Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фольклорные жанры. Малые фольклорные жанры.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Крупные фольклорные жанры Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику, в установлении которой настаивал Никифоров А. И. и Пропп В. Я.. Тексты данного жанра, строятся с помощью установленных традицией клише: Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы: · «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины; · «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы; · «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», — сказочная концовка, финал; «Общие места» — кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды: · Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где проза перемежается с ритмизованными местами: · Клишированное описание портрета — «Баба-Яга, костяная нога»; · Клишированные формульные вопросы-ответы — «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т. д.; · Клишированное описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой»; · Клишированное описание действий: перемещение героя на «ковре-самолёте»; · Общефольклорные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец».
Фольклорная сказка отвечает трём требованиям фольклорной бытийности (общефольклорные признаки): · Устность. · Коллективность. · Анонимность. Жанровые разновидности сказки Сказка о животных (животный эпос) — это совокупность (конгломерат) разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении препятствий при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. Новеллистическая сказка (или, социально-бытовая) имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию, но качественно отличающаяся от неё. Сказка данного жанра прочно связана с реальностью, здесь существует лишь один, земной мир, и реалистично передаются особенности быта, а главный персонаж — трикстер, обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость со власть предержащими и добивающийся своего с помощью смекалки, ловкости и хитрости. Анекдотическая сказка. Анекдотическая сказка, выделяемая Афанасьевым А. Н., отличается от анекдота тем, что сказка является развёрнутым повествованием анекдота. Небылицы — это сказки, построенные на бессмыслице. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былички, былины. Были́ны — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). К жанрам устной прозы относятся предания, бывальщины, былички, легенды. Это истории и случаи из жизни, рассказывающие о встрече человека с персонажами русской демонологии – колдунами, ведьмами, русалками и т. д. Сюда же относятся и рассказы о святых, святынях и чудесах – об общении человека, принявшего христианскую веру, с силами высшего порядка. Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.
Литература художественная (от лат. – буква) – вид искусства, воссоздающий образную, чувственную, субъективную картину мира; отражение жизни при помощи слова; художественный способ постижения человека и окружающей его действительности. Литературоведение – наука, изучающая художественную литературу, её теорию, историю и практику. Т Е К С Т
Содержание Форма Тема Композиция: Сюжет композиция сюжета: - завязка - кульминация - развязка Проблема Конфликт Образы: -характеры (герои) система персонажей Идея - предметные образы Язык и стиль
Тема произведения – круг событий, фактов реальной жизни, оказавшихся в основе произведения, его жизненный материал. Проблема – сложный вопрос, поставленный в литературном произведении; та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Проблематика – совокупность вопросов (проблем), которые автор ставит в произведении на материале выбранной им темы. Идея – тот ответ, который писатель даёт на свои вопросы, мысль, которая лежит в основе произведения. Главный признак художественной идеи - она выражается в художественных образах, творчески воссоздающих действительность. Художественный образ – это часть реальности, воссозданная в произведении при помощи авторской фантазии. Образ – ёмкий литературоведческий термин. В эту категорию входят: - образы людей (герои, персонажи, действующие лица; характеры) или групп людей; - предметные образы (образы неодушевлённых объектов); некоторые из них могут играть роль художественных деталей (выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку). Образ, повторяющийся в одном произведении или во многих произведениях одного или нескольких писателей, называют мотивом. Например, мотив бегства, мотив судьбы. Символ – многозначный образ, имеющий помимо своего прямого значения в тексте ещё дополнительное, более глубокое, эмоционально-иносказательное. Например, образ моря, ветра, туч, птицы и т.п. Сюжет (фабула) – последовательность событий, развитие действия в произведении. Конфликт – противоречие, лежащее в основе сюжета: столкновение характеров; идей. Конфликт, имеющий сюжетное выражение, проходит в своём развитии определённые стадии, образующие композицию сюжета (стадии развития действия): экспозиция – введение общей ситуации, первое знакомство с персонажами; завязка – зарождение конфликта, то событие, без которого не было бы сюжета; развитие действие от завязки до кульминации; кульминация – высшая точка напряжения, момент наибольшей остроты конфликта; развязка – исход конфликта. Разрешение его; эпилог (от греч. epilogos - послесловие) - часть текста художественного произведения, выходящая за границы сюжета: рассказ автора о том, что произошло с действующими лицами после развязки (см. развязка) сюжетного действия, о дальнейшей судьбе героев. Композиция – построение произведения, расположение его элементов. Композиция скрепляет их, подчиняет художественной идее. Она включает в себя структуру сюжета, предисловие или пролог, эпилог, вставные эпизоды, авторские отступления, пейзажи, портреты, интерьеры, другие описания, побочные сюжетные линии. Фольклорные жанры. Малые фольклорные жанры. Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая: Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ручки фатюнюшки, А в роток говорок, А в головку разумок. Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. «Сорока» Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке) Сорока-ворона, Деткам отдала. (загибают пальчики) Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например: Сова, совинька, сова, Большая голова, На колу сидела, В стороны глядела, Головой вертела. Пословица — - жанр устного народного творчества: вошедшее в речевой обиход законченное меткое образное изречение, применимое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл. П. обычно ритмически организованы. По происхождению делятся на народные (фольклорные) и авторские (крылатые слова, афоризмы). Например: "На нет и суда нет", "Дурная голова ногам покоя не дает", "Всякий дом хозяином держится", "Век живи - век учись"; "Злые языки страшнее пистолета" (А. С. Грибоедов). Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер. Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл. «Голод не тётка, пирогом не накормит» «Слово не воробей» «Яйца курицу не учат» «Назвался гру́здем — полезай в короб» Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм. Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются. Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную. Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа. Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Крупные фольклорные жанры Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику, в установлении которой настаивал Никифоров А. И. и Пропп В. Я.. Тексты данного жанра, строятся с помощью установленных традицией клише: Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы: · «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины; · «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы; · «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», — сказочная концовка, финал; «Общие места» — кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды: · Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где проза перемежается с ритмизованными местами: · Клишированное описание портрета — «Баба-Яга, костяная нога»; · Клишированные формульные вопросы-ответы — «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т. д.; · Клишированное описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой»; · Клишированное описание действий: перемещение героя на «ковре-самолёте»; · Общефольклорные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец».
Фольклорная сказка отвечает трём требованиям фольклорной бытийности (общефольклорные признаки): · Устность. · Коллективность. · Анонимность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1884; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.45 (0.011 с.) |