Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совокупные расходы и равновесие производства

Поиск

Кривая совокупного спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке. Но построена эта кривая в иной системе координат (см.рис. 2).

На оси абсцисс указываются значения реального объема производства (реального ВНП). Важно не смешивать показатели реального и номинального ВНП. На оси ординат фигурируют не абсолютные показатели цен (например, в миллиардах дол.), а уровень цен, или дефлятор (индекс цен).

Зная формулу реального ВНП. легко понять, что в любой точке на кривой AD можно определить величину номинального ВНП: номинальный ВНП = реальный ВНП х дефлятор. Если в качестве упрощения предположить, что кривая AD имеет единичную эластичность, то величина номинального ВНП будет оставаться посто­янной в любой точке кривой AD. Это напоминает постоянный объем выручки при продаже какого-либо товара, имеющего эластичность спроса по цене, равную 1.

Итак, кривая AD иллюстрирует изменение суммарного (совокупного) уровня всех расходов домашних хозяйств, бизнеса и правительства в зависимости от изме­нения уровня цен. Характер этой кривой говорит о том, что при повышении уровня цен объем реального объема производства будет меньше и соответственно при снижении уровня цен объем реального ВНП будет больше.

Объяснение отрицательного наклона кривой AD принято связывать с двумя важнейшими эффектами в рыночном хозяйстве: 1) эффектом процентной ставки и

1000 1500 Млрд. долл.

 

Рис.2 Реальный объем производства

 

2) эффектом реального богатства. Есть и другие причины, объясняющие именно такую кон­фигурацию кривой AD, но мы остановимся на двух указанных эффектах.

Логика рассуж­дений в первом случае такова: если наблю­дается повышение уров­ня цен в стране, то при неизменном объеме денежной массы про­исходит повышение став­ки процента. Известно, что чем выше ставка процента, тем ниже инвестиционный спрос.

Но и потребительский спрос реагирует на повышение процентной ставки - ведь многие товары длительного пользования приобретаются на основе потребительского кредита. Удорожание кредита приведет к уменьшению потребительских расходов. Итак, более высокому уровню цен будет соответствовать меньший объем реального производства и совокупного спроса.

Во втором случае речь пойдет о влиянии изменения уровня цен в стране на величину реального богатства (иногда используется термин реальные кассовые остатки) населения. Богатство домашних хозяйств в значительной части представлено в виде различных финансовых активов: (облигации, срочные счета и др.), имеющих постоянную номинальную стоимость. Так, если вы имеете облигацию номиналом в 1000 дол., то при повышении уровня цен в 2 раза реальное богатство, представленное этой облигацией, уменьшается в 2 раза. Уменьшение реального богатства (реальных кассовых остатков) приведет к снижению потребительского спроса при повышении общего уровня цен, что и отражается в отрицательном наклоне кривой AD.

Модель совокупного спроса предполагает и исследование факторов, при­водящих к смещению кривой AD. Перечислим важнейшие из них: увеличение денежной массы (правостороннее смещение), рост налогов (левостороннее смещение), инфляционные ожидания населения (правостороннее смещение), увеличение государственных расходов (правостороннее смещение) и др. Эти сдвиги отражены на рис. 3.

Далее необходимо остановиться на графическом анализе кривой совокупного предложения (AS). Важно сразу сделать оговорку, что в рядах западных теоретиков не существует полного единодушия в определении форм этой кривой. Кейнсианская и неоклассическая школы по-разному трактуют конфигурацию AS. Синтез этих взгля­дов отражен на рис. 4.

Кривая совокупного предложения отражает изменения совокупного реального объема производства всех конечных товаров и услуг в связи с изменением уровня цен.

Обычная кривая краткосрочного предложения отдельной конкретной фирмы имеет положительный наклон. Это означает, что при более высокой цене производитель будет расширять производство. Почему же кривая AS имеет несколько иную форму?

