Психолого-правовые признаки организованной преступной группы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-правовые признаки организованной преступной группы.



Организованная преступная группа – устойчивое объединение лиц, организовавшихся для регулярной совместной преступной деятельности в корыстных целях и для достижения контроля в определенной социальной сфере или на определенной территории.Признаками преступной группы являются:

наличие в организованной преступной группе строгой иерархии во главе с лидером;

наличие постоянного состава группы;

существование специальных методов формирования организованной преступной группы и привлечения в нее новых членов;

дисциплина, наличие в организованной преступной группе системы поощрений и наказаний;

распределение ролей между участниками преступной группы;

распределение дохода в зависимости от иерархии;

наличие противоречий внутри преступной группы, противоречия обусловлены неравенством положения членов группы и неравенством их доходов;

наличие преступного опыта у членов преступной группы;

постоянный характер преступной деятельности;

корыстный характер деятельности, стремление к получению максимального дохода;

планируемый характер преступной деятельности;

стремление к расширению сфер деятельности;

стремление к мобильности, использование современных технических средств;

конспирация организованной преступной группой своей деятельности, разработка мер противодействия правоохранительным органам;

наличие контактов с работниками правоохранительных и других государственных органов.

Элементами криминалистической характеристики преступной группы являются:

личный состав, социально-демографическая характеристика преступной группы;

имеющийся преступный опыт ее членов;

особенности формирования и функционирования;

криминалистический тип;

психологическая и функциональная структуры;

наличие и тип лидера;

особенности межличностных отношений между ее членами.

Виды участников преступной группы:

лидеры. Осуществляют руководство группой, планирование деятельности;

активные участники. Являются исполнителями распоряжений лидера группы, но в отличие от второстепенных участников обладают инициативой, занимают более высокое положение по сравнению с второстепенными участниками. Их деятельность носит постоянный характер;

второстепенные участники – безынициативные участники группы.

Организованные преступные группы обычно совершают преступления на определенной территории, которую контролируют. Преступления обычно относятся к одному типу, совершаются сходными способами, на местах преступлений остаются сходные следы (например, следы выстрела из одного оружия, одинаковые отпечатки пальцев и т. д.). Так как почти все организованные группы стремятся к увеличению своих доходов и расширению территории своей деятельности, это приводит к конфликту с другими преступными группами. Обычно конфликт решается путем убийства противника или его устрашения с целью прогнать с определенной территории. Убийства при этом совершаются или путем найма киллера, или на встречах организованных преступных группировок для разрешения спорных вопросов.

32. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности судьи (профессиограмма).

Судья является ведущим лицом, формальным руководителем судебного процесса. Его действия жестко регламентируются, он подчиняется только закону и должен быть независим от всех посторонних влияний (политических, материально-экономических, личностных). Только в этом случае можно говорить о справедливости и объективности решений, принимаемых судьей или судебной коллегией в ходе судебного расследования. При равенстве прав всех участников судебного процесса судье принадлежит главная роль, так как он несет основную ответственность за подготовку, организацию, ведение судебного разбирательства как по уголовным, так и по гражданским делам, а также за справедливость и законность выносимого судом решения.Деятельность судьи сложна, ответственна и многогранна в связи с разнообразием выполняемых им функций и решением комплекса правоприменительных задач.

Исследование материалов предварительного следствия и всех относящихся к нему документов. Все познавательные процессы судьи (память, мышление, воображение) должны быть направлены на выделение юридически значимой информации. В результате у судьи формируется собственная концептуальная модель изучаемого явления, связанная с пониманием позиций конфликтующих сторон в гражданском процессе и сущностью криминогенной ситуации. Следует отметить, что следственное заключение может оказывать сильное внушающее воздействие на оценку данной ситуации судьей. Поэтому так важно, чтобы судья обладал такими личностными качествами, как принципиальность, независимость и самостоятельность.

Вынесение решения либо о возврате дела на доследование, либо о предании подозреваемого суду.

