IV. 2. J. Причины дисгармонического развития. Типология патологических характеров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. 2. J. Причины дисгармонического развития. Типология патологических характеров



Решающее значение в происхождении психопатий придается врожденной биологической предрасположенности к ее развитию. Однако уже П. Б. Ганнушкин в 1933 г. писал, что «учение о психо­патиях имеет не только узкомедицинское, но и социальное зна­чение».

В МКБ-10 (см. приложение 1 к разд. I) данные нарушения пред­ставлены в рубрике «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском возрасте» (F90 — F98).

В настоящее время по происхождению можно выделить следую­щие виды психопатий:

Ядерные, или конституциональные.

Лица с данным видом психопатии обладают конституциональ­ной (наследственной) предрасположенностью в виде неблаго­приятного сочетания отдельных свойств нервной системы. Такие психопатии, называемые истинными, проявляются уже в раннем


детстве в виде «трудного» темперамента и других эмоционально-волевых нарушений. Уровень умственного развития при этом пер­вично не страдает. В зависимости от формирующейся доминирую­щей диспозиции1 личности соответственно формируются разные формы психопатий: возбудимые, неустойчивые и т.д. (см ниже).

При данной этиологии психопатии внешние факторы активи­руют, запускают имеющееся предрасположение (В. Morel, 1857).

Краевые, или приобретенные.

Возникают под влиянием неблагоприятных факторов психоло­гического и социального характера, таких, как неправильное вос­питание, жестокость родителей, сильные эмоциональные потря­сения. Ряд авторов (Е.Блейлер, М.О.Гуревич, В.А.Гиляровский, О. В. Кербиков) доказывали возможность психогенных изменений характера, которые принимают характер психопатий.

В современной литературе в качестве такого психологического состояния, обусловливающего резкое снижение и искажение адап­тивных возможностей детского организма на всех уровнях его функ­ционирования, описывается дистресс или посттравматическое стрессовое расстройство — ПТСР (Н. В. Вострокнутов). Дистресс — это состояние эмоционального напряжения, которое возникает при конфликтных, кризисных ситуациях и превышает по своей интенсивности и длительности индивидуальные адаптивные воз­можности ребенка. Проявляется в эмоционально-поведенческих расстройствах, трудностях социализации, что вызывает как труд­ности социального взаимодействия, так и обучения.

Органические.

Развиваются как следствие воздействия на организм ребенка в возрасте до трех лет различных вредностей (тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, мозговые инфекции, длитель­ные истощающие соматические заболевания и т.п.). От общего числа психопатий составляют до 30%. Имеют благоприятную по­чву для возникновения при других дизонтогениях, связанных с по­ражениями головного мозга (при умственной отсталости, задержке психического развития церебрально-органического генеза, детском Церебральном параличе).

Однако, не отрицая все изложенное выше, следует помнить, что патологический характер, как правило, является результиру­ющей нескольких неблагоприятных факторов: биологических (в ви­де конституции или органической патологии), и средовых (в виде неблагоприятных условий воспитания).

По ведущим проявлениям, основанным на типах нервной сис­темы, различают следующие группы психопатий (О. В. Кербиков).

Диспозиция (предиспозиция) — система многочисленных черт, обус­ловливающих специфические поведенческие реакции человека на внешние воз-Действия.


Возбудимые — для них характерна высокая возбудимость, соче­тающаяся с выраженной экстравертированностью, подозритель­ностью, гневливостью, упрямством и педантичностью. В поведе­нии склонны к жестокости, мстительности, крайне требователь­ны к окружающим. Поведенческий ролевой репертуар достаточно скуден.

Неустойчивые — им свойственна повышенная эмоциональная неустойчивость, нестойкие интересы и привязанности. Чувства, дос­тигая большой интенсивности, склонны к быстрому угасанию. Об­ладают повышенной внушаемостью, склонны к фантазированию и нереалистической, основанной на эмоциях, оценке событий.

Тормозимые (астенические) — характеризуются повышенной утомляемостью и истощаемостью, общей вялостью. Впечатлитель­ны, ранимы, нерешительны, мнительны, обидчивы. В общении уступчивы, не стремятся к отстаиванию своей позиции. Особенно большой дискомфорт испытывают при общении с малознакомы­ми людьми, плохо привыкают к новому коллективу.

