных факторов.

План

1. Системный подход к анализу поведенческих явлений

2. Биосоциальные факторы в детерминации преступного деяния.

3. Понятие личности преступника.

4. Типология личности преступника.

 

Дополнительные вопросы:

 

1. Предмет, цели и задачи криминальной психологии.

2. Мотивы и цели преступного деяния.

3. Поводы преступлений.

4. Назовите психологические предпосылки преступного поведения.

5. Роль биологических факторов в формировании личности.

6. Социальные детерминации преступного поведения.

7. Личности преступника как предмет познания криминальной психологии.

 

 

Основная литература:

 

1. Аминов И.И. Юридическая психология: Учеб. пос.для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 415 с.

2. Баранов П.П.. Курбатов В.И. Юридическая психология: Учеб. пос. – Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2003. – 530 с.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология – Учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА. 2002. – 517 с.

4. Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология: Учеб. пос. – М.: Дело, 2005. – 384 с.

5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004 – 472 с.

 

Дополнительная литература:

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. – М., 1996. -336 с

2. Бабушкин Т.Д., Караваев А.Ф. Психология правонарушающего поведение / Психология и педагогика в правоохранительной деятельности. № 1(3), 1996. с. 97-100.

3. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 5-е изд. перераб. и доп.- СПб: Питер, 2003 – 656 с.

4. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. Учеб. пос. – М.: Изд-во «Щит и М.», 2001, - 218 с.

5. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004 – 588 с.

6. Цветков В.А. Юридическая психология в схемах и комментариях. – М.: Изд-во «Щит и М.», 2006. – 304 с.

 

 

План

1. Насильственный тип преступника

2. Корыстный тип преступника

3. Психологические особенности преступников профессионалов и рецидивистов

4. Психологические особенности лиц, совершивших неосторожные преступления

5. Психологические особенности лиц, совершивших импульсивные преступления

6. Психологическая характеристика потерпевшего.

 

Дополнительные вопросы:

 

1. Понятие агрессии, ее разновидность и средство достижения преступной цели

2. Типы убийств и их психологическая характеристика

3. Преступно-насильственое поведение женщин

4. Психологическая характеристика сексуальных преступников

5. Какие психологические черты свойственны корыстным преступникам

6. Каковы психологические особенности профессионалов и рецидивистов

7. Назовите разновидности преступников рецидивистов

8. Чем различается психология лиц, совершивших неосторожное и импульсивное преступное действие

9. Психология преступных групп

10. Психологические черты преступного сообщества

11. Для чего необходимо изучать психологию потерпевшего.

 

Самостоятельная работа

 

1. Подготовка вопросов к семинарскому занятию в соответствии с планом его проведения.

2. Изучение рекомендуемой литературы и комплексов лекций.

3. Написание научных работ, докладов, рефератов.

 

 

Основная литература:

 

1. Аминов И.И. Юридическая психология: Учеб. пос.для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 415 с.

2. Баранов П.П.. Курбатов В.И. Юридическая психология: Учеб. пос. – Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2003. – 530 с.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология – Учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА. 2002. – 517 с.

4. Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология: Учеб. пос. – М.: Дело, 2005. – 384 с.

5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004 – 472 с.

 

 

Дополнительная литература:

1. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 5-е изд. перераб. и доп.- СПб: Питер, 2003 – 656 с.

2. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Подросток в условиях социальной изоляции. Книга 2-я. – М.: Ось-89, 1998. – 320 с.

3. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004 – 588 с.

4. Цветков В.А. Юридическая психология в схемах и комментариях. – М.: Изв-во «Щит и М.», 2006. – 304 с

 

План

1. Понятие психологии расследования преступлений

2. Психология личности и деятельности следователя

3. Психология следственных действий

4. Нетрадиционные методы расследования преступлений

 

 

Дополнительные вопросы:

1. Психологическая характеристика следственной деятельности.

2. Познавательный характер предварительного следствия.

3. Психология осмотра места происшествия.

4. Психология обыска.

5. Психологические особенности допроса.

6. Психология очной ставки.

7. Психология предъявления для опознания.