Формирование вероятностной первоначальной модели изучаемого события, включающей гипотезу о степени виновности подозреваемого лица и проект будущего приговора. Однако такая модель лишь исходный стимул для организации судебного разбирательства, в ходе которого должна быть сформирована достоверная модель на основе тщательной проверки всех аспектов вероятностной модели.Тщательный анализ всей доказательственной информации, поступающей в форме показаний от обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, экспертов. При этом судья должен в многообразии противоречивых показаний выделять и оценивать главное — суть событий, отделять факты от эмоциональных реакций, от социального камуфляжа и личностных притязаний участников судебного процесса. Судья должен определить подлинные интересы и стремления людей, их нравственные принципы, знать закономерности их индивидуального и группового поведения. Осуществление дисциплинарно-регулирующей функции в управлении процессом судебного следствия — сдерживание эмоций и конфликтных, агрессивных проявлений сторон. Для выполнения своей регулирующей роли судья должен обладать такими качествами, как самоконтроль, эмоциональная сдержанность, умение сохранять спокойствие в напряженных ситуациях, требовательность к форме поведения и высказываниям участвующих лиц, и в то же время проявлять терпимость, тактичность, способность к релаксации, снижению чрезмерной эмоциональной возбужденности отдельных участников заседания. Оптимальный стиль поведения судьи — демократический. Выступая в роли формального руководителя, судья должен быть также лидером, которого коллеги уважают за высокий профессионализм. Поэтому он не должен подавлять самостоятельного мнения других членов суда, нарушать их равноправность.Составление и оглашение приговора суда на заключительной стадии судебного процесса. Судья имеет право решающего голоса, и выступает последним. Здесь окончательно оцениваются и обобщаются результаты проверки в суде всех представленных доказательств и должно быть обеспечено принятие обоснованного, законного приговора суда. Зачитывая приговор суда, судья еще раз подчеркивает свою лидирующую функцию представителя государства и закона. Следует отметить, что на всех этапах судебного разбирательства и, особенно, на завершающем, судья должен наглядно и публично демонстрировать основные социальные функции суда — правоохранительную и воспитательную.Суд воздействует на следующие аспекты общественного мнения:

способствует формированию правосознания граждан;

создает уверенность в неотвратимости наказания за совершенные правонарушения;

высокая культура судопроизводства и справедливость приговора формируют атмосферу общественного осуждения преступности и личности преступника;

судебный процесс привлекает внимание общественности к причинам преступности и проблемам ее профилактики.

Деятельность судьи имеет высокоинтеллектуальный и творческий характер, поэтому параллельно с выполнением своих служебных функций в суде судья должен систематически повышать свой профессиональный уровень, профессиональное мастерство. Судья не должен замыкаться только в рамках непосредственного судопроизводства. Он должен поддерживать связи с общественными и учебными организациями с целью формирования правовых знаний у населения, привлечения общественности к борьбе с преступностью, оказания помощи правосудию. Судья должен получать информацию о результатах поведения и воспитания лиц, осужденных к лишению свободы.

Что касается собственно психограммы судьи, т.е. характеристики тех психических процессов, посредством которых он осуществляет решение теоретических и практических задач в своей деятельности, то к особо важным профессиональным свойствам можно отнести следующие.

В когнитивной (познавательной) сфере особую роль играют такие качества мышления, как аналитичность, критичность, логичность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать данные, выделять главное и наиболее существенное.

Среди свойств памяти особую роль играют оперативность в переработке информации, отбор ценной информации и ее передача в долговременную память, точное и полное знание законодательства и процессуальных норм юридической деятельности.

Особо важными для судьи являются такие свойства внимания, как устойчивость при изучении и составлении важной для суда документации, концентрация внимания, распределение и переключение внимания в сложных и динамичных ситуациях судебного процесса.

Среди свойств восприятия особо важными являются объективность, наблюдательность, умение по мимике и пантомимике участвующих в суде лиц определить их состояние, искренность поведения или наносную эмоциональность, камуфляж.

Речь судьи должна отличаться высокой культурой, лаконичностью, четкостью, внятностью, строгостью в формулировке суждений.

Воображение судьи должно совмещать в себе репродуктивные и творческие функции, а также функции прогнозирования (антиципации), т.е. способность в конкретных образах предвидеть результаты планируемых судебных заседаний и последствий принимаемых судебных решений, что позволяет избежать в деятельности судьи примитивных и непрофессиональных действий методом «проб и ошибок».

