Эксплуатация грузоподъемных машин 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эксплуатация грузоподъемных машин



 

Грузоподъемные машины существенно облегчают труд, однако всегда следует помнить и о том, что они — потенциальный источник опасности как для операторов (крановщиков, машинистов), так и для находящихся в рабочей зоне людей и сооружений. Грузоподъемные машины должны допускаться к перемещению только тех грузов, кото-рые соответствуют их функциональному назначению и масса которых не превышает их грузоподъемности. Особо важное место среди грузо-подъемных машин занимают грузоподъемные краны.

 

Грузоподъемный кран —грузоподъемная машина,оснащенная ста-ционарно установленными грузоподъемными механизмами. Грузо-подъемные краны классифицируют по конструкции; виду грузоза-хватного органа; способу установки; виду ходового устройства; виду привода; по степени поворота.

 

Основным параметром крана любого типа является его грузоподъ-емность брутто. Грузоподъемность брутто включает в себя массыгруза, подвешенного непосредственно к крану, к грузовой тележке или к оголовку стрелы; съемных грузозахватных приспособлений (стропов, захватов и т.д.); несъемных грузозахватных приспособлений (грузового крюка, грейфера, электромагнита и т.д.); массу подъемного средства (каната).

 

За обеспечением безопасной эксплуатации грузоподъемного обо-рудования установлен государственный надзор. Надзор осуществляют Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомно-му надзору (Ростехнадзор) и ее территориальные органы.


7.11. Требования безопасности при выполнении бетонных работ •147

 

Владелец грузоподъемных кранов обязан обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем органи-зации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания.

 

В этих целях должны быть назначены ответственные специалисты:

 

• инженерно-технический работник по надзору за безопасной экс-плуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособле-ний и тары;

 

• инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии;

 

• работник, ответственный за безопасное производство работ крана. Лица, ответственные за безопасное производство работ кранами,

 

должны знать производственные инструкции крановщиков и стро-пальщиков. Назначение ответственных специалистов оформляется приказом по предприятию.

 

Для зацепки, обвязки (строповки) и навешивания груза на крюк крана должны назначаться стропальщики. Для выполнения обязанно-стей крановщика, помощника крановщика, слесаря, электромонтера, наладчика приборов безопасности, стропальщика (обслуживающий персонал) назначаются специально обученные рабочие. Подготов-ка и аттестация обслуживающего персонала должны проводиться в профессионально-технических учебных заведениях, а также на кур-сах и в технических школах обучения рабочих указанным специаль-ностям, создаваемых в организациях, располагающих базой для тео-ретического и производственного обучения и имеющих разрешение (лицензию) органов Ростехнадзора.

 

Аттестация обслуживающего персонала проводится квалифика-ционной комиссией организации, проводившей обучение. Лицам, выдержавшим экзамены, выдаются соответствующие удостоверения. Эти удостоверения они должны иметь при себе во время работы. До-пуск к работе крановщиков, их помощников, слесарей, наладчиков приборов безопасности, электромонтеров и стропальщиков оформля-ется приказом (распоряжением) по организации.

 

Периодической проверке знаний подлежат инженерно-технические работники по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кра-нов; инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии; лица, ответственные за безопасное производство работ кранами, не реже одного раза в три года.

 

Проверка знаний обслуживающего персонала (крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов без-


148• глава 10. безопасная эксплуатация строительных машин...

 

опасности и стропальщиков) квалификационной комиссией долж-на проводиться периодически, не реже одного раза в 12 мес, а так-же при переходе работника на другое место работы; по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной экс-плуатацией грузоподъемных кранов или инспектора Ростехнадзора. Повторная проверка знаний обслуживающего персонала проводится в объеме производственной инструкции.

 

Краны в течение нормативного срока службы должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию: частичному — не реже одного раза в 12 мес; полному — не реже одного раза в три года.

 

Редко используемые грузоподъемные краны (краны для обслужи-вания машинных залов, электрических и насосных станций, компрес-сорных установок, а также другие краны, используемые только при ремонте оборудования) должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже одного раза в пять лет.

 

При полном техническом освидетельствовании кран должен под-вергаться осмотру, статическим и динамическим испытаниям.

