Методика организации фольклорного праздника в начальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика организации фольклорного праздника в начальной школе



 

Методика проведения праздника в начальной школе, состоит из пяти стадий.

Предварительная подготовка. На этой стадии определяется целевая аудитория (группа детей, для которых будет организован праздник), масштабность планируемого праздника, место проведения, возможность практической реализации идеи силами инициативной группы. Конкретно определяется, состав инициативной группы, цель, руководство. Продумывается поддержка, на которую можно рассчитывать (консультация специалистов, финансовая помощь организаций или частных лиц, на помощь местных жителей).

Разработка сценария. Изучается история народного праздника и включение в сценарий необходимых традиционных элементов. Придумываются и создаются соответствующие костюмы. Предусматриваются конкурсы для всех категорий участников (детей и взрослых, мужчин и женщин), а также необходимый инвентарь.

Подготовка праздника. На этой стадии привлекаются необходимые кадры для реализации сценария, составляются графики репетиций, распределяются обязанности в инициативной группе. Предусматривается возможность взаимозаменяемости и обмена обязанностями. Полезно иметь «людской резерв», готовый при необходимости прийти на помощь. Составляется график контроля над назначенными мероприятиями и слежение за тем, чтобы всё осуществлялось вовремя. Согласно разработанному сценарию определяются материальные ресурсы и источники их получения. Прежде всего, оцениваются собственные возможности. Затем определяются, какие организации, учреждения и т.п. готовы поддержать различными доступными им способами (деньгами или товарами, сразу или поэтапно). Для этого нужно объяснить им свой основной замысел, показать значимость его для общества, убедить в том, что им это выгодно.

Для привлечения зрителей и участников праздника, а также единомышленников, желающих вам помочь, распространяется информация о предстоящем мероприятии, например, через афиши, листовки, объявления.

Проведение праздника. На этой стадии уже конкретно приступается к реализации замыслов. Рекомендуется собирать фото и видеоматериалы о ходе праздника. В дальнейшем это поможет проанализировать деятельность, предоставить собранные материалы для отчёта (в случае необходимости), подготовить материалы в прессу, поместить в портфолио как класса, так и индивидуальные портфолио обучающихся, при разработке следующего праздника привлечь на свою сторону больше единомышленников.

Коллективное подведение итогов проведения народного праздника. Любая завершённая работа нуждается в анализе. В ходе анализа выясняется, достигнуты ли цели и задачи мероприятия, что получилось, а чего и по какой причине достичь не удалось, оценивается вклад каждого члена команды в общий результат работы.

При подготовке и проведении фольклорных праздников следует обратить внимание на то, что:

1) на празднике должна быть представлена история возникновения той или иной народной традиции;

2) показана сама традиция проведения с использованием соответствующего музыкального, изобразительного, танцевального, литературного материала;

3) разыгрываются театрализованные сценки из жизни крестьян, связанные с трудом и буднями народа;

4) происходит знакомство с русскими народными играми, в которых участвуют желающие из зала и участники. Это повышает интерес к празднику, активизирует внимание, раскрепощает;

5) на праздник готовится выставка творческих работ учащихся по теме праздника.

При проведении праздника необходимо учесть эстетику быта, т.е. оформлению. Обязательное наличие декораций, которые соответствуют месту происходящего действия. Например, «посиделки»: внутреннее убранство избы (печь, красный угол, лавки и т.д.); праздник на улице: часть деревенской улицы (изба, изгородь, березка, завалинка и т.д.) [16].

Исходными принципами деятельности организаторанародного праздника выступают:

1. принцип передачи всем участникам народного праздника психологического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, путем непосредственного контакта между общающимися людьми.

2. принцип взаимодополняемости и взаимодействия принимающих участие в народном празднике разовых и постоянных кадров.

3. принцип постепенного и последовательного распределения подготовительных мероприятий в организации народного праздника [2].

На основе выше изложенного, можно сделать вывод, что возможно участие младших школьников в подготовке и проведении фольклорных праздников, которые выстраиваются на основе этнокультурных традиций, в которых заключена многовековая мудрость житейского опыта народа.

 


Заключение

 

Одним из возможных способов этнокультурного образования, может выступать процесс приобщения детей младшего школьного возраста к этнокультурным традициям.

Процесс приобщения младших школьников к этнокультурным традициям может осуществляться разными средствами. Одним из таких средств могут выступать фольклорные праздники. Подходов к пониманию понятия: фольклорный праздник существует множество. Фольклорных праздников великое множество, но не ко всем этнокультурным традициям в процессе празднования праздников, возможно, приобщение младших школьников в силу их возраста. Но, не смотря на это в начальной школе, возможно, использовать некоторые из всего многообразия праздники.

