Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Философия права в России.

Поиск

Возникновение философской, в том числе философско-правовой мысли в России исторически относится к периоду формирования первого государства восточных славян — Киевской Руси и основывается на следующих факторах: а) возникновение и распространение письменности; б) христианизация Киевской Руси; в) формирование государственности. Именно в этот период возникают первые философско-правовые идеи, которые первоначально имели религиозно-мифологический, а затем (в связи с принятием и распространением христианства) теологический характер.Следует отметить, что собственно философско-правовые концепции в России стали формироваться в эпоху Просвещения(XVIII-XIX вв.). Для начального же периода становления отечественного философско-правового знания (XI-XVII вв.) характерно возникновение отдельных идей, ставших прообразом философии права. К ним можно отнести следующие:

— идея равноценности и равноправия народов, сформулированная митрополитом Илларионом в «Слове о законе и благодати»;

— идея демократизации церкви и свободы совести как будущее основание принципа автономии личности;

— идея справедливости как основания осуществления власти и отношений между сословиями. В целом литературные памятники XI-XVII столетия можно охарактеризовать скорее как этические либо правовые, нежели как философско-правовые. Здесь следует вспомнить «Поучения» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника, «Слова» Серапиона Владимирского, «Стоглав», «Домострой» и др.

Существенный импульс в развитии отечественная философия права получила в эпоху Просвещения. С XVIII века философия права преподается в российских учебных заведениях как самостоятельная учебная дисциплина. В трудах профессиональных философов закладываются научные основы философии права, формируется ее понятийный аппарат. К числу наиболее выдающихся профессоров права следует отнести Василия Третьякова, Якова Козельского, Семена Десницкого, Ивана Третьякова и др. Отечественная философия права базировалась на иной, нежели европейская, мировозренческо-методологической парадигме. В противовес европейскому рационализму в силу особенностей русского менталитета идея естественного права имеет религиозно-экзистенциальный характер. Одной из версий религиозно-экзистенциального обоснования права выступает кордоцентризм («философия сердца»). Данное философское направление предполагает при анализе сущности человека, его мыслей, поступков не ограничиваться лишь сознательными психическими переживаниями, а видеть их глубочайшую первооснову - «сердце» как источник мыслей и познания. С позиции «философии сердца» акцент в обосновании права делается на внутренней духовной сущности права. Идея права в рамках кардиоцентризма состоит не в формально-внешнем принуждении, а в регулировании жизни с учетом внутреннего мира и свободы человека. Одним из сторонников кордоцентризма в отечественной философской мысли был странствующий философ Григорий Сковорода (1722-1794). Исходные принципы правового мировоззрения - идея нравственной автономии личности и идея справедливости - у Сковороды находят обоснование в его концепции «сродного труда». «Сродность» рассматривается Сковородой как божественный закон, который в то же время является и законом для природы и человеческого общества. Если данный закон выполняется, то в мире устанавливается мир, а в индивидуальном плане — счастье. Следовательно, «сродный труд» — это выражение степени социальной справедливости, а право как механизм установления заложенной в «сродном труде» справедливости должно исходить от человека, выражать не столько внешнюю, сколько внутреннюю меру его свободы. Дальнейшее развитие кордоцентризм получил в творчестве Памфила Юркевича (1827-1874), у которого «философия сердца» приобретает характер общефилософской концепции. В обосновании права П. Юркевич, как и Г. Сковорода, придерживался позиции интуитивизма, полагая, что мир, и прежде всего индивидуально-личностный мир, не доступен для разума. Источником морального и правового законодательства, по мнению Юркевича, является не разум, а сердце, любовь, то есть свободно принятая система ценностей. Нравственно зрелый человек, по мнению Юркевича, руководствуется не только соображениями разума, но повинуется заповеди любви, которая внушает ему жертвовать своими личными выгодами для блага других, для блага общего. В справедливости и любви заключаются самые прочные условия для установления мира. Таким образом, «философия сердца» в классической отечественной философии права выступает как методологический фундамент морального обоснования права.

Дальнейшее развитие философско-правовой мысли в России (XIX - начало XX столетий) связано с распространением идей либерализма. Суть либерального мировоззрения состоит в выдвижении на первый план идеи абсолютного достоинства личности, ее прав и свобод, отстаивании приоритета права над политикой. Первым отечественным профессором права, стоящим на либеральных позициях, был Константин Неволин. По оценке русского дореволюционного юриста И. Михайловского, К. Неволин, автор «Энциклопедии законоведения» (1839 г.), является основателем философии права в России. Во всяком законодательстве он различал две части: законы естественные и законы положительные. Первые образуют идею законодательства, вторые служат ее проявлением. Таким образом, он различал понятия «право» и «закон». Идеи охранительного либерализма и свободы личности получили развитие в творчестве Бориса Чичерина (1828-1904). Суть его философско-правового либерализма состоит в признании человека изначально свободным существом. При этом он выделял три уровня либерализма: уличный (своеволие), оппозиционный (недовольство властью) и охранительный (гармония свободы, власти и закона). Находясь под заметным влиянием идей Канта и Гегеля, свою общефилософскую позицию Чичерин называл универсализмом. Основное содержание философии права, согласно Чичерину, составляет естественное право, как «система общих юридических норм, вытекающих из человеческого разума». Само право Чичерин понимал как внешнюю свободу, определяемую общим законом. В отличие от нравственности право есть начало принудительное. В вопросе соотношения права и нравственности Чичерин отстаивает принцип дополнительности, настаивая на самостоятельности каждого из этих начал. Нравственность служит восполнением права там, где юридический закон оказывается недостаточным, например при исполнении обязательств, не имеющих юридической силы.

