Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности психической деятельности следователя при осмотре места происшествия.

Поиск

Осмотр места происшествия представляет собой особую разновидность познавательной деятельности следователя, которая протекает в сложных условиях воздействия на психику различных негативных факторов. Это и внезапность вовлечения его в эту деятельность, и дефицит информации, и неопределенность следственной ситуации, и непривычность обстановки, воздействие отрицательных раздражителей, отвлекающих его внимание, и, наконец, осознание зависимости своей последующей деятельности, направленной на раскрытие преступления, от результатов проводимого осмотра.

Наиболее важную роль здесь играют закономерности восприятия и особенно мышления, направляющего перцептивные процессы, анализирующего поступающую информацию, а также и особенности воображения, помогающие мысленно реконструировать обстановку, создавать возможные модели происшедшего события, выдвигать версии.

В процессе восприятии участвуют все виды анализаторов, но наибольшее значение имеют зрительные и осязательные рецепторы – через них поступает наибольшее количество информации. На повышение порога чувствительности анализаторов положительное действие оказывает использование НТС криминалистики, уменьшение негативного влияния других отрицательных раздражителей с помощью их своевременного устранения, периодов отдыха или внутренней мобилизации с помощью аутогенной тренировки.

Существенно повышает эффективность восприятия вербализация увиденного: обсуждение, протоколирование, создание словесного портрета.

Приступая к осмотру, целесообразно получить максимум информации о происшедшем событии, определить цель, сформулировать задачу предстоящей поисковой деятельности, мысленно наметить общий план или схему осмотра. Рекомендуется мысленно расчленять объект на отдельные детали. При этом не следует доверять однократному наблюдению, лучше один и тот же предмет рассматривать несколько раз под разными углами зрения, подвергая сомнениям предварительные выводы, постоянно ставя перед собой вопросы: «почему», «зачем», «что это значит», критически относясь к своим предварительным выводам. Осматриваемые предметы следует сравнивать с аналогичными объектами, сопоставляя результаты наблюдения с исходной информацией о них, а также с научными данными.

Существенную, как положительную, так и отрицательную роль играет психологическая установка следователя, которая либо помогает кратчайшим путем прийти к истине, либо, наоборот, заводит следствие в тупик. В первом случае она активизирует и стабилизирует поисковую активность следователя, оказывая ему помощь в преодолении всевозможных побочных отрицательных воздействий. Во втором случае, напротив, она выполняет функцию психологического тормоза, препятствующего творческому решению познавательных задач при осмотре места происшествия, сковывает мышление.

Она порой становится источником заблуждений следователя, когда он не только не ищет следы преступления на месте происшествия, но и не замечает их, даже если они находятся в поле зрения. Его поисковая активность ограничивается лишь ригидными установочными рамками, а все что не входит в них отметается, как не нужное. Понятно, что такой подход может привести к неверным выводам и увести следствие в неверное направление.

В подобных случаях имеет место фиксированность лишь на тех объектах, которые находятся в контексте существующей установки. Такой избирательный и односторонний характер мышления значительно сужает перцептивные возможности следователя, который, как пишут психологи, «не только верит в то, что видит, но и замечает именно то, во что верит».

Этому явлению нередко способствует еще одно негативное побудительное состояние, которое получило название когнитивного диссонанса. Когда в ситуации неопределенности возможны различные варианты, версии, объясняющие происходящие события, а также допускающие возможную причастность к преступлению нескольких заподозренных лиц, то развивается не всегда осознаваемое субъективное состояние внутреннего дискомфорта, конфликта, от которого человек с нормальной психикой старается поскорее избавиться. Невозможность внутреннего согласования существующих противоречий порождает сильное желание поскорее избавиться от него, диктует необходимость через поиск новой информации, сменить прежние убеждения.

Но как только какая-то более удобная альтернатива принята, человек отдавать предпочтение именно ей, что нередко происходит и на подсознательном уровне. Поэтому человек оказывается в плену своих собственных убеждений, и всеми силами стремиться подтвердить их правомерность, подсознательно сопротивляясь всему, что возвращает его прежнее состояние неопределенности или когнитивного диссонанса. Поэтому следователю необходимо знать об этой объективной психологической закономерности и постоянно дисциплинировать себя утверждением: «я могу ошибаться…».

Каузальная атрибуция – является еще одним негативным феноменом, который препятствует установлению истины. Речь идет о приписывании заранее субъектам познания тех или иных, известных ранее следователю свойств. Этот объективный стереотип познания представляет собой основной механизм социального восприятия, позволяющий включать воспринимаемые объекты в соответствующую смысловую систему. Этот феномен может негативно влиять на поведение тех, кто проводит осмотр и делает свои выводы о случившемся и о лицах, причастных к исследуемому событию.

Эмоциональный фактор такжеоказывает свое негативное влияние.

Известно, что место происшествия является средоточием достаточно большого количества различных раздражителей, нередко вызывающих отрицательные эмоциональные состояния, которые влияют на результативность следственного осмотра. Эти объекты, воздействуя на психику следователя через зрительные, обонятельные рецепторы, вызывают эмоции, обусловленные биохимическими факторами. Например, объекты с неприятным запахом вызывают обонятельные ощущения, окрашенные негативными эмоциями, что, в свою очередь, может снижать оптическую чувствительность зрительного анализатора – явление, получившее название сенсибилизации.

