Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические секреты «картонного пиара», или досье на партнера

Поиск

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТОПОГРАФИЯ ВИЗИТКИ

– Козьма, а ты че без визитки?

– От меня и так шарахаются, как от зачумленного…

Козьма Прутков, имидж-тренер

Визитки бывают разные: от ламинированных с позолотой и «на века» до тех, которые по факсу «на недельку до второго» для отмыва… Иными словами, или удобно носимая в кармане личностная наружка с гербом фирмы и прочей заслуженной атрибутикой, или стыдливая, хотя и ярко расцвеченная занавесочка для менее стыдливых и скоротечных дел без огласки. Но даже матерым и искушенным в бизнес-битвах присущи небольшие человеческие слабости: если нельзя оставить следы, то хотя бы намекнем на стиль и авторитет. Все мы, хоть в малом, хоть в большом, – авторы (лат. au(c)tor – создатели), а посему нуждаемся в своих творениях. Визитка – хотим мы того или нет – наш маленький автопортрет, даже если она изготавливалась под заказ и совершенно для иных целей. «Ничто человеческое сокрыто быть не может!» – воскликнет продвинутый экстраполятор, увидев, как самоуверенно наши «автопортретики» кочуют от портмоне до ноутбуков в среде разношерстной человеческой популяции, делая при этом свое, а не представляемое нами пиаровское дело. Увы, зачастую за гранью той аккредитации, которой мы их снабдили.

Пространство, а в данном случае композиция, цвет, форма, улавливаются нашим подсознанием в их истинном ключе, но ряд грубых внутренних заслонок (социальные архетипы, установки, нажитые комплексы, правила, мода, ложные предпочтения) скрывают от нас первопричину возникших при этом смысловых ощущений и побудительных импульсов. Иными словами, программа, закодированная в знаках и образах визитки, безусловно и весьма определенно воздействует, как и всякая «наружка» в рекламе, максимально эффективно. Оставим этикету и высокой моде предписываемые рассуждения о том, «как теперь должно быть «круто»», и проведем собственное психоаналитическое расследование.

Условно (термин «условно» прочно прижившийся научный дезинформатор, который нарочно превращает в абстракцию или теоретическое допущение то, что первично нам дано в явлениях, а поэтому лучше скажем так – по факту психовоздействия) все поле визитки, то бишь всю наличную площадь «картонки», можно разделить на зоны, которые мы рассмотрим ниже.

Морфология визитки

У визитки, как и у женщины, все должно быть на своем месте.

Козьма Прутков. Приглашение к знакомству

Деревья не могут расти корнями вверх. Если, конечно, они – деревья.

Козьма Прутков. Абстракционизм

Начнем анализ нашего восприятия поля визитки снизу вверх (рис. 1). Представьте дерево. У него есть корни, ствол и крона. Нижняя часть ствола и корни – это базис дерева, его нажитое основание и его опора. Ствол – несущая и наиболее динамически развивающаяся конструкция – прагматическая часть (гр. pragma – действие); по сути – технология роста. Ну а крона – буквально: успех или индивидуальный абсолют, которого смогло достичь дерево. Впрочем, морфологически и физиологически все части дерева связаны в единое целое. Визитку (как и любой конкретный визуальный образ) мы также воспринимаем целостно, но в данном случае попытаемся ее «проанатомировать». Итак:

Нижняя зона – это основа, базис, корни, основные средства, если хотите, т. е. все то, из чего произрастает бизнес Подателя (т. е. владельца визитки). То, что уже накоплено или таковым является, превратится в надежную «матчасть», помните, как там: «…в пароходы, в строчки, и в другие долгие дела». К счастью, наше восприятие любого базиса совсем необязательно должно быть таким заупокойным, как почему-то получилось у Владимира Маяковского («чтобы, умирая, воплотиться…»). Базис – по своей сути жизнестоек, как и любой амбарчик на крепко вколоченных сваях – поди дождись, когда они подкосятся. Впрочем, на визитке в базисе может оказаться что угодно, но только не то, на чем покоится бизнес Подателя. Значит, платформы, с которой предлагают совместно стартовать, либо не существует, либо ее от вас скрывают. Могут быть и иные варианты, о которых более детально чуть позже.

Следующая по восходящей срединная зона – технология, прагматика. Точно по ее середине проходит линия раздела визитки на верхнюю и нижнюю часть. Поэтому срединную зону мы воспринимаем как зону перехода или динамических преобразований, тенденций визуально двигаться либо вверх, либо вниз (это уж как намудрят дизайнеры с композицией). Однако по приобретенным эволюционным биологическим рефлексам наш взгляд всегда предпочитает двигаться в направлении снизу вверх. Точка отсчета – нижняя кромка визитки, финал – верхний обрез. Только потом произойдет обратное движение взгляда сверху вниз. Теперь понятно, почему мы ее называем зоной движения или действия, т. е. прагмой. Впрочем, в дополнение можно определить термин прогрессия (лат. progressio – движение вперед, возрастание). Акцентируем внимание на втором значении: возрастание. Таким образом, средняя часть визитки в направлении снизу вверх и слева направо по диагонали выражает идею прогресса, т. е. развития и движения к успеху и в будущее. К слову, можно добиться и обратного: регресса (движение вспять, к базису), заметьте, все теми же композиционно-визуальными приемами. Действительно, дизайнер иногда вручает доверчивому заказчику такой вот «глюк» на картонке. Как себя застраховать от подобных визуальных сюрпризов? Только осведомленностью. Как известно, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