8. Психология следственного эксперимента.

 

 

Основная литература:

 

1. Аминов И.И. Юридическая психология: Учеб. Пос. для студентов вузов обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция» - М.: ЮНИТИ_ ДАНА, 2007, -415 с.

2. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2003. 530 с.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов изд-во «Норма». – 517 с.

4. Жуков И.А., Полтавцева Л.И. Психологические основы тактики производства отдельных следственных действий. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Дону: РЮИ МВД России, 2006. – 48 с.

5. Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология: Учеб. пос. – М.: Дело, 2005. – 384 с

6. Прикладная юридическая психология/Под ред. проф. А.М.Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

7. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М.: ООО «Юрлитинформ», 2001. 352 с.

8. Романов В.В. Юридическая психология. Учебник. М.: Юрист, 2004. 588 с.

9. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебник. М.: ТК Велби, 2003. 472 с.

 

Дополнительная литература:

 

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М., 1996.- 336 с.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб: Изд-во Питер, 2000. 624 с.

3. Елисеев М.И., Черных Э.А. Психология осмотра места происшествия: Практикум по психологии (общей и юридической): Учебное пособие. М.: Велес, 1994. 95 с.

4. Еникеев М.И., Черных Э.А Психология обыска и выемки Учебное пособие. М.: Велес, 1994. 73 с.

5. Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология допроса: Учебное пособие. М.: Велес, 1994. 149 с.

6. Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология следователя. М.: Велес,1994.158с.

7. Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.-М.:Моск.ун-та,1999.- 497 с.

8. Кудрявцев И.А., Ратинов Н.А. Криминальная агрессия (экспертная типология и судебно-психологическая оценка).- М.:Изд-во Моск. ун-та, 2000.-192 с. 8.

9. Полтавцева Л.И. Возможности психологии в преодолении проти-водействия расследованию преступлений/Вестник МВД. М.,2005.№ 4.

10. Полтавцева Л.И. Криминалистика и психология. Интеграция наук а познании закономерностей деятельности, направленной на раскрытие и расследование преступлений. Ростов-на-Дону, 2002. – 125 с.

11. Полтавцева Л.И. Психологические основы тактики производства отдельных следственных действий: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2004.

 

12. Тищенко П.П. Тактика и психологические основы допроса: Учебное пособие (Опорные схемы). Домодедова: МВД РФ, 1994. 40 с.

13. Шевченко В.М. Психологические основы следственной деятельности: Учебное пособие. Ростов н/Д: РЮИ МВД РФ, 1998. 132 с.

14. Шевченко В.М. Психология расследования и производства следственных действий: Учебное пособие. Ростов н/Д: РВШ МВД РФ, 1997. 104 с.

 

 

План

1. Задачи, предмет, объекты, компетенция и этапы судебно-психологической экспертизы

2. Методика проведения судебно-психологической экспертизы

3. Виды судебно-психологической экспертизы

4. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве и арбитражном процессе.

 

Дополнительные вопросы:

 

1. Назовите основания назначения и проведения СПЭ

2. Что является поводом для назначение СПЭ способности воспринимать важные для дела обстоятельства

3. По какой категории уголовных дел чаще всего проводится СПЭ физиологического аффекта

4. К каким специфическим группам на основе результатов СПЭ можно отнести жертв изнасилования

5. Назовите основную задачу проведения СПЭ несовершеннолетних обвиняемых

6. Раскройте понятие и компетенцию комплексной СПЭ

7. Какие виды комплексной СПЭ существуют.

 

Основная литература:

 

1. Аминов И.И. Юридическая психология: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 5-е изд. перераб. и доп.- СПб: Питер, 2003 – 656 с.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология – Учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА. 2002. – 517 с.

4. Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Дело, 2005.

5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект 2004.

 

Дополнительная литература:

1. Баранов П.П.. Курбатов В.И. Юридическая психология: Учеб. пос. – Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2003. – 530 с.

2. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология.: Учебное пособие.- М.: «Щит и М»., 2001. – 218 с.

3. Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. – М.: Изд-во МГУ, 1999 – 497 с.