Психастенические — для них характерно сочетание черт асте­нической личности с повышенной склонностью к самоанализу и самобичеванию. Постоянно испытывают разнообразные страхи, сомнения относительно принятия решения, в связи с возложен­ной на них ответственностью. Склонны к созданию различных ритуалов в поведении, боятся любых изменений.

Шизоидные — им свойственны патологическая замкнутость, сла­бость эмоциональных привязанностей вплоть до черствости, выра­женные трудности в налаживании неформального общения. В фор­мальном общении более продуктивны, следуя предписанной роли.

Мозаичные — представляют собой сочетание нескольких.

На основании уже упомянутых классификаций типов психопа­тий, типологий применительно к детскому и подростковому воз­расту (F.Homburger, H.Stutte, Г.Е.Сухарева), а также на основа­нии классификации типов акцентуаций личности, разработанной К.Леонгардом, отечественным клиницистом А. Е.Личко была предложена классификация типов психопатий и акцентуаций ха­рактера подросткового возраста (текст 4).

Текст 4,

«В отношении акцентуаций существуют две классификации типов.к Первая предложена К.Леонгардом в 1968 г., вторая разработана нами.; в 1977 г. Сопоставление с нею, сделанное нами, приводится ниже.

Тип акцентуации личности Тип акцентуации характера
по К.Леонгарду по А.Личко

Демонстративный Истероидный

Педантичный Психастеничный

Застревающий —

Возбудимый Эпилептоидный


Гипертимический Гипертимный

Дистимический —

Аффективно-лабильный Циклоидный

Аффективно-экзальтированный Лабильный

Эмотивный Лабильный

Тревожный (боязливый) Сензитивный

Экстравертированный Гипертимно-конформный

Интровертированный Шизоидный

Интровертированный Сензитивный

— Неустойчивый

— Конформный

— Астено-невротический

В классификации К.Леонгарда отсутствуют довольно распространен­ные в подростковом возрасте неустойчивый и конформный типы, а так­же астено-невротический. Дистимический тип в его классификации со­ответствует конституционально-депрессивному типу по П. Б. Ганнушки-ну (1933), а также застревающий тип — паранойяльному, оба они в под­ростковом возрасте практически не встречаются». (Личко А. Е. Психопа­тии и акцентуации характера у подростков. — М., 1983. — С. 80 — 81.)

Остановимся на более подробной характеристике основных 11 типов акцентуаций по классификации А. Е. Личко, характер­ных для подросткового возраста:

1. Гипертимный тип. Этот тип относится к кругу «возбудимых» и «конституционально-возбудимых» по П. Б. Ганнушкину. Подрост­ки этого типа с самого детства отличаются подвижностью, общи­тельностью, склонностью к озорству. Главная их особенность — всегда хорошее настроение, иногда сопровождающееся вспышка­ми агрессии и раздражения. Хорошо выдерживают нагрузки в си­туациях, требующих активности, сообразительности. Провоци­рующим фактором выступают слишком сильное давление со стороны окружающих. В силу выраженного стремления к самостоятельности склонны к конфликтам. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения поверхност­ны, быстро проходят. Их тянет ко всему, что связано с получени­ем удовольствия, риском. Плохо переносят одиночество, неудачи вызывают аффект, но непродолжительный. Распространенность в популяции — 8 % у мальчиков и 3 % у девочек (по данным А. Е. Лич­ко и Н.Я.Иванова).

2. Циклоидный тип. Был выделен в качестве основного типа еще Э. Кречмером. Близок к гипертимному типу, являясь, по П. Б. Ган­нушкину, более общим направлением изменения характера, вклю­чает помимо гипертимного еще три типа, характеризующиеся рез­кими колебаниями настроения. В детстве подростки с данным ти­пом напоминают гипертимных, в дальнейшем, к 15 — 17 годам,


ii



нарастает повышенная раздражительность и склонность к апатии, вялость. Периоды подъема настроения чередуются с выраженной депрессией. Они тяжело переживают даже незначительные непри­ятности. Провоцирующим фактором в период подъема выступают те же ситуации, что и у гипертимов, в депрессивную фазу — резкие изменения в окружающей обстановке, требующие быстрого изменения жизненного стереотипа. Распространенность в подростковой популяции — 2 — 5 % независимо от пола.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, при­чем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного из­менения настроения могут оказаться самыми ничтожными, на­пример: кем-то случайно оброненное слово. Все они способны погрузиться в уныние при отсутствии каких-либо серьезных не­приятностей и неудач. Поведение этих подростков во многом за­висит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соот­ветственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со сторо­ны тех, кто может поправить их настроение. Они хорошо понима­ют и чувствуют отношение к ним окружающих людей, ранимы. Стремление к независимости не выражено, если в семье они чув­ствуют любовь и поддержку. Провоцирующим фактором,: запускающим отрицательные переживания, выступают: разрыв с близкими взрослыми, эмоциональное отвержение значимых близ­ких, насмешки, неудачи. Распространенность в популяции — 8 % у мальчиков и 12 % у девочек.

