Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Является ли Теософическое обществоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Коммерческим предприятием? Спрашивающий. Согласен. Скажите, извлекал ли кто-нибудь из Основателей, полковник Г.С.Олькотт или Е.П.Блаватская, деньги, прибыль или другую мирскую выгоду из работы Теософического Общества, как утверждают некоторые газеты? Теософ. Ни одного пенни. Газеты лгут. Наоборот. Оба они отдали все, что имели, и буквально дошли до нищеты. Что до "мирской выгоды", подумайте о той клевете и поношениях, которым они подвергались, а потом спрашивайте. Спрашивающий. Но я читал во многих миссионерских изданиях, что вступительные взносы и подписки более чем покрыли все расходы; а одно сообщало, что Основатели получают двадцать тысяч фунтов в год! Теософ. Это выдумка, как и многое другое. В опубликованном за январь 1889 года отчете Вы найдете точный официальный отчет обо всех деньгах, когда-либо полученных из какого бы то ни было источника с 1879 года. Общая сумма поступлений из всех источников (вступительные взносы, пожертвования и т.д. и т.п.) за эти десять лет составила менее шести тысяч фунтов, и из них значительная часть внесена самими Основателями из своих собственных средств и от их литературной деятельности. Все это было открыто, официально и признано даже нашим врагом, Обществом Психических Исследований. И теперь оба Основателя не имеют средств: одна — слишком стара и больна, чтобы работать как раньше, не в состоянии найти время для посторонней литературной работы, чтобы помочь Обществу деньгами, а писать может только по поводу Теософии; другой — продолжает работать как и раньше, получая за это мало благодарности. Спрашивающий. Но они, конечно, нуждаются в средствах для жизни? Теософ. Вовсе нет. До тех пор, пока они имеют пищу и жилье, несмотря на то, что они обязаны этим пожертвованию немногих друзей, они нуждаются в немногом. Спрашивающий. Но не могла бы, мадам Блаватская, в частности, своим литературным трудом получить денег больше, чем нужно для жизни? Теософ. Будучи в Индии, она получала в общей сложности несколько тысяч рупий в год за статьи, отданные в русские и другие газеты, но отдала все это для Общества. Спрашивающий. Статьи о политике? Теософ. Никогда. Все, что она написала в течение семи лет пребывания в Индии, напечатано. Все это касается религии, этнологии и обычаев Индии и Теософии — и никогда политики, о которой она не имеет ни малейшего представления, а интересуется еще меньше. Кроме того, два года назад она отказалась от некоторых контрактов общей суммой примерно около 1200 рублей золотом в месяц, поскольку не могла принять их, не оставив свою работу для Общества, которая требовала всего ее времени и сил. У нее есть документы, подтверждающие это. Спрашивающий. Но почему оба они — она и полковник Олькотт — не могут поступать как многие другие теософы: заниматься своими уважаемыми профессиями и оставшееся время посвящать работе для Общества? Теософ. Потому что, если служить двум хозяевам, и профессиональная, и филантропическая работа обязательно пострадают. Каждый истинный Теософ морально обязан пожертвовать личным ради безличного, своей собственной сиюминутной выгодой ради будущей пользы для других людей. Если Основатели не подадут пример, то кто же его подаст? Спрашивающий. И многие ли следуют их примеру? Теософ. Я обязана говорить правду. Около полу-дюжины членов во всех Отделениях Европы, количество которых превышает названное число. Спрашивающий. Значит, не верно, что Теософическое Общество имеет большой капитал или собственные вклады? Теософ. Это неверно, поскольку оно не имеет никаких. Если вступительный взнос в 1 фунт и небольшой годовой взнос будут отменены, не вызывает сомнений, что штаб-квартира в Индии вскоре умрет голодной смертью. Спрашивающий. Почему бы тогда не увеличить сумму подписки? Теософ. Мы не Армия Спасения, мы не можем и никогда не попрошайничали, также мы никогда не следовали примеру церквей и сект "взимающих денежные поборы". То, что изредка присылается для поддержки Общества, — это небольшие суммы, вносимые некоторыми преданными членами, и являются только добровольными пожертвованиями. Спрашивающий. Но я слышал о больших суммах денег, данных мадам Блаватской. Четыре года назад говорили, что она получила 