И наконец, верхняя часть визитки – это зона абсолюта, могущества или просто верха. Любителям семантических изысков можно было бы предложить хотя бы вот это: «Верховное главнокомандование» (было такое в лице самого товарища Сталина). Как говорится, под самый обрез, выше просто некуда. Аналогично: «Ваше Высокопревосходительство», по Табели о рангах в бывшей Российской империи это титул для самых высших чинов – I и II класса (канцлер, премьер-министр, действительный тайный советник). Но если отвлечься от тех времен и вернуться в современную среду бизнеса, то вполне подойдет еще и такое определение – потенция (т. е. возможность, мощность). Но лучше – могущество, от слова мочь, быть в состоянии. Почти как высота водонапорной башни – чем выше, тем сильнее внизу струя воды. Однако в любом восхождении для человеческого восприятия существует еще один весьма и весьма значимый нюанс: то, что высоко вверху, воспринимается как идеальное или абстрактное (лат. abstractus – удаление, отвлечение). Как в известной мудрости: «До Бога высоко, до царя – далеко». Философы, видимо, сказали бы по-иному: «Любое удаление строго вверх идеализируется нами как абсолют или конечный предел». Мы не оговорились: или безусловное (absolutus) – бесконечное запредельное, или некая граница (limited) – предел, а по-современному – «крыша». Как различать? На то существуют четкие приемы композиции элементов визитки, но в общем такие вещи, помимо всего прочего, следует чувствовать. Любую харизму мы воспринимаем безотчетно, и каждый дизайнер пытается угодить заказчику визитки, наделив ее хоть толикой вышеупомянутого свойства внушать, убеждать окружающих в своих правах и возможностях. Может, оттого верхняя зона визитки нередко бывает перегружена знаковой информацией, как верблюд непомерной поклажей. При этом эффект достигается совсем обратный. «Вы не выше меня, а длиннее. Но я вас всегда могу укоротить на голову», – как-то в сердцах сказал коротышка Бонапарт зарвавшемуся долговязому генералу. С визиткой может произойти нечто аналогичное. Особенно если она навязчиво блистает ложной позолотой под зеркальным слоем глянца. Кичливая мишура вызывает легкий ориентировочный рефлекс и скепсис, но отнюдь не уважение. Короче говоря, престижность визитки не всегда достигается «перегрузом» ее верхней зоны.

2.1.2. Приманки прошлого и будущего, или Кем мы были и кем будем…

Время и бытие создают пространство. Как протяженность, в которой пребываем сейчас мы.

Пересказывая М.Хайдеггера

Наша иллюзия относительно прошлого: мы думаем, что знаем о нем все, но не можем его изменить. Наша иллюзия относительно будущего: мы ничего о нем не знаем, но думаем, что можем его изменить.

Философская сентенция

Теперь – о вертикальных столбцах, также разделяющих визитку на три зоны (рис. 2): П – левый (прошлое), Э – центральный («эго») и Б – правый (будущее). Привычнее, видимо, будет говорить: левая сторона, центр и правая сторона. Сие вертикальное разделение, простите за лексические изыски, в сущности – горизонтальное, идущее строго от левого края к правому. Да, кстати, визитка чаще всего представляет собой типичный прямоугольник, ориентированный скорее по горизонтали, чем по вертикали (форматом 5х9 см). Правда, в последнее время возникла мода на вертикальную визитку (перевернутый горизонтальный прямоугольник). Сразу отметим – композиция, которая приносит больше вреда, нежели пользы. Почему, станет понятно после изложения всей технологии психовоздействия столь почитаемого нами кусочка золоченого картона.

А сейчас вернемся к классике – визитке в привычном горизонтальном расположении. Как-то сразу не задумываешься, почему именно так, но, видимо, неспроста. Дело в том, что наш мозг, оказывается, асимметричен, и он строго дифференцированно воспринимает пространство слева и справа. Любое. Не важно – будь то футбольное поле, художественное полотно, телеэкран или визитка. То же относится к человеческому лицу или рабочему помещению, но об этом лучше поговорить отдельно. Не станем мы также вдаваться в психофизиологию асимметрии мозга. Отметим только, что левая сторона воспринимает сигналы извне всегда как прошлое, а правая – как будущее. Это отнюдь не гипотеза, а констатация специфики нашего асимметричного восприятия окружающей среды. Добавим еще: с левой подачи лучше воспринимается образная и чисто знаковая информация, а вот справа нам сподручнее оперировать цифровым и логически-понятийным материалом. В случае с визиткой получается, что фирменный знак куда эффективнее воспринимается по левому зрительному каналу, а вот логотип (название фирмы) и цифровой материал (номера телефонов) – лучше поддаются зрительному восприятию справа. Но!.. Визитка должна формировать соответствующий имидж – образ ее Подателя, а также создавать определенную мотивацию у Получателя, желательно уважительно-действенную. Так вот, фактор времени в восприятии лево-право оказывает решающее значение на мотивационно подсознательную сферу психики Получателя. Давайте обсудим сие чуть подробнее: право, стоит знать тайные пружины пространственного психовоздействия.

