Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фольклорные жанры. Малые фольклорные жанры.

Поиск

Крупные фольклорные жанры

Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику, в установлении которой настаивал Никифоров А. И. и Пропп В. Я.. Тексты данного жанра, строятся с помощью установленных традицией клише:

Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:

· «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;

· «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;

· «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», — сказочная концовка, финал;

«Общие места» — кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды:

· Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где проза перемежается с ритмизованными местами:

· Клишированное описание портрета — «Баба-Яга, костяная нога»;

· Клишированные формульные вопросы-ответы — «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т. д.;

· Клишированное описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой»;

· Клишированное описание действий: перемещение героя на «ковре-самолёте»;

· Общефольклорные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец».

 

Фольклорная сказка отвечает трём требованиям фольклорной бытийности (общефольклорные признаки):

· Устность.

· Коллективность.

· Анонимность.

Жанровые разновидности сказки

Сказка о животных (животный эпос) — это совокупность (конгломерат) разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении препятствий при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.

Новеллистическая сказка (или, социально-бытовая) имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию, но качественно отличающаяся от неё. Сказка данного жанра прочно связана с реальностью, здесь существует лишь один, земной мир, и реалистично передаются особенности быта, а главный персонаж — трикстер, обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость со власть предержащими и добивающийся своего с помощью смекалки, ловкости и хитрости.

Анекдотическая сказка. Анекдотическая сказка, выделяемая Афанасьевым А. Н., отличается от анекдота тем, что сказка является развёрнутым повествованием анекдота.

Небылицы — это сказки, построенные на бессмыслице. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былички, былины.

Были́ны — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

К жанрам устной прозы относятся предания, бывальщины, былички, легенды. Это истории и случаи из жизни, рассказывающие о встрече человека с персонажами русской демонологии – колдунами, ведьмами, русалками и т. д. Сюда же относятся и рассказы о святых, святынях и чудесах – об общении человека, принявшего христианскую веру, с силами высшего порядка.

Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.

 

 

Литература художественная (от лат. – буква) – вид искусства, воссоздающий образную, чувственную, субъективную картину мира; отражение жизни при помощи слова; художественный способ постижения человека и окружающей его действительности.

Литературоведение – наука, изучающая художественную литературу, её теорию, историю и практику.

Т Е К С Т

 

Содержание Форма

Тема Композиция:

Сюжет композиция сюжета:

- завязка

- кульминация

- развязка

Проблема Конфликт

Образы:

-характеры (герои) система персонажей

Идея - предметные образы

Язык и стиль

 

Тема произведения – круг событий, фактов реальной жизни, оказавшихся в основе произведения, его жизненный материал.

Проблема – сложный вопрос, поставленный в литературном произведении; та сторона жизни, которая особенно интересует писателя.

Проблематика – совокупность вопросов (проблем), которые автор ставит в произведении на материале выбранной им темы.

Идея – тот ответ, который писатель даёт на свои вопросы, мысль, которая лежит в основе произведения. Главный признак художественной идеи - она выражается в художественных образах, творчески воссоздающих действительность.

Художественный образ – это часть реальности, воссозданная в произведении при помощи авторской фантазии. Образ – ёмкий литературоведческий термин. В эту категорию входят:

- образы людей (герои, персонажи, действующие лица; характеры) или групп людей;

- предметные образы (образы неодушевлённых объектов); некоторые из них могут играть роль художественных деталей (выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку). Образ, повторяющийся в одном произведении или во многих произведениях одного или нескольких писателей, называют мотивом. Например, мотив бегства, мотив судьбы.

Символ – многозначный образ, имеющий помимо своего прямого значения в тексте ещё дополнительное, более глубокое, эмоционально-иносказательное. Например, образ моря, ветра, туч, птицы и т.п.

Сюжет (фабула) – последовательность событий, развитие действия в произведении.

Конфликт – противоречие, лежащее в основе сюжета: столкновение характеров; идей. Конфликт, имеющий сюжетное выражение, проходит в своём развитии определённые стадии, образующие композицию сюжета (стадии развития действия):

экспозиция – введение общей ситуации, первое знакомство с персонажами;

завязка – зарождение конфликта, то событие, без которого не было бы сюжета;

развитие действие от завязки до кульминации;

кульминация – высшая точка напряжения, момент наибольшей остроты конфликта;

развязка – исход конфликта. Разрешение его;

эпилог (от греч. epilogos - послесловие) - часть текста художественного произведения, выходящая за границы сюжета: рассказ автора о том, что произошло с действующими лицами после развязки (см. развязка) сюжетного действия, о дальнейшей судьбе героев.

Композиция – построение произведения, расположение его элементов. Композиция скрепляет их, подчиняет художественной идее. Она включает в себя структуру сюжета, предисловие или пролог, эпилог, вставные эпизоды, авторские отступления, пейзажи, портреты, интерьеры, другие описания, побочные сюжетные линии.

Фольклорные жанры. Малые фольклорные жанры.

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ручки фатюнюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

«Сорока»

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)

Сорока-ворона,

Деткам отдала.

(загибают пальчики)

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

Пословица — - жанр устного народного творчества: вошедшее в речевой обиход законченное меткое образное изречение, применимое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл. П. обычно ритмически организованы. По происхождению делятся на народные (фольклорные) и авторские (крылатые слова, афоризмы). Например: "На нет и суда нет", "Дурная голова ногам покоя не дает", "Всякий дом хозяином держится", "Век живи - век учись"; "Злые языки страшнее пистолета" (А. С. Грибоедов).

Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер. Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.

«Голод не тётка, пирогом не накормит»

«Слово не воробей»

«Яйца курицу не учат»

«Назвался гру́здем — полезай в короб»

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Крупные фольклорные жанры

Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику, в установлении которой настаивал Никифоров А. И. и Пропп В. Я.. Тексты данного жанра, строятся с помощью установленных традицией клише:

Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:

· «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;

· «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;

· «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», — сказочная концовка, финал;

«Общие места» — кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды:

· Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где проза перемежается с ритмизованными местами:

· Клишированное описание портрета — «Баба-Яга, костяная нога»;

· Клишированные формульные вопросы-ответы — «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т. д.;

· Клишированное описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой»;

· Клишированное описание действий: перемещение героя на «ковре-самолёте»;

· Общефольклорные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец».

 

Фольклорная сказка отвечает трём требованиям фольклорной бытийности (общефольклорные признаки):

· Устность.

· Коллективность.

· Анонимность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1884; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.154.217 (0.012 с.)