5000 фунтов от одного богатого молодого "члена", который приехал, чтобы присоединиться к ним в Индии, и 10000 фунтов от другого богатого и хорошо известного американского джентльмена, одного из членов Вашего Общества, умершего в Европе четыре года тому назад. Теософ. Скажите тем, кто сказал Вам это, что они либо распространяют сами, либо повторяют грубую ложь. Никогда, "мадам Блаватская" не просила и не получала НИ ОДНОГО ПЕННИ от двух вышеупомянутых джентльменов, так же как и чего-либо подобного от кого-либо еще, с тех пор, как было основано Теософическое Общество. Дайте любому попробовать доказать эту клевету, и ему будет легче доказать, что Английский Банк обанкротился, чем, что означенный "Основатель" когда-либо получил какие-то деньги благодаря Теософии. Эта клевета была пущена двумя леди высокого происхождения, принадлежащими к лондонской аристократии, и была немедленно прослежена и опровергнута. Эти два мертвых тела, трупы двух измышлений, будучи захороненными в море забвения, еще раз всплыли на поверхность стоячих вод злословия. Спрашивающий. Еще мне говорили об нескольких крупных наследствах, оставленных для Теософического Общества. Одно — около 8000 фунтов — было завещано ему одним эксцентричным англичанином, который даже не принадлежал к Обществу. Другое — 3000 или 4000 фунтов были завещаны австралийским членом Теософического Общества. Верно ли это? Теософ. Я слышала о первом и также знаю, что легально или нелегально, Общество никогда не получало этого поступления, и ни один из Основателей не был об этом уведомлен. Поскольку наше Общество тогда не было зарегистрированной организацией и потому не существовало легально, суд по делам о завещаниях, как нам говорили, не обратил никакого внимания на это завещание и передал сумму наследникам. О первом достаточно. Что касается второго, это совершенно верно. Завещатель был одним из наших преданных членов, и завещал все, что имел, Теософическому Обществу. Но когда президент, полковник Олькотт, разобрался глубже, он узнал, что завещатель имел детей, которых он лишил наследства по каким-то семейным причинам. Поэтому он собрал Совет, и было решено, что от этого наследства нужно отказаться, и деньги пошли к своим законным наследникам. Теософическое Общество не было бы верно своему названию, если бы оно воспользовалось деньгами, на которые действительно имели право другие, во всяком случае, согласно теософическим принципам, если не по закону. Спрашивающий. И снова, я говорю это на основании Вашего собственного журнала "Theosophist", где написано, что индийский раджа пожертвовал Обществу 25000 рупий. Разве Вы не благодарили его за великую щедрость в январском номере "Theosophist" за 1888 год? Теософ. Благодарили в следующих выражениях: "Благодарность Собрания должна быть выражена Х.Х. Махарадже... за обещанный им необычайно щедрый дар в 25000 рупий в фонд Общества". Благодарность была должным образом принесена, но деньги все еще остаются "обещанием" и никогда не достигали Штаб-квартиры. Спрашивающий. Но если Махараджа пообещал и получил благодарность публично, он несомненно последует своему обещанию? Теософ. Возможно. Но обещанию уже 18 месяцев. Я говорю о настоящем, а не о будущем. Спрашивающий. Так как же Вы намерены продолжать? Теософ. До тех пор, пока в Теософическом Обществе существует несколько преданных членов, готовых работать для него без вознаграждения и благодарности, до тех пор, пока немногие кредитоспособные теософы поддерживают его случайными пожертвованиями, оно будет существовать, и ничто не может сокрушить его. Спрашивающий. Я слышал, что многие теософы говорили о "силе за спиной Общества", о неких "Махатмах", упомянутых также в работах мистера Синнета, о которых говорят, что они организовали Общество, наблюдают за ним и защищают его. Теософ. Вы можете смеяться, но это так. Рабочий штат служащих Теософического общества Спрашивающий. Эти люди, как я слышал, великие Адепты, алхимики и так далее и тому подобное. Тогда, если они могут превратить свинец в золото и наделать столько денег, сколько пожелают, помимо совершения, по своей воле, всех видов чудес, как рассказывается в "Оккультном Мире" мистера Синнета, почему они не найдут Вам деньги и не создадут удобства для Основателей и Общества? Теософ. Потому что они организовали не "клуб