Разделы Польши и участие России в разделе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разделы Польши и участие России в разделе.



Речь Посполитая возникла в 1569 г. из объединения Польши и Литвы. Король Речи Посполитой избирался польской знатью и в значительной степени зависел от неё. Правоиздавать законы принадлежало сейму - собранию народных представителей. Для принятия закона требовалось согласие всех присутствующих "либерум вето", что было необычайно трудно. Даже один голос "против" запрещал принятие решения. Польский король был бессилен перед знатью, согласия на сейме постоянно не было. Группировки польской знати постоянно враждовали между собой. Зачастую, действуя в своекорыстных интересах и не думая о судьбах своего государства, польские магнатыв своих междоусобицах прибегали к помощи других государств. Это привело к тому, что ко второй половине ХVIII в. Польша превратилась в нежизнеспособное государство: законы в Польше не издавались, сельская и городская жизнь были в застое. Идея раздела Польши, как государства непредсказуемого, причиняющего много беспокойств соседям, появилась в международной политике ещё в начале ХVIII в. в Пруссии и Австрии. Прусский король вновь выдвинул план расчленения Польши и предложил России присоединиться к нему. Екатерина II считала целесообразным сохранить единую Польшу, но затем решила использовать слабость Польши и вернуть те древнерусские земли, которые в период феодальной раздробленности были захвачены Польшей. В 1772, 1793, 1795 гг. Австрия, Пруссия, Россия произвели три раздела Речи Посполитой (См. схему «Участие России в разделах Польши»). В 1772 г. состоялся первый раздел Речи Посполитой. К России отошли восточная часть Белоруссии по Западной Двине и Верхнему Днепру. Польские дворяне попытались спасти Польшу. В 1791 г. была принята конституция, которая отменяла выборность короля и право "либерум вето". Была усилена польская армия, в сейм допускалось третье сословие. В 1793 г. состоялся второй раздел Речи Посполитой. К России отошли Центральная Белоруссия с Минском,Правобережная Украина. 12 марта 1974 г. польские патриоты во главе с Тадеушем Костюшко подняли восстание, чтобы попытаться спасти обречённое польское государство. Екатерина II послала в Польшу войска под командованием А.В. Суворова. 4 ноября войска А.В. Суворова вошли в Варшаву. Восстание было подавлено. Т. Костюшко был арестован и отправлен в Россию. Это предопределило третий раздел Речи Посполитой. В 1795 г. состоялся третий раздел Речи Посполитой. К России отошли Литва, Западная Белоруссия, Волынь, Курляндия.Поляки утратили свою государственность. Польские земли до 1918 г. находились в составе Пруссии, Австрии, России. Таким образом, в результате трёх разделов Речи Посполитой Россия вернула все древнерусские земли, а также получила новые территории - Литву и Курляндию. Этнически польские районы к России присоединены не были.

 

53)Ликвидация Гетманства.

В январе 1734 гетман Апостол умер. Накануне он завещал власть старшине. Но еще до смерти Даниила Апостола царское правительство приняло тайное решение не избирать больше гетмана, а власть в Гетманщине передать «Правлению гетманского правительства», или Министерском правлению, в составе трех российских офицеров во главе с генералом, князем А. Шаховским и трех казацких старшин. Официально эта фактически вторая коллегия должна руководствоваться «Ришительнимы пунктами», но в действительности продолжала ограничения автономии и своевольное русификацию украинского. Правлением проведено налоговый перепись населения, благоустроена законодательство, усиленно репрессии против недовольных российской политикой старшин.

В годы правления «правления» (1734-1750) Гетманщина подверглась страшного экономического упадка через русско-турецкую войну 1735-1739 pp, в которую правительство императрицы Анны Ивановны втянул Левобережье, Слобожанщину и Запорожье. В течение четырех изнурительных лет фавориты-немцы московской царицы выгребали из Украины зерна, мобилизовали в 100 тысяч казаков, из которых 35 тысяч погибли, унесли сотни тысяч голов скота. Кроме того, украинские вынуждены кормить 75 полков русской армии - огромную ненасытную бездну, что обошлось одной лишь Гетманщине в полтора миллиона золотых рублей (в десять раз больше ее годовалого бюджета). Когда же на юге снова возникла угроза войны с Турцией, императрица Елизавета Петровна, чтобы задобрить украинские, наконец позволила избрать гетмана Левобережной Украины.

