Организация гражданской обороны объекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация гражданской обороны объекта



Начальником ГО объекта является его руководитель. По вопросам ГО ему подчинены:

–заместители, комиссия по ЧС (на крупных объектах),

–отдел (сектор, работники) по ГО и ЧС,

–нештатная эвакуационная комиссия,

–службы (убежищ и укрытий, противорадиационной и противохимической защиты, материаль­но-технического снабжения, аварийно-техническая, связи, медицинская, транспортная, противопожарная),

–нештатные формирования общего назначения и формирования служб.

В зависимости от типа объекта отдельные службы и формирования могут отсутствовать, а службы могут быть как прямого, так и двойного назначения.

Кроме того, на особо важных объектах могут быть комиссии по повышению устойчивости функционирования производства в ЧС военного времени, служба наблюдения и лабораторного контроля (охраны окружающей среды), дежурно-диспетчерская служба, информационного обеспечения и др.

Ведение ГО в полном объеме начинается с момента объявления состояния войны. В мирное время все органы исполнительной власти и организаций обязаны планировать и проводить установленные мероприятия по граждан­ской обороне.

 

5.4. Алго­ритмы действий государственных структур и населения по предупрежде­нию ЧС в мирное и военное время.

Безопасность каждого человека, прежде всего, зависит от самого человека, его знаний и умений обеспечивать свою безопасность в различных ситуациях. Но в ряде случаев человек нуждается в помощи государства и государство её предоставляет.

В республике Беларусь созданы системы безопасности, которые позволяют решить эти проблемы. Такими системами являются:

–Государственные структуры специально уполномоченные обеспечивать безопасность граждан;

–Система Гражданской обороны (ГО);

– Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС).

Деятельность этих систем регулируется законодательными актами, постановлениями Правительства и другими нормативными документами.

Одной из особенностей этих систем является то, что система ГСЧС действует только в мирное время, так как в её состав входят министерства и ведомства, согласно списку, утверждённого постановлением Правительства, а система ГО охватывает всю Республику Беларусь, как в мирное, так и в военное время, при этом в мирное время силы ГО используются при необходимости.

Так как каждый гражданин должен знать свои действия в той или иной ситуации предлагается два алгоритма действий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Начальником ГО Республики Беларусь является Премьер-министр Правительства. Начальниками гражданской обороны в административно-территориальных единицах являются первые лица исполнительных органов власти и руководители объектов. Начальником штаба - Министр МЧС.

В мирное время основу ГСЧС составляет Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Силы и средства МЧС с участием сил и средств других министерств и ведомств позволяют решать проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в основном природного и техногенного характера. Одновременно МЧС является основным координирующим органом в ГСЧС при решении другими министерствами задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций биолого-социального, экологического и частично социального характера.

С объявлением в стране военного положения приводится в готовность и разворачивается система гражданской обороны (ГО). Начальником ГО Республики Беларусь является Премьер-министр Правительства. Начальниками гражданской обороны в административно-территориальных единицах являются первые лица исполнительных органов власти и руководители объектов.

 

При организации защиты населения и территорий должны соблюдаться следующие принципы:

1. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от источников ЧС с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.

2. Заблаговременное планирование всех мероприятий по защите. Применение принципа позволяет максимально снизить ущерб и потери при возникновении ЧС.

3. Заблаговременность проведения мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

4. Принцип универсальности проводимых мероприятий. Этот принцип состоит в том, что при защите населения используется технология, обеспечивающая его применение как в мирное, так и в военное время.

5. Дифференцированный подход с учетом политического, экономического и оборонного значения объектов. Данный принцип позволяет максимально сохранить военно-экономический потенциал страны.

6. Принцип необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств позволяет успешно и своевременно.

7. Взаимодействие мероприятий по защите населения с мероприятиями Вооруженных Сил страны.

8. Осуществление мероприятий по защите в комплексе с планами экономического и социального развития области, города, района, объекта. Новая редакция Закона "О военном положении" вступает в силу с февраля 2015 года.

