Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прием «Мышление под прямым углом»↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Граф-схема 1 Данная граф-схема предполагает дать характеристику объекта или явления но плану: Анализ данного понятия может быть осуществлен посредством использования разных источников: учебников, энциклопедий, словарей, справочной литературы. Схема 2 Прием «Мышление под прямым углом» Данный прием эффективно может быть использован для работы с разными фактами. С помощью него можно отрабатывать новые понятия, переводя их на индивидуальный язык посредством разных ассоциаций. Данный прием может давать выход на интересные дискуссии учеников с целью установления истины.
Приемы 3 и 4 позволяют обучать избирательному чтению с целью выявления сути вопроса. В процессе чтения ученикам требуется выделить или главную идею, или основное понятие текста и определить, что поддерживает эти идеи или что является основными характеристиками. Граф-схема 3
Граф-схема 4 «Фиш-бон» (Разработал Дж. Белокс).
Приемы 3 и 4 позволяют обучать избирательному чтению с целью выявления сути вопроса. В процессе чтения ученикам требуется выделить Схема 5 «Солнышко, или Понятийное колесо» Данная схема дает возможность установить ассоциативный ряд, подобрать синонимы. В некоторых случаях — вспомнить предыдущий изученный материал и установить понятийные связи для лучшей систематизации знаний учащихся.
Схема 6
Известное определение _______________________________________________ Одно хорошее предложение с данным понятием __________________________ Собственный вариант определения _____________________________________ Хорошее определение из другого источника _____________________________
Схема 7 Таблица-«синтез» (Разработал И.О. Загашев)
Схема 8 Объект, явление
Схема 9 «Соответствие» Количество понятий может быть различным. Необходимо установить соответствие между понятиями, фрагментами их определений, а также примерами, их подтверждающими.
Понятие 1 Понятие 2 Фрагмент определения понятия 2 Фрагмент определения понятия 1
Пример, характеризующий понятие 1 Пример, характеризующий понятие 2 и т.д. Схема 1
Схема 2 Таблица традиционная, в которой сравниваются разные объекты или явления по каким-либо основаниям.
Схема 3 «Кольца Венна». Общее
Различное Различное
Схема 4 «Концептуальная таблица» Прием «Концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
Схема 5 «Сводная таблица» (Описана Дж. Беллансом) Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации.
Какие приемы эффективны при работе с различными видами учебных текстов Эффективность данного приема повышается, если «линии сравнения», то есть характеристики, по которым сравниваются различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того чтобы в какой-нибудь группе «линий сравнения» не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно «линий», а затем попросить их определить наиболее важные. «Важность» необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее. Схема 1 Таблица «Знаю—хочу узнать—узнал» Данная таблица может быть использована не только для работы с повествовательным текстом, она может быть использована практически для всех учебных текстов и предназначена для сбора и осознания уже имеющегося материала по определенному вопросу и расширения знаний и их систематизации. Разработала этот прием в 1986 году Донна Огл.
Работа может быть продолжена на уроке или дома, где ученики должны будут заполнить новую таблицу. Задание по работе с данной таблицей ученики могут выполнять индивидуально, в паре или в группе, в зависимости от тех целей, которые решаются на уроке. Результаты их работы обязательно обсуждаются с учителем и записываются на доске, для того чтобы получить наиболее полную картину по каждому разделу таблицы ото всех учащихся. Основные правила работы с приемом «ЗХУ»: 1) вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу; 2) запишите эти сведения в первой графе таблицы; 3) поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения и запишите в графу: хотим узнать', 4) ознакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом учителя); 5) ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы. Схема 3 «Карта истории» Схематичное описание определенных событий с их характеристикой.
Схема 4 «Дерево предсказаний» (Заимствовано у Дж. Белланса) В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева — тема, ветви — предположения, которые ведутся по двум основным направлениям — «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Схема 5 «Бортовой журнал» Работа с данным приемом, как правило, проходите паре, но возможно его использование индивидуально. Сначала учащиеся заносят в левую часть таблицы свои предположения по учебному содержанию, которое они будут изучать. Далее работа может быть организована так: один из членов пары работает со списком в графе «предположения», ставит знаки «+» и «-», в зависимости от правильности предположений; второй записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально. На стадии рефлексии идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей «бортового журнала», суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, каждый член пары ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты работы обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы со следующей частью текста.