Ответ заключается в том, что в масштабе всей экономики могут сложиться три различных ситуации: 1) состояние неполной занятости. Этому соответствует отрезок

 
 


 
 


Реальный объем производства

Рис.3

 

1; 2) состояние, приближа­ющееся к уровню полной занятости, т.е. отрезок 2 на рис.4. И наконец, 3) состояние полной занятости, что отражено графически отрезком 3. Таким образом, кривая AS как бы "склеена" из трех отрезков: горизонтального, промежу­точного и вертикального. Иногда горизонтальный отрезок в эко­номической литературе на­зывается "кейнсианским", а вертикальный "классическим". Смысл этих наименований связан с той трактовкой, которую дают кейнсианская и клас­сическая (и неоклассическая) школы взаимосвязи между уровнем цен и реальным объ­емом производства. Согласно кейнсианским воззрениям,

экономика, находящаяся в депрессивном состоянии с неполным использованием всех ресурсов, будет отвечать на расширение совокупного спроса увеличением реального объема производства, но без повышения уровня цен. Так, вплоть до отметки 5000 млрд. дол. производство может расширяться без повышения общего уровня цен в стране (он остается на отметке 1). Это легко понять, так как при этом вовлекаются прежде незагруженные мощности, незанятая рабочая сила.

Промежуточный отрезок означает, что экономика приближается к состоянию полной занятости и начинают появляться так называемые "узкие места". В отдельных отраслях оказываются занятыми все трудовые ресурсы и производственные мощности. И в такой ситуации для того, чтобы расширить совокупный объем производства, необходимо повышение цен на факторы производства, чтобы вовлечь дополнительные трудовые ресурсы и привлечь, например, поставщиков сырья. Рост цены труда и цены материалов повлечет за собой рост издержек предприятий,

2000 4000 6000 Млрд. долл

Реальный объем производства

Рис.4

 

 

а для того, чтобы сохранить прежний уровень прибыльности, предприятиям необходимо повысить цены на свою продукцию. На графике видно, что в интервала от 5000 до 7000 млрд. дол. расширение реального объема производстве) сопровождается ростом уровня цен.

И, наконец, классическая и неоклассическая школы считают, что рыночный механизм, если в его действие не вмешается государство, сам по себе обеспечивает состояние полной занятости. На графике этому состоянию соответствует уровень реального объема производства 7000 млрд.дол. в точке F. Полная занятость - это не отсутствие безработицы вообще, а отсутствие лишь циклической безработицы. Другие формы безработицы (структурная и фрикционная) при этом могут и должны существовать. Полная занятость соответствует естественному уровню безработицы. Поэтому точку F иногда называют естественным уровнем реального объема производства. Если экономика достигла точки F, то в ответ на увеличение совокупного спроса возможностей для расширения производства больше нет. Реакция будет одна - повышение уровня цен в стране. Поэтому "скольжение" вдоль отрезка 3 сопровождается только изменением уровня цен, а реальный объем производства остается на одном и том же уровне - 7000 млрд.дол.

Кривая AS отражает динамику издержек производства на единицу продук­ции в связи с изменением уровня цен. Эти издержки не претерпевают измене­ний на горизонтальном отрезке, но растут на промежуточном и вертикальном отрезках. Однако есть факторы, которые могут сдвинуть кривую AS в иное положение, что будет свидетельствовать о новом уровне издержек на единицу продукции.

Множество причин приводит к смещению кривой AS. Важнейшие из них -изменение цен на факторы производства. Например, удорожание такого;

 

Рис.5

фактора, как труд, приведет к левостороннему смещению кривой AS, снижение цены труда выразится в правостороннем смещении. Аналогичные изменения произойдут в связи с динамикой цен на сырье и материалы. Так, повышение цен на энергоресурсы неизбежно вызовет левостороннее смещение кривой AS. Причиной, способствующей смещению кривой AS, является и усиление или ослабление монопольной власти какой-либо группы поставщиков ресурсов (соответственно произойдет лево- и правосторонний сдвиг AS). Кроме того, усиление или ослабление налогового бремени на бизнес могут вызвать соот­ветственно лево- и правостoронний сдвиг рассматриваемой кривой (рис. 5).