4. Астенический тип. А. Е. Личко пишет, что это тот тип лично­сти, «где области психопатий и неврозов1 соприкасаются особен­но тесно». Астенический склад характера создает благоприятную почву для развития неврастении2 как одной из основных форм невротических расстройств. Характеризуется повышенной мнитель­ностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении труд­ной умственной работы. Провоцирующий фактор—ум­ственные и физические перегрузки. Распространенность в здоро­вой популяции подростков — 2 %, среди подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, — до 25 % (по дан­ным Н.Я.Иванова и др.).

5. Сензитивный тип. При попытке разделить всех людей на ши­зоидов и циклоидов Э. Кречмер находил у сензитивных людей черты первой группы. Данному типу свойственна повышенная

1 Неврозы — нервно-психические расстройства, заболевания личности,
возникающие в результате длительного перенапряжения нервной системы, ре­
акция на нарушение значимых жизненных отношений человека.

2 Неврастения характеризуется сочетанием повышенной раздражитель­
ности с повышенной утомляемостью и истощаемостью.


чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огор­чает или пугает. В детстве такие дети часто боятся темноты, оди­ночества, животных, незнакомых людей. Они производят впечат­ление замкнутых и застенчивых. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных игр. Открыты и общи­тельны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, обще­нию со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрос­лыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подро­стков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же под­ростков довольно рано формируется чувство долга, обнаружива­ются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Провоцирующий фактор— расширение сферы социальных контактов, необходимость адаптации к новым требованиям, си­туации повышенной ответственности, эмоциональном отверже­нии подростка и т. п.

6. Психастеничный тип. Так же как астенический, данный тип дает основу для развития невротических реакций, но по типу на­вязчивых состояний (тики, заикание, страхи, навязчивые дей­ствия). Чаще имеет конституциональное происхождение, хотя может развиться и в случае неправильного воспитания по типу доминирующей гиперпротекции. Для подростков данного типа характерна склонность к размышлениям, к самоанализу и оцен­кам поведения других людей. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием. Однако не­редко они бывают больше сильны на словах, а не на деле. Привя­заны к близким, особенно к матери. Самоуверенность у них соче­тается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность. Провоцирующий фактор— ситуации повышенной ответ­ственности, необходимость быстрого принятия решений.

7. Шизоидный тип. Название данного типа было введено Э. Креч-Мером. Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость. Проявляется рано — дети предпочитают играть в одиночестве, могут подолгу молча прислушиваться к беседе. Они не тянутся к сверст­никам, предпочитают быть одни или находиться в компании взрос­лых. Нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую на­полнен различными фантазиями, какими-либо особенными ув­лечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они довольно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего Для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.


Не умеют отстаивать свое мнение. При тяжелой психопатии наблю­дается уход в мир фантазий. Провоцирующий фактор — при большом значении наследственности усугубить данное состо­яние может необходимость включения подростка в широкое со­циальное взаимодействие с незнакомыми людьми, эмоциональ­ное отвержение со стороны значимых людей. Распространенность среди подростков — 9%.

8. Эпилептоидный тип. Название этого типа связывают с осо­бенностями личности, которые напоминают изменения при эпи­лепсии. Возникновение данного типа психопатии связывают как с наследственностью, так и с легкими органическими повреждени­ями головного мозга. Первые проявления относят к детскому воз­расту: дети часами плачут, капризничают, любят мучить живот­ных, дразнить младших. В детском коллективе ведут себя как дик­таторы, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать взрослым. Такая «гиперсо­циальность» может сочетаться с выраженной агрессией и жесто­костью с близкими. Провоцирующий фактор — ограни­чения в проявлении власти, воспитание в условиях эмоциональ­ной холодности и жестокого обращения. Распространенность сре­ди подростков —11%.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, постоянная неукротимая потребность в получении знаков внима­ния со стороны окружающих. Такие дети с большим трудом вы­носят, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привле­кать к себе внимание окружающих. Чтобы оказать влияние на ок­ружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Подростки данного типа часто попадают (до 80 % случаев) в клинику из-за попытки само­убийства. Причиной обычно является какой-либо неуспех, осо­бенно публичный, желание продемонстрировать свою исключи­тельность. Провоцирующий фактор— ущемленное само­любие, потеря внимания окружающих, невозможность удовлет­ворить претензии на исключительное положение и внимание. Рас­пространенность среди мальчиков — 2 — 3%, среди девочек — несколько выше (по данным Н.Я.Иванова).