4. Кудрявцев И.А., Ратинов Н.А. Криминальная агрессия (экспертная типология и судебно-психологическая оценка).- М.:Изд-во Моск. ун-та, 2000.-192 с. 8.

5. Мельник В.В., Яровенко В.В. Теоретические основы судебно- психологической экспертизы. Владивосток: Изд-во ун-та, 1991. 160 с.

 

6. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004 – 588 с.

7. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.: Научно-практическое пособие. – М.: Гардарика – Смысл, 1998 – 192 с.

8. Сиротягина Д.А., Сиротягин И. Судебно-психологическая экспертиза. Следователь: Теория и практика деятельности. – Екатеринбург, 1993. – 83 с.

9. Цветков В.А. Юридическая психология в схемах и комментариях. – М.: Изв-во «Щит и М.», 2006. – 304 с.

План

1. Понятие психологии судопроизводства

2. Общая характеристика психологической структуры судебной деятельности

3. Психологические особенности судопроизводства на отдельных его этапах

4. Требования, предъявляемые к нравственным и психологическим качествам участников судопроизводства

5. Социально-психологические особенности судопроизводства с участием присяжных заседателей.

 

Дополнительные вопросы:

 

1. Какова психологическая структура судебной деятельности

2. Раскройте сущность каждого компонента судебной деятельности

3. Какие требования предъявляются к морально-психологическим качествам судьи, прокурора, адвоката.

4. Какие социально-психологические факторы влияют на способность коллегии присяжных заседателей вырабатывать качественное согласованное коллективное решение при вынесении вердикта по вопросам о фактической стороне дела и виновности подсудимого

5. Каковы психологические аспекты судебного следствия

6. Особенности судебного допроса

7. От чего зависит убедительность речи в прениях сторон

8. Дайте психологическую характеристику постановления приговора.

 

 

Основная литература:

 

1. Аминов И.И. Юридическая психология: Учеб. пос.для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 415 с

2. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2003. 530 с.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология – Учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА. 2002. – 517 с.

4. Мариновская И.Д., Тихомирова С.Н. Юридическая психология: Учеб. пос. – М.: Дело, 2005. – 384

5. Прикладная юридическая психология/Под ред. проф. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

6. Романов В.В. Юридическая психология. Учебник. М.: Юрист, 2004. 588 с.

7. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004 – 472 с.

 

Дополнительная литература:

 

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб: Изд-во Питер, 2000. 624 с.

2. Вопросы судебной психологии. Вып. 2. Минск, Изд-во БГУ, 1972. 136 с.

3. Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатриче­ская экспертиза. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. 497 с.

4. Кудрявцев И.А., Ратинов Н.А. Криминальная агрессия (экспертная типология и судебно-психологическая оценка). М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 192 с.

5. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М.: ООО «Юрлитинформ», 2001. 352 с.

6. Соротягина Д.А., Соротягин И. Судебно-психологическая экспертиза. Следователь: Теория и практика деятельности. Екатеринбург, 1993. 83 с.

7. Эминов В., Еникеев М. Криминологические проблемы юридической психологии. Уголовное право №2 /2001 с. 111-114..

 

 

План

1. Психологическая характеристика оперативно-розыскной деятельности

2. Психология оперативно-розыскных мероприятий.

3. Взаимосвязь следственной и оперативно-розыскной деятельности

 

 

Дополнительные вопросы:

 

1. Психологический портрет неустановленного преступника или лица, находящегося в розыске. Психологический портрет и розыскной профиль.

2. Ростовская (Бухановский А.О., Ростов-на-Дону) школа «проспективного портрета» неустановленного преступника.

3. Психология оперативной игры.

4. Психология преступной инсценировки.

5. В чем отличия опроса как оперативно-розыскного мероприятия от допроса на предварительном следствии.

6. Какие приемы для повешения эффективности опроса необходимо использовать при его проведении.

7. Зачем оперативному сотруднику необходимо знание способов совершения преступлений.

 

 

Основная литература:

 

1. Аминов И.И. Юридическая психология: Учеб. пос.для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 415 с

2. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2003. 530 с.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.: Изд-во Норма, 2002. - 517 с.