Итак, после анализа сово­купного спроса и совокупного предложения, взятых по отдель­ности, можно обратиться к проб­леме макроэкономического рав­новесия. Графически этот анализ будет означать совмещение на одном рисунке кривых AD и AS. Важно подчеркнуть, что кривая AD может пересечь кривую AS на трех уже известных нам отрезках: горизонтальном, промежуточном и вертикальном (рис. 6).

На этом графике представле­ны три варианта возможного ма­кроэкономического равновесия, т.е. такого состояния экономики, когда весь произведенный нацио­нальный продукт

2000 4000 6000 Млрд. долл.

Реальный объем производства

Рис.6

полностью куп­лен (нацио­нальный доход равен совокуп­ным расходам). Точка Е, - это рав­новесие при не­полной занятости без повышения уровня цен, т.е. без инфляции. Точка Е - это рав­новесие при не­большом повыше­нии уровня цен и состоянии, близ­ком к полной за­нятости. Точка Е3 - это равновесие в условиях полной занятости, но с инфляцией. Какой же из этих вариантов макроэкономического равновесия предпочтитель­нее? Сама постановка такого вопроса говорит о том, что мы вторгаемся в область нормативного анализа. Позитивный же анализ описывает возможные состояния макроэкономического равновесия без всяких оценочных суждений. Последнее -прерогатива государственных деятелей и правительства, решающего конкретные макроэкономические задачи и реализующего конкретные программы в неповтори­мых обстоятельствах каждой страны.


[3] НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА

Мы видели, что изменения в уровне цен приводят к таким изменениям уровня затрат потребителей внутри страны, предприятий, правительства, зарубежных покупателей, которые дают возможность прогнозировать изменения в реальном объеме национального производства. Это значит, что повышение уровня цен, при прочих равных условиях, приведет к уменьшению спроса на реальный объем производства. И наоборот, уменьшение уровня цен вызовет увеличение объема производства. Это соотношение представлено на графике как движение от одной точки до другой по стабильной кривой совокупного спроса. Однако если одно или несколько "прочих условий" меняется, то смещается вся кривая совокупного спроса. Эти "прочие условия" мы называем неценовыми факторами совокупного спроса.

Чтобы понять, что приводит к изменениям в объеме национального выпуска, следует отличать изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен, от изменений в совокупном спросе, вызванных изменениями одной или нескольких неценовых детерминант совокупного спроса.

Как показано на рисунке 7, увеличение совокупною спроса представлено отклонением кривой вправо - от AD1 к AD2. Этот сдвиг показывает, что при различных уровнях цен желаемый объем товаров и услуг возрастет. И наоборот, уменьшение совокупного спроса показано как сдвиг кривой влево - от AD1 к AD2 Этот сдвиг говорит о том, что люди будут покупать меньший объем продукта, чем прежде, при различных уровнях цен.

Другими словами, показанные на рисунке изменения в объеме совокупного спроса происходят в том случае, если изменяется один или несколько факторов, которые раньше считались постоянными. Эти неценовые факторы, или рычаги, сдвигающие совокупный спрос, перечислены в таблице1. Давайте рассмотрим все элементы таблицы по порядку.

Рис. 7. Изменения совокупного спроса

 

Изменение одного или нескольких неценовых факторов совокупного спроса, перечисленных в таблице1, приводит к изменению совокупного спроса. Увеличение совокупного спроса показано как смещение кривой AD вправо, oт AD1 к А D2, а уменьшение совокупного спроса как смещение от А D1 к А D3.