В коммуникативной сфере деятельности судьи, посредством которой он реализует социально психологические аспекты своей деятельности, можно выделить такие свойства, как способность к передаче и приему вербальной информации. Среди интерактивных свойств следует выделить экстравертивность, т.е. направленность действий вовне, на других людей, общительность, адекватное использование мимики и пантомимики. Как подчеркивает И.И. Аминов, «...одним из важнейших показателей психологической компетентности судьи является умение слушать других участников судебного разбирательства, Проявление судьей этого коммуникативного качества — одно из важнейших социально-психологических условий объективного, беспристрастного, правильного и справедливого разрешения рассматриваемого уголовного дела».

В регуляторной сфере деятельности судьи следует выделить эмоциональную сдержанность, а также такие волевые качества:

принципиальность, лидерство, настойчивость, самоконтроль, дисциплинированность.

33. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности прокурора (профессиограмма).

Прокурор выступает в судебном процессе в качестве представителя обвиняющей стороны, предъявляя подсудимому обвинение от имени государства и народа.

Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор выполняет последовательно следующие функции:

1) изучает материалы и заключение предварительного следствия;

2) участвует в распорядительном заседании суда по решению вопроса о предании подозреваемого суду;

3) участвует в процессе судебного разбирательства, в допросе обвиняемых, потерпевших и свидетелей, экспертов, участвует в дискуссии с представителями защиты;

4) готовит и произносит в суде обвинительную речь. Обвинительная речь прокурора произносится сразу же после окончания судебных прений. Она отражает кульминационный момент психологического конфликта в судебном разбирательстве и имеет огромный социально-психологический эффект, протекая обычно на фоне напряженного ожидания и активного интереса всех присутствующих в зале судебного заседания. Эта речь обычно имеет категорически утвердительный, наступательный характер как протест общества против зла и преступности, как символ неотвратимости наказания за преступления против личности и государства.

Речь прокурора обычно состоит из нескольких частей (этапов).

Вступительная часть, в которой прокурор ставит проблему, подчеркивает ее правовую и общественную значимость и привлекает внимание слушателей к ее оценке.

Краткое и четкое изложение сути и фабулы расследуемого события.

Анализ и оценка собранных по делу доказательств.

Квалификация преступления (определение его типа, степени тяжести, общественной опасности и т.п.).

Характеристика личности обвиняемого, анализ ее мотивации, степени активности, умышленности преступления, моральных свойств и др. Характеристика личности потерпевшего, причиненного ему физического страдания и морального вреда.

Соотнесение содеянного со статьями закона и предложения о мере наказания и возмещения причиненного потерпевшему ущерба.Заключение, включающее краткий итог сказанному и обращение к составу суда о присуждении справедливого наказания.Речь прокурора должна содержать не только пафос обвинения и обличения антисоциальных черт личности подсудимого, но и освещать возможные перспективы его последующей ресоциализации, особенно в тех случаях, когда рассматривается дело с участием несовершеннолетних обвиняемых. А.Ф. Кони отмечал, что самым внимательным слушателем речи прокурора является подсудимый.Полемика с адвокатами требует от прокурора особого профессионального мастерства в отстаивании своей стратегической позиции. Он должен точно подмечать и выделять все неподтвердившиеся обстоятельства и исключать их из обвинения, а также отказаться от обвинения, если материалы судебного следствия не подтверждают предъявленного обвинения. М.И. Еникеев отмечает, что прокурору часто бывает трудно перешагнуть возникающий при этом психологический барьер, «выступить с отказной речью». Поэтому прокурор обычно добивается направления дела на доследование, где и закрывает его. М.И. Еникеев справедливо считает такой подход неправомерным, так как прокурор не должен формировать свою обвинительную позицию только на основании предварительного следствия и обвинительное заключение в его речи должно основываться только на доказательствах, полученных в ходе судебного расследования.

К профессионально важным свойствам личности прокурора, играющим существенную роль в успешности его деятельности, следует отнести:

аналитико-синтетические свойства мышления, его теоретичность и логичность;

высокое чувство ответственности, социальную направленность эмоций, честность и мужество;

развитые волевые качества (принципиальность, настойчивость, самоконтроль).

экстравертированность;

способность осуществлять внушающее воздействие; выразительность и моторную сдержанность мимики и пантомимики.

34. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности адвоката (профессиограмма).

Адвокат является представителем защиты в суде. Его деятельность обусловлена спецификой социально-психологической роли. Адвокат — защитник всех прав и интересов подсудимого. Он призван наиболее квалифицированно реализовать основную задачу правосудия: осуждению и наказанию должны подвергаться только те лица, которые, безусловно, виновны в совершении преступлений, тогда как невиновные лица должны быть освобождены от необоснованных обвинений. Адвокат должен использовать все предусмотренные законом средства защиты, выяснить все те обстоятельства, которые могут служить для оправдания или смягчения вины подсудимого, и оказывает ему необходимую юридическую помощь.

В деятельности адвоката можно выделить несколько этапов.Предварительное изучение материалов дела. Адвокат тщательно анализирует все материалы предварительного следствия, проверяет обоснованность и законность предъявляемого обвинения и решения о предании обвиняемого суду. Именно на этом этапе у адвоката устанавливается личный контакт с обвиняемым, формируется модель криминогенной ситуации и определяется стратегия и тактика защиты.При этом суть задачи адвоката состоит в оказании помощи не только подсудимому, но и суду, помогая глубоко разобраться во всех объективных и субъективных обстоятельствах дела.Если прокурор как представитель обвинения от имени государства опирается на доказательства вины подсудимого, то адвокат выражает моральную поддержку всякому оступившемуся человеку, чтобы он чувствовал себя не только преследуемым, но и надеялся также на гуманность и милосердие общества.Участие в судебном разбирательстве. Адвокат активно взаимодействует со всеми участниками судебного заседания, участвует в допросе обвиняемого, потерпевшего и свидетелей, ведет диалог с экспертами и прокурором. Если возникает необходимость в определении уровня интеллектуального развития (особенно у несовершеннолетних обвиняемых), соответствия психического развития биологическому возрасту, в установлении вида эмоционального состояния в криминогенной ситуации, то адвокат обращается с ходатайством в суд о назначении судебно-психологической экспертизы. Адвокат очень тщательно анализирует выступление прокурора и оценивает полноту доказательств, приводимых в пользу обвинения. Адвокат вправе просить суд оказать снисхождение обвиняемому или снять обвинение, если оно не имеет убедительного обоснования.Произнесение адвокатом речи на основании собранной информации. Судебная речь адвоката является практической реализацией разработанной им стратегии и тактики защиты. Речь защиты обычно имеет следующую структуру:1) вступительная часть;2) изложение фактических обстоятельств происшествия;3) анализ и оценка личности обвиняемого;4) анализ мотивации совершенного преступления;5) заключительная часть.

35. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности следователя (профессиограмма).

Правоприменительная деятельность следователя (лица, производящего дознание) протекает в области сложных человеческих отношении и требует от него высоких профессиональных качеств. Человеку, производящему расследование, необходимо в совершенстве знать психологию и этику.

Труд следователя чрезвычайно разнообразен. Поэтому программа решения поставленных перед ним задач может быть выражена лишь в самой общей форме, которая, как правило, отражается в правовой норме. Каждое новое дело для следователя представляет новую задачу.Правовое регулирование всей профессиональной деятельности накладывает свой отпечаток на его личность. При планировании своей деятельности он мысленно производит сопоставление будущих действий с нормами действующего законодательства, регламентирующими их.Для профессии следователя характерна высокая эмоциональность труда. При этом в большинстве случаев деятельность сопровождается отрицательными эмоциями, необходимостью их подавлять.Большая эмоциональная насыщенность определяется:

наличием перегрузок в ходе деятельности;

близостью к событию преступления (наблюдение и личное восприятие последствий преступления, общение с непосредственно наблюдавшими его людьми или жертвами преступления сразу же после этого события, наблюдение их психического состояния: возбуждения, угнетения, растерянности, горя, боли и т.п.);

активной деятельностью, связанной с действиями по установлению, преследованию и задержанию преступника, и т.д.;

восприятием объектов, возбуждающих отрицательные эмоции (восприятие трупа и т.д.);

более интенсивным и эмоциональным поведением людей (на досудебном следствии люди часто действуют еще под влиянием преступного события).С учетом того, что деятельность следователя предполагает наличие у него особых властных полномочий, прав и обязанностей, определенных законом, у него складывается профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий.

