ТОП 10:

Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ДИСГАРМОНИЧЕСКИМ СКЛАДОМ ЛИЧНОСТИ



YW.2.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ

С ДИСГАРМОНИЧЕСКИМ СКЛАДОМ

ЛИЧНОСТИ

Раздел посвящен психологическим особенностям детей и под­ростков при различных типах дисгармонического развития лич­ности.

Основными задачами данного направления специальной пси­хологии являются:

1) разработка методов, направленных на раннее выявление при­знаков патохарактерологического развития ребенка;

2) описание «слабых» и «сильных» сторон психосоциального развития детей и подростков при различных вариантах патохарак­терологического развития;

3) разработка системы психолого-педагогических методов кор­рекции и профилактики патохарактерологического развития в дет­ском возрасте.

Когда говорят о различных типах дисгармонического развития личности, о степени отклонения личности от нормального разви­тия, речь идет о патологических типах характера.

Характер (от греч. charakter — отличительная черта, особен­ность) определяется как совокупность устойчивых индивидуаль­ных особенностей личности, проявляющихся в деятельности и общении. Характер является результатом взаимодействия темпе­рамента человека и условий воспитания. Формируясь на базе основ­ных свойств темперамента, однозначно им не предопределяется. Существенный вклад вносит воспитание и формирующийся под его влиянием уровень морального, интеллектуального, эстетичес­кого развития человека (Лебединский М.С., Мясищев В. Н., Ру­бинштейн С. Л. и др.).

Суть различий между характером и личностью хорошо сформу­лирована Ю. Б. Гиппенрейтер: «...черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он дей­ствует. При этом очевидно, что способы поведения и направлен­ность личности относительно независимы: применяя одни и те Же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, уст­ремляться к одной и той же цели разными способами» {Гиппен­рейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1988. — С 259).

Характер, его тип самым непосредственным образом обуслов­ливает успешность социализации, выражающейся в различных


формах социально-психологической адаптации, вплоть до ее па­тогенных форм1.

Все попытки построения типологии характеров, возникавшие на стыке психологии и психиатрии, в своей основе имели следу­ющие общие идеи:

• формируясь на протяжении онтогенеза ребенка, характер при­обретает все большую устойчивость в своих чертах и поведенче­ских проявлениях;

• отдельные черты характера образуют устойчивые сочетания, которые определяют психологические типы людей.

Выраженность характера может быть различной: это может быть
средний или «нормальный» характер, выраженный, или акценту­
ированный, и патологический. Последний, являясь причиной серь­
езных трудностей социально-психологической адаптации, нахо-'
дится под пристальным вниманием не только психологов, но и
психиатров и носит название — психопатия. Психическое разви­
тие при психопатии относят к дисгармоническому виду дизонто-
генеза. ''

Выделяют три основные признака психопатии:

1) тотальность патологических черт, т.е. их одинаковое при­сутствие во всех сферах жизнедеятельности человека;

2) относительная стабильность во времени: малая подвержен­ность изменениям на протяжении жизни человека;

3) социальная дезадаптация человека.

Говоря словами П. Б. Ганнушкина, психопатия представляет собой такие аномалии характера, которые «определяют весь пси­хический облик индивидуума, накладывают на весь его душевный склад свой властный отпечаток... в течение жизни не подвергают­ся сколь-нибудь резким изменениям и «мешают» приспособиться к окружающей среде».

В детском возрасте, когда характер еще не приобрел своей окон­чательной системы черт, целесообразно говорить об «акцентуа­циях» характера (К.Леонгард).

Акцентуация (от лат. accentus — ударение) представляет собой наличие выраженных черт того или иного характера. Это хотя и крайний, но вариант «нормального» характера. Концепция акцен­туированных личностей была разработана К.Леонгардом. Им было описано 12 типов акцентуаций, включая смешанный, типичный для подросткового возраста. По мнению К. Леонгарда, в развитых странах более половины населения можно отнести к акцентуиро­ванным личностям.

Более подробно о формах детско-подростковой дезадаптации и проблемах психологической коррекции см.: Беличева С.А. Основы превентивной психоло­гии. — М., 1993; Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С. А.Беличевой. — М., 1999.


В случае акцентуаций перечисленные выше три признака пси­хопатии могут отсутствовать полностью, а если ониприсутству­ют, то по отдельности.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.191 (0.006 с.)