Современные войны имеют преимущественно региональный масштаб, отличаются высокой интенсивностью и скоротечность ю. В качестве объектов для поражения, как правило, выбираются объекты экономики, системы жизнеобеспечения промышленных и административных центров, транспортных коммуникаций и другие объекты, имеющие важное оборонное и экономическое значение.

Практика свидетельствует, что заблаговременное выполнение организационных, технических и других мероприятий, направленных на защиту населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, позволяет значительно снизить людские и материальные потери как при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, террористических акциях, так и в условиях ведения военных действий.

5. 5. Планирование видов деятельности для решения проблем безопасности.

Снижение риска возникновения ЧС - комплекс мероприятий, направлен­ных на уменьшение риска индивидуального и риска социального с учетом возможных экономических и специальных факторов.

Экономический меха­низм, составляющий нормативно-правовую основу финансового обеспечения мероприятий по управлению техногенным и природным риском и его сниже­нию составляют источники, объекты и условия финансирования мероприя­тий по предупреждению ЧС.

Планирование применение мер по снижению риска ЧС направлено на поддержание приемлемых уровней риска и дости­жение состояния минимального риска.

При планировании мер готовности к аварийным ситуациям применяют так называемый «фазированный» подход, который включает в себя 5 фаз:

1) Оценка степени риска. Выявление источ­ников опасности.

2) Предупредительные меры. Принятие мер, которые предотвратят или уменьшат опасность.

3) Готовность. Разработка плана, под­готовки, реагирования и восстановления.

4) Реагирование. Действие и прие­мы, которые необходимо выполнить в случае аварии.

5) Восстановительные работы. Ликвидация последствий аварии.

 

Основной документ – План действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время - это заранее разработанный, обоснованный, материально обеспеченный комплекс защитных мероприятий, выполнение которых должно способствовать успешному решению поставленных задач.

Он состоит из двух разделов и че­тырех приложений.

В первом разделе дается краткая оценка возможной об­становки на территории области при возникновении крупных производ­ственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Во втором разделе пла­нируются мероприятия при угрозе и возникновении крупных производствен­ных аварий, катастроф и стихийных бедствий:

а) При угрозе возникновения ЧС - режим повышенной готовности,

б) При возникновении ЧС - чрезвы­чайный режим.

Приложения к плану на мирное время следующие:

1. Решение начальника ГО по ликвидации ЧС (карта).

2. Календарный план основных мероприятий территориальной подсистемы ГСЧС при угрозе и возникновении производ­ственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

3. Расчет сил и средств территориальной подсистемы ГСЧС, привлекаемых для выполнения меро­приятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (общие данные по каждому их виду).

4. Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

План утверждается начальни­ком гражданской защиты объекта и согласовывается с управлением (отде­лом) ГО и ежегодно корректируется постоянно на 1 января очередного года.

 

Механизмы реагирования на ЧС включают в себя - это разработка и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности.

Глав­ный элемент такой деятельности - процесс оптимального распределения ограниченных ресурсов на снижение различных видов риска с целью дости­жения такого уровня безопасности населения и окружающей среды, какой только возможен с точки зрения экономических и социальных факторов. Этот процесс основан на мониторинге окружающей среды и анализе риска. При этом проводится целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, исходя из существующих ограничений на ре­сурсы и время.

Для управления рисками чрезвычайных ситуаций использу­ют:

1) систему мониторинга, анализ риска и Прогнозирования ЧС;

2) систему предупреждения ЧС и механизмы государственного регулирования рисков;

3) систему ликвидации ЧС, включая оперативное реагирование на ЧС, техни­ческие средства и технологии проведения аварийно-спасательных работ, пер­воочередного жизнеобеспечения и реабилитации пострадавшего населения;

4) систему подготовки руководящего состава органов управления, специали­стов и населения в области снижения рисков и уменьшения масштабов ЧС.