10. Неустойчивый тип. При сходстве с лабильным отмечается,
что при неустойчивом типе неустойчивость относится прежде всего
к поведению, а не к эмоциональной сфере, как в первом случае.
Именно в формировании социально приемлемых форм поведе­
ния и деятельности заключается главная проблема подростков,
относящихся к данному типу. Подростки данного типа обнаружи­
вают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем к


любым, без разбора, а также к безделью и праздности. Они отли­чаются слабой волей, отсутствием каких-либо серьезных, в том числе профессиональных, интересов. Они почти совсем не дума­ют о своем будущем. Истинной привязанности к близким, как правило, не испытывают, окружающие для них — лишь источник получения наслаждений. Происхождение данного типа может быть различным — от конституционального и органического до соци­ального. Провоцирующий фактор — социальная и педа­гогическая запущенность, попустительство. Распространенность среди подростков — 21 %.

11. Конформный тип. Данный тип встречается только в виде ак­центуации. Главная черта — во всем следовать правилам микро­среды. Поэтому они демонстрируют бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму. Это тип приспособленца, который ради своих соб­ственных интересов готов предать товарища, покинуть его в труд­ную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «мо­ральное» оправдание своему поступку. Предпочитают известное, стабильное окружение, с недоверием и неприязнью относятся к представителям другой микросреды. Провоцирующий фак­тор— ломка привычного образа жизни. Распространенность среди подростков — 3%.

Кроме описанных выше типов могут наблюдаться смешанные типы в виде сочетания близких и сочетаемых типов, например гипертимно-неустойчивые, лабильно-сензитивные, шизоидно-психастенические и т.п.

TV.2.4. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДИСГАРМОНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ1

Учитывая, что патологический и акцентуированный характер в конечном счете складывается под влиянием воспитания, необ­ходимо как можно раньше установить возможное направление ис­кажений в личностном и социальном развитии. Имея такие дан­ные, следует организовать среду воспитания и развития ребенка таким образом, чтобы были учтены его слабые и сильные сторо­ны. Главная задача — обходя провоцирующие факторы, нивели­ровать проявление слабых сторон и путем целенаправленного вос­питания усилить сильные стороны, имеющиеся у каждого чело­века.

Поскольку в характеристику носителей каждого типа дисгармонического Развития входило описание их личностных, социальных и частично познава­тельных возможностей, в данном разделе отсутствует описание познавательного и личностного развития подростков с акцентуациями и психопатиями.


Для педагога основным методом в данном случае является изу­чение социальной ситуации развития подростка, наблюдение за его проявлениями в различных ситуациях, требующих по разным поводам социального взаимодействия с различными представи­телями социума (решение учебной задачи, конфликтная ситуа­ция, распределение обязанностей, игровое взаимодействие и т.д.).

Не менее важно использовать все данные, которые предос­тавляет опрос родителей и самого подростка, оценивая стиль семейного воспитания, его адекватность индивидуальным и ти­пологическим особенностям ребенка, а также адекватность са­мого ребенка в разных проявлениях жизнедеятельности. Целесо­образно включить в содержание опроса следующие темы: раннее развитие, включая соматическое и психологическое здоровье ребенка, наиболее тяжелые события, перенесенные ребенком, и реакции на них; реакция на смену обстановки и необходимое время адаптации к ней (поступление в детский сад, школу, из­менение состава семьи и т.п.); отношения с различными соци­альными группами (сверстниками, близкими взрослыми, чужи­ми взрослыми); отношение к учебной деятельности (общий знак отношения, любимые и нелюбимые предметы, значимость учеб­ных достижений и неудач); интересы, увлечения, планы на буду­щее, сексуальные проблемы, касающиеся первых влюбленностей, связанных с ними переживаний в аспекте оценки своей привле­кательности.

