Понятие и предмет теории государства и права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и предмет теории государства и права.

Поиск

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

 

 

Н. Г. ПАВЛОВА

 

 

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

 

Курс лекций

 

Учебное пособие

для иностранных студентов

 

МОСКВА

Рецензенты:

Носов С.И. доктор юридических наук, профессор.

Варламова Н.В. кандидат юридических наук, доцент.

Павлова Н.Г. Часть 1.Теория государства. Учебное пособие для иностранных студентов М.: РУДН, 2013. .. с.

Учебное пособие даёт исчерпывающую информацию, необходимую при изучении дисциплины «Теория государства и права», Часть 1 «Теория государства», освещает все основные категории по данной дисциплине. Автор кратко и доступно излагает материал, даёт характеристику основным государственно-правовым понятиям.

Предназначено для иностранных студентов.

 

© Павлова Н.Г.(содержание), 2013

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Тема 1. Предмет, метод и система теории государства и права ………….4

 

Тема 2. Происхождение государства и права ……………………………..10

 

Тема 3. Понятие, сущность и типология государства ……………………23

 

Тема 4.Механизм и функции государства ………………………………….34

 

Тема 5.Формы государства…………………………………………………...41

 

Тема 6. Соотношение государства и общества……………………………..53

 

Рекомендуемая литература…………………………………………………..61

 

 

Часть IТеория государства

Тема 1. Предмет, метод и система курса теории государства и права.

Вопросы:

1. Понятие и предмет теории государства и права.

2. Общенаучные и частные методы исследования государства и права.

3. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

4. Функции теории государства и права.

5. Система курса теории государства и права.

 

Понятие и предмет теории государства и права.

Теория государства и праваэто общественная наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, о типах права и государства, об их классово-политической и общечеловеческой сущности, содержании, формах, функциях и конечных судьбах.

Как всякая наука, теория государства и права имеет свой:

- предмет;

- объект;

- метод;

- понятийный аппарат.

Предмет теории государства и права – это то, что она изучает, что теоретически осваивает в определённом объекте.

Для теории государства и права в качестве объекта выступают государство и право.

Предметом является следующее:

- общие закономерности и принципы возникновения, развития и функционирования государства и права;

- система основных понятий юриспруденции, терминов и категорий, с помощью которых раскрывается сущность явлений и процессов, их связи, обобщаются наиболее важные признаки и стороны.

Для теории государства и права характерен высокий уровень абстракции. Это наука обобщающая, имеющая руководящее, направляющее методологическое значение. Благодаря теории государства и права картина государственно-правовой действительности становится более целостной.

 

Система курса теории государства и права.

Теория государства и права - это единая наука, дающая обобщённоепредставление о государственно-правовой действительности. Структура данной науки и данного курса состоит из двух крупных блоков:

- теории государства;

- теории права.

Есть некоторые общие проблемы, имеющие значение для обеих этих частей (вопросы их происхождения, развития, методологии, типологии, подходов к сущности и т.д.).

Идея неразрывной связи государства и права, в принципе, аксиома. Однако, правопонимание нельзя доводить до этатистского уровня, нельзя определять право только как средство (инструмент) государственного управления, не следует жёстко связывать его только с государством.

Право – средство социального управления, имеющее собственную культурную ценность и глубокие корни в социальных отношениях, гражданском обществе (что может проявляться в референдумах, всенародных обсуждениях, во влиянии избирателей на законодательные органы и т.п.).

 

 

 

Восточный (азиатский) путь возникновения государства.

Западный путь возникновения государств.

Древняя Спарта.

Характерные черты:

1) спартанская община долго сохраняла социальное равенство;

2) собственность (земельные наделы, рабы) – общинная;

3) рабы-илоты – из завоёванных территорий; их со временем больше, чем самих спартанцев;

4) необходимость руководить илотами и держать в повиновении вызвала создание новых органов власти;

5) среди спартанцев не допускается частная собственность, чтобы не создавать социальную напряжённость в общине;

6) земля наделена поровну между спартанцами;

7) консервация существующих порядков; не ликвидируются остатки родоплеменной организации;

8) жёсткий режим на уровнительность;

9) террористические методы управления.

Древний Рим.

Механизм разложения родоплеменного строя (2-ой век до н.э.) такой же, как и в Греции, но медленнее (200 лет).

Особенности:

1. Образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против родовой аристократии (патрициев). Плебеи вырывали одну уступку за другой у патрициев.

2. Общинная организация Рима стала обладать значительной демократичностью:

- утвердилось равноправие всех свободных граждан;

- закрепился принцип: всякий гражданин одновременно и землевладелец и воин;

- велико социально-политическое значение сельской общины, которая всегда оставалась собственником общинной земли.

3. Во втором веке н.э. начинается процесс массового обезземеливания крестьян.