чудес". Потому, что Общество призвано помочь людям развить скрытые в них силы через их собственные усилия и достоинства. Потому что, что бы они ни были в состоянии осуществить путем феноменов, они не фальшивомонетчики, ибо не хотят бросать дополнительного и очень сильного искушения на пути членов и кандидатов: Теософию нельзя купить. До сих пор, в течение всех 14 лет, ни один работающий член ни разу не получил плату или жалованье ни от Учителя, ни от Общества. Спрашивающий. Значит, Вашим сотрудникам вообще не платят? Теософ. До сих пор ни одному. Но, поскольку каждому нужно есть, пить, одеваться, то все те, кто не имеет собственных средств, и посвящает все свое время работе Общества, обеспечиваются самым необходимым для жизни в Штаб-квартире в Мадрасе (Индия), хотя это "необходимое", по правде говоря, очень скромно! Но сейчас из-за того, что работа Общества столь значительно возросла и продолжает расти (благодаря злословию) в Европе, нам нужно больше рабочих рук. Мы рассчитываем иметь несколько членов, работа которых отныне будет оплачиваться — если это слово может быть употреблено в таких случаях. Поскольку один из этих сотрудников, собирающийся отдавать все свое время Обществу, покидает хорошие официальные должности, сулящие блестящие перспективы, для того, чтобы работать на нас менее чем за половину своего прежнего жалованья. Спрашивающий. А кто будет обеспечивать фонды для этого? Теософ. Некоторые из наших членов, которые немного более обеспечены, чем остальные. Люди, которые стали бы спекулировать или зарабатывать на Теософии, были бы недостойны оставаться в наших рядах. Спрашивающий. Но Вы, несомненно, должны получать деньги, благодаря Вашим книгам, журналам и другим публикациям? Теософ. Среди журналов только мадрасский "Theosophist" приносит прибыль, которая регулярно, год за годом, передается Обществу, как показывают опубликованные отчеты. "Lucifer" медленно но неуклонно поглощает деньги, никогда не окупая затраты — из-за того, что бойкотируется благочестивыми продавцами книг и торговцами железнодорожных ларьков. "Lotus" во Франции, образованный на частные и не очень большие средства одного теософа, который посвящал ему все свое время и силы — прекратил свое существование — увы — по тем же причинам. Нью-Йоркский "Path" так же не окупается, в то время как парижский "Revue Theosophique" образован лишь недавно, также на частные средства одной дамы — члена Общества. Кроме того, когда бы работы, изданные теософической Издательской Компанией, ни принесли прибыль, она будет использована на благо Общества. Спрашивающий. А теперь, пожалуйста, расскажите мне все, что можете, о Махатмах. О них говорят так много абсурдного и противоречивого, что не знаешь, чему верить, и распространяются все виды нелепых историй. Теософ. Вы правильно называете их "нелепыми"!
XIV "Теософические Махатмы" "Духи света" или "нечистая сила"? Спрашивающий. Кто же, наконец, те, кого Вы называете своими "Учителями". Одни говорят, что это "Духи" или какой-то другой вид сверхъестественных существ, в то время как другие называют их "мифами". Теософ. Ни то, ни другое. Однажды я слышала, как один профан рассказывал другому, что они представляют собой вид русалок мужского рода. Кем бы ни были эти существа, но если Вы будете слушать, что говорят люди, у Вас никогда не будет правильного представления о них. Прежде всего, это живые люди, рожденные так же, как и мы, и обреченные умереть, как и все другие смертные. Спрашивающий. Да, но говорят, что некоторым из них тысяча лет. Это правда? Теософ. Это такая же правда, как и любая очевидная чушь. Чем больше мы отрицаем это, чем больше стараемся вывести людей из заблуждения, тем более абсурдными становятся измышления. Я слышала, что Мафусаилу было 969 лет; но, поскольку меня не удалось заставить поверить в это, я высмеяла подобное заявление, за что была немедленно осуждена многими, как богохульствующий еретик. Спрашивающий. Но серьезно, живут ли они значительно дольше века обычных людей? Теософ. Что Вы называете веком обычных людей? Я, помнится, читала в "Lancet" о мексиканце, которому было почти 190 лет; но я никогда не слышала о том, чтобы смертный человек, мирянин или Адепт прожили хотя бы до половины возраста Мафусаила. Некоторые Адепты переживают, и значительно, то, что Вы называете обычным