Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Промышленность как ведущая отрасль экономики.

Поиск

Промышленность как ведущая отрасль экономики.

 

Промышленность является ведущей отраслью экономики по следующим причинам: 1) развитие промышленности, особенно таких отраслей, как электроэнергетика, машиностроение и химическая, является основой для ускорения НТП во всем народном хозяйстве; 2) промышленность, особенно ее тяжелая индустрия, является фундаментом всей экономики, основой для расширенного воспроизводства и экономического развития всех субъектов России; 3) обороноспособность государства в значительной мере определяется уровнем развития промышленности; 4) от развития легкой и пищевой промышленности зависит обеспеченность граждан страны товарами народного потребления. Развитие промышленности способствует рациональному размещению производительных сил, всестороннему развитию экономических районов страны, целесообразному использованию природных ресурсов. Промышленность перерабатывает сельскохозяйственную
продукцию, производит основную долю товаров народного
потребления, удовлетворяет потребности общества, повышает
его материальное благосостояние. Промышленность - главная, ведущая отрасль материального производства, в которой создается преобладающая часть валового внутреннего продукта и национального дохода. Например, в современных условиях доля промышленности в совокупном ВВП развитых стран составляет около 40%. Ведущая роль промышленности обусловлена и тем, что от успехов в ее развитии зависит степень удовлетворения потребностей общества в высококачественной продукции, обеспечение технического перевооружения и интенсификации производства.

Таким образом, промышленность является ведущей отраслью народного хозяйства и основой для повышения эффективности общественного производства.

 

Промышленный потенциал России

Промышленность России характеризуется высоким удельным весом топливно-сырьевых отраслей при сравнительно низком удельном весе сектора высокотехнологичных, наукоемких производств, что явно не соответствует структуре экономики высокоразвитых государств мира. В связи с этим необходим переход от утяжеленной базовыми отраслями экономики к хозяйственной структуре, ориентированной на удовлетворение потребностей населения. За 100 лет (с 1900-2000 гг.) объем промышленного
производства России увеличился в 170 раз. Лидирующие позиции по выпуску продукции традиционно занимают четыре отрасли: топливная промышленность,
машиностроение и металлообработка, электроэнергетика и пищевая промышленность. На долю нефтегазового комплекса приходится 12% промышленного производства, он является главным источником пополнения бюджета государства, значительные объемы нефти и газа экспортируются за рубеж. По объему экономической деятельности Россия занимает 11
место в мире. При этом она имеет неэффективную, устаревшую материально-техническую и технологическую структуру промышленности. Производительность труда в промышленности составляет лишь 12, % от уровня этого показателя в США. 39% общей численности промышленных
предприятий России числятся сегодня убыточными. Доля России намировых рынках высокотехнологичной продукции оценивается в 0,5 % (США - 40%), хотя отечественное машиностроение и сегодня сохраняет передовые позиции в мире по наличию уникальных технологий в таких отраслях, как авиастроение, космос, судостроение и энергетическое машиностроение.

 

 

