Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС(ГСЧС) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС(ГСЧС)



Для обеспечения безопасности постановлением Совета Министров РБ от 10 апреля 2001 г. № 495 «О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» создана государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС).

ГСЧС построена по территориальному, отраслевому и производственному принципам.

ГСЧС образуют:

1) правительственная комиссия по ЧС, 2) МЧС, 3) территориальные и 4) отраслевые подсистемы.

ГСЧС имеет четыре уровня:

1) республиканский, 2) территориальный, 3) местный 4) объектовый.

Каж­дый уровень ГСЧС имеет:

- координирующие органы,

- постоянно действующие органы повседневного управления по ЧС,

- силы и средства,

- системы связи, оповещения, информационного обеспечения

- резервы финансовых и матери­альных ресурсов

 

Главной задачей ГСЧС является обеспечение безопасного проживания населения, защита его от поражающих факторов ЧС, предупреждение и лик­видация ЧС. Она включает:

1) разработку и реализацию правовых и экономи­ческих норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

2) осу­ществление целевых и научно-технических программ, направленных на пре­дупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организа­ций, а также объектов социального назначения в ЧС;

3) обеспечение готовности к действиям органов управления по ЧС, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

4) создание республи­канского, отраслевых, территориальных, местных и объектовых резервов ма­териальных ресурсов для ликвидации ЧС;

5) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

6) подготовку населения к действиям в ЧС;

7) прогнозирование и оценка социально- экономических "последствий ЧС;

8) осуществление государственной экспер­тизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

9) ликвидация ЧС;

10) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

11) реа­лизация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

12) международное сотруд­ничество в области защиты населения и территорий от ЧС;

13) планирование и осуществление комплекса мер по защите населения и территорий от ЧС; организация и осуществление мер по подготовке к проведению мероприятий ГО;

14) оперативное доведение до государственных органов и других орга­низаций и населения сигналов оповещения и информации о возникающих ЧС, порядке и правилах поведения в сложившейся обстановке;

15) монито­ринг и прогнозирование ЧС.

Органами повседневного управления по чрезвычайным ситуациям являются:

- на республиканском уровне – МЧС, отделы (секторы) по чрезвычайным ситуациям республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;

- на территориальном уровне – областные и Минское городское управления МЧС;

- на местном уровне – районные (городские) отделы по ЧС областных и Минского городского управления МЧС;

- на объектовом уровне – структурные подразделения организации (объекта) - отделы, секторы или отдельные работники, занимающиеся вопросами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Структура ГСЧС:

1) комиссии по ЧС (правительственные, областные, го­родские, районные, ведомственные, объектовые);

2) Министерство по чрез­вычайным ситуациям (МЧС);

3) силы и средства наблюдения и контроля со­стояния природной среды и потенциально опасных объектов;

4) силы и сред­ства ликвидации ЧС различных министерств и ведомств

Силы и средства ГСЧС состоят из:

1) органов и подразделений МЧС;

2) территориальных и объектовых невоенизированных формирований ГО;

3) организаций и подразделений экстренной медицинской помощи Министер­ства здравоохранения;

4) штатных аварийно-спасательных, аварийно- восстановительных подразделений и формирований министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учре­ждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;

5) учреждений ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия;

6) территориальных и объектовых аварийно- спасательных формирований;

7) специализированных подразделений, созда­ваемых на базе объединений, организаций строительного комплекса.

Режимы функционирования ГСЧС:

1) режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химиче­ской, биологической, сейсмической и гидрологической обстановке;

2) режим повышенной готовности - при ухудшении этих составляющих или получе­нии прогноза о возможной ЧС;

3) режим ЧС - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

 

Основные мероприятия при введении режимов функциони­рования системы:

Режим повседневной деятельности:

- наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на по­тенциально опасных объек­тах и на прилегающих к ним территориях;

- планирование и выполне­ние мероприятий по преду­преждению ЧС, обеспече­нию безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба от ЧС, а также по повыше­нию устойчивости функци­онирования объектов хозяй­ствования в ЧС;

- совершенствование подго­товки органов управления, сил и средств ГСЧС к дей­ствиям в ЧС, организация обучения населения спосо­бам защиты и действиям при ЧС;

- создание и восполнение резервов финансовых и ма­териальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- осуществление целевых видов страхования

 

Режим повышенной готовности:

- организация КЧС руковод­ства функционированием ГСЧС и ее подсистем, фор­мирование при необходимо­сти оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки в районе возможной ЧС и вы­работки предложений по ее реализации;

- уточнение планов защиты населения и территорий от ЧС областей (районов) и планов ликвидации аварий­ных ситуаций на объектах;

- усиление дежурно- диспетчерской службы;

- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обста­новкой на потенциально опасных объектах и приле­гающих к ним территориях, прогнозирование возможно­сти возникновения ЧС и их масштабов;

- принятие мер по защите населения и окружающей среды, по обеспечению устойчивого функциониро­вания объектов;

- приведение в состояние готовности, уточнение пла­нов действий и выдвижение в предполагаемый район ЧС средств ГСЧС

Режим ЧС:

- частичное или полное вве­дение в действие планов за­щиты населения и террито­рий от ЧС областей (райо­нов), и планов ликвидации аварийных ситуаций на объ­ектах;

- организация защиты насе­ления в полном объеме;

- выдвижение оперативных групп в район ЧС;

- организация ликвидации ЧС;

- организация работ по обес­печению устойчивого функционирования в ЧС отраслей экономики и объектов, пол­ному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

- определение границ зоны ЧС;

- осуществление непрерыв­ного контроля за состоянием окружающей среды в районе ЧС, за обстановкой на ава­рийных объектах и прилега­ющей к ним территории

Функционирование ГСЧС обеспечивает республиканский орган государ­ственного управления по ЧС – МЧС.