Подобная беседа может разворачиваться только на фоне дове­рительного контакта с подростком. При отсутствии такого кон­такта не следует настаивать, а отложить разговор и обследование, продумав его построение на будущее.

Психологическое давление, оказываемое на подростка, может привести к ухудшению психического состояния и углублению дез-адаптивных расстройств.

Необходимо быть очень внимательным ко всем поведенчес­ким проявлениям ребенка: контактности или замкнутости, эмо­циональным проявлениям, включая мимику, жесты, преобла­дающий фон настроения и его изменения при затрагивании раз­личных тем.

Можно использовать и различные стандартные анкеты и опрос­ники для родителей по выявлению наличия и степени выражен­ности дезадаптивных расстройств у детей и подростков. В частно­сти, можно назвать «Опросник Т. М.Аххенбаха для родителей, имеющих детей 4—18 лет»; «Методику изучения личности дез­адаптированного подростка и его ближайшего окружения»; «Па-тохарактерологический диагностический опросник для подростков ХПДО)», разработанный А.Е.Личко и служащий для определения 'Типов акцентуаций характера и психопатий в подростковом и юно­шеском возрасте (от 14 до 18 лет); «Подростковый опросник Леон-

•370


гарда—Шмишека» для определения акцентуаций характера (в со­ответствии с типологией К.Леонгарда) и некоторые другие'.

При своевременном распознании предпосылок личностного не­благополучия возможно предотвратить развитие психопатий (смяг­чить выраженность дезадаптивных проявлений, разработать пути оптимальной адаптации в социуме с учетом индивидуальных и типологических особенностей, а также специфики социальной си­туации развития).

Отечественный ученый и педагог В. П. Кащенко разделил все методы коррекционной помощи по отношению к «трудным де­тям» на две группы: педагогические и психотерапевтические. В число педагогических воздействий он фактически включал и психоло­гические методы, такие, как коррекция страхов, самокоррекция.

По отношению к подростку в психокоррекционном процессе взрослый реализует следующие функции:

воспитательная — восстановление положительных качеств лич­ности;

компенсаторная — нахождение области оптимальной реализа­ции возможностей подростка;

стимулирующая — активизация значимости социально одобря­емой деятельности, формирование заинтересованного отношения к оценкам;

корректирующая — работа по преодолению негативных, вызы­вающих дезадаптацию качеств личности подростка;

регулирующая — стимуляция процессов саморегуляции и само­коррекции.

В зависимости от типа личностных изменений целесообразно использовать различные виды психокоррекционного воздействия: индивидуальные и групповые, обращенные к сознанию и подсоз­нательным механизмам поведения, развивающие рефлексию или, наоборот, способность к быстрому принятию решений и т.п.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите, что такое характер и как он может быть связан с дис­гармонией развития.

2. Объясните, в чем отличие психопатии от акцентуации характера.

3. Опишите принципы построения типологии личности Э.Кречмера.

4. Перечислите возможные формы психопатий по этиологии возник­новения.

5. Назовите основные клинические подходы к выделению групп пси­хопатических расстройств (П. Б. Ганнушкин, О. В. Кербиков).

6. Опишите классификацию акцентуаций характера и психопатий при­менительно к детскому возрасту К.Леонгарда.

См.: Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под Ред. С.А.Беличевой. - М., 1999.

37]


7. В чем отличие классификации А. Е.Личко от классификации К 1е-онгарда?

8. Охарактеризуйте основные подходы к выявлению акцентуаций ха­рактера и психопатий в детском возрасте.

9. Охарактеризуйте основные подходы к коррекции дисгармоническо­го развития в детском возрасте.

Литература

Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С. А. Беличевой. — М., 1999.

Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2001.

Лебединская К. С, Райская М.М., Грибанова Г. В. Подростки с наруше­ниями в аффективной сфере. — М., 1988.

Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов, 1997.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М., 1983.

Психология и психоанализ характера: Хрестоматия / Ред.-сост. Д. Я. Рай-городский. — Самара, 1997.

Приложение к разделу IV История развития ребенка с РДА1

В специализированную школу для детей с РДА обратилась за помощью мать девочки Кати Л., которой к моменту обращения было 6 лет 10 мес.

