Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прием «Мышление под прямым углом»

Поиск

Граф-схема 1

Данная граф-схема предполагает дать характеристику объекта или явления но плану:

Анализ данного понятия может быть осуществлен посредством ис­пользования разных источников: учебников, энциклопедий, словарей, справочной литературы.

Схема 2

Прием «Мышление под прямым углом»

Данный прием эффективно может быть использован для работы с раз­ными фактами. С помощью него можно отрабатывать новые понятия, переводя их на индивидуальный язык посредством разных ассоциаций. Данный прием может давать выход на интересные дискуссии учеников с целью установления истины.

 

 

 

Приемы 3 и 4 позволяют обучать избирательному чтению с целью вы­явления сути вопроса. В процессе чтения ученикам требуется выделить или главную идею, или основное понятие текста и определить, что поддер­живает эти идеи или что является основными характеристиками.

Граф-схема 3

 

Граф-схема 4 «Фиш-бон» (Разработал Дж. Белокс).

 

 

Приемы 3 и 4 позволяют обучать избирательному чтению с целью вы­явления сути вопроса. В процессе чтения ученикам требуется выделить

Схема 5 «Солнышко, или Понятийное колесо»

Данная схема дает возможность установить ассоциативный ряд, по­добрать синонимы. В некоторых случаях — вспомнить предыдущий изу­ченный материал и установить понятийные связи для лучшей системати­зации знаний учащихся.

 

 

Схема 6

Известное определение _______________________________________________

Одно хорошее предложение с данным понятием ­­­­­­­­­­­­­__________________________

Собственный вариант определения _____________________________________

Хорошее определение из другого источника _____________________________

 

Схема 7

Таблица-«синтез» (Разработал И.О. Загашев)

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) до прочтения   ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА (СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ)   ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ)  
1................          
2................          
3................          
4................          
5.................          
во время чтения 1.................          
2.................          

Схема 8 Объект, явление

Раздел 1   Раздел 2  
Главная идея   Главная идея  
       
Поддерживающие факты, детали:   Поддерживающие факты, детали:  
       
       
       
       

Схема 9 «Соответствие»

Количество понятий может быть различным.

Необходимо установить соответствие между понятиями, фрагмента­ми их определений, а также примерами, их подтверждающими.

 

 

Понятие 1

Понятие 2 Фрагмент определения понятия 2

Фрагмент определения понятия 1

 

 

Пример, характеризующий понятие 1 Пример, характеризующий понятие 2 и т.д.

Схема 1

 
 

 


Схема 2

Таблица традиционная, в которой сравниваются разные объекты или явления по каким-либо основаниям.

   
   

 

Схема 3

«Кольца Венна».

Общее

 

 
 

 

 


Различное Различное

 

 

Схема 4 «Концептуальная таблица»

Прием «Концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполага­ется сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

    Категория Сравнения   Категория Сравнения   Категория Сравнения  
Персоналии, факты              
Персоналии, факты              

Схема 5

«Сводная таблица» (Описана Дж. Беллансом)

Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации.

Тема!   Тема 2   Линия сравнения   ТемаЗ   Тема 4  
                   

Какие приемы эффективны при работе с различными видами учебных текстов

Эффективность данного приема повышается, если «линии сравне­ния», то есть характеристики, по которым сравниваются различные яв­ления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того чтобы в какой-нибудь группе «линий сравнения» не было слишком много, мож­но предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно «линий», а затем попросить их определить наиболее важные. «Важность» необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащие­ся. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме по­нятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.

Схема 1

Таблица «Знаю—хочу узнать—узнал»

Данная таблица может быть использована не только для работы с повествовательным текстом, она может быть использована практичес­ки для всех учебных текстов и предназначена для сбора и осознания уже имеющегося материала по определенному вопросу и расширения знаний и их систематизации.

Разработала этот прием в 1986 году Донна Огл.

3 — что мы знаем   X — что мы хотим узнать Различные аспекты дайной темы   У — что мы узнали, и что нам осталось узнать Здесь указываются конкретные аспекты, освещенные на занятии и те вопросы, которые остались для слушателей не выясненными.  

 

Работа может быть продолжена на уроке или дома, где ученики долж­ны будут заполнить новую таблицу.

Задание по работе с данной таблицей ученики могут выполнять инди­видуально, в паре или в группе, в зависимости от тех целей, которые ре­шаются на уроке. Результаты их работы обязательно обсуждаются с учи­телем и записываются на доске, для того чтобы получить наиболее полную картину по каждому разделу таблицы ото всех учащихся.

Основные правила работы с приемом «ЗХУ»:

1) вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу;

2) запишите эти сведения в первой графе таблицы;

3) поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения и запишите в графу: хотим узнать',

4) ознакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом учителя);

5) ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои от­веты в третью графу таблицы.

Схема 3 «Карта истории»

Схематичное описание определенных событий с их характеристикой.