 

Потребительские расходы. Американские потребители могут изменить характер закупок отечественных товаров независимо от изменений в уровне цен. В таком случае сместится вся кривая совокупного спроса. Она сдвинется влево от AD1 к A D3как показано на рисунке 7, когда потребители примут решение покупать меньше товаров, чем раньше, при данном уровне цен. И наоборот, кривая сместится

 

 

Таблица 1

 

Неценовые факторы совокупного спроса: рычаги, смещающие

Кривую совокупного спроса

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Изменения в потребительских расходах

а) Благосостояние потребителя

б) Ожидания потребителя

в) Задолженность потребителя

г) Налоги

2. Изменения в инвестиционных расходах

а) Процентные ставки

б) Ожидаемые прибыли от инвестиций

в) Налоги с предприятий

г) Технология

д) Избыточные мощности

3. Изменения в государственных расходах

4. Изменения в расходах на чистый объем экспорта

а) Национальный доход в зарубежных странах

б) Валютные курсы

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

вправо от A D1, к A D2 когда потребители примут решение увеличить объем закупок при данном уровне цен.

Изменения одного или нескольких неценовых факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем самым сместить кривую совокупного спроса. Как указано в таблице 1, такими факторами являются: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя и налоги.

БЛАГОСОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ. Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители: финансовых активов, таких, как акции и облигации, и недвижимости (дома, земля). Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как к средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного спроса смещается влево. И наоборот, в результате увеличения реальной стоимости материальных ценностей потребительские расходы при данном уровне цен возрастают. Поэтому кривая совокупного спроса смещается вправо. Важное соображение: в данном случае мы не имеем в виду рассмотренный ранее эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков, который предполагает постоянную кривую совокупного спроса и является следствием изменений в уровне цен. В противоположность этому изменения в реальной стоимости материальных ценностей, о которых идет речь, не зависят от изменений уровня цен; это неценовой фактор, который смещает всю кривую совокупного спроса. Примером может служить резкое повышение курса акций, которое приводит к росту благосостояния потребителя даже при неизменном уровне цен. А резкое уменьшение реальной стоимости домов и земли приведет к уменьшению благосостояния потребителя, независимо от изменений в общем уровне цен.

ОЖИДАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ. Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители. Например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают (сбережения в это время уменьшаются), и кривая совокупного спроса смещается вправо. И наоборот, если люди полагают, что в будущем их реальные доходы уменьшатся, то их потребительские расходы, а следовательно и совокупный спрос, сократятся.

Точно так же массовое ожидание новой волны инфляции увеличит сегодняшний совокупный спрос. Почему? Потому что потребитель может принять решение купить товары до повышения цен. И наоборот, ожидание снижения цен в ближайшем будущем приведет к уменьшению сегодняшнего потребления, то есть люди откажутся от части покупок, чтобы извлечь выгоду из будущего снижения цен.

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ. Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшейся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И наоборот, когда задолженность потребителя относительно невелика, они готовы увеличить свои сегодняшние расходы, что приводит к увеличению совокупного спроса.

НАЛОГИ. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С другой стороны, увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.

Инвестиционные расходы. Инвестиционные расходы, то есть закупки средств производства, являются вторым неценовым фактором совокупного спроса. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведет к увеличению совокупного спроса. Неценовые факторы, которые могут изменить характер инвестиционных расходов, перечислены в таблице 1. Давайте рассмотрим каждый из них в отдельности.

ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ. При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. В данном случае мы не имеем в виду так называемый эффект процентной ставки, который возникает в результате изменения уровня цен. Мы говорим об изменении процентной ставки вследствие, например, изменений объема денежной массы в стране. Увеличение денежной массы способствует уменьшению процентной ставки и тем самым увеличению капиталовложений. И наоборот, уменьшение денежной массы ведет к увеличению процентной ставки и сокращению инвестиций.

ОЖИДАЕМЫЕ ПРИБЫЛИ ОТ ИНВЕСТИЦИЙ. Более оптимистические прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо. Например, предполагаемый рост потребительских расходов может, в свою очередь, стимулировать инвестиции в надежде на будущие прибыли. И наоборот, если перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных программ довольно туманны из-за ожидаемого снижения потребительских расходов, то затраты на инвестиции имеют тенденцию к понижению. Следовательно, совокупный спрос тоже уменьшится.

