Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при размещении в ПВР пострадавшего населения
Похожие статьи вашей тематики
№ п/п
| Мероприятие
| Решаемые задачи
| Привлекаемые специалисты
| Время выполне-ния
| 1.
| Организационно-подготовительный этап
Цель: организация взаимодействия со службами, принимающими участие в организации и работе в ПВР, сбор информации, организация работы ОГ психологов.
| 1.1.
| Прибытие на место (в ПВР, ОШ)
| Доклад руководителю ОШ (старшему от МЧС) о прибытии;
получение информации о ЧС и возможностях осуществления ЭПП
| В зависимости от вида ЧС (по масштабам ЧС) к ликвидации последствий могут привлекаться специалисты психологической службы МЧС России различного уровня подчиненности:
специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС;
специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС;
специалисты психологичес-кой службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России)
|
Как правило:
Ч – Ч+12
либо
Ч – ПП (прибытие постра-давших)
С момента принятия решения о проведении эвакуации до момента начала эвакуации
| 1.2.
| Получение информации в ОШ.
Постоянное взаимодействие со службами, принимающими участие в эвакуации, обмен (сверка) данных, списков и т.д.
При необходимости фиксирование информации для передачи ОД, руководству и т.д.
| О ЧС:
общая информация, какие работы по ликвидации последствий ЧС ведутся в данный момент
| о пострадавших:
списки размещенных в ПВР (количество мужчин, женщин, детей (в т.ч. грудные); есть ли среди пострадавших лица страдающие заболеваниями, при которых необходимы специализированные медикаменты – составление или получение от ОШ списков;
есть ли пострадавшие (раненые), которым необходима медицинская помощь);
наличие госпитализированных, в какие лечебные учреждения они направлены (адреса, телефоны);
наличие погибших;
наличие людей, судьба которых неизвестна
|
| о ПВР:
количество и места расположения ПВР, степень их подготовленности;
вместимость, вид ПВР (полевые, стационарные), специфические условия (пансионат для маленьких детей, пожилых и т.п.);
примерное время пребывания в ПВР (транзитный, до окончания АСДНР и др.);
информация о наличии и количестве мест питания, мест для сна; наличии воды; мест гигиены (туалет, душ), возможности получения медицинской помощи и пр.
| 1.3.
| Старший ОГ психологов организует работу ОГ психологов
| Разделение ОГ психологов на группы, назначение старших в группах; инструктаж;
назначение старшего от психологов по каждому ПВР;
определение маршрутов движения групп; задач;
составление графика работы групп, порядок смены психологов;
организация дежурства в местах массового скопления людей;
определение необходимости в вызове группы резерва;
согласование плана работы с ОШ.
| Если привлечены специалисты – психологи других ведомств, старший ОГ психологов интегрирует их работу в план работы ОГ (при необходимости возможно проведение инструктажа)
|
| 2.
| Основной этап
Цель: помощь пострадавшим; участие в организации обеспечения минимальных условий жизнедеятельности пострадавших.
| 2.1.
| Работа специалистов психологической службы в ПВР
| Размещение в ПВР;
при размещении пострадавших в нескольких ПВР – при необходимости, помощь в составлении списков по каждому;
сбор информации от пострадавших о нуждах: необходимость гуманитарной помощи (одежда, обувь, вещи, лекарства, средства гигиены в т.ч. для малолетних детей и женщин и т.п.), передача полученной информации в ОШ.
| В зависимости от вида ЧС:
специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС;
специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС;
специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России);
а также специалисты психологи других ведомств
|
Как правило:
Ч+12 – Ч+72(96)
либо
ПП+72 (ПП+96) (прибытие постра-давших)
С момента начала работы в ПВР до момента окончания работы в ПВР
|
2.2.
| Отслеживание и профилактика развития слухов, негативных массовых реакций
| Специалист психологической службы консультирует ОШ о важности систематического достоверного информирования, с учетом психического состояния пострадавших (сохранение информационной прозрачности); о востребованности конкретной информации (например, о ходе ведения спасательных работ и т.д.); о специфике подачи информации;
определение оптимальных мест для размещения информации (объявления, списки, графики и т.п.) и организации частоты и мест очного информирования;
сопровождение массовых мероприятий (информирование, в т.ч. встреча с администрацией и т.п.) – см. Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при сопровождении массовых мероприятий.