Для профессии следователя б его деятельности характерно преодоление сопротивления со стороны отдельных лиц, а в некоторых случаях и антисоциальных микрогрупп. В поисках истины по делу следователь наталкивается на пассивное или активное сопротивление со стороны заинтересованных в неправильном исходе дела лиц.

Осуществление разносторонней деятельности, выполнение стоящих перед следователем задач требуют от него специальных качеств. В литературе отсутствует единое мнение о психологических особенностях следственной работы. В судебной психологии разработана профессиограмма следователя, отражающая основные стороны его профессиональной деятельности и личные качества, навыки, реализуемые в этой деятельности.

В частности, для обеспечения социальной деятельности следователя необходимы две группы качеств:

общие (нравственные, эмоциональные);

специальные (профессиональные).

Реконструктивная деятельность требует таких качеств, как высоко раз

витые память, воображение, мышление, общий и специальный интеллект, интуиция.

Организационная деятельность включает в себя: самоорганизованность, волю, собранность, целеустремленность, настойчивость и организаторские способности в работе с людьми.

Для удостоверительной деятельности необходимы: аккуратность, пунктуальность, развитая письменная речь.

Качествами, которые необходимы для коммуникативной деятельности следователя, являются: общительность, эмоциональная устойчивость, чуткость, умение слушать человека и говорить с ним.

Поисковая деятельность требует от следователя наблюдательности, любознательности, устойчивости и концентрации внимания, эрудиции.

Вся деятельность следователя носит познавательный характер, так как она нацеливает на многообразное решение мысленных задач, организации их практического осуществления, гибкости, способности переключить усилия и изменить свою психологическую настроенность.

Таким образом, главными качествами следователя являются: психологическая выносливость, способность к психологической мобилизации, развитое воображение.

Наличие психологической выносливости позволяет следователю переносить длительные психологические перегрузки, сохранять высокий уровень работоспособности.

Психологическая мобилизация способствует созданию у него такого внутреннего состояния, которое усиливает определенные качества личности, позволяет наиболее эффективно строить свою работу и добиваться поставленных целей.

Особое место занимает такое качество, как коммуникативность, т.е. способность общения с широкой по своему диапазону социальной средой.

Отдельные ученые в качестве психологических особенностей деятельности следователя выделяют наличие отрицательных эмоций. Представляется, что коммуникативность - это не только особенность работы следователя, но и профессионально необходимое качество личности следователя. Наличие же отрицательных эмоций - результат воздействия на психику следователя некоторых факторов его работы.

На специфику психологических исследовании оказывает влияние комплекс психологических особенностей, присущих работе следователя:

политическая и государственная значимость профессии;

ее воспитательное воздействие;

детальная правовая регламентация и тактическая свобода;

частое противодействие заинтересованных лиц;

наличие властных полномочий и элементов принуждения;

процессуальная самостоятельность и независимость следователя, сохранение служебной тайны;

повышенная ответственность за принимаемые решения;

дефицит времени;

своеобразие внешних условий и т.п.

Эффективное применение в работе следователя криминалистических знаний невозможно без использования психологических знаний. Особенно значительна роль судебной психологии в области следственной тактики, в совершенствовании тактических приемов выполнения следственных действий.

Успешное раскрытие преступлений зависит от эффективного взаимодействия следователя и оперативного работника органа дознания. Здесь важную роль играют психологические факторы формирования межличностных отношений в процессе организации взаимодействия, а также его наиболее важных форм (совместный выезд на место происшествия, совместное планирование расследования преступления, обмен информацией и т.п.). Формируются отношения в результате общения указанных лиц в процессе совместного расследования преступления. Они могут быть различными, как различны их личностные качества, особенности психики, темперамент, убеждения и т.п. В общем плане они делятся на два вида:

деловые отношения в результате выполнения возложенных функций;

личные отношения на основе симпатий и антипатий.

36. Профессионально значимые психологические качества (психограмма) личности юриста.