возрастом, но в этом нет ничего чудесного, и очень немногие из них пекутся о том, чтобы жить очень долго. Спрашивающий. Но что в действительности означает слово "Махатма"? Теософ. Просто "Великий Дух", великий, благодаря моральной высоте и интеллектуальным достижениям. Если титул "великий" дано пьяному солдату, вроде Александра, почему мы не можем назвать "Великим" того, кто достиг гораздо больших завоеваний в тайнах Природы, чем Александр когда-либо на поле битвы? Кроме того, этот термин — Индийское и очень древнее слово. Спрашивающий. А почему Вы называете их "Учителями"? Теософ. Мы называем их "Учителями" потому, что они наши Наставники и потому, что от них мы получили все теософические Истины, которые, однако, некоторые из нас могли неверно выразить, а другие — понять. Те, кого мы называем Посвященными, — это люди великой учености и еще большей святости в жизни. Они не аскеты в обычном смысле, но они, безусловно, остаются в стороне от суматохи и раздоров Вашего западного мира. Спрашивающий. Но не эгоистично ли это — так изолировать себя? Теософ. В чем же эгоизм? Разве судьба Теософического Общества не доказывает со всей очевидностью, что мир не готов ни признать их, ни воспользоваться их Учением? К чему профессору Кларку Максвеллу обучать класс маленьких мальчиков таблице умножения? Кроме того, они изолируют себя только от Запада. В своей собственной стране они живут так же открыто, как и другие люди. Спрашивающий. Вы не приписываете им сверхъестественных сил? Теософ. Как я Вам уже говорила, мы не верим ни во что сверхъестественное. Если бы Эдисон жил и открыл свой фонограф двести лет назад, он бы, весьма вероятно, был сожжен вместе с ним, и его изобретение приписали бы Дьяволу. Силы, которые они используют, являются просто развитием сил, в скрытом состоянии имеющихся у всех людей, и существование которых начинает признавать даже официальная наука. Спрашивающий. Правда ли, что эти люди вдохновляли некоторых Ваших писателей, и что многие, если не все, теософические работы были написаны под их диктовку? Теософ. Некоторые — да. Есть отрывки, полностью продиктованные или переданные дословно, но в большинстве случаев они только подсказывали идеи, а литературную форму оставляли писателям. Спрашивающий. Но это само по себе чудесно; это, настоящее чудо. Как они могут делать это? Теософ. Мой дорогой, Вы заблуждаетесь, и сама наука в недалеком будущем опровергнет Ваши аргументы. Почему это должно быть "чудом", как Вы это называете? Чудо предполагает некую сверхъестественную операцию, в то время как нет ничего выше и вне ПРИРОДЫ и законов Природы. Среди многих форм "чуда", которые получили научное признание — гипнотизм и одна из его сторон, известная как "суггестия", форма переноса мысли, которая успешно использовалась в борьбе с некоторыми физическими заболеваниями и т.д. Недалеко то время, когда Мир Науки вынужден будет признать, что между одной Душой и другой, вне зависимости от расстояния, существует столько же взаимодействий, сколько между одним телом и другим при самом тесном контакте. Если два ума симпатически связаны, и инструменты, посредством которых они действуют, настроены на то, чтобы магнетически и электрически реагировать друг на друга, ничто не может препятствовать переносу мыслей по желанию, от одного к другому. Поскольку разум имеет неосязающую природу, то от предмета размышления его может отделять значительное расстояние, из чего следует, что единственная разница, которая может существовать между двумя умами — это различие СОСТОЯНИЯ. Так что, если преодолеть это последнее препятствие, то где же будет "чудо" передачи мыслей на любое расстояние? Спрашивающий. Но Вы согласитесь, что гипнотизм не делает ничего столь же чудесного и удивительного, как это? Теософ. Напротив, установленным фактом является то, что гипнотизер может так влиять на свой объект, что выдаст выражение своих собственных мыслей, даже слов, через организм загипнотизированного; и хотя явления, связанные с этим методом действительной передачи мыслей пока немногочисленны, я думаю, что никто не отважится сказать, насколько широко их действие сможет распространиться в будущем, когда законы, управляющие ими, будут научно более обоснованными. И, если такие результаты могут быть произведены с использованием самых элементарных