| Оказание экстренной психологической помощи (ЭПП)
| оказание информационно-психологической поддержки, индивидуальной и групповой психологической помощи;
оказание психологической помощи (по запросу, либо по результатам оценки психического состояния пострадавших)
| 2.3.
| Оказание психологической
помощи участникам ликвидации последствий ЧС
| При необходимости (или по запросу)
|
Специалисты психологичес-кой службы МЧС России
| В процессе работы
| 2.4.
| Ведение учета оказанной психологической помощи
| Учет количества оказанной ПП каждым сотрудником группы в процессе работы;
отправка старшим ОГ (или ответственным) отчета оперативному дежурному по состоянию на 9.00 и 21.00 местного времени
| 2.5.
| Завершение работы в ПВР
| Критерии:
выезд пострадавших из ПВР;
адаптация пострадавших на месте временного размещения (при длительной эвакуации);
возвращение пострадавшего населения к местам постоянного проживания
|
|
| 3.
| Завершающий этап
Цель: обобщение и анализ информации; составление прогноза. Выезд ОГ психологов из зоны ЧС.
|
| Составление отчета по окончании работ
| Составление прогноза;
по возвращении в пункт постоянной дислокации старший ОГ психологов составляет общий отчет о работе, проделанной при работе в ПВР, предоставляет его своему руководителю и специалисту по психологическому обеспечению НЦУКС
| Специалисты психологи-ческой службы МЧС России
| Как правило:
Ч+72(96)
-
Ч+96(120)
До 1 суток по окончании работы ОГ психологов
| | | | | | | |
Приложение 4
Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при сопровождении массовых мероприятий (сопровождение похорон; сопровождение выезда родственников пострадавших и погибших на место трагедии)
№ п/п
| Мероприятие
| Решаемые задачи
| Привлекаемые специалисты
| Время выполне-ния
| 1.
| Организационно - подготовительный этап
Цель: организация взаимодействия со службами, принимающими участие в ликвидации последствий ЧС, сбор информации, организация работы ОГ психологов.
| 1.1.
| Прибытие группы специалистов психологической службы на место, организация взаимодействия.
Участие старшего ОГ психологов в работе ОШ
| Доклад в ОШ о прибытии группы;
организация взаимодействия со службами, осуществляющими работы по ликвидации последствий ЧС и оказанию помощи пострадавшим;
принятие совместного решения (с ОШ, администрацией и т.п.) о проведении массового мероприятия (например, выезд родственников к месту трагедии)
| В зависимости от вида ЧС:
специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС;
специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС;
специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России)
Если привлечены специалисты-психологи других ведомств, старший ОГ психологов интегрирует их работу в план работы ОГ (при необходимости возможно проведение инструктажа)
|
Как правило:
Ч – Ч+6
До момента прибытия постра-давших и начала массового мероп-риятия
| 1.2.
| Сбор информации
| О ЧС:
сбор общей информации о ЧС, какие работы по ликвидации ведутся и т.п.;
о погибших:
количество погибших (мужчин, женщин, детей);
о пропавших без вести;
о родственниках:
примерное количество прибывающих родственников (по возможности, составление списков), время прибытия;
места размещения родственников (гостиницы, социальные учреждения, их адреса, телефоны)
| 1.3.
| Старший ОГ психологов организует работу ОГ психологов
| Разделение ОГ психологов на группы, назначение старших в группах; инструктаж;
определение задач, маршрутов движения групп;
составление графика работы групп, порядок смены психологов;
организация дежурства специалистов психологической службы в местах массового скопления людей, местах размещения родственников;
определение необходимости вызова группы резерва;
согласование плана работы с ОШ
| 1.4.
| Организация взаимодействия со службами
| Администрацией, полицией, медицинскими бригадами (может возникнуть необходимость в специализированных бригадах) и т.д.
|
|
При планировании проведения массового мероприятия
| Необходимость присутствия священнослужителя: принимать во внимание культурологические, этнические особенности пострадавших и родственников пострадавших (в т.ч. религиозная принадлежность);
проработка маршрута движения во время массового мероприятия – принятие решения совместно с ОШ:
- о необходимости сопровождения мероприятия представителями иных служб и ведомств, с определением оптимальных мест размещения специалистов (например, оцепление вокруг места проведения мероприятия; дежурство медицинских бригад и т.д.);
- о необходимости организации пространства в месте проведения массового мероприятия с учетом особенностей психического состояния пострадавших
|
| 2.
