Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фольклорные элементы в структуре произведений
Фольклор - традиционная народная культура и художественный фонд, питающий своими мотивами и образами национальную литературу и искусство. Фольклор был универсальной формой познания жизни и освоения мира. Все перипетии пережитого прошлого, большие события и значимые повороты в судьбах людей нашли художественное отражение в разнохарактерных произведениях устной поэзии [Буряты. 2004 – с. 305]. Фольклор концентрирует в себе богатство, мудрость, весь жизненный и духовный опыт народа. Анализ прозы Гатапова в фольклорном аспекте, безусловно, позволяет раскрыть многозначность содержания его произведений. Национальный колорит достигается использованием в речи героев образных народных выражений, пословиц и поговорок: «Сытый волк теряет сноровку, сытый медведь теряет отвагу» («Первый нукер Чингисхана», с.7), «Щенки любят пробовать зубы, юнцы любят пробовать силы» («Анда», с. 40). В некоторых случаях пословицы и поговорки вводятся в виде цитаты. Например: «Изворотливый ум в десять раз могущественнее, чем темная сила» («Волк», с.95); «Плохой мужчина думает о еде, хороший – о деле» («Волк», с.80); «Лучше десять раз украсть, чем один раз солгать» («Волк», с.); «Ум подведет, а чутье никогда не обманет» («Волк», с. 78); «цели достигнет идущий, истину постигнет думающий» («Путь к миру», с. 190). Обращение к улигеру в повести «Путь к миру» в самый трудный период жизни (в период войны) свидетельствует о том, что в старину улигеры пели не только на праздниках, но и для поднятия боевого духа: «Голос Унну с новой силой загремел над кострищем, взмывая вместе с жаром и искрами огня, взлетавшими ввысь: Имея прославленных предков, Грозивших десяткам народов, Топтавших такие пространства, Что выехав ранней весною, Доедешь глубокой зимою, Разве могут их дети потомки, Дрожать перед злыми врагами, Бояться их черных нападок? («Путь к миру», с.187). В старину улигеры пели и слушали не только при проведении различных, важных в жизни бурят мероприятий, но и во время бедствий и войн. Для прозы Гатапова характерны традиционные фольклорные образы мудрого старца, улигершина, коня, юрты, очага, а также фольклорные мотивы выбора пути (в рассказе «Первый нукер Чингисхана»), странствий (повесть «Волк»), боевых походов, скитаний и гонений (рассказы «Первый нукер Чингисхана», «Анда»), мотив возвращения домой (повесть «Волк»), мотив побратимства (рассказ «Анда»).
Образ мудрого старца обобщен, он не выведен конкретным персонажем: «Сразу же из рядов старейшин вышли два белобородых старца, один от эхиритов, другой от булагатов. Озабоченно нахмурив седые брови, с согнутыми от старости спинами, натужно вздыхая, они направились к середине круга» («Волк, с. 126). Очаг – связывает звено между предками и потомками, символ преемственности поколений, символ объединения определенной группы людей и одновременно противопоставления ее всем другим (чужой огонь, чужие люди) [Бабуева В.Д.. 2004 – с. 99]. Образ очага встречается очень часто: «Доной, в наброшенном на голые плечи новом халате из овечьей шерсти, сидел у очага, развалившись на толстых кожаных подушках» («Волк», с. 90). «Боорчи подбросил несколько кусков аргала в тлеющий очаг» («Рождение вождя», с. 4). Огонь, как олицетворение женского начала, считался источником плодородия, богатства, а очаг – хранителем и дарителем жизненной силы – hулдэ детей и животных [Бабуева В.Д.. 2004 – с. 101]. Улигеры бурят – это большие стройные поэмы, богатырские эпопеи стихотворной формы, которые по большей части распеваются улигерши, чаще всего под аккомпанемент музыкального инструмента – хуура, а изредка просто рассказываются [Шаракшинова Н.О.. 1959 - с. 198]. Улигеры, как и всякое народное творчество, развиваются в условиях живой устной традиции. Носителями этой традиции являются народные сказители-улигершины. Певцы улигеров относились к повествованию серьезно, с большой ответственностью и благоговением, стараясь не пропустить ни одной детали. В повести «Путь к миру» образ улигершина описан достаточно подробно: «В застывшей тишине хрипловато и напевно гремел, крепкий еще, голос старого улигершина Унну. Унну пел громко и самозабвенно, по-молодому резко бил в воздухе руками, ударяя невидимой саблей, натягивая лук, целясь в невидимых врагов и гневными речами разоблачал их подлость и вероломство. Слушавшим его соплеменникам порой казалось, что душа его перенеслась сквозь ушедшие века и он, находясь среди предков, сам воюет со злыми завоевателями. Коричневое лицо его, изрезанное глубокими бороздами морщин, было каменно сурово, в глазах придавленных старческими веками, вспыхивали искры былой отваги» («Путь к миру», с. 186). Видно, что соплеменники слушают его с живым интересом и гордятся своими предками.
В повести «Волк» встречаются шаманские призывания (дуудалга), относящийся к жанрам обрядового фольклора. Пример: «Арзу с десяти перегонок, хорзу с двадцати перегонок, с чистейших котлов беспорочных, подносим с нижайшим поклоном…» ( «Волк», с.126). Призывания – это поэтические произведения, исполнявшиеся во время коллективного или частного молебствия, от заклинаний и гимнов они отличались значительно большими размерами (до нескольких сотен стихотворных строк). Призывания имели свои определенные формы, принципы и требования. Многие состояли из четырех частей: а) зачина или вступления; б) эпической части, в которой описывалась жизнь деяние соответствующих богов и духов, воздавалась хвали их силе и способностям; в) просьбы; г) восклицания: “Соок!”. В призываниях часто содержались: имена реально живших и что-то совершивших людей; места, где происходили события, связанные с данным божеством или духом, с предками рода, улуса или шаманским корнем данного рода; описание одежды, жилища и пищи богов, духов, заянов, святых, орудий труда и вооружения, указание родовой или племенной, даже социальной принадлежности; упоминание отдельных исторических событий. Так, в повести «Волк» старейшины эхиритов и булагатов обращаются с призываниями с просьбой помочь наказать Доноя к западным, добрым богам, помогающим людям, и особенно к младшему сыну Хана Хюрмас Тэнгэри – Шингис Ширэтэ Богдо, издавшему для людей законы и придумавшему обычаи, которые племена должны соблюдать: «Ныне на думу собравшись, Мы судим средь нас недостойных, Позорящих ваших потомков, Чтоб племя от грязи очистить, Чтоб гниль от себя отделить, И просим у вас вспоможенья, В решении думы тяжелой. Всевидящим оком узрите, сыщите срединную суть, и нам, недостойным, подайте, Нетленную высшую мудрость, Чтоб в наше решенье коварно, Не вкрались ошибка и промах. Подайте нам мудрость законов, Что создали вы для народов, А мы поклянемся правдиво, Прямо и точно исполнить…» («Волк», с. 127).
Где выводы?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.006 с.) |