Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие отрасли. Признаки, определяющие границы отрасли. Формирование новых отраслей.

Поиск

Отрасль промышленности – совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное значение.

Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса, развития общественного разделения труда. Наличие определенных экономических признаков отраслей применительно к конкретному предприятию создало предпосылки к формированию границ отрасли, что легло в основу экономического разграничения отраслей народного хозяйства.

Экономические границы отрасли – это сфера производства товаров, видов работ, услуг и их заменителей, определяемая исходя из экономических и производственных возможностей одних предприятий и отсутствия этих возможностей у других. Факторами, определяющими границу и структуру отрасли народного хозяйства, являются:

1. научно-технический прогресс; 2. планируемые темпы развития всей промышленности и ее отдельных отраслей; 3. концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства; 4. рост материального благосостояния и культурного уровня трудящихся;5. общественно-исторические условия, в которых идет развитие промышленности;6. сырьевые ресурсы страны; 7. международное разделение труда; 8. укрепление позиций России на мировом рынке. Новыми являются отрасли, заново формирующиеся или перестраивающиеся под воздействием технологических инноваций, изменений стоимостных соотношений, появления новых потребительских запросов или других экономических и социальных изменений, создающих потенциальные возможности для жизнеспособного бизнеса. Новые отрасли возникают постоянно. Среди множества примеров 1970-х годов — системы отопления на солнечной энергии, видеоигры, волоконная оптика, электронная обработка текстов, биотехнология, персональные компьютеры, системы пожарной сигнализации. Со стратегической точки зрения проблемы новой отрасли присутствуют и тогда, когда старый бизнес испытывает вследствие указанных ранее факторов коренные изменения правил конкуренции в сочетании с ростом масштабов. Главная характеристика новой отрасли с точки зрения формулирования стратегии состоит в отсутствии правил игры. Проблема конкуренции в новой отрасли заключается в том, что все правила должны быть установлены таким образом, чтобы дать возможность фирмам существовать и процветать. Отсутствие правил означает одновременно риск и возможность — и тем и другим нужно управлять.

 

 

Формирование новых отраслей

Новыми являются отрасли, заново формирующиеся или перестраивающиеся под воздействием технологических инноваций, изменений стоимостных соотношений, появления новых потребительских запросов или других экономических и социальных изменений, создающих потенциальные возможности для жизнеспособного бизнеса. Новые отрасли возникают постоянно. Среди множества примеров 1970-х годов — системы отопления на солнечной энергии, видеоигры, волоконная оптика, электронная обработка текстов, биотехнология, персональные компьютеры, системы пожарной сигнализации. Со стратегической точки зрения проблемы новой отрасли присутствуют и тогда, когда старый бизнес испытывает вследствие указанных ранее факторов коренные изменения правил конкуренции в сочетании с ростом масштабов. Например, производство бутилированной воды осуществляется давно, но восхождение Perrier ознаменовало такой рост и перестройку бизнеса, которые оказались фундаментальными. Когда происходят подобные сдвиги, уже существующая отрасль сталкивается с теми же стратегическими проблемами, что и новая отрасль. Главная характеристика новой отрасли с точки зрения формулирования стратегии состоит в отсутствии правил игры. Проблема конкуренции в новой отрасли заключается в том, что все правила должны быть установлены таким образом, чтобы дать возможность фирмам существовать и процветать. Отсутствие правил означает одновременно риск и возможность — и тем и другим нужно управлять. Несмотря на то, что новые отрасли могут существенно различаться по своей структуре, существуют некоторые общие структурные факторы, характерные для многих отраслей на этапе их становления. Большинство из них связаны либо с отсутствием сложившихся принципов конкуренции или других правил игры, либо с изначально малыми размерами и новизной отрасли. Структурные факторы: - технологическая неопределенность, - стратегическая неопределенность, - высокие первоначальные издержки и их резкое снижение, - первоначальные покупатели, - короткий горизонт прогнозирования, - субсидии, - отношения с конкурентами. Эти основные факторы в большей степени влияют на формирование и дальнейшее развитие новых отраслей.

 

 

5. Этапы жизненного цикла отрасли:

1. внедрение. На этой стадии происходит формирование новой отрасли, когда возникают новые перспективы производства. Выпускаемая отраслью продукция является новой и относительно малоизвестной, поэтому объем продаж нарастает медленно.

2. рост. Фаза роста показывает период, когда продажи отрасли растут быстрыми темпами, с последующим переходом к этапу ее зрелости. Отраслевой рынок еще молод. Отрасль при этом характеризуется высоким уровнем рентабельности и потенциалом.

3. зрелость. Этой фазе присуще улучшение инновации. При этом происходит сокращение инвестиций в воспроизводство отраслевых активов, зрелость и возможность появления новых отраслей ведет в конечном итоге к снижению объема продаж.

4. спад. Характеризуется сокращением инвестиций в отрасли.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.232.87 (0.008 с.)