Формирование новых отраслей

Новыми являются отрасли, заново формирующиеся или перестраивающиеся под воздействием технологических инноваций, изменений стоимостных соотношений, появления новых потребительских запросов или других экономических и социальных изменений, создающих потенциальные возможности для жизнеспособного бизнеса. Новые отрасли возникают постоянно. Среди множества примеров 1970-х годов — системы отопления на солнечной энергии, видеоигры, волоконная оптика, электронная обработка текстов, биотехнология, персональные компьютеры, системы пожарной сигнализации. Со стратегической точки зрения проблемы новой отрасли присутствуют и тогда, когда старый бизнес испытывает вследствие указанных ранее факторов коренные изменения правил конкуренции в сочетании с ростом масштабов. Например, производство бутилированной воды осуществляется давно, но восхождение Perrier ознаменовало такой рост и перестройку бизнеса, которые оказались фундаментальными. Когда происходят подобные сдвиги, уже существующая отрасль сталкивается с теми же стратегическими проблемами, что и новая отрасль. Главная характеристика новой отрасли с точки зрения формулирования стратегии состоит в отсутствии правил игры. Проблема конкуренции в новой отрасли заключается в том, что все правила должны быть установлены таким образом, чтобы дать возможность фирмам существовать и процветать. Отсутствие правил означает одновременно риск и возможность — и тем и другим нужно управлять. Несмотря на то, что новые отрасли могут существенно различаться по своей структуре, существуют некоторые общие структурные факторы, характерные для многих отраслей на этапе их становления. Большинство из них связаны либо с отсутствием сложившихся принципов конкуренции или других правил игры, либо с изначально малыми размерами и новизной отрасли. Структурные факторы: - технологическая неопределенность, - стратегическая неопределенность, - высокие первоначальные издержки и их резкое снижение, - первоначальные покупатели, - короткий горизонт прогнозирования, - субсидии, - отношения с конкурентами. Эти основные факторы в большей степени влияют на формирование и дальнейшее развитие новых отраслей.

 

 

5. Этапы жизненного цикла отрасли:

1. внедрение. На этой стадии происходит формирование новой отрасли, когда возникают новые перспективы производства. Выпускаемая отраслью продукция является новой и относительно малоизвестной, поэтому объем продаж нарастает медленно.

2. рост. Фаза роста показывает период, когда продажи отрасли растут быстрыми темпами, с последующим переходом к этапу ее зрелости. Отраслевой рынок еще молод. Отрасль при этом характеризуется высоким уровнем рентабельности и потенциалом.

3. зрелость. Этой фазе присуще улучшение инновации. При этом происходит сокращение инвестиций в воспроизводство отраслевых активов, зрелость и возможность появления новых отраслей ведет в конечном итоге к снижению объема продаж.

4. спад. Характеризуется сокращением инвестиций в отрасли.

 

 

Вертикальная интеграция

 

Вертикальная интеграция - объединение в единый технологический процесс всех или основных звеньев производства и обращения, от выращивания с.-х. продуктов до реализации готовой продукции под контролем одного центра — промышленной, банковской или торговой монополии. При В. и. контролируются все стадии производства и сбыта. В. и. — одно из распространённых явлений в аграрной экономике высокоразвитых капиталистических стран, характеризующее сращивание сельского хозяйства с промышленностью, подчинение фермерского производства крупным промышленным и торговым фирмам. Интегрированные с.-х. предприятия широко внедряют научно-технические достижения в области механизации, электрификации, химизации, мелиорации, агрономии и генетики. В. и. усиливает дальнейший рост концентрации и централизации производства и капитала в сельском хозяйстве, приводит к монополизации производства и сбыта ряда с.-х. товаров; она приносит монополиям огромные сверхприбыли, ведёт к усилению их господства в сельском хозяйстве. Наиболее распространённая форма В. и. — система заключения монополиями договоров с фермерами и мелкими земледельцами, на основе которых производители поставляют соответствующей компании определённый продукт. Интегрирующая фирма поставляет земледельцу необходимые средства труда, сырьё, обеспечивает консультациями и т.п. При помощи В. и. монополии полностью контролируют производство, устанавливают не только квоту поставок и цены на с.-х. продукцию, но и размер производства последней, добиваются соблюдения установленной технологии производства. В. и. получила особенно большое развитие в странах Северной Америки, прежде всего в области птицеводства, что привело к созданию крупных и крупнейших предприятий, оснащенных современной техникой, по производству цыплят-бройлеров. Распространена В. и. также в овощеводстве, производстве консервированных фруктов и ряда технических культур (льна, хлопка, сахарной свёклы).

 

 

Вертикальные ограничения

Под вертикальными ограничениями понимаются условия соглашений между поставщиком и покупателем некоторого промежуточного (перерабатываемого и/или перепродаваемого) товара, предполагающие ограничение хозяйственной самостоятельности одной из сторон в результате перераспределения контроля в пользу другой. ВО могут затрагивать разные сферы: условия контрактов дилера с другими поставщиками и степень их допустимости; цены, по которым поставляемый товар в дальнейшем будет перепродаваться дилером; перечень услуг, которые он должен предоставить конечным потребителям, и пр.

