Вопрос 1. Правовая онтология и антропология. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Правовая онтология и антропология.



Онтология является разделом философии изучающая учение о бытии. Под бытием понимается предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия – это синонимы. В связи с этим в философии права наибольшую актуальность получила проблема установления типа реальности. Так к примеру российский юрист начала 20 века Л.Петражицкий считал, что право исходит от индивида, оно рождается в глубинах человеческой психики как интуитивное право которое определяется внутренними убеждениями, индивидуальным восприятием человека своего положения. Изучая проблему правовой реальности следует иметь в виду содержание данного термина – правовая реальность. В широком смысле под правовой реальностью понимается вся совокупность правовых феноменов: правовых норм, институтов, наличных правоотношений, правовых концепций, явлений правового менталитета и т.д. В узком смысле под правовой реальностью понимают или правовые нормы (нормативизм), или правоотношения (социологическое направление), или правовые эмоции (психологическое направление). Хотя широкий и узкий смысл понятия «правовая реальность» различаются, их всё же не следует противопоставлять, поскольку общая картина правовой реальности будет зависеть от того, что принять в качестве базисного феномена. Одним из изучаемых вопросов является вопрос об онтологических основаниях права. Право – внеприродное явление, это сфера субъекта. Однако не любое человеческое взаимодействие выступает основой права, а лишь то, которое содержит моменты долженствования, ограничивающие произвол. Мир права и нравственности возможен лишь в том случае если соблюдаются как минимум два условия: во-первых, признание свободы воли, то есть полной возможности каждого лица поступать так или иначе и в соответствии с этим исполнять или не исполнять свою нравственную или юридическую обязанность; во-вторых, признание принципиальной возможности нормы должного, то есть критерий добра и зла, справедливости и несправедливости, предписывающего поступать так, а не иначе и в соответствии с этим оценивающего человеческие поступки как добрые или злые, справедливые или несправедливые.

В рамках социально-идеальной реальности преступление - это нарушение свободной волей нормы должного, предписывающей людям воздерживаться от противоправных деяний.

Таким образом, на уровни сущности право является идеальной реальностью

отношений между людьми, то есть она предоставляет особый род бытия - род идеального бытия.

Анализ правовой реальности позволяет выделить в нем следующие формы бытия права: мир идей - идея права; мир знаковых форм - правовые нормы и законы; мир взаимодействия между социальными субъектами (правовая жизнь). Идея права является исходным логически первым компонентом правовой реальности. Она представляет собой наиболее общие абстрактные выражения сущности права, его проект или задачу. В структурном плане идея права предполагает наличие антропологического, аксиологического, деонтологического компонентов. Так антропологический компонент содержит информацию о том, кто способен быть субъектом права, на кого оно ориентируется. Аксиологический компонент представляет собой систему ценностей реализующихся в праве, интегрально выражаемую в понятии справедливости. Деонтологический компонент выступает в виде идеи долженствования, выражающей единство прав и обязанностей. Вторым элементом правовой реальности является закон (правовые нормы). Позитивное право предстает, прежде всего, в форме закона, который представляет собой конкретно-общие, формально - позитивные правовые нормы. То есть закон это общая норма для множества возможных случаев. И существует он как суждение о должном. Правовой закон имеет разные формы своего бытия: правовые нормы, отношения, сознание, правосубъективность, правовой статус, правовой режим, правовой договор, иск и обвинение и т.д.

Следующий аспект правовой реальности - это мир социальных действий. Процесс социальных взаимодействий выражает такую стадию в осуществлении права, как правореализация. При этом основным качеством субъекта права является способность признания идеи права и способность психически волевого признания нормы, которая рассматривается в качестве желательной или нежелательной для данного субъекта. Выделяются три основных уровня психически волевого отношения субъекта к норме:1) низший - желание нарушить норму; 2) средний - желание подчиниться норме (по соображениям пользы или из боязни наказания); 3) высший – всецелое признание выраженной в норме ценности. Таковы основные формы или уровни бытия права.