Видное место в отечественной философии права занимает Владимир Соловьев (1853-1900). Религиозная философия Вл. Соловьева основана на идеях всеединства и «цельного знания». Идея права получает у него моральное обоснование. Право, по мнению Соловьева, занимает промежуточное положение между идеальным добром и злой действительностью. Путь к всеобщему благу лежит через принудительную организацию общественной жизни. Без права и государства нравственность остается благим и бессильным пожеланием, а право без нравственности потеряло бы свое безусловное основание и не отличалось бы от произвола. В соотношении права и морали он выделял следующие моменты: между правом и нравственностью нет противоречия; противоречия могут возникать между формальной правомерностью и сущностью права, то есть в самом праве, а также между внешне нравственным действием и сущностью нравственности, то есть в самой морали. Право и мораль взаимно полагают друг друга, то есть нравственность есть безусловное основание права, без которого последнее — произвол, право же есть то необходимое принуждение, без которого нравственная норма становится пустословием. Единство права и морали составляет содержащаяся в них правда или справедливость, поэтому любому нравственному отношению может быть придана правовая форма. Таким образом право, в понимании Вл. Соловьева, это «принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла». «Минимальным добром» он называл недопущение внешних проявлений злой воли, то есть охрану жизни и собственности. Но не только. К достойным условиям он относит: а) обеспечение средств к существованию (пищу, одежду, жилище); б) достойный физический отдых; в) возможность пользоваться досугом для своего духовного совершенствования. Совокупность этих условий составляет, по Соловьеву, формулу «права на достойное существование». Сущность права Соловьев видел в равноценности двух нравственных начал: личной свободы и общего блага. Естественное право, по Соловьеву, не есть нечто предшествующее праву положительному, как в метафизических концепциях естественного права, и не является нравственным критерием позитивного права, как в неокантианских концепциях. Естественное право, для Соловьева, есть чистый феномен, идеяправа; позитивное же — его объективация. Общий же смысл права — осуществление справедливости. Идея права на достойное существование получила развитие в учении о праве Павла Новгородцева (1866- 1924). По его мнению, право на достойное человеческое существование представляется им не только как нравственное право, но уже и как юридическое. Данное право не противоречит задаче и сущности права, поскольку осуществляется во имя охраны основных правовых ценностей — свободы и достоинства личности. Субъектом же права выступает личность, наделенная разумом и свободной волей в ее связях с обществом.

В первые послереволюционные годы в России сохранялся высокий уровень философско-правовой мысли, особенно в рамках Академии наук. Однако постепенно исследования по философии права уже в 20-х годах XX столетия свелось на нет. В марксистско-ленинской интерпретации философия права теряет свое философское содержание и выступает как один из аспектов теории государства и права. В правовой науке прочно утвердился правовой позитивизм в марксистском варианте, где господствующим принципом становится «абсолютный суверенитет государства», а право понимается как «возведенная в закон воля господствующего класса». Назначение права ограничивается лишь контролем за поведением личности, а не обеспечением ее свободы. Лишь в 70-е годы начинается постепенный отход от узкого, чисто юридического понимания права. По вопросам понимания права проводятся «круглые столы», дискуссии, появляется оппозиция «узконормативному» направлению, получившая название «широкого» понимания права. Сторонниками такого «широкого» понимания права в 70-80-е годы были В. Зорькин, Р. Лившиц,, Л. Мамут, В. Нерсесянц, В. Сырых, В, Туманов и др. Однако несмотря на все расхождения между «узконормативным» и «широким» подходами оба они отождествляли право и закон. И только с середины 90-х годов можно говорить о возрождении в России исследований по философии права в собственном смысле. Существенный вклад в возрождение философии права как научной дисциплины внесли С. Алексеев, В. Зорькин, В. Нерсесянц, В. Туманов и др.Таким образом, русская философско-правовая мысль имеет глубокие и мощные исторические корни.

Вопрос 4. Зарубежная философия права в XX в.