 

При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания крана не проводятся. Внеочередное полное техническое освидетельствование крана должно проводиться после:

 

• монтажа, вызванного установкой крана на новом месте (кроме стреловых и быстромонтируемых башенных кранов);

• реконструкции крана;

 

• ремонта расчетных металлоконструкций крана с заменой элемен-тов или узлов с применением сварки;

 

• установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;

 

• капитального ремонта или замены грузовой или стреловой лебедки;

 

• замены крюка или крюковой подвески (проводятся только стати-ческие испытания);

• замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа.

 

 

Требования безопасности к местам установки стреловых кранов

 

Устройство кранового пути для установки кранов мостового типа, башенных и портальных кранов должно производиться по проекту, разработанному в соответствии со СНиП и другими нормативными документами.


10.2. Требования безопасности к местам установки стреловых кранов •149

 

При установке кранов, управляемых с пола или по радио, должен быть предусмотрен свободный проход для рабочего, управляющего краном. Установка кранов, у которых грузозахватным органом являет-ся грузовой электромагнит, над производственными или другими по-мещениями не разрешается. Установка кранов, передвигающихся по надземному крановому пути, должна производиться с соблюдением следующих требований:

 

а) расстояние от верхней точки крана до потолка здания, нижнего пояса стропильных ферм или предметов, прикрепленных к ним, а так-же до нижней точки другого крана, работающего ярусом выше, долж-но быть не менее 100 мм;

 

б) расстояние от настила площадок и галереи опорного крана, за исключением настила концевых балок и тележек, до сплошного пере-крытия или подшивки крыши, до нижнего пояса стропильных ферм и предметов, прикрепленных к ним, а также до нижней точки крана, работающего ярусом выше, должно быть не менее 1800 мм;

 

в) расстояние от выступающих частей торцов крана до колонн, стен здания и перил проходных галерей должно быть не менее 60 мм. Это расстояние устанавливается при симметричном расположении колес крана относительно рельса;

 

г) расстояние от нижней точки крана (не считая грузозахватного органа) до пола цеха или площадок, на которых во время работы крана могут находиться люди (за исключением площадок, предназначенных для ремонта крана), должно быть не менее 2000 мм. Расстояние между нижней габаритной точкой кабины крана и полом цеха должно быть не менее 2000 мм либо (в обоснованных случаях) от 500 до 1000 мм;

 

д) расстояние от нижних выступающих частей крана (не считая гру-зозахватного органа) до расположенного в зоне действия оборудова-ния должно быть не менее 400 мм;

 

е) расстояние от выступающих частей кабины управления и кабины для обслуживания троллеев до стены, оборудования, трубопроводов, выступающих частей здания, колонн, крыш подсобных помещений и других предметов, относительно которых кабина передвигается, должно быть не менее 400 мм.

 

Установка электрических талей и монорельсовых тележек с авто-матическим или полуавтоматическим управлением, при котором кран не сопровождается крановщиком или оператором, должна исключить возможность задевания грузом элементов здания, оборудования, шта-белей грузов и т.п. На пути следования крана должно быть исключено нахождение людей; над проезжей частью и над проходами для людей


150• глава 10. безопасная эксплуатация строительных машин...

 

должны быть установлены предохранительные перекрытия (сетка и т.п.), способные выдержать падающий груз.

 

Установка кранов, передвигающихся по крановому пути, в охран-ной зоне воздушных линий электропередачи должна быть согласована с владельцем линии. Установка стрелового крана должна производить-ся на спланированной и подготовленной площадке с учетом категории и характера грунта. Устанавливать кран для работы на свеженасыпан-ном неуплотненном грунте, а также на площадке с уклоном, превы-шающим указанный в паспорте, не разрешается.

 

Установка стрелового крана должна производиться так, чтобы при ра-боте расстояние между поворотной частью крана при любом его положе-нии и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1000 мм. При необходимости установки стрелового или желез-нодорожного крана на выносные опоры он должен быть установлен на все имеющиеся выносные опоры. Под опоры должны быть подложены прочные и устойчивые подкладки. Подкладки под дополнительные опо-ры крана должны являться его инвентарной принадлежностью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.012 с.)