Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия и психология выживания

Поиск

Философия и психология выживания заключается в том, что в экстремаль­ной ситуации миссия человека - выжить.

При выживании наибольшее значение имеют: моральный дух, физическая выносливость, специальные знания, умения, навыки и опыт.

Разнообразие возникающих у чело­века мыслей и эмоций способствует как его спасению, так и гибели. Страх, волнение, раздражение, разочарование, чувство вины, депрессия и одиноче­ство - основные реакции на стрессовые факторы. Правильный их контроль может увеличить вероятность выживания. Поэтому необходимы тренировки, чтобы дать отпор страху и принять необходимые меры к обеспечению жиз­недеятельности и безопасности. Если человек не может правильно контроли­ровать свои эмоции, развивается бездействие. Вместо того, что бы привести в действие свои внутренние ресурсы, человек начинает прислушиваться к сво­им страхам. Он потерпит психологическое поражение еще до того, как по­гибнет физически. Подготовьте себя и обеспечьте себе выживание.

Выживание - это активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

Главный постулат выживания - человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых условиях, если он сумеет ис­пользовать в своих интересах все, что дает окружающая среда. Но для этого необходимы определенные знания и опыт. Прежде всего, необходимо:

1) пре­одолеть стрессовое состояния, вызванного аварийной ситуацией;

2) оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;

3) защититься от неблагопри­ятного воздействия факторов окружающей природной среды;

4) обеспечить себя водой и пищей;

5) определить собственное местоположения;

6) устано­вить связь и подготовить средства сигнализации. Разрешение этих и ряда других задач зависит от изобретательности и находчивости человека, его умения эффективно использовать аварийное снаряжение, подручные сред­ства и полученное обучение.

На основе сложившихся психологических установок и чувства уверенно­сти в своих силах (подкрепленного позитивным опытом саморегуляции), применяют саморегуляцию и самовнушение: самоприказы, самоубеждения: «Я могу! Я добьюсь! Я выдержу! Я доведу дело до конца! Я преодолею со­стояние апатии, напряженности, чрезмерного возбуждения!» и т. д.

Реализуя опыт аутотренинга, проводимого с помощью психолога, врача, человек осу­ществляет мышечную релаксацию, внушает себе чувство спокойствия, укрепляет уверенность в успехе, преодолевает эмоциональную напряжен­ность, стимулирует себя к успешному продолжению трудной деятельности.

Эмоциональное напряжение может пойти на убыль, если внимание чело­века переключается от причины гнева, печали или радости на их внешние проявления - выражение лица, слезы или смех и т.д. Это говорит о том, что эмоциональные и физические состояния человека взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Поэтому одинаково правомерны утверждения: «Мы смеемся, потому что нам весело» и «Нам весело, потому что мы смеемся».

1.6.4 Спосо­бы саморегуляции поведения и психического состояния человека в ЧС.

Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной само­регуляции - расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаб­лять лицевые мышцы, а также произвольно и сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями.

Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния являет­ся совершенствование дыхания. Как ни странно, не все люди умеют правильно дышать. Неумение правильно дышать способствует быстрому утомлению.

Эффективной эмоциональной саморегуляции способствует также исполь­зование приемов воображения или визуализации. Визуализация - это созда­ние внутренних образов в сознании человека, т.е. активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций. Визуализация помогает человеку активи­зировать его эмоциональную память, воссоздать те ощущения, которые он испытал когда-то. Воспроизведя в сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие.

Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет до­стигнута. Необходимо приучить себя к успеху, удаче, сделать ее само собой разумеющейся, привычной. «Хранить в своей памяти негативные представ­ления равнозначно медленному самоубийству», - пишет X. Линдеман, известный специалист по аутогенной тренировке. Упражнения «вдохновения» состоят в «репетировании» напряженной ситуации обязательно в условиях успеха, с использованием цветовых и пространственных представлений.

 

Обучение выживанию в ЧС

Обучение по группам:

1) населения выживанию в ЧС - проводят в семье, детских садах, школе, средних и высших учебных заведениях, по месту работы;

2) руково­дящего состава - непосредственно на объектах, курсах МЧС, учебно- методических сборах, курсах повышения квалификации;

3) работающего населения - на объектах хозяйствования и социальной сферы, тренировках с имитацией ЧС;

4) неработающего населения - по памяткам, на публичных лекциях, при помощи передач по радио и т. д.;

5) учащейся молодёжи - по программам, утвержденным Минобразования

6) подразделений экстренного реагирования, личного состава формирований ГО МЧС и специальные фор­мирования министерств и ведомств (горноспасатели, водолазы, высотники и др.) - по специальным программам, во время учений и тренировок.

 

 

Тема 2 Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.13 (0.009 с.)