Фольклорный праздник как средство приобщения младших 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фольклорный праздник как средство приобщения младших



Фольклорный праздник как средство приобщения младших

Школьников к этнокультурным традициям

44.02.02 Преподавание в начальных классах

 

 

Исполнитель:

Соловьёва И.И.,

студентка 3 Б группы

 

Руководитель:

Устьянцева И. Ю.,

преподаватель психологических дисциплин

 

Камышлов, 2016

Оглавление

Введение. 3

Глава 1 Приобщение младших школьников к этнокультурным традициям 7

1.1Особенности этнокультурного образования детей. 7

1.2Сущность приобщения младших школьников к этнокультурным традициям 10

Глава 2 Фольклорный праздник как форма приобщения младших школьников к этнокультурным традициям.. 18

2.1 Фольклорный праздник: подходы к пониманию понятия. 18

2.2 Особенности фольклорного праздника. 20

2.2 Методика организации фольклорного праздника в начальной школе 24

Заключение. 27

Список литературы.. 28

 

 


Введение

В период школьного обучения закладываются основы мировоззрения и миропонимания личности, происходит этнокультурное развитие ребенка. Существуют особые способы этнокультурной трансляции этнических знаний от поколения к поколению. Поэтому целью школы является не только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к родному языку, истории, этнокультуре, духовным ценностям, воспитание у них культуры межнациональных отношений. Проблема удовлетворения этнокультурных запросов в образовании отражается во многих правовых актах [6].

В «Конвенции о правах ребенка» в ст. 29 цель любой школы определяется как подготовка ребенка к «сознательной жизни в современном обществе в духе терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами числа коренного населения» [26].

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Так обеспечивается законотворческая государственная поддержка приобщения всех граждан Российской Федерации, начиная с детского возраста, к традициям родного народа, фольклорному искусству [43].

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО), направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, а также на сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, право на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России [42].

Согласно Концепции духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина России образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации [19].

Кроме того младший школьный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у детей знаний об этнокультурных традициях, так как культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Воздействие этнокультуры на формирование личности следует рассматривать в связи с ее многофункциональным назначением: утилитарным, праздничным, эстетическим. [14].

Проблемой этнокультурного образования в целом занимались Волков Г.Н. [15], Коменский Я.А., Корчак Я., Песталоцци И.Г., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д. и др. [40].

О роли народных традиций в развитии личности в своих трудах писали следующие русские мыслители, педагогов: Бердяев Н.А., [7], Волков Г.Н., [15] Ушинский К.Д., [15], Блонский П.П. [9] и др.

По мнению исследователей Волкова Г.Н. [15], Бабуновой Е.С. [5] и др. важным оказывается сохранение и разумное использование в воспитании всего богатства этнической культуры, в том числе фольклорных праздников и обрядов.

Анализ литературы позволил выявить следующие противоречия:

¾ между необходимостью приобщения младших школьников к этнокультурным традициям, декларированной Концепцией духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина России, и низким уровнем знаний младших школьников об этнокультурных традициях;

¾ между необходимостью приобщения младших школьников к этнокультурным традициям и недостаточным использованием потенциала фольклорных праздников при приобщении к этнокультурным традициям;

¾ между наличием воспитательного потенциала у фольклорных праздников как средства приобщения младших школьников к этнокультурным традициям и недостаточной методической разработанностью этой формы.

Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему: какие существуют возможности использования фольклорных праздников при приобщении младших школьников к этнокультурным традициям?

Данная проблема определяет тему исследования: Фольклорный праздник как средство приобщения младших школьников к этнокультурным традициям.

Объект: процесс приобщения младших школьников к этнокультурным традициям.

Предмет: фольклорный праздник как средство приобщения младших школьников к этнокультурным традициям.

Цель: раскрыть сущность и особенности фольклорных праздников как средства приобщения младших школьников к этнокультурным традициям.

Задачи:

1) выявить особенности этнокультурного образования детей;

2) выяснить сущность процесса приобщения младших школьников к этнокультурным традициям;

3) найти различные подходы к пониманию понятия: фольклорный праздник;

4) выявить особенности и методику организации фольклорных праздников в начальной школе.

Методы теоретического исследования: анализ педагогической литературы, методической, публицистической литературы, анализ передового опыта.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования раскрывают возможности использования фольклорных праздников в начальной школе, которые способствуют приобщению младших школьников к этнокультурным традициям.

 


Заключение

 

Одним из возможных способов этнокультурного образования, может выступать процесс приобщения детей младшего школьного возраста к этнокультурным традициям.

Процесс приобщения младших школьников к этнокультурным традициям может осуществляться разными средствами. Одним из таких средств могут выступать фольклорные праздники. Подходов к пониманию понятия: фольклорный праздник существует множество. Фольклорных праздников великое множество, но не ко всем этнокультурным традициям в процессе празднования праздников, возможно, приобщение младших школьников в силу их возраста. Но, не смотря на это в начальной школе, возможно, использовать некоторые из всего многообразия праздники.