Назначение последнего гетмана Кирилла Разумовского (1728-1803) на эту довольно высокую и ответственную должность стало случайностью. Стремительной карьерой он полностью обязан старшему брату Алексею, который благодаря волшебному голосу и красивой внешности сделал карьеру при царском дворе, а впоследствии принял активное участие в возведении Елизаветы Петровны на императорский престол. По свидетельствам современников, Алексей был тайно обвенчана с «кроткий Елизаветой.

Впервые мысль о восстановлении гетманата на Левобережье Елизавета Петровна выразила 1744 во время посещения святых мест древнего Киева, давая ответ на просьбу старшины избрать гетмана. Долго собирались осуществить замысел. Еще дольше подбирали достойную такой должности человека. Когда же остановились на кандидатуре молодого Кирилла Разумовского, то решили, что его еще нужно основательно подготовить к управлению Украиной.

Родился К. Разумовский в семье зажиточного городового казака Григория Розума в селе Лемеши (ныне Козелецкий район Черниговщины. Когда появились слухи о его возможном избрании гетманом, то юноша еще пас отцовский скот, возился по хозяйству и был мало осведомлен укозацький службе. Поэтому Кирилла увезли в Петербург, чтобы дать надлежащее образование. Впоследствии юношу на казенный счет отправили в Европу - получать знания. Щедро одаренный способностями к наукам, Кирилл учился несколько лет в университетах Кенигсберга, Берлина, Геттингена, Страсбурга. После возвращения из заграницы молодого ученого назначают президентом Петербургской императорской Академии наук. На президентском посту его одаривают высокими титулами, награждают несколькими орденами, а также женят с племянницей императрицы - Екатериной Нарышкиной. Следовательно, настало подходящее время торжественно выбрать Кирилла гетманом. Выборы проходили 22 февраля 1750 с большими почестями в столице Левобережной Украины Глухове под надзором царского министра графа Гендрикова. Для участия в совете пригласили старшину, казацкие полки, представителей населения городов, сел, духовенства. Церемония сопровождалась торжественным маршем военного свиты несением царской грамоты с разрешением провести выборы гетмана, гетманской булавы, хоругви, других символов власти (клейнодов.

Когда присутствующие собрались у церкви, им объявили царскую грамоту. Здесь же на вопрос перед войском и народом о том, кого они хотят иметь гетманом, все единодушно трижды повторили, что выбирают Кирилла Разумовского. Так власти на Левобережной Украине снова вернулась в руки гетманского правления, установившееся перед смертью Д. Апостола. Российские органы власти ликвидировались. Гетману подчинялась также Запорожская Сечь. В императорском указе об утверждении выборов отмечалось, что Гетманщина переводится в управление Коллегии иностранных дел, а гетмана следует чтить наравне с российскими фельдмаршала.

Heскоро Кирилл Григорьевич появился в Глухове: уж слишком крепко повьязався с петербургским двором. Управление Гетманщиной находилось в руках старшины, которая стремилась обогатиться и получить российские дворянские звания. К. Разумовский оказался чужим для Украины гетманом, русифицированных, купленным Петербургом чинами и наградами. Краем и дальше правили русские чиновники, которые остались в Украине с предыдущих времен.

Все это вело к упадку казацкого демократического самоуправления. Военная совет не созывался, дела решали совет генеральной старшины и полковников, полковые и сотенные старшинские совета. Постепенно формировалась и удалялась от рядового казачества привилегированная старшина, а украинская администрация становилась все больше старшинско-шляхетской, панской. Появилось и новое состояние - «шляхетство малороссийское». Оно стремилось обогащения и получения юридических прав на господство. С «шляхетства малороссийского» быстро сформировалось украинское русифицированных дворянство, равно к идеям самостоятельности и независимости Украины, к судьбе ее народа. Повторилось то, что произошло в XVI в. за польской суток: ведущая слой снова покинула народ, предала национальные интересы.

