Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Время, рождающее идеи, или правила виноделовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
От любимой работы не может быть отдыха. Девиз работодателей Если очень хотеть и набраться терпения, чего доброго дождешься! Козьма Прутков. Энэлписты шутят Откройте! К вам стучат! Козьма Прутков. Разные мысли в голову Что общее может быть между технологическим колдовством винодела и генерацией новых идей? Аналогия в данном случае вовсе не случайная, ибо хорошее вино сродни настоящему открытию. И, кажется, никто не сомневается в том, что вино должен делать только тот, кто очень любит это дело и в процесс, как говорится, вкладывает всю свою душу. Только тогда получится продукт, который можно пить и восхищаться. (Автор знает, о чем говорит, не понаслышке, поскольку много лет занимался аматорским виноделием. И наблюдал, как ничего путного не получалось у тех, кто не видел разницы между сотворением божественного напитка и выращиванием картофеля…) Нужно искренне и глубоко любить дело, которым занимаешься. Тогда новые идеи будут приходить в голову сами собой как проявление непрерывного профессионального роста и самосовершенствования. Заметьте, не вызов острой потребности извне, а индивидуальный прогресс обеспечивают в конечном счете рождение очередного ноу-хау. Таким образом, субъективный прорыв к дотоле неизведанному все-таки стоит на первом месте в списке эвристических мотиваций человека. Ну а различного рода стимулы – факторы второго порядка. О них подробнее – чуть далее. Настоящая мотивационная заинтересованность в разрешении проблемы и в выходе на новые рубежи продвижения – огромная, хотя порой и не осознаваемая движущая сила. Чтобы чего-то добиться, надо действительно принадлежать делу, которому ты служишь, т. е. быть включенным или вовлеченным полностью, без остатка. Только тогда подсознание готово творить по нашему заказу. Иначе – это будут лишь интеллектуальные потуги плюс уловки нажитого опыта и не более. Для настоящего прорыва нужен иной уровень – назовем его «выходом на сущностные процессы». А это возможно только тогда, когда ты живешь, а не изображаешь жизнь. Применительно к бизнесу сие означает полную самоотдачу обозначенной миссии, т. е. смысловой и личностно-идейной части того, чем занимаешься круглые сутки. Только тогда подчас неожиданно приходит фантастическое по красоте и изяществу разрешение проблемы, или, как сверхновая звезда, вспыхивает далеко уходящий в перспективу луч инсайта, или ощущается дуновение катарсиса, очищающее сознание от всего лишнего. В конечном счете появляется свет в конце тоннеля, дотоле считавшегося тупиком. Здесь также очень важен и принципиален фактор времени. Вернемся к аналогии с виноделием. Продукт лозы, чтобы стать совершенством, должен вызреть. Точно так же и с идеей. Но самое интересное, пожалуй, то, что наше подсознание, функционируя по принципу «здесь и теперь», решает параллельно те вопросы, которые могут встать как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе. Эвристические задачи или поиск нового относятся к будущему, поэтому здесь так важна заблаговременность подачи материала для нашего подсознательного «суперкомпьютера». Идея должна какое-то время вызреть где-то в глубинах мозга и только потом проявиться в сознании в уже готовом «товарном» виде. И чем глобальнее и труднее задача, тем дольше будет идти подготовительное «брожение» и тем внезапнее и ярче проявится затем готовое решение. Но подогнать или ускорить поиск нетрадиционного решения дотоле абсолютно неизвестной задачи будет очень тяжело, если это вообще возможно. Быстро, путем мозгового штурма можно разрешить только ту проблему, которая явно осознается как потребность. Проще говоря, подсознание «потихоньку» работало над поиском выхода из грядущего кризиса уже давно, но в полной мере – лишь при получении официального приказа со стороны нашего «я». Наличие до поры до времени невостребованных мозговых наработок и создает иллюзию, что в некоторых случаях мы способны почти мгновенно произвести синтез нового знания. Отсюда вытекает железный вывод: ноу-хау надо уметь прогнозировать! Потеря времени может оказаться невосполнимой. По сути, нужно какой-то частью своего «я» жить в перспективе. Аналогично обстоит дело и с персоналом. Принимайте в свою команду лишь тех, кто по-настоящему неравнодушен к своей работе. Приучите их к долгосрочному планированию своей профессиональной деятельности. Сужение горизонта и неумение видеть дальше текущих обязанностей и умений – тревожный симптом, свидетельствующий о креативной несостоятельности работника. В целом же перспективное видение нужно всячески развивать и поощрять в среде персонала, даже в какой-то степени в ущерб текучке. Не уставайте спрашивать каждого работника, что он собирается делать завтра, через месяц, год и через несколько лет. Пусть каждый для себя формулирует перспективу – так исподволь создаются приоритетные направления будущего прорыва. 1.8.4. Сезам отворись! или Креатив по заказу… Дан приказ ему на запад, ей – в другую сторону. Из песни Исаака Дунаевского Лучшим стимулом для творчества является страх однообразия. Козьма Прутков. Ода конвейеру Открытие чего-то нового нельзя просто так притащить за уши, но можно попытаться облегчить его «роды». Приведем несколько соображений по этому поводу. Примем за основу положение, что новая идея всегда выходит за рамки старых представлений. Иными словами, мы имеем дело с активацией внесистемного уровня решения проблемы. Поэтому для стимуляции эвристического прорыва (назовите его мозговым штурмом) сгодится, по крайней мере не навредит, любой выход за, например за рамки привычного образа жизни и профессиональной деятельности. Кстати, развивающий эффект выездных тренингов именно на этом и построен. Хотите чего-нибудь необычного – сделайте небольшой, но яркий косметический ремонт внутреннего пространства