4. Лаговский А.Ю., Скрыпников А.И. Составление психологического портрета преступника: Учебно-методическое пособие. - М.:ВНИИ МВД России,2000.-112с.

5. Мариновская И.Д., Тихомирова С.Н. Юридическая психология: Учеб. пос. – М.: Дело, 2005. – 384

6. Прикладная юридическая психология/Под ред. проф. А.М.Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

7. Спасенников И.Г. Применение вопросов оперативно-розыскной психологии в предупреждении преступлений оперативными аппаратами органов внутренних дел: Учебное пособие. Ростов:РЮИ МВД РФ,2002.-56с.

8. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебник. М.: ТК Велби, 2003. 472 с.

 

Дополнительная литература:

 

1. Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста: Учебно-метод. пособие.-М.:ИМЦ ГУК МВД России,2002.-88с.

2. Скрыпников А.И., Лаговский А.Ю., Бегунова Л.А. Значение поведенческих реакций подозреваемого для экспресс-оценки его психологических особенностей.-М., 1995.-52с.

3. Скрыпников А.И.., Стрельченко А.Б. Использование экстраординарных способностей человека при раскрытии преступлений: Методическое пособие/Под. ред. Л. Гримак. М.: ВНИИ МВД РФ, 1995. 48 с.

4. Шевченко В.М. Психологический анализ маскировочной деятельности правонарушителя в процессе раскрытия и расследования преступлений: Монография. - Ростов-на-Дону: РЮИ МВД РФ,1999.-176с.

5. Шевченко В.М. Психология преступной инсценировки. Монография.-Рн/Д:РЮИ МВД России, 2000.-288с.

6. Бараненко Б.И. Психология оперативно-розыскной деятельности. Общая часть. – Луганск: РВВ ЛАВС, 2003. – 272 с.

7. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 5-е изд. перераб. и доп.- СПб: Питер, 2003 – 656 с.

8. Илларионов В.Л. Переговоры с преступниками. – М., 1993.

9. Лаговский А.Ю., Скрынников А.И. Составление психологического портрета преступника: Учебно-методическое пособие., - М.: ВНИИ МВД России, 2001. -120 с.

10. Цветков В.А. Юридическая психология в схемах и комментариях. – М.: Изв-во «Щит и М.», 2006. – 304 с.

 

 

План

1. Понятие пенитенциарной психологии

2. Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализации

3. Психологический анализ коллектива осужденных

4. Методы изучения личности и психологического воздействия на осужденных в целях их ресоциализации

5. Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.

6. Психологическая характеристика сотрудника исправительного учреждения.

 

Дополнительные вопросы:

 

1. Психология лиц, осуществляющих надзор за осужденными.

2. Психологические состояния осужденного.

3. Типологические особенности личности разных категорий осужденных.

4. Адаптация осужденных к условиям лишения свободы.

5. Психологические аспекты мер воспитательного воздействия на осужденного.

6. Касты осужденных.

7. Стратификация в системе неформального общения.

8. Социально-психологические особенности среды осужденных. Социально-психологическая структура коллектива осужденных: актив, резерв, пассив. Лидерство в среде осужденных.

 

 

Основная литература:

 

1. Аминов И.И. Юридическая психология: Учеб. пос.для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 415 с

 

2. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2003. 530 с.

3. Васильев В.Л. Юридическая психология. – Учебник для вузов.- 5-е изд. пререраб. и доп. – СПБ., Питер, 2003. -656 с.

4. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.: Изд-во Норма, 2002. - 517 с.

5. Прикладная юридическая психология/Под ред. проф. А.М.Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

6. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебник. М.: ТК Велби, 2003. 472 с.

 

Дополнительная литература:

 

1. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология: аудиовизуальная диагностика / Татуировки, жаргон, жесты/: Учеб. пособ. В 2-х ч. Ч.1. Домодедово, 1996. 130с.

2. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология: аудиовизуальная диагностика/Татуировки, жаргон, жесты/: Учеб. пособ. В 2-х ч. Ч.2. Домодедово, 1996. 138 с.

3. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: «Щит и М», 2001. – 218 с.

4. Наказание и исправление преступников: Пособие/Под ред. проф. Ю.М. Антоняна. М.: НИИ МВД РФ, 1992. 392 с.

5. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Подросток в условиях социальной изоляции. Книга 2-я. М.: «Ось-89», 1998. 320 с.

6. Пищелко А.В. Психолого-педагогические основы ресоциализации личности осужденных: Монография.Домодедово:РИП МВД РФ, 1994. 88с.

7. Психолого-педагогические проблемы исполнения уголовных наказаний. Рязань: ВШ МВД РФ, 1992. 92 с.

8. Филонов А.Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого: Учебное пособие. М.: НИиРИО МВД РФ, 1983. 80 с.

 

 

Перечень вопросов для подготовки к экзамену

по дисциплине

 

1. Предмет, задачи и система (структура) современной юридической психологии.

2. Классификация и характеристика методов, используемых в юридической психологии.

3. Историческое развитие юридической психологии за рубежом.

4. Становление юридической психологии в России.

5. Правовая психология и ее предмет.

6. Социально-регулятивная сущность права.

7. Социально-психологические аспекты эффективного правотворчества.

8. Понятие социализации и правовой социализации личности.

9. Правосознание и правоисполнительное поведение.

10. Превентивная психология: задачи и проблемы.

11. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии.

12. Система предупреждения преступлений среди несовершеннолетних.

13. Биосоциальные факторы в детерминации преступного поведения.

14. Причины искажения мотивационно-потребностной сферы личности.

15. Роль потребностей в формировании личности преступника.

16. Понятие личности преступника.

17. Типология личности преступника.

18. Насильственный тип личности преступника.

19. Корыстный тип личности преступника.

20. Психологические особенности преступников – профессионалов и рецидивистов.

21. Психологические особенности лиц, совершивших неосторожные преступления.

22. Психологические особенности лиц, совершивших импульсивные преступления.

23. Психологическая характеристика потерпевшего.

24. Психология совершения преступления в составе преступной группы.

25. Виды преступных формирований.

26. Психологическая характеристика организованных преступных групп и преступных сообществ.

27. Психологическая характеристика следственных действий.

28. Психология осмотра места преступления.

29. Организационная и поисковая деятельность следователя.

30. Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних.

31. Принудительный характер обыска и конфликтный характер его проведения.

32. Психологические аспекты подготовки следователя к допросу.

33. Методы психологического воздействия следователя на допрашиваемого с целью изменения отрицательных психических состояний.

34. Психология очной ставки. Психологические особенности подготовки очной ставки. Обстоятельства, способствующие успеху очной ставки.

35. Психология предъявления для опознания. Психологическая сущность опознания.

36. Психологическая сущность следственного эксперимента.

37. Использование результатов ОРД в следственных действиях.

38. Нетрадиционные методы расследования преступлений.

39. Психология личности и деятельности следователя.

40. Задачи, предмет и компетенция назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ).

41. Основные и факультативные поводы назначения судебно-психологической экспертизы.

42. Порядок проведения судебно-психологической экспертизы. Оценка, использование заключения СПЭ следователем, судом, защитой.

43. Общая характеристика психологической структуры судебной деятельности.

44. Виды судебно-психологической экспертизы.

45. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве.

46. Судебно-психологическая экспертиза в арбитражном судопроизводстве.

47. Комплексная судебно-психологическая экспертиза.

48. Психологические аспекты организации судебного заседания.

49. Психологические особенности судебной деятельности на отдельных этапах.

50. Требования, предъявляемые к нравственным и психологическим качествам участников судопроизводства.

51. Социально-психологические особенности судопроизводства с участием присяжных заседателей.

52. Особенности судебного допроса.

53. Психологические аспекты судебных прений.

54. Речь в суде и ее психологическое значение

55. Психологическая характеристика постановления приговора.

56. Этические нормы в деятельности судьи.

57. Психологическая характеристика оперативно-розыскной деятельности.

58. Психология оперативно-розыскных мероприятий и взаимосвязь со следственной деятельностью.