В настоящее время неотложным делом является кад­ровое обеспечение правовой реформы, предполагаю­щее создание стройной системы оценки, подбора, вос­питания, подготовки и переподготовки юристов, при­нимаемых на работу в различные правоохранительные органы, государственно-правовые структуры. В этих ус­ловиях особую актуальность приобретают вопросы, относящиеся к личности юриста, разработка ее психо­граммы и на этой основе создание соответствующих методик психологической оценки и профессионального отбора лиц, направляемых на работу в сферу правоох­ранительной деятельности, судопроизводства.

Факторы профессиональной пригодности:

I фактор — высокий уровень социализации личности юриста.

К числу профессионально значимых свойств, составляющих данный фактор, относятся:

· высокий уровень развития правосознания (как об­щего, так и профессионального);

· доминирование социально значимых мотивов в сфере мотивации профессиональной деятельности (стремление помогать людям отстаивать их права, до­биваться справедливости, противостоять преступности, непреклонно защищать законность, стремиться к дос­тижению успеха в работе, наиболее полной реализа­ции своих возможностей, завоеванию профессиональ­ного авторитета и уважения среди коллег и др.);

· честность, принципиальность, гражданское му­жество, чувство долга, совестливость;

· ответственность, обязательность, добросовест­ность, исполнительность, дисциплинированность, ак­куратность.

Напротив, свидетельством профессиональной непри­годности юриста являются полярно противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, без­ответственное отношение к делу, недисциплини­рованность, склонность к алкоголизму.

II фактор — эмоционально-волевая устойчивость лич­ности юриста,

включает:

· высокую работоспособность, выносливость в си­туациях длительных, интенсивных физических и пси­хических перегрузок, способность сохранять целеуст­ремленность и продуктивность деятельности в этих ус­ловиях;

· умение выдерживать стресс-факторы, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, са­мообладание, способность сдерживать спонтанно воз­никающие импульсивные реакции;

· развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, активность, динамичность нервных процессов).

Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, из­быточная эмоциональная напряженность; агрессив­ность, импульсивность поступков; невротическая симп­атия, быстрая истощаемость нервных процессов.

III фактор — познавательные способности юриста, высокий уровень интеллектуального развития, что пред­полагает следующие психические качества:

· высокая умственная работоспособность.

Центральным звеном в данной группе свойств яв­ляется эвристичность мышления, его ярко выражен­ный творческий характер.

Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженные познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая память — качества, несовместимые с эффективностью профессионально­го труда, и они оцениваются как прогностически неблагоприятные.

IV фактор — коммуникативная компетентность юри­ста, включает следующие свойства:

· свободное владение вербальными и невербальны­ми средствами общения, в том числе средствами ком­муникативного воздействия, как в межличностном взаимодействии, так и во время публичных выступ­лений;

Качествами, существенно затрудняющими комму­никативное взаимодействие, снижающими его результа­тивность, являются: замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях; легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неус­тойчивость, импульсивность; слабое владение вербаль­ными и невербальными средствами общения.

V фактор — организаторские способности,

которые позволяют юристу, независимо от рода его профес­сиональной деятельности, оказывать управляющее воз­действие на различных субъектов, с которыми прихо­дится вступать в диалог в процессе профессионального общения.

Поэтому юрист, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта должен иметь следующие качества:

· активность, энергичность, повышенную работо­способность;

· самостоятельность, инициативность, предприим­чивость;

· настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе; в мотивационной сфере — доминирование мо­тивов достижения успехов в делах;

· высокую стрессоустойчивость;

· чувство ответственности за свои действия;

· развитые аналитические способности: рефлексив­ность, гибкость мышления, умение прогнозировать и планировать совместную деятельность, распределять за­дания с учетом возможностей и психологических осо­бенностей каждого члена группы;

· развитые коммуникативные качества: умение ус­танавливать психологический контакт с людьми, про – тщательность, способность прогнозировать поведение подчиненных, понимать мотивы их поступков, добро­желательность к окружающим, психологический такт во взаимоотношениях с ними;

· умение контролировать ход и результаты совмест­ной деятельности, критичность, требовательность к подчиненным;

· умение оказывать управляющее воздействие на коллектив, мотивировать и побуждать подчиненных к выполнению работы, направлять их и «заряжать» сво­ей энергией. Последняя группа является центральной среди других качеств, составляющих организаторские способности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.251 с.)