Этнографические детали в прозе А.Гатапова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этнографические детали в прозе А.Гатапова



Устное народное творчество вырастает на почве быта народа, оно красочно рисует его обычаи и обряды, является выражением народного мировоззрения и религиозных представлений. Поэтому фольклористика близка к этнографии – науке, изучающей быт и нравы народов [Н.О. Шаракшинова. 1975. с. 15].

В произведениях Алексея Гатапова детально и широко показан быт. Писатель много внимания уделяет изображению этнографических деталей, которые помогают читателям проникнуть в далекий двенадцатый век. Автор достаточно подробно рисует быт: двор, юрту, предметы домашнего обихода, пищу.

Кочевой образ жизни издавна определил тип жилища бурят – сборно-разборного сооружения из решетчатого каркаса и войлочного покрытия, круглого в основании с полусферическим верхом. Невозможно представить степь без юрты, а юрту без очага, поэтому изображение юртыобязательно: «В шатре у Тоорил-хана все было по-походному просто. У правой стены на белом войлоке было разложено оружие. Тускло поблескивали украшенные серебром мечи, саадаки, доспехи, отражая подрагивающий огонь очага. У левой стены и в ряд лежали туго набитые кожаные мешки с одеждой, походной утварью, показывая запасливость старого воина» («Анда», с. 35).

Изображение домашней утвари: «Заметив, как гость беззвучно проглотил слюну, он поднялся, взял с полки березовое корытце для мяса, выловил куски из котла, отрезал их на маленькие кусочки, угостил огонь, первинку попробовал сам и поставил корытце перед незнакомцем» ( «Первый нукер Чингисхана», с. 7 ); «Тоорилу постелили на китайской походной кровати, Тэмуджин и Джамуха улеглись на кошме, укрывшись широким козьим одеялом» ( «Анда», с. 43).

Пища – первейшая и основная жизненная потребность человека. В Центральной Азии – в регионе проживания бурят и монголов – распространен в принципе единый тип хозяйствования, основанный на сочетании скотоводства и земледелия. Поэтому мясные и молочные продукты становятся основными. Молоко и все молочные продукты – самый почитаемый, самый сакральный продукт. Например, Боорчи угощает гостя мясной и молочной пищей: «Боорчи бросил в котел два толстых отрезка сушеного мяса, снял со стены кожаный мешок, налил в деревянную чашку свежего кумыса» («Первый нукер Чингисхана», с. 5). Благодаря вкусовым, питательным и медицинским свойствам, а также благодаря своему священному белому цвету кумыс играл в жизни бурят, монголов важную роль. Он был непременным компонентом угощений во время праздников. Наряду с молоком его считали символом счастья, носителем благодати [Бабуева В.Д.. 2004 – с. 81].

Буряты – прирожденные скотоводы, мясо так же является основным продуктом питания. Исторически сложившаяся система питания кочевников Центральной Азии, к числу которых относятся буряты, построена на строгом балансе мяса (и различных блюд из мяса и крови) и молочных продуктов, дополнявшихся в небольшом количестве продуктами растительного происхождения (дикими и культурными злаками и овощами), а также продуктами охоты и рыбной ловли, которые, однако, имелись не всегда и далеко не у всех групп кочевого населения [Буряты. 2004 – с. 166]. Например: «Когда все вышли, Тоорил молча пожевал вареные почки и заговорил, уже без улыбки, с холодноватой рассудительностью…( «Анда», с. 42); «Чумазые ребятишки с обглоданными костями в грязных руках сновали тут и там, охотились на новые куски конины. Женщины не жалели еды, вылавливали из котлов разваренную требуху, подавали без ругани» ( «Путь к миру », с. 186). Мясо диких животных добывалось только осенью: «Шоно увидел, как дмать из сумы достает валенные ребра изюбра, и сунул нож за пояс» (Путь к миру», с. 151).

Самой большой ценностью для степняка-кочевника, конечно же, является конь. В старину было не престижно мужчинам ходить пешком или вообще не иметь коня. Недаром в древнем мире даже сложилось представление о кочевниках, как о кентаврах. Поэтому для тюркских и монгольских народов было незыблемым обычаем погребать вместе с владельцем его любимого коня, чтобы не лишать его нормального существования в потустороннем мире [Бабуева В.Д.. 2004 – с.159]. Поэтому в прозе Гатапова много внимания уделяется изображению коня: масти, возрасту. Так, Тэмуджин приехал на старой, невзрачной, вислопузой кобыле карей масти. Например, «Потом отец дал ему хороший лук, стрелы, а однажды подарил лучшего скакуна из своих табунов. Вороной жеребец-пятилеток с гривой до колен и волчьим оскалом страшной морды бросался на людей бешеной собакой, норовя мощной грудью сбить с ног и забить острыми копытами» (Первый нукер Чингисхана», с.15). «Впереди, в окружений десятка воинов, ехал тобши на черном, гривастом жеребце» («Рождение вождя», с.45). «Два больших отряда всадников на лохматых, разномастных лошадях ехали на восток, туда, где темнели хребты холмистых гор, покрытых сосновой тайгой» («Рождение вождя», с.45). Тщательное изображение коня подчеркивает ценность лошади в жизни кочевника. Образ коня помогает читателю ощутить дух времени, воспроизвести древнюю эпоху.

Не остается без внимания писателя и оружие. Охотничий инвентарь бурят состоял из следующих орудий производства: лук (номоо), стрелы (годли), копье (жада), нож (хутага), самострелы (hали), петли (урха) и других. У Гатапова встречаются только лук, стрелы, нож, копье. «Несмотря на бедность одежды, оружие было добротное: хороший лук в кожаном хоромго (футляр для лука), полный колчан стрел, мадага (длинный, около полуметра, боевой нож) длиной с короткую саблю». «Сюрюк снял со своего пояса охотничий нож в деревянных ножнах и с нарядной рукояткой из молочно-белого тюленьего клыка, на котором была искусно вырезана рысь, запрыгнувшая на спину большерогому оленю и грызущая ему загривок» («Волк», с. 90); «- Дай-ка сюда! – Тэмуджин взял из рук Тэмугэ лук с толстым слоем намертво склеенных сухожилий и широкими пластинами изюбриных рогов» («Анда», с. 34); «Воины старательно держали дистанцию и напряженно следили за кабанами и медведями, то и дело выпускали в них годли (стрела с тупым наконечником) и йори (свистящая стрела)» («Рождение вождя», с. 52). «Тяжелый шлем из двойной бычьей кожи, покрытый толстыми железными пластинами, сильно давил на голову, и у Шоно нестерпимо ныла шея» («Путь к миру», с. 148). Исконно присущие бурятам лук и стрелы – одно из древнейших орудий производства и средств вооружения. Они были широко распространены в среде бурят до XVIII века, до этого времени они являлись единственным оружием дальнего боя [Буряты. 2004 – с. ].

Где выводы по параграфу?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.189.7 (0.005 с.)