VII. J. Методы опосредованной коррекции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VII. J. Методы опосредованной коррекции



И ПРОФИЛАКТИКИ ЛИЧНОСТНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ

В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа с родителями

Работа с родителями направлена как на профилактику возмож­ных нарушений, так и на коррекцию неправильных, травмирую­щих ребенка стилей воспитания.


Работа может проводиться в виде тематических семинаров для родителей, а также совместных вечеров вместе с детьми. Главная цель — обучение родителей эффективным навыкам коммуника­ции и способам выражения своей любви к ребенку.

Общепризнанно, что следующие компоненты эффективного общения родителей с детьми являются необходимыми.

1. Контакт глаз. Это прямой взгляд в глаза другому человеку.
Большинство людей неосознанно использует его как основное
средство передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно к
детям. Ребенок использует контакт глаз с родителями и другими
людьми для эмоциональной подпитки (как уже было указано выше,
избегание контакта глаз служит одним из первых признаков эмо­
ционального неблагополучия ребенка). Ласковый взгляд снижает
уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в
нем чувство безопасности и уверенности в себе. Часто бывает, что
родители используют контакт глаз, только когда упрекают ребен­
ка, ругают, настаивают на своем. В результате на фоне внешней
покорности и послушания у ребенка может развиться депрессия и
невроз.

Родители должны знать о действенности этого контакта, как созидательного, так и разрушительного.

2. Физический контакт. Речь идет о любом физическом контак­те: прикосновение к руке ребенка, поглаживание по голове, лег­кое объятие и т. п. В каждодневном общении ребенок должен обя­зательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, не быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спо­койно и с самим собой, и с другими. Ему будет легко общаться с людьми и, следовательно, он будет пользоваться симпатией, у него будет положительная самооценка. Можно сказать, что соот­ветствующий возрасту постоянный физический контакт — это эффективный способ заполнить «эмоциональный резервуар» ре­бенка и помочь ему развиваться наилучшим образом.

3. Пристальное внимание. Ребенок должен чувствовать непод­дельный интерес к нему со стороны родителей, заботливую сосре­доточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент.

Пристальное внимание — жизненно важная, насущная потреб­ность каждого ребенка. Не получая достаточно пристального вни­мания, ребенок испытывает беспокойство: он мало что значит, все на свете важнее его. В результате ребенок не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное раз­витие. Такой ребенок обычно более замкнут, чем остальные дети, ему труднее общаться со сверстниками. Он хуже справляется с любой конфликтной ситуацией. В детском саду он часто демонст­рирует крайне зависимое поведение от воспитателя детского сада и других взрослых, с которыми общается.


Некоторые дети в таких обстоятельствах компенсируют дефи­цит внимания крайней назойливостью и навязчивостью.

4. Дисциплина. Предполагается, что уверенный в любви и под­держке со стороны взрослых ребенок должен уметь подчиняться определенному алгоритму деятельности, соблюдать принятые на себя обязательства. Важно, чтобы родители понимали, что «нака­зание» и «дисциплина» суть не одно и то же. Наказание предпола­гает, что в системе отношений со взрослым у ребенка не был выбран четкий алгоритм взаимной ответственности.

Коррекционная работа с родителями должна быть направлена на преодоление ими неправильных, ведущих к искажению психо­социального развития ребенка стилей воспитания.

Педагог в состоянии справиться с данной задачей только вме­сте с родителями, а для этого он должен уметь определить ее и учесть в своей работе, разъясняя родителям негативные послед­ствия неправильного воспитания.

Рассмотрим наиболее типичные стили ошибочного воспитания.

1. Эмоциональное неприятие ребенка.

При неприятии все в ребенке вызывает у родителя досаду: и ест не так, и плачет слишком много, и т.д. Неприятие всегда при­водит к формированию у ребенка неуверенности в себе: если ре­бенка не любят собственные родители, у него не может быть уве­ренности в собственных силах. В конце концов у ребенка возника­ет ответное неприятие родителей, которое может быть перенесе­но и на других взрослых. В характере ребенка формируются черты неустойчивости, негативизма, демонстративности. При слабом тем­пераменте формируется полная зависимость от других людей.