Какие приемы эффективны при работе с различными видами учебных текстов Схема 1 «Карта событий» Схема 2 Таблица «Что? Где? Когда? Почему?» Таблица заполняется по ходу работы с информацией.
Или такой вид:
Схема 3 Ключевое событие
Проблема Результат Схема 4 Ключевое событие Результат
Схема 5
Схема 6
Схема 7 Приемы работы с (рассуждающим) убеждающе-дискуссионным текстом Рассуждающие тексты широко представлены в научной и научно-популярной литературе. Их наличие необходимо при изучении профильных и элективных курсов. При чтении информационных текстов учащийся получает как бы «стерилизованную» информацию, в которой не видно процесса поиска, того или иного решения. Видны только начало и итог, а изучение убеждающе-дискуссионных текстов позволяет учащимся прикоснуться к увлекательному поиску новых идей и открытий. Эти тексты способствуют развитию интереса учащихся к исследовательской деятельности, развитию логического, аналитического, критического мышления, столь необходимых современному человеку. В убеждающе-дискуссионных текстах выделяются два подвида текстов: суждение/ аргументация и причина /следствие. Схема 1 «Кластер» (Разработано Гудлатом) Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» называется кластером. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. В центре проблема, вокруг нее Какие приемы эффективны при работе с различными видами учебных текстов суждения — крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с разнообразными аргументами, подтверждающими каждое суждение. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной работе.
Схема 2 Учащиеся по ходу изучения учебного материала ставят вопросы-наблюдения, а затем дают им объяснения, находя их либо в объяснениях учителя, либо в тексте учебника.
Схема 1 «Цветок лотоса» Данный прием предполагает поиск решения проблемы обязательно по восьми направлениям. Даже если все восемь способов не отражены в данном тексте, необходимо предложить их самому. Данная схема развивает творческие способности учащихся, так как она предполагает расширение способов поиска решения проблем, ограничивая их числом 8.
Схема «Как?» Данная схема предлагает найти в тексте разные способы решения указанных проблем и подробно рассмотреть механизмы их реализации.
Схема 3 «Стена» Учащимся при работе с данным текстом предлагается установить иерархию проблем или способов их решения. Данный прием позволяет определить ценностные ориентации учащихся, установить критерии их выбора. Какие приемы эффективны при работе с ра:1ничными видами учебных текстов В основание уши стены закладываются самые важные способы решения или названные проблемы, значение каждого последующего слоя менее важно. Данный прием позволяет организовать дискуссию учащихся на уроке и согласовать их позиции.
Схема 4 «Софт-анализ» Данный прием, как и предыдущий, позволяет организовать дискуссию учащихся на уроке с целью выявления и обсуждения наиболее важных проблем или способов их решения, рассматриваемых в учебном содержании. На большое поле записываются индивидуальные мнения, а на центральное — общее согласованное мнение группы.
Что вы должны знать? -План- Как найти ответ? -Решение- Нахождение ответов Схема 6 Схема 7 «Плюс—минус—интересно». Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом и проблемах, которые в нем освещаются. Какие приемы эффективны при работе с различными видами учебных текстов При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую: — положительные последствия явления — П + — отрицательные последствия явления — М - информацию, которая просто заинтересовала читателя — И.
Схема 8 Стратегия IDEAL Данная стратегия предполагает работы с учебным проблемным материалом по плану: I — выделите в тексте проблемы; D — опишите ее (выявите суть); Е — определить варианты подходов к решению проблемы; А — действуйте (решайте); L— сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы. И — Идентифицируйте проблему; Д — Доберитесь до ее сути; Е — Есть варианты решения; А — А теперь — за работу! Л — Логические выводы. Схема 9 SWOT-анализ Данная схема позволяет выделить у указанных способов решения проблем сильные и слабые стороны, угрозы и возможности решения данных проблем. Данная схема схожа со схемами 3 и 4. она позволяет Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе увидеть самое главное, найти оптимальные пути достижения желаемого результата.