Украинское оказачившиеся «панство» стремилось усовершенствовать нормы правового регулирования общественных отношений в Гетманщине. Его не удовлетворяло унаследованное от прошлого украинское народное. обычное право. Вот почему еще за Даниила Апостола создана комиссия украинских юристов для возведения существующих в крае узаконений-ю кодекс единого законодательства на основании требований царских «Ришительних пунктов». Использовав юридические нормы Литовских Уставов, пункты и народного обычного права, комиссия в 1743 г. упорядочила сборник украинских законов под названием «Права, по которым судится малороссийский народ». В 1750 г. правовед Ф. Чуйкевич в подарок новому гетману подготовил оригинальный юридический трактат «Суд и расправа в правах малороссийских». В нем отстаивалась мысль о законном существовании собственного украинского суда.

На основании этих и других правовых документов в последние годы правления Разумовского в Гетманщине осуществлено достаточно широкую судебную реформу. Генеральный суд дополнялся выборными депутатами и становился высшей судебной инстанцией. Полковые суды превратились в городские. Образовывались уездные и другие суды. Часть судов для рассмотрения исков землевладельцев образовано универсалом гетмана. Его же универсалом 1760 запрещено переходы крепостных крестьян без разрешения владельца. Переход разрешался, если крестьянин оставлял хозяйство господину.

Гетман пользовался уважением и новой российской императрицы Екатерины IIяк активный участник дворцового переворота в его пользу и. как умный советник. Кирилл Григорьевич лелеял надежду превратить гетманство в родовую наследство Разумовских. Но когда Екатерине IIподалы материалы о том, что такая просьба выражает старшина по наущению гетмана, то Кириллу Разумовскому приказали «добровольно» уйти в отставку с поста гетмана: московским царям украинская династия в Гетманщине была совсем ни к чему.

Тискцарицибувнастилькимицний, що10листопада1764р. К. Разумовский «попросил» освободить его от такого тяжелого и опасного правительства. Одарив экс-гетмана имениями, предоставив графский титул, звание фельдмаршала и назначив непомерно высокую пенсию, Кирилла Григорьевича отправили в отставку.

Екатерина II, еще одна немка на российском престоле, перешла в решительное наступление на украинскую автономию. Во время вступления на престол императрица провозгласила, что среди важнейших задач она считает необходимым добиться установления единой административной системы управления по всей империи. Она прямо заявила, что в Украине также нужно достичь перестройки власти так, чтобы даже самое «имя гетмана исчезло», а не только какая-нибудь персона, определенная на этот пост. Активно помогали ей жаждущие наживы за счет Украины царские сатрапы, которые служили в этом благодатном крае. Среди них особенно отличился доносами о «непорядки» и «злоупотребление» в Гетманщине бывший учитель, а позже советник и друг гетмана Теплов.

Чтобы не допустить погромов и успокоить жителей Гетманщины, недовольных московскими порядками, императрица издала «Манифест к малороссийского народа», в котором давала призрачные обещания перемен к лучшему. Царица, как и ее правительства и доносчики, единственным хором провозглашали, защищаемых в Украине простой народ от «злоупотреблений» и «притеснений» старшины. Но в действительности в старшине они видели «сепаратистов», aукраинський народ считали русскими, которые по небрежности князей отделились от русских и попали под пагубное польское влияние. Вот почему их якобы нужно было «без особых церемоний» соединить с великороссами, а точнее - русифицировать, уничтожив все упоминания об украинской государственную идею, которую царица считала польской интригой.

Для управления краем образовывалась Вторая Малороссийская коллегия (1764-1782), в которую входили четыре украинских и четыре россиянина. Президента и прокурора коллегии имели назначать только из русских. Полномочия первого президента возлагались на генерал-губернатора Малороссии графа Петра Румянцева. Имея инструкцию императрицы и высокие полномочия президента, он направил деятельность коллегии на преодоление «отчужденности и ненависти» между украинскими и московитами, на искоренение стремление украинского к свободе и независимости, одной мысли о том, будто этот народ «совершенно отличный от русских». Такими задачами была пропитана вся 18-летняя служба в Украине царского сатрапа.

Среди заметных дел коллегии и деятельности ее президента стоит назвать «Генеральное описание Малороссии», осуществлявшегося по указу Екатерины III непосредственном участии П. Румянцева в 1765-1769 pp. Проводился описание инструкциям и формами, обработанным Сенатом, что позволило собрать богатый материал о жизни городов и сел, об имущественном состоянии населения. Описывали имущество Украины под предлогом улучшения положения народа, а в действительности - чтобы ужесточить налоговую политику, закрепить привилегированное сословие старшины, укрепить крепостное угнетение крестьян. Материалы «Генерального описания» впоследствии стали ценным источником для исследователей истории Левобережья.