знаний гипноза, что может помешать Адепту, владеющему психическими и духовными силами, произвести действия, которые Вы с Вашими ограниченными сейчас знаниями их законов вынуждены называть "чудесными"? Спрашивающий. Тогда почему наши доктора не экспериментируют и не пытаются этого сделать? Теософ. Потому что, прежде всего, они — не Адепты, с их совершенным пониманием тайн и законов психической и духовной сфер, а — материалисты, боящиеся на шаг выйти из узкой колеи материи; и во-вторых, потому, что в настоящее время они должны потерпеть неудачу, и так будет до тех пор, пока они не будут вынуждены признать, что такие способности вполне достижимы. Спрашивающий. И их можно научить? Теософ. Не ранее, чем они будут подготовлены, стерев до последнего атома со своих мозгов накопленную материалистическую окалину. Спрашивающий. Это очень интересно. Скажите мне, многих ли теософов Адепты вдохновляли таким образом или диктовали им? Теософ. Нет, напротив, очень немногим. Такие операции требуют особых условий. У нещепетильного, но опытного Адепта Черного Братства ("Братья Тени" и Дуг-па, как мы их называем), гораздо меньше затруднений в этом плане. Поскольку, не имея законов духовного плана, ограничивающих их действия, подобный "чародей" Дуг-па совершенно бесцеремонно овладевает любым умом и подчиняет его исключительно своим недобрым силам. Но наши Учителя никогда так не сделают. Они не имеют права и не могут, не впадая в Черную Магию, устанавливать полное господство над чьим-либо бессмертным Эго и потому могут воздействовать только на физическую и психическую природу человека, оставляя тем самым его свободную волю абсолютно нетронутой. Отсюда, если человек не вошел в психическое взаимодействие с Учителями и не поддерживается силой своей твердой веры и преданности своим Наставникам, последние, когда бы ни пытались передать свои мысли тому, у кого эти условия не выполнены, испытывают большие трудности при проникновении в туманный хаос сферы этой личности. Достаточно сказать, что если сила существует, тогда существуют и Умы (воплощенные или невоплощенные), которые управляют ею, и живые сознательные проводники, через кого передается и кем воспринимается. Мы должны только предостеречь от черной магии. Спрашивающий. Но что же Вы реально подразумеваете под "черной магией"? Теософ. Просто злоупотребление психическими силами или какой-либо тайной природы, использование оккультных сил в эгоистических и греховных целях. Гипнотизера, который используя свои способности к "внушению" вынуждает человека красть и убивать, мы назвали бы "черным магом". Знаменитая "омолаживающая система" доктора Браун-Секуарда из Парижа, использующая вызывающие отвращение животные инъекции в человеческую кровь, — открытие, которое сейчас обсуждают все медицинские газеты Европы, — если это правда, есть неосознанная черная магия. Спрашивающий. Но это же средневековая вера в колдовство и чары! Даже сам Закон перестал верить в подобные вещи! Теософ. Тем хуже для Закона, поскольку из-за такого отсутствия различения это привело его к совершению более чем одной судебной ошибки и преступления. Это только термин пугает Вас своим "суеверным" отзвуком. Разве закон не должен наказывать злоупотребления гипнотическими силами, о чем я только что говорила? Нет, он уже наказал подобные действия во Франции и Германии; но он возмущенно отрицал бы, что применил наказание к преступлению соответствующему очевидному колдовству. Вы не можете поверить в действенность и реальность сил внушения целителей (или гипнотизеров), а значит откажетесь верить в те силы, которые их используют во зло. Но если Вы верите, тогда поверите и в Колдовство. Вы не можете верить в добро и не верить в зло, принимать настоящие деньги и отказаться верить в такую вещь, как фальшивая монета. Ничто не может существовать без своей противоположности, ни день, ни свет, ни добро, как таковые, не могли бы существовать в Вашем сознании, если бы не было ни ночи, ни тьмы, ни зла, чтобы уравновешивать и контрастировать им. Спрашивающий. Действительно, я знал людей, которые искренне веря в то, что Вы называете великими психическими или магическими силами, смеялись над самим упоминанием о чародействе и волшебстве. Теософ. Что это доказывает? Только то, что они нелогичны. Тем хуже для них. А мы, зная о существовании