НАЛОГИ С ПРЕДПРИЯТИЙ. Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли (после вычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.

ТЕХНОЛОГИИ. Новые и усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса. Пример: последние достижения в высокотехнологических областях микробиологии и электроники привели к созданию новых лабораторий и производственных мощностей для использования новых технологий.

ИЗБЫТОЧНЫЕ МОЩНОСТИ. Увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, инвестиционные расходы увеличиваются, и кривая совокупного спроса смещается вправо.

Государственные расходы. Таблица 1 напоминает нам, что стремление правительства покупать товары и услуги составляет третий неценовой фактор совокупного спроса. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. Примером может служить решение правительства расширить американский морской флот. И наоборот, уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса. Пример: сокращение государственных расходов на строительство новы;< шоссейных дорог.

Расходы на чистый экспорт. Последним неценовым фактором совокупного спроса являются расходы на чистый экспорт. Кривая американского совокупного спроса смещается и тогда, когда происходят изменения в закупках американских товаров зарубежными потребителями независимо от уровня цен в нашей стране. Мы снова подчеркиваем - "независимо от изменений уровня цен в нашей стране", чтобы провести четкую грань между этими изменениями и теми, которые связаны с эффектом импортных закупок. Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в виду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к которому привели эти "другие" факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уровень американского экспорта создает более высокий спрос на американские товары за рубежом. Во-вторых, сокращение нашего импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства.

Какие неценовые факторы изменяют объем чистого экспорта? Это прежде всего национальный доход зарубежных стран и валютные курсы.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД ДРУГИХ СТРАН. Возрастание национального дохода иностранного государства увеличивает спрос на американские товары и поэтому увеличивает совокупный спрос в Америке. Почему? Когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров как отечественного, так и американского производства. Следовательно, наш экспорт увеличивается вместе с повышением уровня национального дохода у наших торговых партнеров. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат: чистый объем нашего экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево.

ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ. Изменения курса доллара по отношению к другим валютам являются вторым фактором, который оказывает влияние на чистый экспорт, а следовательно, и на совокупный спрос. Предположим, что цена иены в долларах возрастет. Это значит, что доллар обесценится по отношению к иене. То есть, если цена доллара в иенах падает, это значит, что курс иены повышается. В результате нового соотношения доллара и иены японские потребители смогут получить больше долларов за определенную сумму иен. А потребители в Соединенных Штатах получат меньше иен за каждый доллар. Следовательно, для японских потребителей американские товары станут дешевле, чем японские. Между тем потребители в Америке смогут купить меньше японских товаров за определенную сумму долларов. С точки зрения нашего экспорта, например, пара американских джинсов за 30 дол. теперь будет стоить, скажем, 2880 иен, а не 3600 иен. А с точки зрения нашего импорта японские часы могут стоить теперь 225 дол., а не, скажем, 180 дол. При таких обстоятельствах можно ожидать, что наш экспорт возрастет, а импорт уменьшится. Это означает увеличение чистого экспорта, которое, в свою очередь, приведет к увеличению совокупного спроса в США. Следует рассмотреть противоположную модель, когда стоимость доллара повышается (а иена обесценивается).

Повторение. Существует несколько неценовых факторов (см. табл.1), оказывающих влияние на реальный объем продукта, который готовы купить потребители предприятия, правительство и зарубежные покупатели при данном уровне цен. Увеличение расходов, вызванное изменениями в одном или нескольких факторах совокупного спроса, смещает кривую совокупного спроса вправо; и наоборот, уменьшение таких расходов приводит к смещению этой кривой влево. Эти сдвиги кривой совокупного спроса следует отличать от изменений в реальном объеме национального производства, возникающих в результате изменений в уровне цен. Изменения в уровне цен приводят к эффектам богатства, процентной ставки и импортных закупок, которыми объясняются падающие траектории кривой совокупного спроса. Изменения в неценовых факторах совокупного спроса вызывают смещение самой кривой совокупного спроса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.24 (0.019 с.)