Фольклорный праздник имеет свои особенности и определённые стадии организации в начальной школе. Младший школьный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. В процессе подготовки и проведения фольклорных праздников возможно формирование знаний об этнокультурных традициях, так как культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов.

Таким образом, необходимо сохранять, распространять и развивать национальную культуру, воспитывать бережное отношения к историческому и культурному наследию народов России, а также укореняться в этнокультурных традициях, к которым люди принадлежат по факту своего происхождения и др. Всё вышеупомянутое формируется и развивается путём этнокультурного образования. И существуют различные способы и средства этнокультурного образования.

Одним из таких способов является использование фольклорных праздников с целью приобщения младших школьников к этнокультурным традициям, так как во время приобщения к этнокультурным традициям дети приобретают знания и отношения к освоенным знаниям в процессе определённого вида деятельности.

 

 


Список литературы

1. Адаскина О.Н. Русский фольклор. М.: АСТ, 2001.

2. Артеменко Б.А. Методика организации и проведения народного праздника: метод. реком. для студ. Санкт-Петербург, 2013.

3. Арутюнов С. А. Народы и культуры. М., Наука, 1989.

4. Афанасьева А. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Проблемы педагогики и психологии. 2009.№3.

5. Бабунова Е. С. Современные подходы к этнокультурному образованию дошкольников / Е. С. Бабунова // Проблемы этнокультурного образования: материалы региональной науч. – практ. конф. / под ред. Г.П.Сусловой. – Челябинск, 2005. – c. 40.

6. Бебан М.А. Этнокультурное образование школьников – основа формирования поликультурной личности // Проблемы педагогики и психологии. 2009.№5.

7. Бердяев Н.А. Философия свободы. М.: Изд–во «Правда», 1989.

8. Бурменская Д.Б. К вопросу о роли праздника в жизни общества // Гуманитарные, социально — экономические и общественные науки. 2010 № 3.

9. Блонский, П.П. О национальном воспитании. П.П. Блонский // Вестник воспитания. – 1915. – № 4. – 40 с.

10. Болбас, В. С. Этнокультурное воспитание школьников в условиях глобализации: сборник науч. статей. Душанбе: ЭР-граф, 2010.

11. Брюзова Т.А. Этнокультурные традиции русского народа в формировании нравственно ориентированной личности школьников 5-9 классов: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва, 2005.

12. Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. М.: Детство,ч.1, 2003.

13. Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство, ч 2, 2004. – 395 с.

14. Васина Е.Г. Этнокультурные традиции духовно – нравственного воспитания младших школьников // Сетевая сеть работников образования. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/11/22/etnokulturnye-traditsii-dukhovno (дата обращения: 08.04.2016).

15. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд – ий центр Академия, 1999.- 168 с.

16. Голованова И.А. Режиссура фольклорного праздника в школе: метод. рекомендации // Аплик: студенту (документы): URL: http://aplik.ru/dokumenty/material/rezhissura-folklornogo-prazdnika-v-shkole/ (дата обращения: 24.12.2015).

17. Григорьева М.И., Журавлева Н.Н. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012.№2.

18. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.

19. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - Москва «Просвещение», 2009, с. 29.

20. Добровольская Л.В. Приобщение младших школьников к музыкальным традициям казахстанского народа: автореф: дис. на соискание учеб. степени канд. пед. наук. Екатеринбург, 2013.

21. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.

22. Жакулова О.В. Педагогический проект. Народные традиции – моя история, моя культура // Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс. URL: http://www.openclass.ru/node/268187 (дата обращения: 24.12.2015).

23. Искусство и культура: Фольклор // универсальная научно-популярная онлайн – энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru/ (дата обращения: 24.12.2015).

24. Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008. – 294 с.

25. Капщук О. Н. Русские праздники и обряды. Ростов н/д: Феникс, 2009. – 317 с.

26. Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon (дата обращения 20.12.2015).

27. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Изд-во Академия, 2008. – 256 с.

28. Ланина Е.В. Модель приобщения к этнокультурным традициям детей старшего дошкольного возраста как фактор социализации // социальная сеть работников образования. Наша сеть. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/05/14/model-priobshcheniya-k-etnokulturnym-traditsiyam-starshikh (дата обращения: 24.12.2015).

29. Маматкасимов Ж.А. Социально-теоретические основы массовых праздников и представлений // Молодой учёный. 2014. №13.

30. Межиева М.В. Праздники на Руси: для сред. шк. возр. Изд – во Белый город, 2007. – 47 с.

31. Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия /сост. Ватаман В.П.. — Волгоград: изд-во Учитель, 2009. – 175 с.

32. Народные праздники // Русские народные традиции. URL: http://tradicii.com (дата обращения: 13.03.2016).

33. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русс. яз., 1987. – 797 с.

34. Олейникова Ю. В. Природный фактор бытия российского социума. М.: ИФ РАН, 2003.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.011 с.)