Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-подготовительный этап

Поиск

Цели: организация взаимодействия со службами, задействованными в ликвидации последствий ЧС; сбор информации, организация работы оперативной группы (далее – ОГ) психологов.

Первый этап несет в себе важнейшую функцию, организационная составляющая (организация того или иного процесса) в любом мероприятии оказывает влияние на психическое состояние пострадавших; способствует нормализации психического состояния, профилактике негативных массовых реакций. Так же важно понимать, что от четкой и правильной организации процесса может зависеть успешность выполнения задач специалиста психологической службы в зоне ЧС. Рассмотрим цели данного этапа подробнее.

Организация взаимодействия с представителями иных служб и ведомств, принимающими участие в ликвидации последствий ЧС

В процессе своей работы, принимая во внимание особенности каждой конкретной ситуации, психолог может взаимодействовать с представителями различных ведомств и организаций. Наиболее часто в ходе ликвидации последствий ЧС специалист взаимодействует с представителями Министерства здравоохранения и социального развития РФ (в том числе бригады скорой медицинской, психиатрической помощи); Министерства внутренних дел РФ; Прокуратуры РФ; администрации района, округа или города, в котором произошла ЧС; специалистами судебно-медицинской экспертизы; социальными работниками и т.д.

Вместе с тем важно отметить, что специалисты психологической службы, как правило, не общаются с представителями средств массовой информации напрямую, взаимодействие осуществляется через пресс-службу МЧС России, представителя администрации либо другое уполномоченное лицо. Психолог может выступать в роли консультанта для лица, уполномоченного на официальное обращение к средствам массовой информации: рекомендации относительно составления текста, расстановки интонационных акцентов, способа подачи информации и т.д.

Сбор информации. Для психолога важно обладать подробной информацией как о сложившейся ситуации в целом, так и о деталях, которыми она может характеризоваться. Только имея точные, объективные данные о происходящем, специалист может правильно прогнозировать дальнейшее развитие ситуации, подготовить план действий, в том числе о необходимости усиления группировки психологов. По этим причинам сбор информации подразумевает получение данных по всем характеристикам и особенностям конкретной ЧС (происшествия), которые могут быть взаимосвязаны и (или) оказывать влияние на ход работы ОГ психологов. Источниками информации на месте, как правило, является оперативный штаб (далее – ОШ), комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС), специалисты психологической службы или специалисты другого профиля, которые уже работают на месте происшествия; а так же специалист по психологическому обеспечению в ЧС НЦУКС.

Организация работы ОГ психологов – составление ориентировочного плана работ; определение места и порядка работы каждого специалиста. Старший ОГ психологов принимает участие в работе КЧС или ОШ либо находится в постоянном взаимодействии со старшим от МЧС. Это необходимая составляющая организации работы, так как в составе комиссии психолог может принимать непосредственное участие в разработке общего плана ликвидации последствий ЧС (вносит предложения старшему от МЧС в части, касающейся) и получает возможность оперативного доступа к новой информации, что помогает своевременно координировать действия и вносить изменения в план работы ОГ психологов. На основе текущего анализа ситуации старший ОГ психологов разрабатывает ориентировочный план работ; делит ОГ психологов на группы, назначает старших, определяет место и порядок работы каждого специалиста и т.д.

 

Основной этап

Цели: психологическая помощь пострадавшим, оказание психологической помощи участникам ликвидации последствий ЧС; участие в организации обеспечения минимальных условий жизнедеятельности пострадавших.

На втором этапе работа психологической службы продолжает развиваться по двум направлениям: организационная составляющая и собственно оказание экстренной психологической помощи пострадавшим.

В части организационного направления на данном этапе специалист психологической службы может консультировать ОШ по вопросам организации информирования, вносить предложения по обеспечению минимальных условий жизнедеятельности пострадавших; продолжает взаимодействие с представителями иных служб и ведомств, задействованных в ликвидации последствий ЧС, и т.д.

Психологическая помощь пострадавшим.