Схема 10 «Мозаика проблем» (Автор И. Силова) Стратегия «Мозаика проблем» используется, как правило, с целью активного обобщения материала. Также ее применяют на первых этапах исследовательской деятельности учащихся. В свободной форме учащиеся выделяют различные аспекты темы, различные проблемные и исследовательские стороны, чтобы затем наполнить их содержанием. Какие приемы эффективны при работе с различными видами учебных текстов
Этапы: применения 1. Преподаватель говорит о том что настало время свести различные стороны проблематики воедино, чтобы продвинуться дальше в изучении темы (в разрешении проблемы). 2. Учащиеся совместно с преподавателем выделяют несколько аспектов, которые фиксируются на листе ватмана в указанной форме (см. с. 46). 3. Эти аспекты «вырезаются» и раздаются группам. 4. Задача состоит в том, чтобы записать сведения, связанные с аспектом проблемы (на обратной стороне листа). Перед тем как записать, нужно ознакомиться с предыдущими записями. 5. Каждая группа (или каждый ученик, если преподаватель хочет непременно задействовать всех), должна, за определенное время что-то отразить в как можно большем числе аспектов. 6. Затем обсуждаются различные варианты и формулируем исследовательские задачи. Самое главное — четко сформулировать аспекты темы. Несомненно, данный раздел не исчерпывает всех возможностей работы с учебным содержанием, и каждый творческий педагог приведет приемы, которые он использует со своими учениками для работы с учебным содержанием, которое применяется в курсе изучения учебных предметов. Но предложенная систематизация приемов может помочь подобрать наиболее эффективные из них для определенного вида учебного текста, разнообразить деятельность учащихся на уроке и дома, активизировать процессы их мышления. И, наконец, последнее: большинство приемов, указанных в данном разделе, способствуют развитию правого полушария головного мозга обучающихся. Одним из существенных недостатков современной системы образования является ее жесткая ориентация на левополушарных детей. Левое полушарие головного мозга человека обрабатывает данные в виде букв, цифр, слов и абстрактных идей, а правое отвечает за восприятие образов в целом, без участия слов. Приемы работы, особенно в учебных предметах, построенных в логике наук (например, биология, математика, физика и т. д.), как правило, ориентированы на решение линейных задач, основанных на логической последовательности и жестко заданных алгоритмах, то есть на работу левого полушария головного мозга. Большинство учеников, которые, плохо учатся, а то и относятся к категории необучаемых детей, имеют в качестве ведущего правое полушарие, и потому плохо справляются с заданиями, в которых работать приходится только левому полушарию мозга. Это не означает, что так называемые правополушарные люди не используют в своей жизни левое полушарие, но обучение, которое строится только на его работе, очень затрудняет их успешность, так как требует значительных усилий и все равно при этом качество выполнения подобных заданий у них невысоко. Таким образом, использование разнообразных приемов при работе с учебным содержанием позволяет сделать образовательный процесс более индивидуализированным, обеспечить максимальное развитие способностей каждого учащегося и повысить качество современного образования, что очень важно для профильного обучения. Граф-схема 1 Данная граф-схема предполагает дать характеристику объекта или явления но плану: Анализ данного понятия может быть осуществлен посредством использования разных источников: учебников, энциклопедий, словарей, справочной литературы. Схема 2 Прием «Мышление под прямым углом» Данный прием эффективно может быть использован для работы с разными фактами. С помощью него можно отрабатывать новые понятия, переводя их на индивидуальный язык посредством разных ассоциаций. Данный прием может давать выход на интересные дискуссии учеников с целью установления истины.
Приемы 3 и 4 позволяют обучать избирательному чтению с целью выявления сути вопроса. В процессе чтения ученикам требуется выделить или главную идею, или основное понятие текста и определить, что поддерживает эти идеи или что является основными характеристиками. Граф-схема 3
Граф-схема 4 «Фиш-бон» (Разработал Дж. Белокс).
Приемы 3 и 4 позволяют обучать избирательному чтению с целью выявления сути вопроса. В процессе чтения ученикам требуется выделить
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 5667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.147 (0.016 с.) |