Итак, все, что слева, любой образ, в том числе и левую часть визитки, наш мозг по правилам собственной асимметрии тут же отсекает, поскольку наше бинокулярное зрение (так уж повелось, что мы не циклопы) воспринимает все левое как контекст прошлого. Ну а прошлое нашему мозгу удобнее хранить в «слайдовом» виде, конечно, со звуком и со смыслом (последнее отчасти спорно: от старческого маразма никто не застрахован). А теперь еще один крайне важный момент: прошлое всегда интимно, пережито (или нажито) и… всегда комфортно! Проще говоря, прошлое уже приятно только потому, что оно наше прошлое. Мы его пережили, а потом в воспоминаниях окрасили в розовые тона. Обычно люди этот факт не осознают (потому что приятно), но вот «продвинутые» дизайнеры, что называется, нюхом чуют. Поэтому на рекламных плакатах то, что вам пытаются всучить, размещают где-то слева: дескать оно уже у вас есть, вам уже с этим хорошо… Осталось всего лишь задним числом оформить сделку. Но сначала – расплатиться. Использование в рекламе и мерчендайзинге левой стороны как наживки типа «у вас это уже есть» – безусловный успех современных методов психоманипулирования*. Главное – никаких затрат. Заведи покупателя в автосалон так, чтобы роскошные лимузины обязательно поблескивали слева, – и полдела уже сделано. Покупатель их уже полюбил как свой интерьер, а точнее, как прошлое «ностальжи». Осталось его лишь слегка подтолкнуть к окончательному принятию решения. Имеется в виду подпись на чеке.

В левую сторону мы действительно как-то легко отсылаем свои чувства, эмоции, ностальгию и сентиментальность. Не оттого ли выражение «пойти налево» означает: отдаться приятному и чувственному в сфере не совсем дозволенного в противовес, так сказать, сексуальному долгу или супружеским обязанностям (тем, что справа, т. е. «правильным»). Если левое – нажито, пройдено, то правое еще предстоит совершить. Что бы нам ни говорили, но будущее для нас – это прежде всего «неопределенность», «необходимость», а уж только затем – «возможность» и, вероятно, «ожидаемая» приятность. Последнее (приятность как успех) – зачастую розовые слоны в яблочно-нежных облаках. Слоны рано или поздно уплывают ввысь, а мы с обратно пропорциональной скоростью шлепаемся оземь. Иногда весьма больно. Потому-то к будущему мы эволюционно оборачиваемся правой стороной: чтобы предугадать, предупредить, сблокировать и произвести ответный ход. Фактически все, что приходит к нам справа, мы должны так или иначе переработать под себя (буквально: сделать!) и, наделив его комфортным ощущением, отправить налево. Достаточно наивны те, кто размещают фирменный значок исключительно на правой стороне постера или визитки. Получается, что налицо всего лишь стремление достичь «фирменности» в своем перспективном будущем. Помните, господин-товарищ Ульянов-Ленин любил на что-то указывать рукой. На броневике или позже, запечатленный в памятниках и картинах. Чаще всего почему-то именно в верхнюю правую сторону. Как бы провозглашая и убеждая: «Мы к этому придем». Согласитесь, большая разница по сравнению с: «Это, ребята, мы уже имеем». Особенно если речь идет о бизнесе или политике, где «имение» по факту – категория отнюдь не философская. Потому что любые призывы («Позвони мне, позвони!») и заклинания («Купите, а то без этого ни в жисть!»), пришедшие к нам справа с рекламных буклетов и презентационных визиток, проходят в нашем мозгу особо тщательный отбор. Конечно, мы готовы принять во внимание сигнал, но не более. Потому что наше восприятие срабатывает исключительно по вектору «слева-направо», но уж никак не наоборот! Ибо будущее для нас – это реализация нашего же прошлого, а конкретнее: идей, мыслей, планов, желаний. А то, что вторгается справа, – пришедшее «чужое» или «вероятностное», «предполагаемое», и даже если наше, то все равно вероятностное (в зависимости от того, «свое» или «чужое» мы рассматриваем). Поэтому более чем странно, если адрес собственного офиса на визитке мы располагаем справа внизу. Намек на то, что он когда-то обязательно появится? Или крик души, по поводу того, что он очень нужен?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.50 (0.008 с.)