Содержание деятельности психолога на данном этапе различно, определяется на организационно-подготовительном этапе, отражено в плане работ и зависит от специфики каждой конкретной ситуации. В целом можно выделить два основных направления: первое – психологическая помощь специалистам, принимающим участие в ликвидации последствий ЧС, направленная на обеспечение условий профессиональной деятельности. Второе направление – оказание экстренной психологической помощи пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших в ЧС (оценка состояния пострадавших; мониторинг / отслеживание суицидальных намерений; этапов горевания (помощь в переходе с одного этапа на другой); работа с ОСР, групповой динамикой; работа в толпе и т.д.).

Участие в организации обеспечения минимальных условий жизнедеятельности пострадавших.

Специалист психологической службы, обладая знаниями об особенностях психического состояния пострадавших, отслеживает необходимость и вносит предложения, в части касающейся, по организации обеспечения минимальных условий жизнедеятельности пострадавших: вода, питание, места размещения и др. Вместе с тем психолог может давать рекомендации относительно размещения информации (стенды, объявления и т.п.). Важно помнить: все моменты организации быта, информирования, работы служб могут оказывать влияние на психическое состояние пострадавших, а также родственников погибших и пострадавших в ЧС. И именно психолог, используя свои профессиональные знания, способен прогнозировать, какие изменения в психическом состоянии людей повлечет то или иное изменение условий.

Основной этап, как правило, завершается окончанием работы ОГ психологов. Критерии специфичны для каждой конкретной ситуации и подробнее будут описаны в алгоритмах организации работы специалиста психологической службы в ЧС.

Завершающий этап

Цель: обобщение и анализ информации, составление прогноза.

Выезд ОГ психологов из зоны ЧС (с места происшествия) к месту постоянной дислокации. На данном этапе происходит обобщение и анализ информации, полученной в ходе работ по оказанию экстренной психологической помощи; составление прогноза развития ситуации на основании анализа имеющихся данных – а, также подготовка сводного отчета о работе психологической службы, характере и количестве случаев оказания психологической помощи.

Составление прогноза развития ситуации.

Прогнозирование возможно по нескольким направлениям:

- относительно психического состояния отдельных пострадавших и (или) семей;

- относительно возможности возникновения массовых негативных реакций.

Тот факт, что специалисты психологической службы наблюдали пострадавших в остром периоде, позволяет составить более точный прогноз развития ситуации.

Составление прогноза может быть тесно взаимосвязано с построением системы работы с пострадавшими на 2-м этапе; передаче пострадавших специалистам организаций, входящих в систему РСЧС.

Прогноз состоит из описания возможного дальнейшего развития ситуации, перечня усугубляющих факторов и описания способов возможной нормализации ситуации. Так же возможно включение в прогноз предложений по социальным, финансовым факторам, организации информирования населения и пр. – всех тех факторов, которые могут оказывать влияние на психическое состояние пострадавших.

Прогноз передается председателю КЧС (для дальнейшего информирования администрации города, района и т.д.), а так же специалистам организаций, входящих в систему РСЧС (для организации работы с пострадавшими на 2-м этапе).

 

Мероприятия, в рамках которых, оказывается экстренная психологическая помощь:

- массовые мероприятия (сопровождение похорон; сопровождение выезда родственников пострадавших и погибших на место трагедии);

- ситуация массового скопления людей (пострадавших, родственников и близких погибших и пострадавших), ожидающих дальнейшего развития ситуации;

- процедура опознания;

- эвакуация пострадавшего населения;

- размещение в ПВР пострадавшего населения;

- оказание экстренной психологической помощи родственникам пострадавших, чья судьба неизвестна;

- работа «Горячей линии».

 

Алгоритмы организации работы специалиста психологической службы:

· Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при проведении процедуры опознания (Приложение 1).

· Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при эвакуации пострадавшего населения (Приложение 2).

· Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при размещении в ПВР пострадавшего населения (Приложение 3).

· Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при сопровождении массовых мероприятий (сопровождение похорон; сопровождение выезда родственников пострадавших и погибших на место трагедии) (Приложение 4).

· Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при оказании экстренной психологической помощи родственникам пострадавших, чья судьба неизвестна (Приложение 5).

· Алгоритм организации работы специалиста психологической службы при сопровождении массовых мероприятий (в случаях массового скопления людей (пострадавших, родственников и близких пострадавших и погибших), ожидающих дальнейшего развития ситуации) (Приложение 6).

· Алгоритм организации деятельности специалиста психологической службы при работе на «Горячей линии» (Приложение 7).

 

 

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.75.238 (0.008 с.)