59. Психологический портрет и розыскной профиль неустановленного преступника или лица, находящегося в розыске.

60. Психология преступной инсценировки.

61. Понятие опроса как оперативно-розыскного мероприятия и допроса на предварительном следствии и их различие.

62. Приемы используемые оперативными сотрудниками для повышения эффективности опроса как оперативно-розыскного мероприятия.

63. Понятие пенитенциарной психологии психологический анализ коллектива осужденных.

64. Психологические аспекты адаптации освобожденного из мест лишения свободы к условиям жизни на свободе.

65. Методы изучения личности и психологического воздействия на осужденных в целях их ресоциализации.

66. Психологические проблемы наказания и исправления преступников.

67. Социально-психологическая структура коллектива осужденных (актив, резерв, пассив). Лидерство в сфере осужденных.

68. Психологическая характеристика лиц, осуществляющих надзор за осужденными.

69. Гражданское право как фактор формирования психологии гражданского общества.

70. Психология гражданского судопроизводства.

 

Министерства внутренних дел Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

для студентов 3 курса очной формы обучения

 

по специальности 030501 «Юриспруденция»

Обсуждены и одобрены

на заседании кафедры

Протокол № ____

От «___» __________20__ г.

Ростов-на-Дону

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Программа

 

Программа учебной дисциплины «Юридическая психология» учитывает особенности социально-психологической и криминогенной обстановки в современной России. Изучение специальной дисциплины «Юридическая психология» имеет цель вооружить студентов системой психологических знаний, умений и навыков, необходимых для повышения уровня их профессионального мастерства.

Цель дисциплины – формирование у студентов психологических знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно решать профессиональные задачи.

Данная цель предполагает развитие у студентов следующих качеств их личности и индивидуальности:

- в интеллектуальной сфере – высокий уровень общих и профессионально-психологических умений, позволяющий обеспечить качественное осуществление предстоящей служебной деятельности;

- в мотивационной – достаточный уровень мотивации профессиональной деятельности;

- в эмоциональной – чувство профессиональной чести и гордости, убеждение в высоком социальном престиже, предстоящей профессиональной деятельности;

В волевой сфере – способность осознанной постановки целей профессиональной деятельности и достижения их через преодоление личностных трудностей.

 

Достижение цели изучения курса реализуется в процессе решения следующих задач:

- усвоение студентами теоретеко-методологических основ юридический психологии в деятельности правоохранительных органов, юридических служб предприятий и учреждений;

- овладением системой психологический знаний, умений и навыков, реализуемых при решении задач по защите законных прав и интересов граждан, охране общественного порядка, профилактике преступлений, расследование уголовных дел и др.;

- усвоения закономерностей психологии поведения личностей, групп и профессиональных коллективов в сфере правопорядка;

- привития навыков по психологии профессионального общения при реализации задач служебной деятельности;

- приобретения профессионально важных качеств личности, умения управлять собой, определять наиболее рациональный стиль деятельности.

 

Тема № 2. Предмет и основные проблемы правовой психологии

 

Семинарское занятие - 2 часа

 

Учебные цели занятия

- закрепить знания, полученные при изучении данной темы;

- углубить знания студентов о праве как факторе социальной регуляции поведения личности в обществе;

- сформировать у студентов понимания социализации личности и значимости усвоения ими социальных норм;

План

1. Право как фактор социальной регуляции поведения личности.

2. Социализация личности – основы социально адаптированного поведения.

3. Правовая социализация, правосознание и правоисполнительное поведение.

4. Условия эффективности функционирования правовых норм.

 

 

Дополнительные вопросы:

1. Что изучает правовая социализация.

2. Как вы понимаете эффективность правовых норм.

3. Дайте определение правовой социализации личности.

4. Назовите основные механизмы правовой социализации личности

5. Назовите условия эффективного функционирования правовых норм.

6. Какова структура и классификация правосознания.

7. Дайте определение правоприменительного поведения и укажите его группы.

 

 

Основная литература:

 

1. Баранов П.П.. Курбатов В.И. Юридическая психология: Учеб. пос. – Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2003. – 530 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.285 с.)