На первичном приеме мать описала особенности развития девочки следующим образом. Когда Кате было три месяца, мать обратила внима­ние, что девочка ни на что не реагирует: ни на звуки, ни на игрушки, ни на людей. У нее был блуждающий взгляд, она улыбалась сама себе, иногда была сверхспокойной, а иногда могла кричать целый день. Катя пугалась кроватки, сначала любила быть на руках, а потом полюбила быть одна. На мокрые пеленки не реагировала. Плохо ела, плохо набирала вес. На­выки опрятности появились поздно. Мать отмечала, что девочка не фик­сировала взгляд на предметах. До года не выделяла мать.

На момент обследования девочка очень избирательна в контактах, с трудом переносит смену обстановки. Не терпит прикосновений, издает внезапные резкие крики. Отвергает любые попытки взрослых чему-то ее научить. Не любит, чтобы рисовали ее рукой. При этом любит листать книжки, смотреть по телевизору музыкальные передачи, по подража­нию делает зарядку.

На электроэнцефалограмме отмечаются патологические изменения электрической активности в корковых отделах височной области левого полушария.

Диагноз «ранний детский аутизм» был поставлен в 5 лет. До этого ставили диагноз «задержка психического развития».

* ' Случай представлен педагогом-психологом ГОУ № 1831 Москвы К. А. Мак­симовой.


С целью подготовки девочки к принятию ситуации школьного обуче­ния были сформулированы коррекционные задачи:

установление эмоционального контакта;

определение возможных направлений обучения;

формирование «стереотипа обучения».

Были разработаны следующие программы, направленные на введе­ние ребенка в ситуацию обучения: 1) следование простейшим инструк­циям; 2) имитация движений; 3) соотнесение одинаковых объектов, соотнесение объектов с изображением; 4) различение цветов; 5) следо­вание расписанию занятий, представленному наглядно в виде фотогра­фий и схематических изображений; 6) замена крика и плача как при­вычных способов выражения своих желаний на социализированные фор­мы запроса о помощи.

Занятия с девочкой проводились 5 раз в неделю в индивидуальной форме, а также в паре с другим ребенком.

На начало занятий: частичная потеря тонуса во время занятий; не контролирует позу, положение тела в пространстве, валится со стула или ложится на стол, улыбаясь при этом. Для девочки характерна дураш­ливость: неожиданно может залиться смехом. Периодически отводит глаза вверх вбок и замирает в таком положении с остановившимся взглядом. Наблюдаются звуковые аутостимуляции в виде мычания.

После трех месяцев занятий повысился психический тонус, однако временами наблюдается резкое его снижение, что заставляет увеличить количество «переменок» и заполнить их физкультминутками. В целом же у девочки появился интерес к выполнению учебных заданий. Увеличил­ся набор выражаемых ею чувств. Так, при нежелании выполнять задание девочка активно выражает это, отталкивая предлагаемые предметы; при получении желаемого — радуется.

На фоне развития эмоционального контакта у Кати наметился про­гресс и в развитии других сторон психики. Она научилась выполнять за­дания на сортировку по признаку «большой —маленький», увеличился диапазон звуков и слогов, которые она произносит по подражанию, улуч­шилась мелкая моторика и зрительный контроль за выполнением зада­ний, в частности связанных с четким следованием определенному алго­ритму (рисование простейших дорожек, вышивание). При этом более успешно выполняются те задания, которые включают однообразные мо­нотонные последовательные действия.

В то же время сохранилось и своеобразное поведение девочки: она может закричать в любой обстановке, избегает прямого контакта «глаза в глаза», остаются крики при выполнении повседневных действий, свя­занных с прикосновением (одевание, раздевание, причесывание), оста­ются звуковые аутостимуляции, возможны проявления повышенной утомляемости и расторможенности в учебных заданиях.


Раздел V. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Y.I. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Психология детей со сложными нарушениями развития — это сравнительно новая отрасль специальной психологии, которая изу­чает особенности психического развития человека, имеющего два или более нарушений. Самые большие научные традиции в этой области имеет наука об особенностях психического развития сле-поглухого ребенка — ребенка с двойным сенсорным нарушением.

Предметом этой области специальной психологии является изу­чение своеобразия психического развития людей со сложными на­рушениями и определение путей психолого-педагогической помо­щи этим людям и их семьям.

Задачи психологии детей со сложными нарушениями развития заключаются в:

1) описании общих и специфических закономерностей их раз­вития;

2) разработке методов их диагностического изучения;

3) психологическом обосновании содержания и методов их обу­чения и воспитания;

4) изучении особенностей социально-психологической адап­тации этой группы людей в обществе.

