Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религиозно-мифологический аспект прозы Гатапова
По мнению Е. М. Мелетинского, миф – один из центральных феноменов в истории культуры и древнейший способ концепирования окружающей действительности и человеческой сущности. Миф – первичная модель всякой идеологии и синкретическая колыбель не только литературы, искусства, религии, но, в известной мере, философии и даже науки. Миф вообще исключает неразрешимые проблемы и стремится объяснить трудноразрешимые через более разрешимое и понятное. Познание не является ни единственной, не главной целью. Главная цель – поддержание гармонии личного, общественного, природного, поддержка и контроль социального и космического порядка, в чем мифам помогают ритуалы – вторая, практически действенная сторона единого ритуально-мифологического комплекса [Мелетинский Е.М.. 2000 – 5 с.]. Мифологизм, с одной стороны – характерное явление в литературе XX века и как художественный прием, и как стоящее за этим приемом мироощущение, но, с другой стороны – это специфическое явление именно для национальной культуры [Бабкинова Л.В., 2009. – с. 3]. В творчестве многих писателей современности, прослеживается слияние мифологического начала и фольклорных истоков. Мифологическое сознание, которым обладают едва не все герои Гатапова, восходит, на наш взгляд, к шаманизму, отчасти к фольклору, к мифологии, корнями уходит в миф. Отсюда твердая вера в богов, в небожителей, в онгонов, хозяев леса, тайги. Например, в повести «Рождение вождя» Шулун Зэбэ перед охотой обращается к богам: «Шулун Зэбэ мысленно обращался к богам и просил их послать под стрелы его воинов побольше изюбрей, лосей, маралов, а на их копья - кабанов, и медведей», и благодарит духов – хозяев тайги за то, что вняли его молитвам и послали такую удачу. Шаманизм – древнейшая религия человечества, уходящая корнями в эпоху верхнего палеолита. Именно к этому времени относятся наскальные изображения людей в масках и головных уборах, увенчанные рогами разных животных. Есть они и в Центральной Азии – прародине монголоязычных народов, - стало быть, можно говорить о том, что шаманская традиция у предков бурят имеет многотысячную историю. В бурятском шаманизме существует обширный пантеон божеств и духов, построенный в иерархическом порядке во главе с верховным божеством в лице вечного синего Неба – Хухэ Мунхэ тэнгри. В нем каждый бог и дух является олицетворением определенных явлений природы и соответственно считается их хозяином, господином, покровителем. Для обозначения богов и духов существуют различные термины: бурхан, тэнгри, хан, нойон, заян, эжин и другие [Буряты. 2004 – с. 352].
Согласно монгольской мифологии небожители, высшие божества, управляющие всем мирозданием, делились на два враждебных лагеря: западные 55 тэнгриев, творящие добро, помогающие людям, и восточные 44 тэнгриев, творящие зло, вредящие людям. Хозяином подземного мира считается грозный Эрлен-хан (у Гатапова Эрлик-хан), имеющий многочисленных помощников и писарей, а также особых духов элшэн (посыльные), которых посылает за человеческими душами [Хангалов. 1958. Т.I.С. 15-16]. Отсюда боязнь прогневить злых восточных духов в рассказе «Анда»: «Нельзя раньше времени показывать радость – вездесущие восточные духи, и без того много зла принесшие их семье, и тут не упустят того, чтобы навредить и все испортить» («Анда», с. 31). Старый Тоорил-хан убежден, что именно посланцы подземного Эрлик-хана путают сознание людей и забирают их души: «Но теперь оставили препирательства и забудем о них, у людей без трений не бывает». Говорят, насылают в головы им подобные затмения восточные духи, посланцы подземного Эрлик-хана, чтобы погубить людей в драках между собой и душами их пополнить свое ханство («Анда», с. 41). «И ты сейчас или прямо сознаешься, или мы позовем сюда твоих табунщиков, они тебе напомнят, как все было…- старик помолчал, раздумывая что-то про себя, и вдруг смягчил голос, - ты сегодня, я думаю, умрешь, отправишься на суд Эрлик-хана (в бурятской мифологии властитель преисподней, где томятся души грешников). Не обременяй себя лишним грехом, ведь там каждый твой шаг будет на счету» («Волк», с. 135). «- Какой тетерев, это сам посланец Эрлик-хана! От стрел уклоняется не хуже летучей мыши. Я два раза стрелял по нему, а он будто затылком видит, нырнет в сторону и стрела мимо уха» («Путь к миру», с. 165). А защиту ищут у Ясал Сагаан Тэнгэри (бога грома и молнии, который защищает людей от злых духов и опасностей): «- Пусть тебя защитит Ясал Сагаан Тэнгэри. Я буду ему молиться… - дрожащим голосом благословила она. Будь осмотрителен, сын мой…» («Путь к миру», с. 153).