2. Гиперсоциальное воспитание.

При этом стиле осознанного неприятия нет, но и учета осо­бенностей ребенка тоже нет. Он должен следовать в своем разви­тии жесткой родительской программе в соответствии с «идеальны­ми» в настоящее время предписаниями ученых или модой. В резуль­тате у ребенка может сформироваться комплекс неполноценнос­ти, постоянного несоответствия родительским ожиданиям, что приводит к формированию тревожно-мнительного характера.

3. Тревожно-мнительное воспитание.

Ребенка исступленно любят, и такая любовь превращается в страх потерять его. Часто данный тип воспитания наблюдается в семьях с единственным ребенком, ослабленным или поздно по­явившимся. Ребенка не отпускают гулять, не разрешают играть со сверстниками, в результате все этапы социализации он проходит со значительным отставанием и испытывает выраженные трудно­сти адаптации к новым ситуациям, в частности к ДОУ.

4. Эгоцентрическое воспитание.

При данном типе воспитания ребенок растет при полном отсут­ствии хоть какой-то дисциплины. Все его желания удовлетворяются


немедленно. Он кумир всей семьи, и ему все можно. В результате
ребенок не приучен принимать и понимать интересы других лю­
дей, произвольный контроль у него резко снижен. Он не может
ждать своей очереди, малейшие преграды воспринимает агрес­
сивно. В коллективе уживается с трудом. Могут возникнуть демон­
стративные реакции по мере роста неуверенности в себе. >

Повышение психологической компетентности !

Воспитателей ДОУ

Психологическая компетентность воспитателей — необходимое условие претворения личностно-ориентированной модели до­школьного образования в жизнь.


Рис.11

 

Решающее значение в повышении психологической компетент­ности работников ДОУ мы видим не столько в курсах повышения квалификации, построенных по классическому «лекционному» образцу, сколько в систематических тренинговых занятиях типа групп личностного роста с акцентом на профессионально значи­мых качествах и умениях, а также в повседневном тренинге на­блюдательности педагогов. Примером может служить предложен­ная нами форма для отслеживания процесса адаптации ребенка в период первичного привыкания к ДОУ или в период после дли­тельного отсутствия ребенка в учреждении (см. приложение к разд. VI). В темы занятий обязательно должен быть включен тренинг по овладению навыками эффективной коммуникации, включая мето­ды ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.


Рис.12

Педагоги должны владеть в полном объеме теми же обяза­тельными средствами проявления своего расположения и вни­мания к ребенку, что были описаны нами в разделе работы с родителями: уметь использовать контакт глаз (рис. 11); физичес­кий контакт (рис. 12); уметь проявлять внимание и поддерживать дисциплину.

При этом педагоги должны осуществлять уровневый подход к коррекции выявленных недостатков: начинать с развития базовых форм социального взаимодействия и постепенно переходить к более сложным, нормативным для данного возраста способам комму­никации.

Контрольные вопросы и задания

1. Опишите основные направления работы педагога по профилактике вторичных отклонений в личностном развитии детей.

2. Опишите примеры заданий на развитие эмоциональной чуткости у дошкольников.

3.Опишите методы развития навыков эффективной коммуникации у дошкольников, различные позиции педагога.

4. В чем состоят основные направления работы с семьей?

5.Расскажите о развитии отдельных психических процессов у дошколь­ников и младших школьников.

Литература

Бурменская Г. В. и др. Возрастно-психологический подход в консуль­тировании детей и подростков. — М., 2002.


I Джинот Х.Дж. Групповая психотерапия с детьми. — М., 2001.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — М., 1996.

Корнелиус X., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. — М., 1992.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — М., 1996.

Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. — М., 1994.

Оклендер Б. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотера­пии. - М, 1997.

Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. — М., 2000.

Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя. — М., 1992.

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995.

Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностиче­ской и коррекционной работы психолога. — М., 2000.

Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990.

Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. — М., 2001.

Приложение к разделу II



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.174 (0.042 с.)