| Основной этап
Цель: психологическое сопровождение массового мероприятия. Психологическая помощь пострадавшим.
| 2.1.
| Оказание ЭПП
(оказание психологической помощи по запросу, либо по результатам оценки психического состояния пострадавших)
| Оказание информационно-психологической поддержки;
индивидуальной и групповой психологической помощи;
ЭПП пострадавшим с ОСР;
профилактика суицидальных попыток
| Специалисты психологичес-кой службы МЧС России, а так же при условии привлечения, специалисты психологи других ведомств
| Как правило:
Ч+6 – Ч+24
либо
ПП – Ч+24
Сопро-вождение в процессе всего меропри-ятия
| 2.2.
| Ведение учета оказанной ЭПП
| Учет количества оказанной ЭПП каждым сотрудником группы в процессе работы;
отправка старшим ОГ (или ответственным) отчета оперативному дежурному по состоянию на 9.00 и 21.00 местного времени
|
Специалисты психологи-ческой службы МЧС России
| В процессе работы
| 3.
| Завершающий этап
Цель: обобщение и анализ информации, составление прогноза.
|
| Составление отчета по окончании работ
| По возвращении в пункт постоянной дислокации старший ОГ психологов составляет общий отчет о работе, проделанной при эвакуации, количество оказанной ЭПП;
предоставляет его своему руководителю и специалисту по психологическому обеспечению НЦУКС
| Специалисты психологи-ческой службы МЧС России
| Как правило:
Ч+48
До 1 суток по окончании работы ОГ психологов
|
Приложение 5
Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при оказании экстренной психологической помощи родственникам пострадавших, чья судьба неизвестна*
№
п/п
| Мероприятие
| Решаемые задачи
| Привлекаемые специалисты
| Время выпол-нения
| 1.
| Организационно - подготовительный этап
Цель: организация взаимодействия со службами, задействованными в ликвидации ЧС, сбор информации, организация работы ОГ психологов.
| 1.1.
| Прибытие специалистов психологической службы на место ЧС.
Участие старшего ОГ психологов в работе ОШ
| Доклад руководителю ОШ (старшему от МЧС) о прибытии;
получение информации о ЧС и возможностях осуществления ЭПП;
включение ЭПП в общую систему ликвидации последствий ЧС
| В зависимости от вида ЧС (по масштабам ЧС) к ликвидации последствий могут привлекаться специалисты психологической службы МЧС России различного уровня подчиненности:
специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС;
специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС;
специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России)
|
Как правило:
Ч+3 – Ч+12
либо
Ч – ПП (прибы-тие постра-давших)
С момента прибытия ОГ психологов на место до начала работы с постра-давшими
| 1.2.
| Получение информации в ОШ.
Постоянное взаимодействие со службами, принимающими участие в ликвидации последствий ЧС: обмен (сверка) данных, списков и т.д.
| О ЧС:
какие работы по ликвидации последствий ЧС ведутся;
| о пострадавших:
количество, списки пострадавших, судьба которых неизвестна;
списки пострадавших, погибших (количество мужчин, женщин, детей; есть ли пострадавшие, которым необходима медицинская помощь; есть ли госпитализированные – в какие лечебные учреждения: адреса);
о родственниках пострадавших / погибших:
местонахождение, примерное количество, время прибытия, планируемые места размещения (гостиницы, социальные учреждения, их адреса, телефоны) и т.д.
| 1.3.
| Старший ОГ психологов организует работу ОГ психологов
| Разделение ОГ психологов на группы, назначение старших в группах; инструктаж;
обеспечение доступности и своевременности информирования между группами психологов;
определение маршрутов движения групп, задач;
организация дежурства специалистов психологической службы в местах массового скопления людей;
составление графика работы групп, порядок смены психологов;
определение необходимости в вызове группы резерва;
согласование плана работы с ОШ.
| Если привлечены специалисты-психологи других ведомств, старший ОГ психологов интегрирует их работу в план работы ОГ (при необходимости возможно проведение инструктажа)
|
| 2.
