Управление как информационный процесс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление как информационный процесс



1.1.1. Процесс управления: сущность и содержание

Управление является неизменным атрибутом систем любого рода и ориентировано, в первую очередь, на сохранение целостности системы на некотором временном интервале, определяемом как «срок жизни» системы, на воспроизводство ее свойств и функций, на адаптацию системы к объективно изменяющимся условиям внешней среды. Управление в системах любой природы (социально-экономических, технических, биологических и т.д.), подразумевает использование концептуально общих принципов, включающих наличие информации о начальных условиях функционирования объекта; о его внутренней структуре; о воздействиях внешней среды, о конечной цели управления.

Управление по своей сущности является информационным процессом, связанным со сбором информации, ее хранением и обработкой и выработкой управленческого решения о целенаправленном воздействии на систему, причем само решение формируется в виде информационного импульса, корректирующего траекторию развития системы.

Как правило, выделяют пять основных способов управления, которые различаются в зависимости от степени определенности траектории, приводящей систему к цели, и возможности управляющей полсистемы удерживать управляющую подсистему на этой траектории.

Первый, самый простой способ имеет место в тех случаях, когда траектория действий задана однозначно, а значит, применяется стандартная схема действий при принятии и реализации управленческих решений. В этом случае управление осуществляется без учета возможных вариантов развития событий. Это управление по заранее заданным алгоритмам и шаблонам. Такой способ управления обычно используется на самом низком уровне управления.

В условиях нестабильной среды функционирования и довольно низкого уровня прогнозов довольно часто происходит отклонение системы от оптимальной траектории развития. В этом случае используется второй способ управления - регулирование. Он заключается в том, что, отслеживая текущую траекторию и оценивая отклонения от оптимальной траектории можно определить дополнительное управляющее воздействие, которое возвратит систему на нужную траекторию. Простейшим примером регулирования является управление, осуществляемое операторами-станочниками, автопилотом и т.п.

Остальные способы управления применяются в случаях, когда определить траекторию развития на всем горизонте планирования невозможно, либо отклонение в процессе функционирования системы от оптимальной системы настолько велико, что обоснованная траектория перестает быть актуальной и возврат на эту траекторию является экономически нецелесообразным. В этом случае, исходя из оценки сложившейся ситуации необходимо спрогнозировать новую траекторию развития и оценить, пересечет ли она заданную заранее «целевую область».

Сущность третьего способа управления (управление по параметрам) заключается в подстройке параметров системы до тех пор, пока не будет обеспечено пересечение траектории развития системы с целевой «областью». Например, этому классу принадлежит работа пилотов, адаптивные и автоматизированные системы управления и т.п.

В случаях, когда среди всех возможных комбинаций значений управляемых параметров системы не найдется такой, при которой ее траектория пересечет целевую область, используется четвертый способ управления - структурная адаптация, при котором структура системы изменяется до тех пор, пока не произойдет попадание в целевую область. Примерами реализации данного способа управления являются гибкие автоматизированные системы, организационные изменения на предприятиях и т.п.

Возможны также случаи, когда цель принципиально не достижима ни при каких преобразованиях структуры системы. В этом случае предлагается отказ от старой цели и задание новой, которая рассматривается в качестве пятого способа управления, который принято называть управлением по целям.

Особенности социально-экономических систем не дают возможности использовать в полной мере схемы и методы адаптивного управления, разработанные для технических систем или присущие саморегулирующимся биологическим системам. Социально-экономические системы характеризуются большим набором факторов, значительно усложняющих управление ими. Это и трудности при определении начальных координат системы, усугубляющиеся практической невозможностью их точного измерения, и отсутствие четкой структуры и периодичности процессов; и нерегулярность проявления свойств; и нерегулярность воздействия внешних факторов; и трудность четкого определения единого критерия функционирования; и определенная вероятность изменения заданной цели движения системы; и вероятностный характер параметров процессов; и отсутствие стационарности внутренних и внешних характеристик процессов. Влияние этих факторов особенно усиливается в условиях нерегулируемой или слабо регулируемой экономики, когда условия функционирования систем могут меняться стохастически под неконтролируемым воздействием «незримой руки рынка».

Именно специфика управления социально-экономическими системами в условиях экономической неопределенности породила возникновение специфического типа управления, получившего название «менеджмент». Принципиальное отличие между управлением и менеджментом задается и определяется средой, в которой происходит процесс воздействия на управляющую подсистему и ее элементы. Менеджмент является лишь частным случаем управления и его миссия заключается в реализации общих объективных функций управления (планирование и прогнозирование, организация, координирование, регулирование и контроль) с помощью специальных методов и инструментов, позволяющих адаптировать социально-экономическую систему к изменениям рыночной среды.

Наряду с принципами, процессами и методами общего менеджмента (стратегический, антикризисный, инновационный менеджмент и т.д.), характерными для любого предприятия, выделяются его разновидности, использующие специфические формы управления различными функциональными сферами предприятия или видами хозяйственной деятельности (функциональный менеджмент). Исходя из этой предпосылки, объективно возникает возможность выделения отдельных секторов менеджмента в соответствии с его предметной областью (сферой приложения управленческого воздействия): производственный менеджмент, менеджмент персонала, менеджмент качества, финансовый менеджмент и т.д.

Для успешного осуществления управленческой деятельности необходимо составить четкое представление о структуре предприятия, взаимодействии его составных частей и связях предприятия с внешней средой. Для решения поставленных задач широко применяется моделирование, под которым обычно понимают процесс создание модели, т.е. образа объекта, замещающего его, для получения информации об этом объекте путем проведение экспериментов с его моделью. Наиболее часто для комплексного описания предприятий используют совокупность его организационной, функциональной и информационной моделей. Форма представления модели и уровень абстрагирования определяется целью моделирования.

Организационная модель предприятия представляется в виде организационной структуры, отражающей состав и взаимосвязь структурных элементов (подразделений).

Функциональная модель описывает предприятие в виде набора взаимодействующих и взаимосвязанных блоков, отображающих процессы, операции, действия, связанные с реализаций отдельных функций организационно-экономического механизма предприятий. Как правило, эти блоки представляются в виде функциональных подсистем: производственной, финансовой, социальной, управленческой (организационно-управленческой), взаимодействие между которыми осуществляется посредством информационной подсистемы (рис. 1).

Кроме этого, функциональная модель может отображать распределение различных функций управления (общих и специальных) по функциональным подразделениям предприятия (планирование, учет, маркетинг, инновации и т.д.), а также отображать взаимосвязь и зависимость этих функций.

Информационная модель отражает информационные процессы и потоки (движение информации от источников ее возникновения до мест ее потребления).

При создании модели предприятия необходимо учитывать процессы взаимодействия предприятия с внешней средой.

 

Рис. 2. Взаимосвязь предприятия с внешней средой



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.008 с.)