Мероприятия по защите населения и территорий от ЧС, совершенствованию материально-технической базы госу­дарственной системы предупреждения и ликвидации ЧС предусматриваются программами социально-экономического развития РБ.

Объектовое звено территориальной подсистемы ГСЧС предназначено для предупреждения ЧС, а в случае их возникновения:

1) для ликвидации по­следствий ЧС,

2) обеспечения безопасности постоянного и переменного со­става в учебных, производственных помещениях и на территории объекта,

3) защиты окружающей среды и уменьшения материального ущерба от ЧС.

Ос­новными задачами объектового звена являются:

1) участие в проведении единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС;

2) руководство разработкой и осуществлением мероприятий по преду­преждению ЧС, повышению надёжности функционирования потенциально опасных лабораторий, цехов и структурных подразделений объекта, обеспе­чению устойчивости их функционирования при возникновении ЧС;

3) орга­низация и выполнение работ по созданию и поддержанию в состоянии готов­ности локальных систем контроля и оповещения;

4) обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство ликви­дацией ЧС и эвакуацией личного состава объекта и членов их семей;

5) руководство созданием и подготовкой мероприятий по эффективному использо­ванию резервов финансовых и материальных ресурсов для предотвращения и ликвидации ЧС;

6) прогнозирование и оценка экономических и социальных последствий ЧС;

7) организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также структурных подразделений и служб к действиям в ЧС.

Гражданская оборона

Гражданская оборона (ГО) - составная часть оборонных мероприятий Республики Беларусь по подготовке к защите и по защите населения, матери­альных и историко-культурных ценностей на территории Республики Бела­русь от опасностей, возникающих (возникших) при ведении военных дей­ствий или вследствие этих действий.

Структура ГО включает:

- структуру ГСЧС и МЧС,

- а службами ГО становятся отдельные их службы.

Основными задачами в области ГО являются:

1) обучение населения спо­собам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий;

2) подготовка и переподготовка руководящего состава органов управления и сил ГО, создание и совершенствование учебной базы ГО;

3) создание и под­держание в постоянной готовности органов управления и сил ГО, средств и объектов ГО;

4) создание, накопление, хранение резервов материальных ре­сурсов для ликвидации ЧС и использование их при выполнении мероприятий ГО;

5) обеспечение устойчивого функционирования экономики и ее отдель­ных объектов, коммуникаций и систем жизнеобеспечения населения в воен­ное время;

6) оповещение населения, государственных органов и иных орга­низаций об опасностях, возникающих (возникших) при ведении военных действий;

7) временное отселение населения, укрытие в защитных сооруже­ниях, предоставление средств индивидуальной защиты;

8) эвакуация матери­альных и историко-культурных ценностей в безопасные районы в случае, ес­ли существует реальная угроза их уничтожения, похищения или поврежде­ния;

9) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

10) первоочередное обеспечение населения, пострадавшего от опасностей, воз­никших при ведении военных действий, водой, продуктами питания, оказа­ние медицинской помощи и принятие других необходимых мер;

11) обнару­жение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению;

12) санитарная обработка населения, обеззараживание территорий, техники, зданий и других объектов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному загрязнению (заражению);

13) поддержание общественного порядка в районах, пострадавших от опасностей, возникших при ведении военных действий.

Руководство ГО в РБ осуществляет Совет Министров РБ.

Органами управ­ления ГО являются:

А. В мирное время:

1) на республиканском уровне - МЧС;

2) на территориальном уровне - областные и Минское городское управления Министерства по ЧС;

3) на местном уровне - районные (город­ские) отделы по ЧС областных и Минского городского управлений Мини­стерства по ЧС, работники сельских и поселковых исполнительных комите­тов, обеспечивающие выполнение мероприятий ГО;

4) на отраслевом и объ­ектовом уровнях - структурные подразделения (работники) республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, других организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени, обеспечивающие выполнение меро­приятий ГО.

Б. В военное время: штабы ГО, созданные на базе МЧС, област­ных и Минского городского управлений и других органов государственного управления

Силы ГО состоят из - служб ГО; - гражданских формирований ГО; - сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

Службы ГО создаются решением Совета Министров РБ, местных исполнительных и распорядительных орга­нов, руководителей других организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени. Гражданские формирования ГО создают органи­зации, имеющие потенциально опасные объекты и эксплуатирующие их или имеющие экономическое значение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.034 с.)