Кроме того, возникающие при этом эмоции имеют еще и определенный социальный подтекст, поскольку уже сам по себе факт преступления вызывает резко отрицательное отношение к нему, сопереживание жертве преступления. Поэтому эмоциям отвращения могут сопутствовать эмоции сострадания, жалости. Человек, испытывающий эмоции отвращения, подсознательно стремится отстраниться от объекта, вызывающего такие эмоции, либо сократить время контакта с ним. У следователя, других лиц, занятых в осмотре места происшествия, трупов, различных объектов – носителей следов биологического характера, сильные эмоции отвращения могут привести к деструктивному поведению и вследствие этого существенно снизить результативность осмотра. Весьма наглядно иллюстрируют эту мысль объяснения следователя, не справившегося с расследованием убийства, когда ему пришлось осматривать место происшествия с двумя трупами, результаты осмотра которого приводилось выше. «Казалось бы,- пояснил он потом,- я привык бывать на местах происшествия, не раз видел трупы, но тогда в доме не мог долго находиться: обширные огнестрельные повреждения из ружья на головах потерпевших, частицы мозга, тошнотворный запах крови – все это действовало на меня и приходилось выходить, чтобы отдышаться, успокоиться».

Такое эмоциональное состояние также отрицательно повлияло на качество осмотра, который проводился, по свидетельству его участников, всего лишь в течение 20 минут! Поэтому некоторые детали обстановки дома, где произошло убийство, были отражены в протоколе с грубыми искажениями, а на многие вообще не было обращено внимание. Все событие подгонялось под заранее искусственно созданную схему «парного самоубийства», что также отразилось на ходе и результатах осмотра, о чем мы уже писали выше.

Следственная ситуация, связанная с осмотром места происшествия, является ситуацией повышенной ответственности. Поэтому психическое состояние следователя во многом зависит также и от результатов самой поисковой деятельности. Низкая результативность, переоценка следователем возникающих в связи с этим трудностей раскрытия преступления нередко приводят к излишним волнениям, вызывают повышенное беспокойство за судьбу дела и связанного с этим личного профессионального престижа.

Большое влияние на возникновение у следователя тех или иных интеллектуальных, волевых психических состояний (заинтересованности, деловой, познавательной активности и т.п.), на эффективность его перцептивной, мыслительной деятельности на месте происшествия оказывают межличностные отношения в системе следователь – прокурор. Напоминание следователю перед выездом в обостренно негативной, тем более в грубой форме о его прежних упущениях по службе может лишь усугубить отрицательные эмоции, вызвать у него сомнения в своей профессиональной пригодности и в сочетании с другими факторами (например, с тревожно-мнительными чертами характера) ослабить положительное влияние способностей, знаний, затормозить перцептивные процессы, существенно снизить уровень внимания во время осмотра. Напротив, выражение прокурором убежденности в том, что следователь справится с полученным заданием, проявит знания, раскроет свои творческие способности, демонстрация готовности прийти к нему на помощь будут способствовать повышению у следователя уверенности в своих силах, еще большей сосредоточенности, готовности успешно выполнить поручение. Особенно чувствительны к такому отношению начинающие работать в органах прокуратуры следователи.

Получив сообщение о происшествии, не следует проявлять излишнюю торопливость, создавать обстановку дефицита времени, что способствует нагнетанию состояния психической напряженности. Необходимо успокоиться, подумать, обратится к аналогиям, прошлому положительному опыту.

Находясь в пути к месту происшествия, целесообразно отключиться от всяких посторонних раздражителей, всевозможных мыслей о каких-либо служебных или семейных неприятностях. Следует активизировать состояние деловой активности, желание приступить к осмотру, найти следы преступления. Необходимо акцентировать мысли на положительных моментах своей профессиональной деятельности, своих положительных качествах, которые помогали добиваться успеха.

Когда на место происшествия выезжает оперативная группа, в которой имеется более опытный следователь, обычно являющийся ее руководителем, то неизбежно начинают действовать социально-психологические механизмы ее функционирования: формируется групповое мнение, которое уже весьма трудно оспаривать отдельным членам группы, особенно тем, у кого имеется небольшой опыт работы (феномен группового давления). Это может приводить к конформному, починяемому поведению отдельных членов группы, снижать эффективность совместной поисковой деятельности, препятствовать раскрытию творческих возможностей каждого участника. Поэтому руководителю группы необходимо проявлять должное внимание к мнениям и умозаключениям всех участников осмотра, не делать поспешных выводов, которые поддерживаются членами группы с более высоким статусным рейтингом, а также не навязывать свое мнение молодым сотрудникам, тем более в категорической форме.

Вместе с тем, в целях поддержания высокого уровня делового сотрудничества между членами группы успехи каждого из них следует рассматривать как достижение всей группы, предотвращая возможные конфликты и ненужное соперничество.

Перспективным направлением в работе следователя, особенно по сложным и «запутанным» уголовным делам, видится участие в осмотре места происшествия в качестве специалиста судебного психолога, который сможет оказать необходимую помощь участникам осмотра в дешифровке материальных следов в психологическое содержание преступного поведения правонарушителя, в составлении психологического портрета преступника.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.137.209 (0.008 с.)