Фольклорный праздник имеет свои особенности и определённые стадии организации в начальной школе. Младший школьный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. В процессе подготовки и проведения фольклорных праздников возможно формирование знаний об этнокультурных традициях, так как культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов.

Таким образом, необходимо сохранять, распространять и развивать национальную культуру, воспитывать бережное отношения к историческому и культурному наследию народов России, а также укореняться в этнокультурных традициях, к которым люди принадлежат по факту своего происхождения и др. Всё вышеупомянутое формируется и развивается путём этнокультурного образования. И существуют различные способы и средства этнокультурного образования.

Одним из таких способов является использование фольклорных праздников с целью приобщения младших школьников к этнокультурным традициям, так как во время приобщения к этнокультурным традициям дети приобретают знания и отношения к освоенным знаниям в процессе определённого вида деятельности.

 

 


Список литературы

1. Адаскина О.Н. Русский фольклор. М.: АСТ, 2001.

2. Артеменко Б.А. Методика организации и проведения народного праздника: метод. реком. для студ. Санкт-Петербург, 2013.

3. Арутюнов С. А. Народы и культуры. М., Наука, 1989.

4. Афанасьева А. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Проблемы педагогики и психологии. 2009.№3.

5. Бабунова Е. С. Современные подходы к этнокультурному образованию дошкольников / Е. С. Бабунова // Проблемы этнокультурного образования: материалы региональной науч. – практ. конф. / под ред. Г.П.Сусловой. – Челябинск, 2005. – c. 40.

6. Бебан М.А. Этнокультурное образование школьников – основа формирования поликультурной личности // Проблемы педагогики и психологии. 2009.№5.

7. Бердяев Н.А. Философия свободы. М.: Изд–во «Правда», 1989.

8. Бурменская Д.Б. К вопросу о роли праздника в жизни общества // Гуманитарные, социально — экономические и общественные науки. 2010 № 3.

9. Блонский, П.П. О национальном воспитании. П.П. Блонский // Вестник воспитания. – 1915. – № 4. – 40 с.

10. Болбас, В. С. Этнокультурное воспитание школьников в условиях глобализации: сборник науч. статей. Душанбе: ЭР-граф, 2010.

11. Брюзова Т.А. Этнокультурные традиции русского народа в формировании нравственно ориентированной личности школьников 5-9 классов: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва, 2005.

12. Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. М.: Детство,ч.1, 2003.

13. Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство, ч 2, 2004. – 395 с.

14. Васина Е.Г. Этнокультурные традиции духовно – нравственного воспитания младших школьников // Сетевая сеть работников образования. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/11/22/etnokulturnye-traditsii-dukhovno (дата обращения: 08.04.2016).

15. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд – ий центр Академия, 1999.- 168 с.

16. Голованова И.А. Режиссура фольклорного праздника в школе: метод. рекомендации // Аплик: студенту (документы): URL: http://aplik.ru/dokumenty/material/rezhissura-folklornogo-prazdnika-v-shkole/ (дата обращения: 24.12.2015).

17. Григорьева М.И., Журавлева Н.Н. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012.№2.

18. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.

19. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - Москва «Просвещение», 2009, с. 29.

20. Добровольская Л.В. Приобщение младших школьников к музыкальным традициям казахстанского народа: автореф: дис. на соискание учеб. степени канд. пед. наук. Екатеринбург, 2013.

21. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.

22. Жакулова О.В. Педагогический проект. Народные традиции – моя история, моя культура // Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс. URL: http://www.openclass.ru/node/268187 (дата обращения: 24.12.2015).

23. Искусство и культура: Фольклор // универсальная научно-популярная онлайн – энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru/ (дата обращения: 24.12.2015).

24. Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008. – 294 с.

25. Капщук О. Н. Русские праздники и обряды. Ростов н/д: Феникс, 2009. – 317 с.

26. Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon (дата обращения 20.12.2015).

27. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Изд-во Академия, 2008. – 256 с.

28. Ланина Е.В. Модель приобщения к этнокультурным традициям детей старшего дошкольного возраста как фактор социализации // социальная сеть работников образования. Наша сеть. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/05/14/model-priobshcheniya-k-etnokulturnym-traditsiyam-starshikh (дата обращения: 24.12.2015).

29. Маматкасимов Ж.А. Социально-теоретические основы массовых праздников и представлений // Молодой учёный. 2014. №13.

30. Межиева М.В. Праздники на Руси: для сред. шк. возр. Изд – во Белый город, 2007. – 47 с.

31. Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия /сост. Ватаман В.П.. — Волгоград: изд-во Учитель, 2009. – 175 с.

32. Народные праздники // Русские народные традиции. URL: http://tradicii.com (дата обращения: 13.03.2016).

33. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русс. яз., 1987. – 797 с.

34. Олейникова Ю. В. Природный фактор бытия российского социума. М.: ИФ РАН, 2003.

Фольклорный праздник как средство приобщения младших



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 819; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.028 с.)