Глава 1 Приобщение младших школьников к этнокультурным традициям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 Приобщение младших школьников к этнокультурным традициям



 

 

1.1Особенности этнокультурного образования детей

 

Термин «этнокультура» появился как речевой вариант термина «этническая культура». Он получил широкое распространение в конце ХХ в., но применяют его не строго: вместо терминов «фольклор», «народная культура», «традиционная культура», «культура этноса». Понятия эти близки, но не идентичны. Тонкие различия терминов определяются углом зрения при рассмотрении общих объектов [4]. Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество [23].

Фольклор является частью этнокультуры. Даже его расширительное понимание как комплекса видов традиционного народного художественного творчества, включающего духовные и материальные формы, определяет его как подсистему этнокультуры. В термине «этнокультура» внимание фокусируется на этническом компоненте, в понятии «народная культура» — на социальном (культура социальных слоев, структура которых менялась в историческом процессе: Гусев В. Е., Каган М. С., Камаев А. Ф.). Народная культура вбирает в себя традиционный и современный пласты. Некоторые культурологи отождествляют понятия этнической культуры и культуры этноса, другие разграничивают их (Грушевицкая Т. Г., Козлов В. И., Садохин А. П.). Так как этнокультура является содержательной основой этнокультурного образования, автором статьи периодического издания даёт следующие определение термина.

Этнокультура — это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей[4].

Этнокультурное образование рассматривается как целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации [17].

Этнокультурное образование ориентировано на развитие и социализацию личности как субъекта конкретного этноса и представителя мирового сообщества, способного к самоопределению в условиях современной цивилизации. Оно призвано решить триединую задачу: в этнокультурном плане – воспитание личности – носителя определенной культуры с высоким уровнем этнического самосознания; в межкультурном – формирование личности, знающей и уважающей культуры других народов; в поликультурном – приобщение к общечеловеческим культурным ценностям [10].

Согласно Краевскому В. В., структура содержания этнокультурного образования строится исходя из структуры самой этнокультуры. Совокупности родственных элементов этнокультуры составляют области: этнофилологическую (этноязык, словесный фольклор), этнохудожественную (все виды фольклора и народного искусства, образующие подсистему этнокультуры—народную художественную культуру), поведенческую (проявляющуюся в традиционной хозяйственно—экономической и бытовой деятельности, обычаях, обрядах, праздниках, нормах этноэтикета, этнопсихологических и педагогических стереотипах), мировоззренческую (наиболее полно проявляющуюся в религии, мифологии, эмпирических представлениях народа об отношении человека к природе, мирозданию, к человеку, социуму, к основам воспитания, морали) [27].

Таким образом, этнокультурное образование может осуществляться разными способами. Одним из таких способов является использование фольклорных праздников с целью приобщения к этнокультурным традициям.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.003 с.)