В 1781 г. царским указом Гетманщина как административная единица империи ликвидировалась, а на ее территории образовались три наместничества - Киевское, Черниговское и Новгород-Северское, объединенные в одно малороссийского генерал-губернаторство, возглавленное П.А. Румянцевым.

В 1783 г. ликвидировали и полковая и сотенная администрация. Казацкие полки превратили в российские карабинерный (стрелковые полки. У них заводилась ужасная муштра и беспощадные избиения за малейшую провинность. Полковую и сотенную старшинскую власть заменили русским губернским и уездным администрацией. Казацкие клейноды вывезли в Санкт-Петербург. В 1785 г. «Жалованная грамота» императрицы украинская шляхта и казацкая старшина сравнялись в правах и привилегиях с российским дворянством. Так ценой потери украинской государственности, пусть и автономной, старшина получила мизерные личные предпочтения.

Идя навстречу желанию «малороссийского дворянства» и стремясь унифицировать положение крестьян империи, Екатерина IIуказом 3 мая 1783 запретила любые переселение украинских крестьян Левобережной и Слободской Украины, окончательно прикрепив их к земле. Общероссийское крепостное право распространилось времени и в украинских землях.

Историки называют Слобожанщину бледной, ослабленной копией Гетманщины. Прежнему Слобожанщина в XVIII в. продолжала пересекать татарам пути нападения на московские земли. Слободские украинские казаки несли сторожевую службу на «Белгородской укрепленной линии», за что получали от российского правительства определенные привилегии и права. им разрешалось сохранять самобытные казацкие порядки, которые тоже были очень ограниченными.

Занимая Ахтырским, Сумская, Харьковская, Изюмским и Острогожского полка значительную территорию, слобожане не имели единого автономного самоуправления. Попытки Самойловича и Мазепы подчинить Слобожанщину Гетманщине, объединив хотя бы эти земли Украины, закончились неудачей. Полки делились на сотни, что со временем начали называться ротами и имели управления, подобное Гетманщины. Сами полки подлежали то московским приказа, то специальной коллегии, то даже одному Белгородском воеводе или впоследствии губернатору. В Слобожанщине московские порядки заводились раньше и быстрее, чем в Гетманщине. Они будто проверялись на слободах, чтобы потом повториться на Левобережье. Рано здесь запровадилося московское право. Среди полкового начальства все больше появлялось россиян. Старшина слободских полков дальше, тем все больше обмосковлювалася.

Первая попытка отменить казацкие порядки в Слободской Украине произошла 1732 Взамен украинских полков с богаче их части решили создать драгунские полки. Остальные казаков велели перевести в состояние простых крестьян. Офицеры в полки предназначались только из русских. Однако недовольство оказалось настолько мощным, что Елизавета Петровна отменила это мероприятие. Но через 20 лет, в 1763-1764 pp, правительство достигло своего. Слободские полки реформировали в кавалерийские части гусар и пикинеров (от слова «пика»). Полковое устройство отменялся. Для управления краем в 1765 г. создавалась Слободско-Украинская губерния, позже названная Харьковской.

Ликвидация царизмом автономии Украины в конце XVIII в. является тяжким преступлением, реакционной действием Москвы относительно украинского народа. Уничтожения украинской государственности - обида, причиненная Украине, удар, нанесенный в ее сердце, что не может быть ничем оправдан и не будет никогда забыт и стерт при всех те предполагаемые блага, якобы дала империя взамен.

Украинская гетманская государство просуществовало всего 120 лет, но сыграла большую роль в истории Украины. Прежде всего это было государство украинского народа, основанная на казацком состоянии с прогрессивными, демократически-республиканскими формами правления. Гетманщина обеспечила окончательное становление украинского народа, развитие его языка, культуры, подъем национального сознания. Даже после ликвидации Гетманщины Левобережная Украина оставалась центром украинской жизни, местом распространения украинской национальной идеи, освободительной борьбы. На основе полтавско-киевского диалекта виплекалася современный литературный язык, большинство писателей, ученых, политических деятелей вышли из Левобережья. Сердцевиной украинства оно осталось до страшного голода 1933 p., когда коммунистической власти удалось путем миллионных смертей сломать украинское крестьянство - ту краеугольные ось, на которой и держалась историческое наследие казацкого государства в Украине.