4. беспрерывные завоевания приводят к массовому скоплению рабов и в городах и в сельской местности; их подавление и удержание осуществляет римская семья);

5. во втором веке н.э. создаётся мощная государственная машина для подавления рабов и для усмирения столкновений различных социальных групп необъятной империи.

Теологическая теория

Возникла: Древний Восток;

Получила распространение: средневековье(Европа), идеологии Ислама, католической церкви.

Представители: Фома Аквинский, Жак Маритен.

Основные тезисы:

- причины возникновения государства – божественная воля,

- отстаивание незыблемости, вечности государства, необходимости подчинения государственной воле, как воле от бога;

- зависимость самого государства от божественной воли, которая признаётся через церковь.

Критика: данная теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя опровергнуть. Вопрос истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога.

Патриархальная теория

Возникла: III век до н.э.;

Представители: Аристотель, Фильмер, Михайловский и д.р.;

Основные тезисы:

- государство возникает из разросшейся семьи;

- глава семьи – глава государства (монарх);

- власть монарха – продолжение власти отца, монарх – отец всех своих подданных.

Вывод: несопротивление власти государя.

Критика:

- нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства, более того, государство появляется как раз тогда, когда разрушаются родственные связи;

- власть отца в семь принципиально отличается от власти монарха в государстве. Отец никогда не примет решение в ущерб интересов членов семьи.

Психологическая теория

Возникла: XIX век., Европа.

Представители: Тард, Петражицкий.

Основные тезисы:

- причина возникновения государства кроются в свойствах человеческой психики: потребность подчиняться, сознание зависимости от правящей элиты, осознание справедливости этого.

Критика:

- человеческая психика формируется по влиянием соответствующих экономических, социальных условий;

- социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, но его влияние не является решающим.

Органическая теория

Возникла: XIX век.

Основатель: Платон (IV-III до н.э.)

Представители: Блюнчли, Спенсер и д.р.

Причины: успехи в естествознании (Дарвин).

Основные тезисы:

- государство отождествляется с биологическим организмом, а законы государства – с процессом человеческой психики,

- государство – результат эволюции животного мира по закону «от низшего к высшему»;

- дальнейшее развитие – к объединению людей в процессе естественного отбора;

- государство – единый организм: правительство выполняет функции мозга; право есть импульсы;

- низшие классы реализуют внутренние функции; господствующие – внешние.

Критика:

- человеческое общество – это качественно высший уровень организации;

- законы его развития специфичны, не простое продолжения животного мира; они отличаются от законов физики, химии, биологии.

Теория насилия

Возникла: XIX век, Европа.

Представители: Гумплович, Каутский, Дюринг.

Основные тезисы:

- возникновение государства объясняется факторами военно-политического характера: завоеванием одного племени другим;

- для подавления сопротивления завоёванных народов создаётся государственный аппарат, право.

- возникновение государства основано на реализации закономерности подчинения слабого сильному (напр., раннегерманское государство, венгерское и д.р.).

Критика: для возникновения государства необходим определённый уровень экономического развития общества (прибавочный продукт, налоги и т.д.)

Е) теория конвергенции.

Зародилась: 50-е – 60-е г.г. XX в.

Основоположники: Гелбрейт, Арон, Сорокин.

Исследовала влияние двух систем: западных и СССР.

Основные тезисы:

- происходит обмен между государствами (технологии, культура, принципы управления и т.д.), заимствование лучшего;

- результат – сближение государств по их сущности, организации, формам деятельности;

- результат – утрачивание различий;

- возникает» постиндустриальное государство» единого типа, которое будет государством всеобщего благоденствия.

Критика:

- не учитывается степень преодолимости культурных, религиозных, правовых традиций, которые определяют, в том числе, и особенности управления государством; степень зрелости государства и общества.

 

4. Формационный подход к типологии государств.

Советская наука (в том числе и российская) для исследования исторических форм государств прошлого делала акцент на их классовой сущности в ущерб общесоциальной и создала типологию государств:

- учение, система знаний, которые используются для выделения сущностных черт государств и отнесении их к определённому историческому типу.

Исторический тип государстваэто категория, обозначающая совокупность исторических и социальных признаков, отличающих одну группу классифицируемых государств от другой.

Критерий классификации:

- характер властеотношений (классовая природа власти, которая принадлежит экономически господствующему классу).

Виды исторических типов государств:

- рабовладельческое;

- феодальное;

- буржуазное;

- социалистическое.

Положительное в формационном подходе:

1) логичность, убедительность, научность в изучении государственных форм прошлого;

2) выработаны следующие категории:

- ОЭФ (общественно-экономическая формация) определяется типом производства и формой собственности;

- исторический тип государства;

- классификация государств;

- классы;

- классовая борьба и д.р.

