Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее недоразвитие речи и умственная отсталость

Поиск

Дифференциальная диагностика речевых нарушений и умствен­ной отсталости может затрудняться, так как общее психическое недоразвитие всегда в той или иной степени сопровождается не­доразвитием речи, а с другой стороны, при выраженном речевом недоразвитии у ребенка часто отмечается задержанное или нерав­номерное развитие его интеллекта. В ряде случаев диагностика мо­жет быть успешной только в результате динамического изучения ребенка в процессе коррекционных занятий. В отличие от детей с отклонениями в умственном развитии, имеющими тотальный ин­теллектуальный дефект, захватывающий все виды мыслительной деятельности, у детей с тяжелыми нарушениями речи наиболь­шие трудности вызывают задания, требующие участия речи.

У детей с ОНР не наблюдается инертности психических про­цессов в отличие от умственно отсталых детей, они способны к переносу усвоенных способов умственных действий на другие, ана­логичные задания. Эти дети нуждаются в меньшей помощи при формировании обобщенных способов действий, если они не тре­буют речевого ответа. У детей с общим недоразвитием речи отме­чаются более дифференцированные эмоциональные реакции, они критично относятся к своей речевой недостаточности и во многих заданиях сознательно стараются избегать речевого ответа. Их дея­тельность носит более целенаправленный и контролируемый ха­рактер. Они проявляют достаточную заинтересованность и сооб­разительность при выполнении заданий.

Общее недоразвитие речи и задержка психического

Развития

Если разграничение детей с ОНР и умственной отсталостью встречает некоторые трудности, то дифференциацию ОНР и ЗПР во многих случаях не удается осуществить. У детей с ЗПР так же, как и при ОНР, отмечаются слабость произвольного внимания,


недостатки в развитии наглядного и словесно-логического мышле­ния. Речевая функция также обладает некоторыми сходными ха­рактеристиками. При тяжелых формах речевой недостаточности, возникающих при церебрально-органической патологии, затраги­вающей не только речевые зоны, обнаруживаются выраженные нарушения памяти и мышления (Е. М. Мастюкова, 1998), подобно тому как это отмечается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Подтверждение этому получено при сравнительном иссле­довании детей с ОНР и ЗПР младшего школьного возраста, прове­денном Т. А. Фотековой (1993). Логопедическое обследование осо­бенностей речевого развития с помощью специально разработан­ной методики позволило не только качественно, но и количественно оценить состояние различных составляющих речевой функции у детей с ОНР и ЗПР. Было обнаружено, что у 27,1 % и 37,5% детей соответственно выявлен достаточно хороший уровень развития наглядно-образного мышления и эффективна прогностическая деятельность. Слабое развитие наглядно-образного мышления и прогностической деятельности обнаружено у 37,3% детей с ОНР и у 47,5 % детей с ЗПР. Эти данные указывают на то, что разграни­чение рассматриваемых форм отклоняющегося развития во многих случаях затруднительно, так как у достаточно большого количества учеников речевой школы отмечается сочетанный дефект.

Следует добавить, что дети с речевой патологией, так же как и дети с задержкой психического развития, в зарубежной литера­туре относятся к единой группе — детей с трудностями обучения. В то же время тщательное обследование состояния различных сто­рон речевого развития и познавательной сферы с учетом клини­ческого анализа позволяет установить структуру отклоняющегося развития, его ведущий фактор и выбрать направленно-рациональ­ные способы коррекционных воздействий. Есть основания счи­тать, что во многих случаях даже ранее успешное преодоление речевых дефектов не является достаточным условием для преодо­ления недостатков в развитии познавательной функции.

Дифференциальной диагностике речевой и интеллектуальной недостаточности могут помочь дополнительные методы, напри­мер электроэнцефалографическое исследование (у детей с ЗПР преимущественно страдают лобные доли, а у детей с ОНР изме­нения чаще затрагивают височно-теменно-затылочные зоны), а также анализ динамики психического развития ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1079; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.107.147 (0.006 с.)