офиса. Говорят, поначалу помогает расшевелить сотрудников. Но потом они привыкают и опять утыкаются носами в свою рутину. Очередная смена интерьера такого эффекта уже не произведет. Гораздо дольше будут активизировать застылое воображение сложно и красиво выполненные композиции типа икебаны, а также авторские картины развивающего направления: что-нибудь из авангарда или, например, импрессионистов. Безусловно, подойдут и талантливо выполненные копии. В общем, недооценивать силу искусства для непрерывной раскрутки креатива никак нельзя. Пусть в каждом кабинете будет что-нибудь эдакое. Подмечено, что творческий прорыв легче дается людям универсальной умственной культуры. Узкие специалисты – отличные первопроходцы, но если им заранее укажут, где копать. Отчасти верно делают те фирмы, в которых предусмотрены затраты на непрерывное дообучение своих сотрудников. Естественно, не чему-нибудь и как-нибудь, а со смыслом и дальним прицелом – вот где закладываются фундаменты будущих свершений. Поощряйте материальными вливаниями плодотворное творчество на работе в большом и малом. Введите, как в старые добрые времена, некий фонд рационализаторства и не тратьте эти средства на что-нибудь иное. Пусть, в конце концов, «джекпот» за креатив накапливается, неизбежно кто-нибудь из сотрудников захочет сорвать большой куш и предложит… такое! Фирма потом ему будет благодарна многие годы. Учтите, что скопление людей и теснота в помещениях офиса не способствуют творческому мышлению. Если человек смотрит на другого человека в упор, ему крайне сложно сконцентрировать свои мысли на чем-то абстрактном. Срабатывает биологический рефлекс на вторжение в зону личного пространства. Поэтому, если нельзя увеличить служебную площадь, то дайте сотрудникам индульгенцию на относительную свободу передвижения (в рабочее время, разумеется). Предусмотрите также нечто вроде мест для творчески полезного времяпрепровождения. Это может быть даже служебное кафе, уютный читальный зал или небольшой солярий. Можно подыскать варианты на любой вкус. Главное, чтобы это была свободная от вторжения территория, где работник мог бы укрыться наедине со своими мыслями. Ну а ведущим разработчикам и заслуженным генераторам идей все же лучше предоставить по маленькому кабинетику. Дело не в размерах, а в создании полного психологического комфорта для «наседок», несущих «золотые яйца». Осторожно играйте со стрессом как стимулятором к более продуктивному творчеству. Адреналин в крови, безусловно, активизирует все защитные силы организма, но бой за кровное место под солнцем не обязательно предполагает выход за границы обычного и поиск чего-то совершенно нового. Обострять же ситуацию возможными репрессивными мерами тем более бессмысленно – страх по психофизиологическому воздействию является мощным тормозным и угнетающим фактором. Так только можно надолго заморозить все ростки креативных начинаний. Когда началась война 1941-го, Лаврентий Берия довольно быстро понял конкурентную неэффективность тюремных исследовательских «шарашек» и перевел поскорее ученых на вольные и более сытные хлеба. Но прочно засевший страх еще долго не давал покоя всем, кто побывал в том «раю». Так что не увлекайтесь играми в репрессию, конкурента так не победишь. А вот что может дать результативные плоды, так это кратковременное и неожиданное переключение умственной деятельности на экстремальную физическую. Найдите себе спортивное или иное активное занятие по душе, в котором присутствуют элементы настоящего риска, – и на недельку в отпуск. Тот же Норберт Винер предлагал в случае затяжного творческого кризиса брать ледоруб и вперед – на скалы либо смотаться в Антарктиду. Резкая смена климата, постоянный физический стресс, красота и дикость первозданного мира подзарядят истощенный мозг новой энергией, а тем временем отдохнувшее от непрерывных понуканий подсознание решит поставленную задачу. В любом случае, если проблему никак не взять ни в лоб, ни с флангов, придется временно переключиться на что-нибудь другое, с более позитивным финалом. Кстати, очень мощным поисковым активатором является естественная ночная темнота (если, конечно, она не длится полгода). Устройте себе небольшое ночное «сафари», и нужное решение через сутки, возможно, придет само собой. Знающие люди говорят, что выйти на более высокий уровень креатива помогает ночь большой и страстной любви. К подобной «виагре» для продуктивного и непредсказуемого мышления перед боем прибегали многие древние полководцы. Впрочем, почему всего лишь одна ночь? Большое чувство всегда позволяло человеку глубже понимать мир, а отсюда – один шаг к неизведанным и непокоренным высотам. Можно привести еще парочку-другую различных способов повышению креативной мощи, которую вы сможете внедрить в своем бизнесе. Например, заказать астрологу гороскоп фирмы с указанием наиболее оптимальных дней для поиска новых идей. А можно в рабочем коллективе создать вызывающую провокационную ситуацию, демонстративно пригласив варяга-креативщика «для пользы дела». Свои «пророки», будьте уверены, тут же перестанут сонно клевать носом. Видимо, дело все же не во вспомогательных факторах, хотя и их нельзя сбрасывать со счета, и даже не в самом распространенном бизнес-стимуле – прямом денежном вознаграждением или гарантиях и посулах в карьерном продвижении. Необходимо целостное и планомерное движение к твердыням будущих ноу-хау. В итоге сойдемся на следующих принципиальных составляющих эвристического успеха: а) искренняя глубокая мотивационная заинтересованность субъекта в поиске решения; б) заблаговременная подача всей доступной информации; в) достаточное время на подсознательною технологическую проработку сути проблемы; г) наличие или отсутствие активно влияющих на эвристический поиск внешних факторов; д) привычка или умение мозга субъекта работать в режиме продуктивного креатива.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.34 (0.009 с.) |