Вопрос 2. Правовая аксиология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Правовая аксиология



Теория ценностей (аксиология) находит соответствующее применение и в области права. Ценности представляют собой некие исходные интеллектуально и эмоционально воспринимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохранению, к обладанию ими и деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как разнообразные блага. Правотворчество и реализация права представляют собой области человеческой деятельности ярко выраженного оценочного характера. В силу этого философия права включает в свой предмет изучение и исследование правовых ценностей, оценки в сфере права и т.д. Так в философии права образуется определенное теоретическое направление – правовая аксиология. Особенно велико значение некоторых социальных ценностей, которые с течением времени приобрели так же характер и правовых ценностей. Таковы: свобода, равенство, справедливость, демократия, порядок, безопасность, мир. Наряду с ними существуют и специфические правовые ценности общего значения, такие как идея права, идея стабильной законности и т.д. Данные ценности одновременно являются идеалами и осуществляются человеческой практикой. Кроме того права человека так же приобретают статус важнейшей ценностей. В своей совокупности они характеризуют человека как высшую ценность. В аксиологии права могут быть выделены три основные формы бытия ценностей: общественные целевые ценности и идеалы, предметно - воплощенные ценности, личностные ценности.

Свобода представлялась ценностью для людей в разные эпохи и в разных формах. Идея свободы многозначна и поэтому она порождает сплетение множества недоразумеий. Под правовой свободой понимают разрешение совершать определенные действия не заботясь о том, соответствует ли это разрешение действовать реальной возможности. Для права важно, чтобы человек отчетливо представлял ту меру свободы которая не несет в себе заряд разрушения, зла, и несправедливости. В свою очередь гражданское общество и государство использует правовые средства как страховые средства, обозначающие границы и пределы, за которые внешняя свобода социальных субъектов не должна распространяться. Согласно распространенному определению, право – «это совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы». Согласно подходу представителей немецкой классической философии (И.Кант, Г.Гегель, Б.Спиноза), право цивилизованного государства не посягает на первоначальное право, оно лишь очерчивает внешние границы пространства социальной свободы. Суть природного предназначения свободы заключается в том, что свобода это не просто некое благо вообще, а пространство активности, развертывание новых возможностей человека с целью самосозидания себя в истории с помощью средств, не данных природой, в том числе и с помощью права. То есть люди свободны в меру их бытийного равенства и равны в меру их свободы. Таким образом, право должно существовать как «вторая природа» и в таком качестве направлять игру свободы человека. Между тем право это не просто всеобщий масштаб или равная мера свободы индивидов. Свободные индивиды составляют сущность и смысл права. Безусловно, там, где отрицается свободная индивидуальность, личность, правовое значение физического лица там нет, и не может быть права и воплощения правового принципа формального равенства. Там нет правовых законов и правовых отношений в обществе. Таким образом, право имеет столь же фундаментальный, основополагающий для общества характер, как и свобода, которая принимает различные формы, как в индивидуальном сознании, так и в истории общества.

Слово «справедливость» произошло от слова «право» (правый, правда). Начиная с Древней Индии, Древней Греции, справедливость трактовалась как духовная основа истории. Богиня Дике полагается как начало и носитель правды и справедливости. Противоположностью справедливости выступает несправедливость, разрушение порядка, деструкция существующего. Когда же справедливость выражает достигнутую для данного исторического периода гармоничность, оптимальность человеческих отношений, сознание её не фиксирует. И в этом плане она созвучна свободе. Со времени Аристотеля выделяют два вида справедливости: распределительную, уравновешивающую. Однако современная эпоха с её процессами глобализации особенно требует разработки универсальной справедливости. Отсюда в содержание универсальной справедливости включается: 1) требование равенства, которое формулируется как требование непредвзятости и запрета произвола;2) идея взаимосвязи содеянного и расплаты за это; 3) требование равновесия между утратой и приобретением («справедливого обмена»), которое имеет смысл не только для хозяйственной деятельности. Таким образом универсальную справедливость характеризует признание таких правовых ценностей, как жизнь, свобода, собственность, доброе имя, которые воплощаются в признании прав человека, и главным образом, его права на свободу. Общим и безусловным моментом всех современных концепций справедливости является признание одинакового обращения с людьми и отказ от привилегий и иммунитета, связанных с национальными и религиозными признаками. Таким образом, если понимать справедливость как высший принцип человеческой жизни, то особого внимания заслуживают три элемента значения понятия «справедливость», которые были предложены О. Хёффе: а): справедливость имеет природу моральной обязанности; б) ближе всего она находится к обязанностям, которые признаются добровольно, и стоят выше простого принуждения; в) ее мера заключается в дистрибутивной пользе - справедливым является полезное каждому человеку.

Современные теории справедливости содержат в себе образ человека как существа способного к самосовершенствованию и существа автономного, то есть разумного и способного к самоограничению. Поэтому наиболее подходящим будет такой принцип справедливости, который обеспечит наилучшие условия для самореализации и автономии личности, меру соотношения свободы и равенства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.005 с.)