Вертикальные Ограничения обычно классифицируют в зависимости от:

- характера налагаемых ограничений (ценовые и неценовые);

- режима законности, обусловленного опасностью, которую ВО представляют для конкуренции с точки зрения законодателя.

Ценовые вертикальные ограничения означают, что поставщики навязывают дилерам минимальный или максимальный уровень цены, по которой произведенная ими продукция должна отпускаться следующему звену цепочки (например, конечным потребителям). К числу неценовых вертикальных ограничений относятся: эксклюзивные соглашения, лишающие контрагента возможности взаимодействовать с другими партнерами; получение преимущественных условий в сделках по сравнению с другими контрагентами; фиксация минимального или максимального объема поставки; требование о приобретении/продаже определенного набора товаров (связанные продажи/покупки) и др.

 

Х-неэффективность монополии

 

Х-неэффективность показывает, что издержки монополии могут быть выше издержек, присущих более конкурентным отраслям.

Х-неэффективность имеет место тогда, когда фактические издержки для любого объема производства больше минимально возможных издержек.

Почему же имеет место Х-неэффективность, которая очевидно, ведет к снижению прибыли? Ответ состоит в том, что цели менеджеров, например рост фирмы, уклонение от предпринимательского риска, сокращение своих нагрузок, обеспечение работой некомпетентных родственников и друзей, могут противоречить задаче минимизации издержек. Х-неэффективность может также возникнуть на фирме, где недостаточно простимулированы работники или применяются упрощенные эмпирические методы принятия решений без учета расчетов издержек и доходов.

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что Х-неэффективность тем больше, чем меньше уровень конкуренции. Например, согласно обоснованным оценкам, Х-неэффективность может составлять 5% или более издержек монополистов, но только 3% издержек «средней» олигополистической отрасли, в которой четыре крупнейшие фирмы производят 60% общего объема продукции.

Монополистические фирмы являются более чувствительными к Х-неэффективности, чем конкурирующие производители. Теоретически фирмы в конкурентных отраслях постоянно находятся под давлением со стороны конкурентов, которые вынуждают их быть внутренне эффективными. Монополисты и олигополисты, напротив, защищены от конкурентных сил, что способствует возникновению Х-неэффективности.

 

Промышленность как ведущая отрасль экономики.

 

Промышленность является ведущей отраслью экономики по следующим причинам: 1) развитие промышленности, особенно таких отраслей, как электроэнергетика, машиностроение и химическая, является основой для ускорения НТП во всем народном хозяйстве; 2) промышленность, особенно ее тяжелая индустрия, является фундаментом всей экономики, основой для расширенного воспроизводства и экономического развития всех субъектов России; 3) обороноспособность государства в значительной мере определяется уровнем развития промышленности; 4) от развития легкой и пищевой промышленности зависит обеспеченность граждан страны товарами народного потребления. Развитие промышленности способствует рациональному размещению производительных сил, всестороннему развитию экономических районов страны, целесообразному использованию природных ресурсов. Промышленность перерабатывает сельскохозяйственную
продукцию, производит основную долю товаров народного
потребления, удовлетворяет потребности общества, повышает
его материальное благосостояние. Промышленность - главная, ведущая отрасль материального производства, в которой создается преобладающая часть валового внутреннего продукта и национального дохода. Например, в современных условиях доля промышленности в совокупном ВВП развитых стран составляет около 40%. Ведущая роль промышленности обусловлена и тем, что от успехов в ее развитии зависит степень удовлетворения потребностей общества в высококачественной продукции, обеспечение технического перевооружения и интенсификации производства.

Таким образом, промышленность является ведущей отраслью народного хозяйства и основой для повышения эффективности общественного производства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 5789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.211.135 (0.01 с.)