3) определены следующие закономерности и связи:

- соответствие типа государства и ОЭФ («базис определяет надстройку»);

- закономерность смены одной ОЭФ на другую, одного типа государства на другой;

- антагонизм классов; классовая борьба – двигатель смены исторических типов государств («низы не хотят, а верхи не могут жить по старому») и д.р.

Негативное:

1) проблема с типологией восточных государств (далеко не всякая государственная власть имеет классовый характер; не все государства знали рабовладение);

2) классовая типология не объясняет различные сути одного государства в одном историческом типе. Напр., социализм (СССР - общенародное государство – перестройка); капитализм - империализм – акционирование;

3) ошиблись в прогнозах на будущее (Западные страны должны «разлагаться»; в России – путь к коммунистической формации);

4) не объясняет сути современного государства (нет классов, какая же формация?).

Выход:

Суть современных государств можно объяснить из общесоциальной функции государств (это тоже властеотношения, но речь идёт не о принадлежности власти, а об отношениях между государством и личностью). Таким образом, может быть следующая классификация:

- тоталитарное государство;

- авторитарное государство;

- либерально-демократическое;

- демократическое;

- правовое государство.

Цивилизационный подход к типологии государств.

Арнольд Тойнби (XIX -XX) в.в. Его работа – «Постижение истории».

Главная идея – о невозможности существования единой, универсальной общечеловеческой культуры.

Цивилизацияэто замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных и иных признаков.

История цивилизаций напоминает развитие человека. Они

- возникают,

- развиваются,

- стареют,

- умирают.

Картина всемирно- исторического процесса следующая:

I ступень – египетско-вавилонская цивилизация;

II ступень – персидско-иудейская и античная цивилизация;

III ступень – византийско-славянская – восточная + западная цивилизации + исламская;

IV ступень – «Апокалипсис».

Последователи Тойнби дают три этапа цивилизации:

1. локальные (наличие специфических социальных институтов):

(древне-греческие, шумерская, инкская, эллинская);

2. особенные цивилизации (схожие типы государств): индийская, китайская, западно-европейская, восточная, исламская;

3. современные цивилизации (окончательно не сформировалась).

Об эволюции государств Тойнби ничего не говорил.

Его последователи – в зависимости от уровня организации государственных институтов выделяют:

1. первичные цивилизации (часто имеют форму империй), напр., древнеегипетская. Характерно:

- роль государства в жизни общества огромна;

- соединение государства с религией.

2. вторичные: - западно-европейская;

- североамериканская;

- латиноамериканская.

Характерно:

- меньший диктат государства над обществом;

- правитель уже не Бог, а слуга народа;

- власть должна соответствовать сложившимся идеалам в народной среде.

Тема 5. Формы государства.

Вопросы:

1. Понятие формы государства.

2. Форма правления: понятие и виды. Монархическая форма правления. Республиканская форма правления.

3. Форма правления в современной России.

4. Форма государственного устройства: понятие и виды: унитарное государство, федеративное государство. Конфедерация. Федеративное устройство современной России.

5. Политический (государственный) режим: понятие и виды. Демократический и антидемократические политические режим.

 

Понятие формы государства.

- это организация государственной власти в стране, выраженная в форме правления, в форме государственного (территориального) устройства и в форме политического режима.

Форма государства подчёркивает:

- особенности его внутренней структуры;

- порядок образования и структуру органов государственной власти;

- специфику территориальной организации государства;

- методы осуществления властной деятельности;

- взаимоотношение органов государственной власти с отдельной личностью и с гражданским обществом в целом.

Форма государства – внешний показатель, она позволяет оценить такие факторы, как структуру верховной власти, демократичность власти, взаимодействие государства и личности.

Современная наука о государстве и праве рассматривает три основныхсоставляющих элемента формы государстваформа правления, форма государственного устройства, политический (государственно-правовой) режим.

Дуалистическая монархия.

Переходная форма, встречается редко.

Иордания, Кувейт, Марокко.

Черты:

- определённое равновесие между властью монарха и представительного органа;

- исполнительная власть всецело принадлежит монарху (здесь он независим от парламента);

- правительство назначается монархом и ответственно только перед ним;

- у парламента нет никаких рычагов воздействия на правительство;

- судебная власть полностью в руках монарха.

Выборная монархия.

Малайзия.

Черты:

- монарх избирается на определённый срок;

- сочетание признаков монархической и республиканской формы правления.

Республика – форма правления, где высшая власть в государстве принадлежит выборному органу – парламенту, Президенту. Они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное сомоуправление.

Виды республик:

- парламентская республика;

- президентская республика;

- смешанная: -парламентско-президентская;

- президентско-парламентская.

Президентская республика.

США, Аргентина, Мексика и д.р.