 

Прогнозирование ЧС

Прогнозирование ЧС - опережающее отражение вероятности возникнове­ния и развития ЧС на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Прогнозирование может носить дол­госрочный, краткосрочный или оперативный характер.

Методы прогнозиро­вания: 1) экспертные оценки; 2) экстраполирование; 3) моделирование; 4) применение аналогий.

Прогнозирование ЧС:

I. прогнозирование возникновения:

1. по параметрам: а) место; б)сила; в) время; г) частота;

2. по времени: 1) долго­срочный; 2) краткосрочный; 3) среднесрочный. Более точными являются кратковременные, менее точными - долгосрочные прогнозы. Оправдываемость прогнозов составляет не менее 70%.

II. прогнозирование последствий: 1. Априорные (заблаговременно и оперативно по факту). 2. Апастериальные.

 

Мероприятия, необходимые для предотвращения ущерба от ЧС, подразде­ляются на фоновые и защитные.

Фоновые (постоянно проводимые) меропри­ятия, основанные на долгосрочном прогнозе, включают следующее:

1) вы­полнение строительно-монтажных работ с учетом требований СНиП;

2) со­здание надежной системы оповещения населения об опасностях;

3) накопле­ние фонда защитных сооружений и обеспечение населения средствами инди­видуальной защиты;

4) организация радиационного, химического и бакте­риологического наблюдения, разведки и лабораторного контроля;

5) всеоб­щее обязательное обучение населения правилам поведения и действиям в ЧС;

6) проведение режимных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

7) отказ от строительства потенциально опасных объектов в экономически уязвимых зонах;

8) перепрофилирование объектов - источни­ков повышенной опасности для здоровья и жизни людей;

9) материально- техническое и финансовое обеспечение мероприятий ГО;

10) практическая отработка планов ликвидации последствий ЧС.

 

Защитные мероприятия, которые необходимы, когда предсказан момент ЧС, включают в себя:

1) развертывание системы наблюдения и разведки, не­обходимых для уточнения прогноза; приведение в готовность системы опо­вещения населения о ЧС;

2) ввод в действие специальных правил функцио­нирования экономики и общественной жизни;

3) нейтрализация источников повышенной опасности при ЧС, прекращение операций с ними;

4) приведе­ние в готовность аварийно-спасательных служб;

5) частичная эвакуация населения.

 

С целью прогнозирования ЧС в мирное и военное время в РБ постановле­нием Совета Министров Республики Беларусь №1466 от 19 ноября 2004 г. создана система мониторинга и прогнозирования ЧС (СМПЧС)

Целью СМПЧС является разработка и реализация мер по предупреждению и ликвидации ЧС, минимизации их социально-экономических и экологиче­ских последствий.

СМПЧС функционирует в рамках ГСЧС и проводит до 15 отдельных видов мониторинга (наблюдений и контроля, проводимых регу­лярно, по определенной программе) источников ЧС (транспортных аварий с опасными грузами, пожаров и взрывов на опасных производственных объек­тах, аварий с выбросом АХОВ на объектах и др.).

МПЧС представляет собой совокупность систем наблюдения 11 органов государственного управления (Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство энергетики, Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Министерство промышленности и др.).

МЧС – Организует и координирует функционирование СМПЧС, обеспечивает сбор, хранение, обработку ин­формации о ЧС ситуациях и их прогнозирование

Для прогнозирования природных ЧС используют закономерности террито­риального распределения, и проявления во времени различных процессов и явлений, происходящих в неживой природе.

Прогнозируют бури, ураганы, смерчи, ливни, затяжные дожди, заморозки и сильные снегопады, грозу, молнии, град и др.

Для прогнозирования влия­ния скрытых очагов пожара (подземных или торфяных) на возможность воз­никновения лесных пожаров используется фотосъёмка в инфракрасной части спектра, осуществляемая с самолётов или космических аппаратов.

В качестве примера прогнозирования приводим карту прогнозирования радиоактивного загрязнения цезием-137 территории РБ на 2016 и 2046 гг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.031 с.)