Вопрос 2. Философско-правовые учения в западной Европе c XVII – до XIX столетия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Философско-правовые учения в западной Европе c XVII – до XIX столетия.



Правовые учения Нового времени сделали своим главным предметом изучения разработку категории естественного права.

Основоположником школы естественного права, которая доминировала в юриспруденции на протяжении XVII-XVIII столетий, был голландский юрист, политик и дипломат Гуго Гроций (1583-1645). Понятие права у Гроция имеет два значения. В первом значении право - это моральное качество, которое позволяет человеку иметь определенные вещи или совершать определенные поступки (право в субъективном смысле). Во втором значении понятие права тождественно понятию закона (право в объективном смысле).Государство же Гроций определял как вечное, полное и верховное общество, образованное для охраны человеческого права и для общей пользы.Следуя Аристотелю, Гроций делит право на естественное и волеустановленное. Естественное право определяется им как «предписание здравого разума» и выступает в качестве критерия для различения дозволенного и недозволенного. Волеустановленное право делится на божественное (данное свыше и имеющее источником волю Бога) и человеческое.Человеческое право включает в себя отцовское право, господское право и т.д. Развивая концепцию естественного права, Гроций создал основы международного права, которым руководствуются в отношениях между собой отдельные государства. Его наработки в этом направлении в дальнейшем оказали влияние на идею международного права, которая воплотилась в жизнь при создании Лиги Наций, организации Нюрнбергского процесса и создании ООН. В своем труде - «О праве войны и мира» (1625), Гроций разрабатывает идею такого права, которое было бы применимо в любых условиях, включая и войну. Взгляды Г.Гроция оказали влияние на Т.Гоббса (1588-1679) английского философа развившего учение о естественном праве. Свою теорию Т.Гоббс изложил в знаменитой книге «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651), ставшей впоследствии основой английской политической и правовой мысли. Существенное значение Т.Гоббс придает принципиальному противопоставлению естественного состояния гражданскому состоянию. Т.Гоббс определяет естественное правокак свободу всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, собственной жизни, то есть как свободу делать все, что для этой цели необходимо. Фундаментальным естественным законом и общим правилом поведения человека является поиск мира и следование ему. Философ вывел целый ряд естественных законов конкретизирующих правило поиска гражданского мира:

1) люди должны выполнять заключенные ими соглашения

2) никто не должен ничем выказывать неприязнь к другому

3) каждый должен признавать других равными себе от природы

4) каждый должен приспосабливаться ко всем остальным

5) посредникам мира должны быть даны гарантии неприкосновенности

6) никто не может быть судьей самого себя

Согласно Т.Гоббсу, наличие одних лишь естественных законов еще не ведет к миру и безопасности. Гарантировать соблюдение этих законов может лишь общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу. Такая власть имеет не божественное, а земное происхождение. Она возникает в результате общественного договора людей с целью их защиты. Суверен обладает верховной властью по отношению к подданным. Основные полномочия суверена: установление законов, наказание нарушителей законов, объявление войны и заключение мира, правосудие, установление законов о собственности, запрещение вредных учений и т. д. Единственным ограничением суверена есть то, что, будучи сам подданным Бога, он должен соблюдать естественные законы. В зависимости от происхождения Т.Гоббс различает божественные и человеческие законы. Человеческий закон есть властное предписание, веление государства как суверена.

Джон Локк (1632-1704) по праву считается творцом политической доктрины либерализма. Его взгляды изложены в основных его произведениях «Опыт о человеческом разумении» (1686) и «Два трактата о государственном правлении» (1689). В учении Локка идеи естественного права и договорного происхождения государства интерпретируются в духе утверждения неотчуждаемых прав и свобод личности, разделения власти и правовой организации государственной власти, господства права в общественной и политической жизни. В естественном (догосударственном) состоянии, согласно Локку, господствует естественный закон, закон природы, требующий мира и безопасности для всего человечества. Естественное состояние, по Локку, характеризуется полной свободой касательно своего имущества и личности и таким равенством, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого. Разумное преодоление недостатков естественного состояния ведет к общественному договору об учреждении политической власти и государства с целью обеспечения за каждым человеком его естественных прав на собственность - жизнь, свободу, имущество. Локк различал три вида законов: Божии, государственные и законы общественного мнения, у каждого из которых — своя санкция. Определяя принцип выгоды в качестве основы морали, Локк сформулировал этим свою утилитаристскую доктрину. Человек, руководимый своей выгодой, должен придерживаться всех действующих законов и обычаев.