 

54)ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ УКРАИНЫ

Государственная символика является частью национальной символики и содержит прежде герб, флаг и гимн

Герб - это знак рода, города, государства. В переводе с немецкого слово герб означает «наследие». И это не случайно: ведь издревле разными знаками метили (клеймили) скот, обладатели обозначали гербами - родовыми знаками - свою усадьбу. Итак, герб издавна был непременным признаком (атрибутом) власти, прежде владения имуществом, землей

Государственный герб символизирует государство и обозначает границы ее владений, причитающийся ему собственность

Украины должна законодательно утвержден (статья 20 Конституции) малый Государственный Герб Украины - золотой трезубец на синем фоне. Трезубец принадлежит к древнейшим священным знаков. Изображение трезубца на территории Украины найдены на памятниках трипольской культуры (около 6 тыс. лет назад). Древние боги изображались с трезубцем. Он увенчивал жезлы скифских царей

В Киевской Руси трезубец распространился с X в. как великокняжеский знак

Обратили вы внимание, что слово трезубец содержит число три? Это число считалось магическим. Вспомните, что в народных сказках рассказывается о трех богатырей, три желания и три задачи, которые должна выполнить герой, о трех дороги и тому подобное. P>

Тризуб можно нарисовать так, что он будет переплетением букв заветного для каждого украинском слова «воля»

Глубокие корни в истории украинской государственности имеют и другие гербы. В славного Войска Запорожского герб был отчеканен на военной печати и изображал казака с мушкетом (самопалом). Этот герб тоже по праву считается национальным символом украинского народа

Дошел до нас еще один из известнейших украинских национально-государственных символов - золотой лев. Когда князь Даниил Галицкий основал новый город, назвав его в честь своего сына Льва Львовом, он даровал ему герб: золотой лев на синем фоне. Вот уже семь с половиной веков стоит Львов - город львов.

Герб столицы Киева - Архангел Михаил, который стоит на страже с мечом в руке. Имя Михаил при крещении получил креститель Руси-Украине князь Владимир

 

Флаг - это определенного цвета или цвета и формы полотнище с эмблемами и другими украшениями, который является символом страны, территории, организации, партии, даже одного человека. В зависимости от ритуала флаг крепится к древку, поднимается на мачте, просто вывешивается или расстилается

украинский национальные цвета - синий и желтый. С давних времен украинская земля была земледельческим краем. Голубое небо над золотой нивой - вот какой прекрасный смысл сейчас вкладывает в национальные цвета каждый украинский-патриот. Итак, наш флаг - сине-желтый. А можно сказать, что он желто-синий? Нет, поскольку по правилам геральдики (исторической дисциплины, изучающей гербы) цвета «читаются» сверху вниз. К флагу проявляют уважение, склоняя голову или кланяясь, а порой и становятся на одно колено. Военные отдают флагу честь

Гимн - торжественная песнь. В Древней Греции гимны прославляли богов и героев. Сейчас мы можем услышать о гимне Родине, гимн природе

Национальный гимн - патриотическая песня, символ единения нации. Государственный гимн утверждается законом

Конституцией установлено, что все торжественное собрание общегосударственного значения начинаются и заканчиваются выполнением Государственного Гимна Украины

Когда вносят или выносят флаг, когда исполняют гимн, нужно обязательно вставать

 

55)Трипольская Культура

Вопрос 1.

56)выборы 2006г

Очередные выборы в Верховную Раду состоялись 26 марта 2006 года. Избирательная кампания официально началась 7 июля 2005 года, а с 26 ноября по 31 декабря 2005 года проходило выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Оглашение официальных результатов состоялось 27 апреля 2006, когда в газетах «Урядовый курьер» и «Голос Украины» были опубликованы официальные результаты выборов в Верховную раду. Согласно законодательству, результаты выборов вступают в силу только после их опубликования в официальных печатных органах Кабинета министров и Верховной рады. После оглашения ЦИК результатов голосования их публикация была временно запрещена Высшим административным судом, рассматривавшим исковые заявления политических партий и блоков, не преодолевших трёхпроцентный барьер.