| Основной этап
Цель: психологическая помощь пострадавшим; участие в организации обеспечения минимальных условий жизнедеятельности пострадавших.
| 2.1.
| Участие в организации обеспечения минимальных условий жизнедеятель-ности пострадавших
| Специалист психологической службы отслеживает необходимость, направляет рекомендации в ОШ по организации:
- питания, обеспечения водой;
- мест размещения (навесы от жары, отапливаемые помещения и т.д.), туалеты;
- медицинской помощи и др.
| В зависимости от вида ЧС:
специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС;
специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС;
специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России)
|
Ч+12
–
Ч+48
либо
ПП
–
Ч+48
На протяжении всего периода ожидания
| 2.2.
| Сопровождение родственников пострадавших, чья судьба неизвестна
| Специалист психологической службы консультирует ОШ о важности систематического достоверного информирования, учитывая высокую восприимчивость к слухам, с учетом психологического состояния пострадавших; о востребованности конкретной информации (например, о ходе ведения спасательных работ и т.д.); о специфике подачи информации;
отслеживание пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи (при необходимости, привлечение специализированных медицинских бригад)
| 2.3.
| Оказание экстренной психологической помощи (далее – ЭПП)
| Оказание информационно-психологической поддержки, индивидуальной и групповой психологической помощи (оказание психологической помощи по запросу, либо по результатам оценки психического состояния пострадавших).
| 2.4.
| Отслеживание и профилактика развития слухов, панических настроений, образования толпы
| Информационно-психологическая поддержка (сохранение информационной прозрачности);
управление индивидуальными и групповыми процессами в толпе
| 2.5.
| Оказание ЭПП участникам ликвидации последствий ЧС
| При необходимости (или по запросу) оказание психологической помощи участникам ликвидации последствий ЧС
|
Специалисты психологической службы МЧС России
|
В процессе работы
| 2.6.
| Ведение учета оказанной ЭПП
| Учет количества оказанной психологической помощи каждым сотрудником группы в процессе работы;
отправка старшим ОГ (или ответственным) отчета (в соответствии с утвержденной формой) оперативному дежурному по состоянию на 9.00 и 21.00 местного времени
| 2.7.
| Окончание работы ОГ психологов
| Критерии:
прекращение (завершение) работ (по решению ОШ);
судьба пострадавших стала известна (госпитализированы, спасены, признаны «без вести пропавшими», погибшими)
|
|
| 3.
| Завершающий этап
Цель: обобщение и анализ информации, составление прогноза. Выезд ОГ психологов из зоны ЧС.
| 3.1.
| Составление отчета по окончании работ
| Выезд ОГ психологов из зоны ЧС;
составление прогноза;
подготовка отчета о характере и количестве оказанной психологической помощи
| Специалисты психологической службы МЧС России
| Как правило:
Ч+72
До 1 суток по окончании работы ОГ психологов
| | | | | | | |
* Как правило, данный алгоритм применим в ЧС, исход которой неизвестен: террористические акты с захватом заложников; обрушения, поиск пострадавших под завалами; водолазные работы; поиск пропавших без вести (например, группа пропавших туристов) и т.п.
Приложение 6
Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при сопровождении массовых мероприятий (в случаях массового скопления людей (пострадавших, родственников и близких пострадавших и погибших), ожидающих дальнейшего развития ситуации)
№ п/п
| Мероприятие
| Решаемые задачи
| Привлекаемые специалисты
| Время выполне-ния
| 1.
| Организационно - подготовительный этап
Цель: организация взаимодействия со службами, принимающими участие в ликвидации последствий ЧС, сбор информации, организация работы ОГ психологов.
| 1.1.
| Прибытие группы специалистов психологической службы на место, организация взаимодействия.