Любая группа детей с нарушениями развития неоднородна по составу. Внутри каждого вида нарушения развития принято выде­лять подгруппы детей в зависимости от выраженности нарушения и его характеристики. Часть детей имеет осложненный, часть слож­ный вид нарушений.

Сложными нарушениями, как уже было сказано, принято на­зывать наличие двух или более выраженных первичных наруше­ний у одного ребенка. Недостатки развития, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем орга-

С

гизма. Это могут быть выраженные нарушения зрения и ДЦП; лухота и ДЦП; разные виды одновременного нарушения зрения й слуха, которые принято относить к слепоглухоте; слепота и си­стемное нарушение речи и т.д. Эти достаточно выраженные слож-


ные нарушения развития должны диагностироваться у детей как можно раньше.

Одновременное поражение нескольких функций внутри одной системы организма как результат воздействия определенного не­благоприятного фактора можно назвать осложненным дефектом. Например, результатом родовой травмы может стать выраженное органическое поражение ЦНС, вобравшее в себя ликвородина-мические, двигательные расстройства, нарушения поведения и развития речи. Эти симптомы, в зависимости от тяжести их про­явлений, могут стать характерными для осложненной формы ЗПР, ОНР и олигофрении.

Исходя из вышесказанного дискуссионной проблемой остает­ся отнесение к сложному дефекту тех видов глубокого органичес­кого поражения ЦНС, следствием которых являются нарушения развития у ребенка с глубоким отставанием в умственном разви­тии. В этом случае можно говорить о множественном виде наруше­ний, поскольку выраженная умственная отсталость сопровожда­ется нарушениями развития или поражениями многих областей коры головного мозга, отвечающих за сенсорную, двигательную и речевую сферы человека.

Самый известный отечественный исследователь в области сле-поглухоты И. А. Соколянский относил к истинной слепоглухоте только детей с врожденным или приобретенным, полным или частичным нарушением функции в периферической части зри­тельного и слухового анализаторов, без грубых нарушений цент­ральных отделов мозга. Умственно отсталых детей с выраженными нарушениями зрения и слуха он относил к «церебрально недоста­точным».

V.2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Первый слепоглухой ребенок был принят в 1894 г. в только что организованный Е. К. Грачевой Петербургский приют для глубо­ко умственно отсталых детей. В тот же приют, получивший назва­ние «Братство во имя Царицы Небесной», в 1905 г. был помещен для воспитания другой слепоглухонемой ребенок. Тогда в этом благотворительном учреждении консультировал известный врач и преподаватель М.В.Богданов-Березовский, который обратил внимание на положение слепоглухих детей в России и сделал ряд публикаций в научной и популярной прессе об этом.

В России в 80-х гг. XIX в., благодаря публикации переводов «Американских заметок» Ч.Диккенса и некоторых других сообще­ний, стала известна история американской слепоглухой Лауры Бриджмен, получившей воспитание в Институте для слепых Пер-кинса в Бостоне. Затем на весь мир прогремела история обучения


другой слепоглухой, Елены Келлер, воспитанницы Анны Сулли-ван из того же института Перкинса. С 1884 по 1913 г. в России вышло 11 публикаций, касающихся истории жизни и творчества Е.Келлер. Стали известны факты успешного обучения слепоглу­хих в Бельгии, Франции, Норвегии, Шотландии и Швеции. Бла­годаря тесным научным контактам с Германией специалисты в России следили за успехами обучения слепоглухих в Приюте для калек в Нововесе около Потсдама, где они обучались с 1887 г. и где в 1906 г. была открыта специальная школа для слепоглухих. В 1908 г. в русском ежемесячном журнале «Слепец» был опубли­кован перевод книги немецкого педагога и исследователя Г. Ри-мана «Психологические наблюдения над глухонемыми слепцами», изданной в Берлине в 1905 г.

Успехи в обучении слепоглухих в разных странах мира пробу­дили в определенных кругах российского общества живой инте­рес к проблемам слепоглухих детей. В 1909 г. в России было созда­но Общество попечения о слепоглухих, и при Петербургском дет­ском саде для глухонемых началось обучение трех детей. Летом того же года педагоги и воспитатели упомянутого учреждения познакомились с опытом обучения слепоглухих в Швеции и Гер­мании и начали работать в приюте для слепоглухих детей, от­крывшемся на средства Общества в 1910 г. и принявшем уже семе­рых детей с глубокими нарушениями зрения и слуха.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.185 (0.083 с.)