Победив в тяжелой битве своих врагов, Тумбинай благодарит добрых западных духов: - «Слава Хан-Хюрмас тэнгэри и всем пятидесяти пяти западным богам, они уже не один раз выручали нас. – Тумбинай облегченно вздохнул» («Путь к миру», с. 175). Так же со словами благодарности обращаются к Уураг Сагаан Тэнгэри (в бурятской мифологии бог изобилия): «- Слава Уураг Сагаан Тэнгэри, беды пока обходят нас, - Боорчи взял коня за недоуздок» («Первый нукер Чингисхана», с. 5); «Но позавчера Тумбинай разрешил резать коней. Трех старых кобыл зарезали, слава Уураг Сагаан Тэнгэри, прошел голод» («Путь к миру», с. 151). В споре с Джамухой Тэмуджин напоминает ему, что именно он избранник богов: «По воле синего неба и младшего сына властителя западных богов Чингис Ширэтэ ( третий сын главы западных богов Хана Хюрмаса Тэнгэри, который считался законодателем для земных людей ), я - наследник отца и законный хозяин своего улуса» («Анда», с. 40). Герои верят, что онгоны (деревянные, кожаные изображения богов в юрте) охраняют их очаг, хозяйство, членов семьи, и особо почитают их. «Гость принял чашку обеими руками, произнес юроол об изобилии в его юрте, брызнул несколько капель в очаг и в сторону онгонов, воздавая им дань почтения, неторопливо отпил» («Первый нукер Чингисхана», с. 5). Хозяином тайги считается Баян Хангай (баян-богатый, хангай-обширный), который имеет небесное происхождение и относится к числу высших богов наравне с ханами. В его ведении находится весь животный и растительный мир тайги. Чтобы была удача, охотники посвящали ему специальное молебствие, брали с собой человека, знающего улигеры, сказки и другие произведения фольклора [Дамбинов. Архив.С. 29-РО БИОН. Инв. №97. папка №2]. В подчинении у Хангая находились еще эжины леса – ойн эжин, покровители отдельных лесных участников. Поэтому прежде чем приручить волка Гэлбэр обращается к духам, к хозяевам леса за помощью в этом нелегком деле: «…Помогите мне, великие хозяева леса, - мысленно обратился он к духам леса. – Я, мальчик рода Шоно, Гэлбэр, сын Егсоя, прошу вас, вершителей судеб людей и зверей, дайте мне приручить пятилетнего волка из вашего стада, чтобы я смог получить жену ту, что зажгла в моем сердце огонь…» («Волк», с. 76). После удачной охоты приносятжертвоприношения богам в знак благодарности: «После охоты, когда облавщики разделывали убитых зверей и приносили жертвы богам, первым из хвалебных юролов, что торжественно возглашают старики в честь лучших охотников, был отмечен он» («Первый нукер Чингисхана», с. 16). Почитание огня, культ огня восходит к обычаям глубокой древности: «Заметив, как гость беззвучно проглотил слюну, он поднялся, взял с полки березовое корытце для мяса, выловил куски из котла, отрезал их на маленькие кусочки, угостил огонь, первинку попробовал сам и поставил корытце перед незнакомцем» ( «Первый нукер Чингисхана», с. 7 ). ВЫВОДЫ?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.176.66 (0.009 с.) |