Школа естественного права направлена на поиски особой реальности права не сводимым к реальности государственной власти установлений. Современное представление естественного правового мышления сущность права раскрывает как безусловную, воплощенную в природе справедливость, как идеальную, экзистенциальную истинность человеческих отношений, то есть справедливость как критерий оценки и сущности права связывается с дозаконными отношениями и требованиями. Процесс возрождения естественного права особенно усилился после II Мировой войны. В работе Радбруха «Законное неправо и надзаконное право» обвиняется юридический позитивизм в том, что он извратил право при при национал-социализме в Германии, ибо своим утверждением: «закон есть закон»разоружил немецких юристов перед лицом законов произвола. В широком спектре естественно-правового мышления выделяют различные точки зрения на само естественное право. Его можно понимать как объективно данную ценность(Фр.Жени),как мораль (Ж.Дабен), как то, что касается социологии(Ф.Селзник),как основание антропологии, как этическую юриспруденцию(М.Кохен),как внутреннюю моральность закона(А.Фуллер) и.т.д

Среди тех кто наиболее точно осознал идеи Канта в сфере морали и права кроме Г.Радбруха, следует назвать Р.Штаммлера, Г.Когена, В.Виндельбанда и др. Исходный пункт неоктанианства это априорные понятия права и идея права, которые уже после накладываются на действительность, но незавимые от нее (Г.Радбрух, Р.Штаммлер).

По мнению Густава Ратбруха (1878-1949)априорная идея права синтезирует три основных элемента ценностного характера: справедливость, определенность целей, правовую стабильность. При раскрытии содержания принципа справедливости имеется ввиду формальный принцип справедливости основанный на равенстве граждан. Исследуя право, философ указывает,что оно является следствием и инструментом изменений социальной действительности.

Представления о праве на основе идеи Канта Рудольф Штаммлер (1856-1938) излагает в работах «Учение о правильном праве», «Теория юриспруденции». Он указывает, что юридические науки возникают, утверждаются и вступают в действие независимо от государственных организации. Нельзя одобрить взгляды рассматривающие право как соиальное правило, за которым стоит сила. Подобное отождествление права и фактической силы является неверным. Не каждое социальное предписание власти имеет юридический характер,а лишь часть из них. Разделяя право на справедливое и несправедливое Штаммлер разработал идею естественного права с меняющимся содержанием.

Существенный вклад в развитие естественно философской мысли в XX столетии сделала неогегельянская философия права. О новом прочтении Гегеля в 1910 году заявил В.Вильденбанд в своем докладе «Возрождение гегельянства». Идеи Гегеля о свободной воле человека, о разумности законов отвечающих природе человека, о субстанции права являлись источником многих новаторских течений западноевропейской правовой мысли. Так немецкий философ М.Мюллер осуществил попытку рассмотреть историю права и общества в целом как «историю свободы». Он указывал, что развитие права - это результат исторического саморазвития свободы, выявляющейся в процессе уяснения человеком своей сущности. Наиболее тщательно исследовал правовые идеи Гегеля итальянский мыслитель Б.Кроче.Он назвал свою правовую концепцию «религией свободы» Идею свободы он использовал для обоснования формальной,юридической свободы и невозможности фактической свободы. По мнению Кроче лишь «меньшинство которое правит» (полдитический класс), знает, чего оно хочет. Защищая юридические права личности философ указывал что свобода без субъекта-это пустое слово о и абстракция, если не определяется свобода личности. Подобную направленность имело и положение о том, что не государство выше морали, а наоборот мораль возвышается над государством. К философии права Гегеля обращались не только его последователи такие как Ю.Биндер, Г.Геллер и др,но и итальянский философ права Ф.Джентиле который исследовал идею Гегеля о государстве для оправдания фашистского государства как высшей морали и свободы.

Продолжением традиции естественного права во второй половине XX века было обоснование принципа права как интерсубъективность. Понятие интерсубъективности прежде всего нагружено тем, что можно назвать экзистенциальным напряжением общественной жизни. Философия права XX века впервые обратилась к раскрытию жизненного мира В XX столетии заметно усилился интерес к использованию экзистенциализма в философии права. Специфика данного направления в провозглашении конкретности, беспрерывности, антинормативности развития «настоящего» права как индивидуальных правовых решений возникших в социальной жизни. Характерным является поиск правового решения в конкретной ситуации, в конкретном деле, прежде всего в жизненной ситуации. Наиболее яркими представителями экзистенцианизма в философии права являлись М.Мюллер,Э.Фехнер,В.Майхофер. Дальнейшие исследования связаны с усилиями внедрения философской герменевтики. Основная цель герменетического метода – понять автора и его текст. Применимо к философии права герменетика рассматривает право как текст который неразрывно связан с духовным миром субъекта, его сознанием. Наиболее известными представителями герменетики в философии права являются А.Кауфман, П.Рикёр.

Одной из важнейших версий интерсубъективного подхода к праву является коммуникативная теория обоснования справедливости,представителями которой выступали К.Апель, Ю.Хабермас. Свою концепцию справедливости они объясняют с позиции этики дискурса. Ю.Хабермас создает новое проблемное поле исследований это сфера межиндивидуальных коммуникативных отношений.В границах этой темы он выделяет поле актуальных проблем современности таких как проблема демократии, прав и свобод человека. Такое понимание демократии предоставляет возможность осуществить аналитическое разделение политической власти на административную и власть, возникшую в процессе коммуникации и воплотившую в себе идею народного суверенитета

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 3360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.87 (0.01 с.)