добрых и святых Адептов, так же твердо верим в существование порочных и злобных Адептов — Дуг-па. Спрашивающий. Но, если Учителя существуют, почему они не предстанут перед всеми людьми и не отметут раз и навсегда те многочисленные нападки, направленные против мадам Блаватской и Общества? Теософ. Какие нападки? Спрашивающий. Что они не существуют, и она придумала их. Что они — подставные лица, "Махатмы из муслина и надувных шаров". Разве всё это не вредит её репутации? Теософ. Каким образом это может реально повредить ей? Разве она когда-нибудь зарабатывала на их предполагаемом существовании, или извлекала из него выгоду или славу? Я отвечу, что она получала только брань, оскорбления и клевету, которые были бы очень болезненны, если бы она давно не научилась оставаться совершенно равнодушной к таким ложным обвинениям. Ибо к чему в конце концов они сводятся? К предполагаемому комплементу, который, если бы глупцы, ее обвинители, не были столь увлечены своей слепой ненавистью, должны были бы дважды обдумать прежде чем произнести. Сказать, что она придумала Учителей, означает: что она придумала каждую деталь философии, которая когда-либо приводилась в Теософической литературе. Она должна была быть автором писем, на основе которых был написан "Эзотерический Буддизм"; единственным автором каждого догмата, приведенного в "Тайной Доктрине", которую, если бы мир был справедлив, следовало бы признать добавляющей многие недостающие связующие звенья в науке, что будет понято лишь через столетие. Говоря то, что они говорят, они, таким образом, выражают свою уверенность в том, что она значительно умнее сотен людей (многих очень умных и ученых мужей), верящих в то, что она говорит, — так как она, должна была одурачить их всех! Если они говорят правду, тогда она должна быть несколькими Махатмами, соединенными воедино, подобно вкладываемым друг в друга китайским коробочкам, поскольку среди так называемых "Писем Махатм" многие написаны в совершенно разных и отличных друг от друга стилях, и все, согласно ее обвинителям, написаны ею. Спрашивающий. Именно это они и говорят. Но не больно ли ей быть публично осужденной, как "самый законченный мошенник столетия, чье имя заслуживает того, чтобы дойти до потомства", как это сделано в Отчете Общества Психических Исследований? Теософ. Это могло бы быть обидным, если бы было правдой или исходило от людей менее материалистичных и предвзятых. Но, при настоящем положении дел, лично она относится ко всему этому с презрением, в то время как Махатмы просто смеются над этим. В действительности, это высочайший комплимент, который мог бы быть ей сделан. Я повторяю это еще раз. Спрашивающий. Но ее враги утверждают, что они доказали этот факт. Теософ. Да, действительно, довольно легко сделать подобное заявление, если Вы сами назначаете судей, присяжных и обвинителей одновременно, как они это сделали. Но кто, кроме их прямых последователей и наших врагов, верит в это? Спрашивающий. Но они послали представителя в Индию, чтобы изучить этот вопрос, не так ли? Теософ. Да, и их окончательное заключение основывается исключительно на неподтвержденных заявлениях и недоказанных утверждениях этого молодого джентльмена. Юрист, который прочитал это сообщение, сказал моему другу, что за всю свою практику он никогда не видел "такого нелепого и самоосуждающего документа". Он полон предположений и "рабочих гипотез", которые друг друга взаимно опровергают. Серьезно ли это обвинение? Спрашивающий. Тем не менее оно принесло Обществу огромный вред. Тогда почему она не проявила свой характер, по крайне мере, перед Судом? Теософ. Во-первых, потому, что ее долг, как теософа, не принимать во внимание личные оскорбления. Во-вторых, потому что ни Общество, ни мадам Блаватская не имеют денег, чтобы тратить их на подобные судебные процессы. И, наконец, потому, что для них было бы нелепо изменить своим принципам из-за нападок на них со стороны толпы глупых старых британских баранов, которых побудил к этому чрезмерно игривый ягненок из Австралии. Спрашивающий. Это лестно. Но не думаете ли Вы, что она сделала бы истинное добро для дела Теософии, если бы авторитетно опровергла это раз и навсегда? Теософ. Возможно. Но Вы верите, что какие-либо английские присяжные или судья когда-нибудь допустят реальность психических