Согласно официальным результатам, в Верховную раду V созыва прошли:

Партия регионов (186 мандатов),

§ Блок Юлии Тимошенко (129),

§ 90 — от партии «Батькивщина»

§ 9 — от УСДП

§ 30 — беспартийные

§ Народный Союз «Наша Украина» (81),

§ 39 — от Народного Союза «Наша Украина»,

§ 10 — от Народного руха Украины,

§ 3 — от «Христианско-демократического союза»,

§ 3 — от Украинской республиканской партии «Собор»

§ 3 — от Конгресса украинских националистов,

§ 8 — от Партии промышленников и предпринимателей,

§ 15 — беспартийные

§ Социалистическая партия Украины (33),

§ Коммунистическая партия Украины (21).

Для сравнения, в 2002 году из 33 партий и блоков в парламент прошло шесть (при 4%-ном избирательном барьере). В 1998 году из 30 партий и блоков в Верховную Раду попали восемь.

За ходом избирательного процесса следило свыше трёх с половиной тысяч международных избирателей, [1] 600 из них — представители Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Первые наблюдатели от ОБСЕ (52 человека) приехали на Украину ещё 25 января с целью организации работы тех наблюдателей, которые приезжали непосредственно на выборы. Среди них самой большой оказалась группа из России, затем шли США, Великобритания и Польша. Несмотря на некоторые сомнения (в том, что представителей от России допустят до наблюдения за выборами в западной части Украины), наблюдателей распределили равномерно. [2]

Организация Североатлантического Договора также не осталась в стороне. На пресс-конференции в Киеве президент Парламентской Ассамблеи НАТО Пьер Леллюш подтвердил, что ПА НАТО отправит своих наблюдателей на парламентские выборы на Украине. [3] Парламентская ассамблея Совета Европы направила для наблюдения за выборами межпартийную делегацию в составе 37 человек, которую возглавила Рената Вохлвенд из Лихтенштейна [4], а миссию наблюдателей от Европарламента возглавил европарламентарий от Польши Марек Сивец. [5] Министерство иностранных дел Украины также аккредитовало 274 иностранных журналиста для освещения хода выборов. [6] Всего, по данным ЦИК Украины, на парламентских выборах работали 3 тысячи 516 наблюдателей от иностранных государств и международных организаций, 291 тысяча 223 наблюдателя от украинских политических партий и блоков и 3 тысячи 387 представителей неправительственных организаций. [7]

В отличие от предыдущих парламентских выборов, в этот раз выборы проходили исключительно по партийным спискам (пропорциональная система) с 3-процентным барьером сроком на 5 лет.

Полномочия народных депутатов IV созыва истекут после того, как к присяге будут приведены кандидаты в депутаты, прошедшие по итогам выборов в парламент. Первая сессия Верховной рады V созыва должна состояться не позже чем через 30 дней после публикации официальных результатов парламентских выборов.

Исход выборов имеет большое значение для политической жизни Украины, поскольку в результате изменений в Конституцию, внесённых в ходе Оранжевой революции, с 2006 года существенная часть президентских полномочий переходит к парламенту. В частности, парламент получает право назначать премьер-министра, министров обороны и иностранных дел по представлению президента, а также по представлению премьер-министра — других членов правительства.

57) смотри 38

58)частично 52

По Столбовскому миру со Швецией (1617) Россия вернула Новгород, однако потеряла все побережье Финского залива.

В 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой, по которому Россия вынуждена была отдать Польше Смоленск, а также черниговские и северские земли. По Поляновскому миру (1634), который завершил начавшуюся в 1632 г. очередную войну с Речью Посполитой, Владислав отказался от российской короны, но Смоленск и Северская земля остались у Польши.

В 1648 г. на Украине началось восстание против поляков (по Люблинской унии 1569 г. украинские земли были присоединены непосредственно к Польше), переросшее в освободительную войну, охватившую и Белоруссию. Во главе движения, главную силу которого составляли запорожские казаки, бил Богдан Хмельницкий*.

Повстанцы обращаются за помощью к Москве, однако только в 1653 г. Земский собор принял решение о воссоединении Украины с Россией.