Одним из основоположников французского Просвещения являлся Шарль Луи Монтескье (1689-1755). В своем философском трактате «О духе законов» (1748) Монтескье формулирует важное двуединое положение о законах. Он связывает концепцию естественного права, согласно которой различные законы есть формулировки одного и того же закона, с социологической концепцией о том, что эти формулировки определяются историческими и природными условиями. При анализе законов жизни людей Монтескье выделяет два их вида — естественные (природные), то есть те, что вытекают из биологической природы человека, и собственно социальные законы. К естественным законам Монтескье относит стремление к миру, к добыче средств существования, к отношениям с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе. К собственно социальным законам он относит так называемые «законы между людьми»: определяющие отношения между народами (международное право); определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право); определяющие отношения всех граждан между собой (гражданское право). Как просветитель Монтескье рассматривал право как общечеловеческую ценность, а целью права считал свободу, равенство, безопасность всех людей. В отличие от Т. Гоббса, Монтескье объявил важнейшим законом естественного права не войну всех против всех, а мир. Развивая свою правовую теорию, Монтескье дает классификационное описание трех форм государственного правления (республика, монархия, деспотия) и трех соответствующих им принципов (достоинство, честь, страх). Монтескье откровенно симпатизирует представительским учреждениям, то есть республиканскому строю, что, по его мнению, в наибольшей степени гарантирует политические свободы. Основополагающим принципом законодательства он считает умеренность, на базе которой и строит свой принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) заговорил о суверенитете народа, о верховенстве власти народа. В работе «Об общественном договоре» (1762) Руссо считает, что институт частной собственности как результат развития земледелия привел к разделению общества на бедных и богатых и к борьбе противоположных интересов. Тогда и возникает государство как инструмент укрепления господствующего положения богатых. Узаконивая экономическое неравенство, государство дополняет его неравенством политическим благодаря разделению общества на тех, кто управляет, и на тех, кем управляют. По мнению Руссо, люди образуют государство на основе общего соглашения (договора), но не добровольно, а вынужденно, поскольку такой договор навязывается бедному меньшинству богатым большинством. В результате богатое большинство (властные элементы) может навязывать всему обществу свое понимание правды и свое понимание прав. Интересен взгляд Руссо на целесообразность, необходимость и достаточность размеров государства. В огромном государстве из-за больших расстояний затруднено административное и политическое управление. Оно требует огромного количества государственных чиновников, содержать которых приходится народу. У граждан, никогда не видевших в лицо своих правителей, ослабевает привязанность к ним. В результате слишком большое государственное «тело» может оказаться перед опасностью саморазрушения. Поэтому цивилизованному государству не следует стремиться к увеличению своих размеров.

Философско-правовые взгляды в этот период развивали Клод Адриан Гельвеций (1715-1771), Поль Анри Гольбах (1723-1789) и др.

Родоначальником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724-1804). Вплотную разработкой государственно-правовых вопросов Кант занялся в последние десятилетия своей жизни. В 1795 году Кант опубликовал широко известный трактат «К вечному миру», где, в частности, им были развиты общие взгляды на право и государство. Наиболее полно кантовская философия права представлена в его работе «Метафизика нравов» (1797). Этот период литературной деятельности Канта совпадает с развитием событий Великой французской революции. Кант откликнулся на нее разработкой проблем права и государства. Исследованию и обоснованию принципов нравственности посвящена работа Канта «Критика практического разума». Основной трансцендентальной идеей и первым постулатом кантовской этики является свобода человека, его свободная воля, ее способность и право самой устанавливать правила должного и следовать им без внешнего принуждения и давления. Эта мысль отчетливо присутствует в учении Канта о категорическом императиве. Всеимперативы Кант подразделяет на две группы — гипотетические и категорические, которые характеризуют разные стороны человеческого духа.Под гипотетическими императивами он подразумевал требования, которые следует соблюдать в качестве необходимых условий, чтобы достичь поставленных целей. Так, человек, занимающийся торговлей и желающий иметь постоянных покупателей, должен быть с ними честен. Требование «будь честен» выступает для него в качестве гипотетического императива, ибо честность не является в его глазах самоцелью и самоценностью, а есть всего лишь средство для ведения успешной торговли. Поступки, осуществляемые под воздействием гипотетических императивов,Кант квалифицирует не как моральные, а как легальные, то есть вполне приемлемые и даже одобряемые обществом.Иначе обстоит с социальными требованиями, которые И. Кант возводит к понятию категорического императива. Под ним он понимает следующее:

1) «...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»;

2) «...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Понимание Кантом права тесно связано с его пониманием свободы как единственного прирожденного права. Смысл и назначение права состоит в том, чтобы ввести свободу и произвол индивидов в разумные и общезначимые рамки. Право касается лишь действий и обозначает только внешние границы обще допустимого поведения, то есть, иначе говоря, выступает по существу в виде запретов, подразумевая дозволенность незапрещенного. В связи с этим Кант дает следующее определение права: «Право — это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы». Кант делит право на естественное и положительное. Естественное право, считает он, по своему происхождению априорно - существует до всякого опыта и базируется на требованияхразума. Иными словами, по Канту, естественное право — этоправо, каким оно должно быть согласно требованиям практического разума. Положительное же право — лишь исторически существующее право, которое необходимо преобразовать в соответствии с требованиями права естественного. Важным понятием кантовской философии права является также понятие правопорядка. Он основывается на следующих принципах:

1) свободе каждого члена общества как человека;

2) равенстве его с каждым другим как подданного;

3) самостоятельности каждого члена общества как гражданина.

В основе этих принципов лежит понятие автономии личности, которое делится на такие виды: моральная, утилитарная, гражданская автономии.Так, гражданская автономия предусматривает, что человек соглашается жить только по таким законам, в составлении которых он принимал участие. Утилитарная автономия предполагает, что человек сам знает, что для него хорошо и что плохо, что выгодно и что нет. Следовательно, государство не должно принудительно осчастливливать людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1099; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.008 с.)