феноменов, даже будучи совершенно непредубежденными заранее? И если Вы помните, что они уже были восстановлены против нас шумихой вокруг "русского шпиона", обвинением в атеизме и неверии, и всей той распространяемой против нас клеветой, Вы не можете не видеть, что такая попытка добиться справедливости в Суде была бы более чем бесплодной! Все это Исследователи Психики хорошо знали, и они бессовестно воспользовались преимуществом своего положения, чтобы возвыситься над нами и спастись за наш счет. Спрашивающий. Общество Психических Исследований полностью отрицает существование Махатм. Они говорят, что с начала и до конца это было небылицей, которую мадам Блаватская соткала в своем собственном мозгу! Теософ. Ну, она могла сделать многое менее умное, чем это. В любом случае, мы не имеем ни малейшего возражения против этой теории. Как она всегда говорит теперь, она почти предпочитает, чтобы люди не верили в Учителей. Она открыто заявляет, что ее больше устроило бы, если бы люди серьезно думали, что единственной страной Махатм является серое вещество ее мозга и что, короче говоря, она извлекла их из глубин своего подсознания, чем если бы их имена и великие идеалы были так бесчестно осквернены, как это имеет место сейчас. Сначала она, бывало, с негодованием протестовала против сомнений в их существовании. Теперь же она ничего не делает, чтобы доказывать или опровергать это. Пусть люди думают, что хотят. Спрашивающий. Но, конечно, эти Учителя действительно существуют? Теософ. Мы утверждаем, что существуют. Тем не менее, это не помогает. Многие люди, даже некоторые теософы и экс-теософы, говорят, что они никогда не имели каких-либо доказательств их существования. Очень хорошо; тогда мадам Блаватская отвечает такой альтернативой. — Если она придумала их, она также придумала их философию и практическое знание, которым овладели лишь немногие; а если это так, то какое имеет значение существуют они или нет, если она сама здесь и, во всяком случае, ее собственное существование вряд ли можно отрицать? Если знание, которое, как предполагается, они передали, действительно хорошо и воспринимается таковым многими людьми с интеллектом выше среднего, зачем из этого вопроса делать такой шум? Тот факт, что она мошенник, никогда не был доказан, и всегда останется sub judice [в стадии обсуждения (юр.)]; в то время как точным и неопровержимым фактом является то, что кем бы она ни была придумана, философия, проповедуемая "Учителями", — одна из величайших и самых благотворных философий, если правильно ее понимать. Потому клеветники, движимые самыми низкими и подлыми чувствами — ненавистью, мстительностью, злобой, уязвленным тщеславием или обманутым честолюбием, — не подозревают, что они тем самым отдают должное ее интеллектуальным силам. Пусть будет так, если это устраивает бедных глупцов. На самом деле, мадам Блаватская не имеет ни малейшего намерения быть представленной своими врагами как тройной Адепт и "Махатма" в придачу. Только ее нежелание выглядеть в своих собственных глазах вороной, красующейся в павлиньих перьях, заставляло ее до наших дней настаивать на истине. Спрашивающий. Но, если у Вас есть такие мудрые и добрые люди, чтобы направлять Общество, как могло получиться, что сделано так много ошибок? Теософ. Учителя не направляют ни Общество, ни даже Основателей, и никто никогда не утверждал, что направляли. Они только охраняют и защищают его. Это достаточно доказано тем фактом, что никакие ошибки не смогли сделать его нежизнеспособным и никакие скандалы изнутри, ни самые дискредитирующие атаки снаружи не смогли сокрушить его. Учителя смотрят в будущее, не в настоящее, и с каждой ошибкой накапливается все больше мудрости для грядущих дней. Так, как и другой "Учитель", отославший человека с пятью талантами и не сказавший, как удвоить их, не помешал глупому слуге закопать свой единственный талант в землю. Каждый должен стяжать мудрость своим собственным опытом и достижениями. Христианские Церкви, претендующие на гораздо более высокого "Учителя", самого Духа Святого, всегда были и остаются виновными не только в "ошибках", но и в ряде кровавых преступлений в течение многих веков. Тем не менее, я полагаю, ни один христианин, несмотря на все это, не будет отрицать своей веры в этого "Учителя"? Несмотря на то, что его