 

 

 
 

 

 


Схема 4

«Дерево предсказаний» (Заимствовано у Дж. Белланса)

В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева — тема, ветви — предположения, которые ведутся по двум основным направлениям — «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» — обосно­вание этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

 

 
 

 

 


 

 

Схема 5 «Бортовой журнал»

Работа с данным приемом, как правило, проходите паре, но возможно его использование индивидуально.

Сначала учащиеся заносят в левую часть таблицы свои предположе­ния по учебному содержанию, которое они будут изучать. Далее работа может быть организована так: один из членов пары работает со списком в графе «предположения», ставит знаки «+» и «-», в зависимости от пра­вильности предположений; второй записывает только новую информа­цию. Учащиеся работают индивидуально.

На стадии рефлексии идет предварительное подведение итогов: со­поставление двух частей «бортового журнала», суммирование информа­ции, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, каждый член пары ведет запи­си в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты работы обсужда­ются в паре.

Затем следует новый цикл работы со следующей частью текста.

Предположения   Новая информация  
       

Какие приемы эффективны при работе с различными видами учебных текстов

Схема 1

«Карта событий»


Схема 2

Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»

Таблица заполняется по ходу работы с информацией.

Кто?   Что?   Где?   Когда?   Почему?  
                   

Или такой вид:

Кто?
Что?
Где?
Почему?
Когда?
Как?

Схема 3

Ключевое событие

 

Проблема Результат

Схема 4

Ключевое событие

Результат

Характеры (Кто)   Время, место  
Проблема   Результат  

Схема 5

           
 
События
 
Характеры
 
   
Проблемы

 


Схема 6

 


Схема 7

 
 


Приемы работы с (рассуждающим) убеждающе-дискуссионным тек­стом

Рассуждающие тексты широко представлены в научной и научно-популярной литературе. Их наличие необходимо при изучении профиль­ных и элективных курсов.

При чтении информационных текстов учащийся получает как бы «сте­рилизованную» информацию, в которой не видно процесса поиска, того или иного решения. Видны только начало и итог, а изучение убеждающе-дискуссионных текстов позволяет учащимся прикоснуться к увлекатель­ному поиску новых идей и открытий. Эти тексты способствуют развитию интереса учащихся к исследовательской деятельности, развитию логиче­ского, аналитического, критического мышления, столь необходимых совре­менному человеку. В убеждающе-дискуссионных текстах выделяются два подвида текстов: суждение/ аргументация и причина /следствие.

Схема 1

«Кластер» (Разработано Гудлатом)

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» называется кластером.

Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Наши мыс­ли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть располагаются в опреде­ленном порядке. Правила очень простые. В центре проблема, вокруг нее

Какие приемы эффективны при работе с различными видами учебных текстов

суждения — крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с разнообразными аргументами, подтверждающими каждое суждение. Си­стема кластеров охватывает большее количество информации, чем мож­но получить при обычной письменной работе.

 

 


Схема 2

Учащиеся по ходу изучения учебного материала ставят вопросы-на­блюдения, а затем дают им объяснения, находя их либо в объяснениях учителя, либо в тексте учебника.

Вопросы-наблюдения   Объяснение  
       

Схема 1 «Цветок лотоса»

Данный прием предполагает поиск решения проблемы обязательно по восьми направлениям. Даже если все восемь способов не отражены в данном тексте, необходимо предложить их самому. Данная схема разви­вает творческие способности учащихся, так как она предполагает расши­рение способов поиска решения проблем, ограничивая их числом 8.

Способ решения   Способ решения   Способ решения  
Способ решения   Проблема   Способ решения  
Способ решения   Способ решения   Способ решения  

 

Схема «Как?»

Данная схема предлагает найти в тексте разные способы решения ука­занных проблем и подробно рассмотреть механизмы их реализации.

 

 

Схема 3 «Стена»

Учащимся при работе с данным текстом предлагается установить иерархию проблем или способов их решения. Данный прием позволяет определить ценностные ориентации учащихся, установить критерии их выбора.

Какие приемы эффективны при работе с ра:1ничными видами учебных текстов

В основание уши стены закладываются самые важные способы реше­ния или названные проблемы, значение каждого последующего слоя ме­нее важно.

Данный прием позволяет организовать дискуссию учащихся на уроке и согласовать их позиции.

 

Схема 4 «Софт-анализ»

Данный прием, как и предыдущий, позволяет организовать дискус­сию учащихся на уроке с целью выявления и обсуждения наиболее важ­ных проблем или способов их решения, рассматриваемых в учебном со­держании.

На большое поле записываются индивидуальные мнения, а на цент­ральное — общее согласованное мнение группы.

 

 

 
 

 


Что вы должны знать?

-План-

Как найти ответ?

-Решение-

Нахождение ответов

Схема 6

Схема 7

«Плюс—минус—интересно».

Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом и проблемах, которые в нем освещаются.

Какие приемы эффективны при работе с различными видами учебных текстов

При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:

— положительные последствия явления — П +

— отрицательные последствия явления — М -

информацию, которая просто заинтересовала читателя — И.