Феномен права теснейшим образом связан с человеком, его сущностью, смыслом человеческого бытия. Одной из центральных проблем правовой антропологии является выявление антропологических предпосылок правовой теории. Данный вопрос решался тремя ключевыми фигурами новоевропейской философии права - Т.Гоббсом, Ж. - Ж. Руссо, И. Кантом. Согласно Т. Гоббсу, человек - это абстрактный индивид равный таким же абстрактным индивидам, который руководствуется, исключительно своими интересами. Необходимость же правопорядка осознается им лишь под влиянием страха перед насилием со стороны таких же индивидов, и данный страх оправдывает механическую силу государства, соединяющую индивидов в одно целое. В итоге субъектом правопорядка оказывается совершенно имморальный, эгоистический индивид, стремящийся превратить другого индивида в средство и договаривающийся с ним лишь под угрозой собственной безопасности. Свою теорию общественного договора Ж.Ж Руссо строил на тех же антропологических основаниях, что и Т.Гоббс. Так же как и у Гоббса индивид у него руководствуется мотивом личного благоразумия, стремлением к самосохранению и счастью. Однако к соблюдению общих норм поведения в обществе призывается не только индивид, но и государство. Но и само оно принуждается надындивидуальной негосударственной волей. Воля народа ставится выше всякой законности и начинает приобретать те же черты, что и монархический произвол Гоббса. В итоге право теряет свою самостоятельную реальность и низводится до оправдания нового произвола. Исходным пунктом философии права И.Канта является учение о человеке как о существе способном стать «господином себе самому». Этот человек не разумный эгоист, а моральное существо. В социальном плане морально автономный индивид характеризуется как субъект, который способен по праву противостоять экспансии любой чужой воли, возведенной в закон. Следовательно, только образ «человека морального» оказывается способным легитимировать право как безусловную ценность, не сводимую ни к каким иным ценностям. Еще одним из центральных вопросов взаимодействия природы человека и права являлся вопрос о приоритетном факторе человеческого существования конфликте или кооперации? И отсюда же вытекает новый вопрос: что является первостепенным для человеческого общежития: счастье или свобода?

В решении первого вопроса, скорее всего, подходит синтетическая формула взаимодополнительности при нормативном приоритете конфликта. При ответе на воторой вопрос возьмем взгляды одного из представителей философии О. Хеффе. Он указывает, что каждому индивиду предоставляется свобода устраивать счастье по собственному усмотрению. Таким образом понятие счастья преобразуется в понятие свободы волеизъявления. Под свободой понимается свобода действия. Право состоит из тех правил, которыми люди руководствуются в их совместной жизни и которые дают право на принуждение в случае их несоблюдения. Это принуждение выступает как наказание в уголовном праве и как признание недействительности отношений в гражданском праве. Таким образом, право обосновывается тем, что оно является институтом делающим свободу возможной и, с другой стороны, препятствующим трансформации свободы во вседозволенность.

Основной вопрос философии права в контексте правовой антропологии выступает вопрос о том, «что такое человек юридический?»

Человек в системе права - это прежде всего субъект, агент и носитель определенных действий. Так к примеру, феноменолого - герменевтическая философия права стремится разглядеть живого субъекта, носителя действительного правосознания. Понятие такого субъекта соответствует юридическому учению о дееспособности. Он обладает естественной способностью к деятельности, которая носит ценностно - ориентированный характер. Среди ценностных ориентированных актов (любви, ненависти и др.) выделяются такие, которые выражают смысл права. Это - акты признания которые выражаются в направленности на другого, при этом другой рассматривается как ценность заслуживающая гарантий защиты со стороны права. В дополнение к этому русский философ И.Ильин отмечал что «правоотношения покоятся на взаимном признании людей». Он подчеркивал, что именно это живое отношение между людьми делает право возможным, а в актах признания происходит конституирование человека как правоспособного субъекта. Наиболее адекватно выражающего правовой смысл, определяет понятие субъекта права П. Рикер: «Субъектом права - любой, я являюсь любым по отношению ко всем. Мы входим в юридическое пространство, когда рассматриваем себя как «любого» из всех остальных «любых». Какая из форм индивидуального бытия человека – индивид, индивидуальность или личность – имеется в виду, когда ставится вопрос о субъекте права? В предложенной Э.Ю. Соловьевым концепции содержание и соотношение основных форм индивидуального бытия человека раскрывается через установление их соответствия определенным типам норм – обязанностям, призванию, правам. Так, индивид – это отдельный представитель рода «человек», он является носителем обязанностей, без которых немыслимо никакое общество, центром вменения, по отношению к нему уже применимы понятия вины и ответственности. Для обозначения активной стороны человеческого бытия применяются понятия «индивидуальность» и «личность». Э.Ю. Соловьев подчеркивает, что в индивидуальности мы ценим ее самобытность, а в личности - самостоятельность или автономию. Личность формируется на основе индивидуальности. Это – субъект прав, или права, а следовательно, субъект свободы. Ее отличительной чертой является стремление к собственной и уважение к чужой независимости. Именно с образом человека как личности коррелируется право. Таким образом, быть правовым субъектом - это означает быть живой личностью, носителем действительного правосознания. В идее правового субъекта заложена идея осмысленного поведения. В силу отмеченных обстоятельств право может быть определено как способ человеческого взаимодействия, возможный благодаря человеческой способности быть автономным субъектом, который признает таким же субъектом любого другого.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.008 с.)