существование гораздо более гипотетично, чем существование Махатм, поскольку никто никогда не видел Духа Святого, и, кроме того, его руководству Церковью явно противоречит сама ее история. Errare humanum est [человеку свойственно ошибаться]. Давайте вернемся к предмету нашего обсуждения. Злоупотребление священными именами и понятиями Спрашивающий. Я слышал, что многие Ваши писатели-теософы утверждают, что их вдохновляли эти Учителя, или что они видели их и беседовали с ними, это правда? Теософ. Это может быть, а может и не быть правдой. Как могу я наверняка сказать? Бремя доказательств лежит на них. Некоторые из них, немногие — действительно, очень немногие — явно, либо лгали, либо галлюцинировали, когда хвастались такими вдохновителями; других же действительно вдохновляли великие Адепты. Дерево познается по плодам своим, и как всех теософов нужно судить по их делам, а не по тому, что они пишут и говорят, так и все теософические книги оцениваются по своим качествам, а не согласно претензиям на авторство, которые могут быть выдвинуты. Спрашивающий. Но отнесла бы госпожа Блаватская это к своим собственным работам — "Тайной Доктрине", например? Теософ. Безусловно; она ясно говорит в предисловии, что открывает доктрины, которые она узнала от Учителей, но не говорит о каком бы то ни было вдохновении того, что она написала за последнее время. Что касается наших лучших теософов, они так же предпочли бы, чтобы имена Учителей никоим образом никогда не связывались с нашими книгами. За немногими исключениями большинство таких работ не только несовершенны, но положительно ошибочны и вводят в заблуждение. Велики профанации, которым подвергались имена двух из Учителей. Вряд ли существует медиум, который бы не утверждал, что видел их. Каждое фиктивное мошенническое Общество в коммерческих целях теперь утверждает, что оно руководится "Учителями", и часто предполагается, гораздо более высокими, чем наши! Многочисленны и тяжки грехи тех, кто выдвигает эти претензии, будучи побуждаем либо жаждой наживы, либо тщеславием, либо безответственным медиумизмом. Многие люди были обобраны такими Обществами, предлагавшими на продажу секреты Силы, Знания и Духовные Истины за никчемное золото. Хуже всего то, что священные имена Оккультизма и его святые хранители оказались втянуты в эту отвратительную грязь, осквернены, будучи соединенными с низкими целями и аморальными поступками, в то время как тысячи людей удерживаются в стороне от тропы Истины и Света из-за дискредитации и злобных слухов, которые навлекли на весь предмет в целом подобные мошенничества, надувательства и подделки. Я повторяю, что каждый искренний теософ сегодня в глубине своего сердца сожалеет, что эти священные имена и предметы были вообще упомянуты на публике и горячо желает, чтобы они сохранялись в тайне внутри узкого круга доверенных и преданных друзей. Спрашивающий. Имена, несомненно, в настоящее время встречаются очень часто, но я не помню, чтобы слышал о таких персонах, как "Учителя", до недавнего времени. Теософ. Так и есть; и если бы мы действовали согласно мудрому принципу молчания, вместо того, чтобы мчаться к дурной славе и публикации всего, что мы знали и слышали, такое осквернение никогда бы не имело мест Заметьте, всего четырнадцать лет назад, до того, как было основано Теософическое Общество, только и разговоров было о "Духах". Они были везде, у каждого на устах, и никто ни при каких условиях, даже не помышлял о живых "Адептах", "Махатмах" или "Учителях". Вряд ли кто-нибудь даже слышал о Розенкрейцерах, а о существовании такого понятия, как "Оккультизм" догадывались весьма немногие. Теперь все изменилось. К несчастью, мы, теософы, оказались первыми, разгласившими это, сделав известным факт существования на Востоке, "Адептов" и "Учителей", а также Оккультного знания; и теперь это стало общеизвестным. И именно на нас обрушилась теперь Карма, как следствие произошедшего в результате этого осквернения Святых Имен и Предметов. Все, что Вы находите об этом в текущей литературе — а ее немало — восходит к импульсу, данному в этом направлении Теософическим Обществом и его Основателями. Наши враги до сих пор пользуются нашей ошибкой. Самая последняя книга, направленная против наших Учений,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.34.62 (0.016 с.) |