+ - Интересно
     

 

Схема 8 Стратегия IDEAL

Данная стратегия предполагает работы с учебным проблемным мате­риалом по плану:

I — выделите в тексте проблемы;

D — опишите ее (выявите суть);

Е — определить варианты подходов к решению проблемы;

А — действуйте (решайте);

L— сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы.

И — Идентифицируйте проблему;

Д — Доберитесь до ее сути;

Е — Есть варианты решения;

А — А теперь — за работу!

Л — Логические выводы.

Схема 9

SWOT-анализ

Данная схема позволяет выделить у указанных способов решения проблем сильные и слабые стороны, угрозы и возможности решения данных проблем. Данная схема схожа со схемами 3 и 4. она позволяет

Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе

увидеть самое главное, найти оптимальные пути достижения желае­мого результата.

Сильные стороны   Слабые стороны  
Возможности   Угрозы  
       

Схема 10

«Мозаика проблем» (Автор И. Силова)

Стратегия «Мозаика проблем» используется, как правило, с целью активного обобщения материала. Также ее применяют на первых этапах исследовательской деятельности учащихся.

В свободной форме учащиеся выделяют различные аспекты темы, различные проблемные и исследовательские стороны, чтобы затем на­полнить их содержанием.

Какие приемы эффективны при работе с различными видами учебных текстов

 

 

 

Этапы: применения

1. Преподаватель говорит о том что настало время свести различные стороны проблематики воедино, чтобы продвинуться дальше в изу­чении темы (в разрешении проблемы).

2. Учащиеся совместно с преподавателем выделяют несколько аспек­тов, которые фиксируются на листе ватмана в указанной форме (см. с. 46).

3. Эти аспекты «вырезаются» и раздаются группам.

4. Задача состоит в том, чтобы записать сведения, связанные с аспектом проблемы (на обратной стороне листа). Перед тем как записать, нуж­но ознакомиться с предыдущими записями.

5. Каждая группа (или каждый ученик, если преподаватель хочет не­пременно задействовать всех), должна, за определенное время что-то отразить в как можно большем числе аспектов.

6. Затем обсуждаются различные варианты и формулируем исследова­тельские задачи. Самое главное — четко сформулировать аспекты темы.

Несомненно, данный раздел не исчерпывает всех возможностей рабо­ты с учебным содержанием, и каждый творческий педагог приведет при­емы, которые он использует со своими учениками для работы с учебным содержанием, которое применяется в курсе изучения учебных предме­тов. Но предложенная систематизация приемов может помочь подобрать наиболее эффективные из них для определенного вида учебного текста, разнообразить деятельность учащихся на уроке и дома, активизировать процессы их мышления.

И, наконец, последнее: большинство приемов, указанных в данном разделе, способствуют развитию правого полушария головного мозга обу­чающихся. Одним из существенных недостатков современной системы образования является ее жесткая ориентация на левополушарных детей. Левое полушарие головного мозга человека обрабатывает данные в виде букв, цифр, слов и абстрактных идей, а правое отвечает за восприятие образов в целом, без участия слов. Приемы работы, особенно в учебных предметах, построенных в логике наук (например, биология, математика, физика и т. д.), как правило, ориентированы на решение линейных задач, основанных на логической последовательности и жестко заданных алго­ритмах, то есть на работу левого полушария головного мозга. Большин­ство учеников, которые, плохо учатся, а то и относятся к категории необучаемых детей, имеют в качестве ведущего правое полушарие, и потому плохо справляются с заданиями, в которых работать приходится только левому полушарию мозга. Это не означает, что так называемые правополушарные люди не используют в своей жизни левое полушарие, но обу­чение, которое строится только на его работе, очень затрудняет их успеш­ность, так как требует значительных усилий и все равно при этом качество выполнения подобных заданий у них невысоко.

Таким образом, использование разнообразных приемов при работе с учебным содержанием позволяет сделать образовательный процесс бо­лее индивидуализированным, обеспечить максимальное развитие способ­ностей каждого учащегося и повысить качество современного образова­ния, что очень важно для профильного обучения.

Граф-схема 1

Данная граф-схема предполагает дать характеристику объекта или явления но плану:

Анализ данного понятия может быть осуществлен посредством ис­пользования разных источников: учебников, энциклопедий, словарей, справочной литературы.

Схема 2

Прием «Мышление под прямым углом»

Данный прием эффективно может быть использован для работы с раз­ными фактами. С помощью него можно отрабатывать новые понятия, переводя их на индивидуальный язык посредством разных ассоциаций. Данный прием может давать выход на интересные дискуссии учеников с целью установления истины.

 

 

 

Приемы 3 и 4 позволяют обучать избирательному чтению с целью вы­явления сути вопроса. В процессе чтения ученикам требуется выделить или главную идею, или основное понятие текста и определить, что поддер­живает эти идеи или что является основными характеристиками.

Граф-схема 3

 

Граф-схема 4 «Фиш-бон» (Разработал Дж. Белокс).

 

 

Приемы 3 и 4 позволяют обучать избирательному чтению с целью вы­явления сути вопроса. В процессе чтения ученикам требуется выделить



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 5667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.147 (0.016 с.)