Участие старшего ОГ в работе ОШ
| Доклад в ОШ о прибытии группы, организация взаимодействия со службами, осуществляющими работы по ликвидации последствий ЧС и оказанию помощи пострадавшим
| В зависимости от вида ЧС (по масштабам распространения) к ликвидации последствий могут привлекаться специалисты психологической службы МЧС России различного уровня подчиненности:
специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС;
специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС;
специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России)
|
Как правило:
Ч+3 – Ч+12
либо
Ч – ПП (прибытие пострадав-ших)
С момента прибытия ОГ психологов на место до начала работы с постра-давшими
| 1.2.
| Сбор информации
| О ЧС:
сбор общей информации о ЧС, какие работы по ликвидации ведутся и т.п.;
о погибших:
количество погибших (мужчин, женщин, детей); количество тел, доставленных для опознания;
о пострадавших:
количество пострадавших, госпитализированных (в какие учреждения, адреса, телефоны);
о пропавших без вести;
о родственниках:
примерное количество прибывающих родственников (по возможности, составление списков), время прибытия;
места размещения родственников (гостиницы, социальные учреждения, их адреса, телефоны)
| 1.3.
| Старший ОГ психологов организует работу ОГ психологов
| Разделение ОГ психологов на группы, назначение старших в группах; инструктаж;
определение задач, маршрутов движения групп;
составление графика работы групп, порядок смены психологов;
организация дежурства специалистов психологической службы в местах массового скопления людей; местах размещения родственников;
определение необходимости вызова группы резерва;
согласование плана работы с ОШ
| Если привлечены специалисты-психологи других ведомств, старший ОГ психологов интегрирует их работу в план работы ОГ (при необходимости возможно проведение инструктажа)
| 1.4.
|
Организация взаимодействия со службами
| Полиция: есть ли необходимость в привлечении полиции (например, оцепление вокруг места сбора);
медицина: бригады «скорой помощи», может возникнуть необходимость в специализированных бригадах и т.д.;
необходимость присутствия священнослужителя: принимать во внимание культурологические, этнические особенности пострадавших и родственников пострадавших (в т.ч. религиозная принадлежность)
| 2.
| Основной этап
Цель: психологическое сопровождение, психологическая помощь пострадавшим; участие в организации обеспечения минимальных условий жизнедеятельности.
| 2.1.
| Отслеживание и профилактика развития слухов, панических настроений, негативных массовых реакций
| важность информирования Специалист психологической службы консультирует ОШ о важности информирования, учитывая высокую восприимчивость к слухам, с учетом психического состояния пострадавших; о востребованности конкретной информации (например, о ходе ведения спасательных работ и т.д.); о специфике подачи информации;
информационно-психологическая поддержка (сохранение информационной прозрачности)
| В зависимости от вида ЧС:
специалисты психологической службы территориального органа МЧС России (ГУ и РЦ МЧС России), в котором произошла ЧС;
специалисты филиала ЦЭПП МЧС России, на территории которого произошла ЧС;
специалисты психологической службы уровня федерального реагирования (ЦЭПП МЧС России)
| Как правило:
Ч+12
–
Ч+48
либо
ПП
–
Ч+48
На протяже-нии всего периода развития ситуации
| 2.2.
| Оказание ЭПП
(оказание психологической помощи по запросу, либо по результатам оценки психического состояния пострадавших)
| Оказание информационно-психологической поддержки;
индивидуальной и групповой психологической помощи;
ЭПП пострадавшим с ОСР;
профилактика суицидальных попыток
| 2.3.
| Ведение учета оказанной ЭПП
| Учет количества оказанной ЭПП каждым сотрудником группы в процессе работы;
отправка старшим ОГ (или ответственным) отчета оперативному дежурному по состоянию на 9.00 и 21.00 местного времени
| Специалисты психологической службы МЧС России
| В процессе работы
| 2.4.
| Окончание работы ОГ психологов (или переход работы ОГ в другой вид деятельности в зависимости от дальнейшего развития ситуации)
| Критерии:
завершилась ситуация ожидания, произошло развитие / изменение ситуации (судьба пострадавших стала известна; начались / окончились работы по ликвидации последствий ЧС и т.д.)
|
|
| 3.
| Завершающий этап
Цель: обобщение и анализ информации; составление прогноза.
|
| Составление отчета по окончании работ
| По возвращении в пункт постоянной дислокации старший ОГ психологов составляет общий отчет о проделанной работе, количество оказанной ЭПП;
предоставляет его своему руководителю и специалисту по психологическому обеспечению НЦУКС
| Специалисты психологической службы МЧС России
| Как правило:
Ч+72
До одних суток по окончании работы
|
Приложение 7
|