В январе 1654 г. Рада (Совет) в Переяславле также приняла решение о вхождении Украины в состав России (вошла лишь Левобережная Украина с Киевом, Правобережная Украина оставалась в составе Речи Посполитой вплоть до разделов Польши в конце XVIII в.). Хотя Украина и объединилась с близким по вере и культуре народом, однозначно говорить о прогрессивном значении воссоединения нельзя. Длительное время украинские и белорусские земли входили в состав Литвы, затем Речи Посполитой, развивались в условиях иной, нежели Россия, политической, социальной, культурной и религиозной среды. Местные феодалы и горожане не знали самодержавного гнета, пользовались значительными правами, привилегиями и свободами, каких не было в Московской Руси. Политика Москвы мало считалась с тем фактом, что по условиям договора 1654 г. украинские земли получили автономию и должны были управляться выбираемым на Раде гетманом. Централистская политика России с самого начала была направлена на искоренение автономного строя Украины, последние остатки которого исчезли в 80-х годах XVIII в. при Екатерине II.

Объединение Украины с Россией явилось причиной длительной войны с Речью Посполитой (1654-1667), закончившейся Андрусовским перемирием. России возвращался Смоленск, Польша признала воссоединение Левобережной Украины с Россией. В 1686 г. был заключен "Вечный мир" с Речью Посполитой, закрепивший за Россией Киев. С 1656 по 1658 г. шла война России со Швецией. Попытка России овладеть побережьем Финского залива закончилась неудачно. В 1661 г. был подписан Кардисский мир, по которому все побережье оставалось у Швеции.

59)смотри 68)

 

60) С приходом к власти на Украине в начале 2005 года президента Виктора Ющенко разработка и осуществление внешней политики Украины были поручены политикам прозападной ориентации. Основным направлением внешней политики Украины была объявленаевроинтеграция — сближение с НАТО и Евросоюзом и, в дальнейшем, вступление в эти организации, вопреки намерению стать постоянно нейтральным государством [1]. Одновременно происходил постепенный отход от идеи экономической интеграции в рамках постсоветского пространства, сопровождавшийся обострением разногласий в экономической и политической сфере с Россией.

Поворот во внешней политике Украины наметился в августе-сентябре 2006 года после того, как на очередных парламентских выборахнаибольшее число голосов получила Партия регионов и после длительного парламентского кризиса правительство возглавил политический соперник Виктора Ющенко Виктор Янукович. К концу 2006 года в правительстве не осталось ни одного представителя пропрезидентского блока «Наша Украина». Внешнеполитические заявления Виктора Януковича противоречат курсу Ющенко.

Уже в сентябре 2006 Янукович сделал программные заявления о неготовности Украины к вступлению в НАТО и о намерении «стремиться к вступлению в Евросоюз». Одновременно правительства Украины и России договорились разморозить работу межгосударственной комиссии по сотрудничеству. Позднее, однако, в связи с развитием внутриполитического кризиса, налаживание отношений с Россией застопорилось, а в 2008 год Украина вступила с новым кабинетом министров, который возглавила Юлия Тимошенко.

Украина может стать своеобразным буфером между Западной Европой и Россией. Этому стремятся на Западе - создать нейтральную полосу между опасной и агрессивной Россией и демократическим, упорядоченным, благополучным западноевропейским миром. Мероприятия мы нужны в качестве сырьевой базы и спокойной страны на окраине Европы, а еще - как потребители их массовой продукции. На такую роль Украины тоже согласна.

Борис Тарасюк заявил сразу же после своего назначения, что первоочередной целью Украины является получение статуса страны с рыночной экономикой, подготовка соглашения о зоне свободной торговли с ЕС и вступление во Всемирную торговую организацию. По его мнению, путь в Евросоюз проходит через НАТО, но руководство страны должно учитывать и общественное мнение.

Президент Ющенко, выступая перед студентами Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, заявил в этой связи: «Все понимают, что без национального референдума никто не пойдёт в НАТО, никто не пойдёт в Европейский Союз, никто не пойдёт в любой международный институт, которому необходим акцепт населения».

21 февраля 2005 Украина и Евросоюз подписали трёхлетний план действий по приближению Украины к стандартам европейских стран. Этим документом были предусмотрены 270 неотложных мер, которые украинская сторона должна осуществить при проведении реформ. В первую очередь это вступление в ВТО, а также усиление роли органов, отвечающих за обеспечение демократии и верховенства права. Особый упор был сделан на обеспечение демократичности предстоящих в 2006 году парламентских выборов, гарантии свободы слова, проведение налоговой реформы и улучшение инвестиционного климата.

1 декабря 2005 года Евросоюз заявил, что признаёт Украину страной с рыночной экономикой.[2]

6 апреля 2006 года на сессии Европарламента в Страсбурге была принята резолюция, в которой Европарламент призвал Еврокомиссию начать переговоры с Украиной об ассоциированном членстве в ЕС.[3]

25 февраля 2010 года Европейский парламент проголосовал за резолюцию в отношении Украины, в которой, в частности, содержится пункт о возможности Киева запросить членство в Европейском Союзе.[4]

В апреле 2010 года президент Виктор Янукович в очередной раз подтвердил внеблоковую и проевропейскую стратегическую направленность внешней политики украинского государства. Для Януковича не существует дискуссии о союзном государстве с Россией и Белоруссией.

В феврале 2011 года посол ЕС на Украине Жозе Мануэль Тейшейра заявил, что в настоящее время Украина не соответствует минимальным условиям для обсуждения вопроса членства в ЕС.[5]

[править]НАТО

Взаимоотношения Украины и НАТО официально были установлены в 1991 году, когда Украина после получения независимости присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества, позднее переименованному в Совет евроатлантического партнёрства.[6] Несколько лет спустя, в 1994 году, государство присоединилось к «Партнёрству ради мира» и вскоре продемонстрировало готовность участвовать в системе евроатлантической безопасности, поддержав операции НАТО на Балканах в 1990-х.[6] В 1997 году взаимоотношения Украины и НАТО перешли на качественно новый уровень.[7] Наряду со встречами Украины и НАТО на уровне Североатлантического совета, встречами с отдельными органами НАТО, взаимными визитами на высшем уровне и механизмами военной кооперации для максимально продуктивного развития взаимоотношений была создана Комиссия Украина-НАТО, которая должна была собираться не менее 2 раз в год [8] и Центр информации и документации НАТО в Киеве.[6] С принятием в ноябре 2002 года Плана действий НАТО-Украина, который поддерживал украинские реформы на пути евроатлантической интеграции [6] взаимоотношения ещё более укрепились и в рамках этого плана стали разрабатываться ежегодные Целевые планы Украина-НАТО.

21 апреля 2005 в Вильнюсе в рамках неформальной встречи глав МИД стран НАТО прошло заседание комиссии «Украина-НАТО», открывшее новый этап в отношениях Украины с альянсом — «интенсивный диалог», который призван был стать первым шагом на пути вхождения Украины в НАТО. МИД Украины Борис Тарасюк заявил после встречи, что «к 2008 году Киев завершит все реформы, необходимые для вступления в альянс».

Во время первого официального визита президента Виктора Ющенко в США президент Джордж Буш заявил: «Я являюсь сторонником идеи членства Украины в НАТО». А в совместном официальном заявлении президентов Украины и США было сказано, что Вашингтон поддерживает предложение о начале интенсивного диалога о присоединении Украины к Плану действий относительно членства в НАТО.

Ещё при президенте Кучме, 6 апреля 2004, был принят закон о свободном доступе сил НАТО на территорию Украины. А 9 июля 2002, в рамках программы «Партнёрство во имя мира», Украина и НАТО подписали меморандум о поддержке операций НАТО со стороны Украины.

«За время моей работы председателем администрации президента Кучмы не было сделано ни одного реального шага по вступлению Украины в НАТО. Была политика маневрирования во время, когда Украине угрожала международная изоляция. Тогда были осуществлены действия, которые устанавливали политический баланс между Востоком и Западом, но ни одного реального шага, как это было в действиях „помаранчевых“ в 2005 году, на вступление в НАТО не было» (В. В. Медведчук в программе «Иду на Вы» на телеканале «1+1» 06.03.2006).

Тогда Украина, сделав два шага вперёд, сделала и шаг назад — в июле 2004, в преддверии президентских выборов, чтобы успокоить Россию, Кучма выпустил указ, в котором говорилось о том, что вступление в НАТО больше не является целью страны — необходимо лишь «существенное углубление отношений с НАТО и ЕС как гарантами безопасности и с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.067 с.)