Черты:

- президент – глава государства (избирается на 4, 5, 7лет всенародным голосованием; выборщиками – косвенные выборы в США, Аргентина);

- президент – глава исполнительной власти, глава правительства;

- президент формирует правительство, оно ответственно перед ним;

- ни президент, ни правительство не ответственны перед парламентом;

- парламент не может выразить вотум недоверия правительству;

- президент не обладает правом роспуска парламентом;

- принцип жёсткого разделения властей с чётким разграничением предметов компетенции;

- действенная система сдержек и противовесов;

- институт несовместимости депутатского мандата с министерским портфелем.

Парламентская республика.

Австрия, Италия, Германия и д.р.

Черты:

- президент избирается, как правило, путём многостепенных выборов и получает свой мандат от парламента. В Турции, Израиле избирают депутаты парламента; в Италии – избирательная коллегия (депутаты + представители других органов);

- правительство избирается парламентом из представителей партий, получивших большинство мест в парламенте;

- члены правительства = депутаты;

- президент имеет представительные функции главы государства;

- президент участвует в формировании правительства, назначает и смещает государственных чиновников, имеет право роспуска нижней палаты, созывает парламент на очередные сессии, объявляет чрезвычайное положение;

- глава исполнительной власти – глава правительства – премьер-министр;

- институт политической ответственности правительства перед парламентом;

- парламент контролирует деятельность правительства (в форме резолюций, парламентских расследований);

- парламент может выражать вотум недоверия правительству.

Смешанная республика.

Франция, Россия и д.р.

Черты:

- парламент может выносить вотум недоверия правительству;

- президент в праве распустить парламент;

- правительство формирует и президент и парламент;

- правительство ответственно и перед президентом (может отправить в отставку) и перед парламентом;

Виды политических режимов.

Всё многообразие политических режимов в силу некоторых неизменных качеств можно свести к двум разновидностям:

1. демократические режимы;

2. недемократические режимы.

Демократический режим – это методы и способы властвования, которые приводят к построению демократического государства, в котором:

1) властные органы имеют мандат народа, то есть центральные органы непосредственно избираются народом (парламент, глава государства);

2) объём и пределы власти каждого органа определяются законом;

3) в обществе утверждается верховенство права и независимое правосудие;

4) все граждане имеют защищённые судом неотъемлемые права и свободы.

Недемократические режимы свойственны авторитарным и тоталитарным государствам.

Авторитарное государство – это государство, в котором:

1) государственная власть не имеет непосредственного мандата народа, хотя и определяется законом;

2) фактически, власть произвольно осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц путём прямого использования управленческого административного аппарата, вооружённых сил и карательных учреждений;

3 ) право и права человека не имеют независимого статуса и верховенства в обществе;

4) функции права ограничиваются требованием соблюдения действующих законов.

Тоталитарное государство – это государство, в котором:

1) административное управление строится на началах всевластия, оно не определяется законом;

2) из жизни общества исключается независимое правосудие и правачеловека;

3) всё общество подпадает под тотальный контроль управленческого административного аппарата, вооружённых сил и карательных учреждений;

4) осуществляется беспрецедентное подавление личности.

 

 

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

 

 

Н. Г. ПАВЛОВА

 

 

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

 

Курс лекций

 

Учебное пособие

для иностранных студентов

 

МОСКВА

Рецензенты:

Носов С.И. доктор юридических наук, профессор.

Варламова Н.В. кандидат юридических наук, доцент.

Павлова Н.Г. Часть 1.Теория государства. Учебное пособие для иностранных студентов М.: РУДН, 2013. .. с.

Учебное пособие даёт исчерпывающую информацию, необходимую при изучении дисциплины «Теория государства и права», Часть 1 «Теория государства», освещает все основные категории по данной дисциплине. Автор кратко и доступно излагает материал, даёт характеристику основным государственно-правовым понятиям.

Предназначено для иностранных студентов.

 

© Павлова Н.Г.(содержание), 2013

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Тема 1. Предмет, метод и система теории государства и права ………….4

 

Тема 2. Происхождение государства и права ……………………………..10

 

Тема 3. Понятие, сущность и типология государства ……………………23

 

Тема 4.Механизм и функции государства ………………………………….34

 

Тема 5.Формы государства…………………………………………………...41

 

Тема 6. Соотношение государства и общества……………………………..53

 

Рекомендуемая литература…………………………………………………..61

 

 

Часть IТеория государства

Тема 1. Предмет, метод и система курса теории государства и права.

Вопросы:

1. Понятие и предмет теории государства и права.

2. Общенаучные и частные методы исследования государства и права.

3. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

4. Функции теории государства и права.

5. Система курса теории государства и права.

 

Понятие и предмет теории государства и права.

Теория государства и праваэто общественная наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, о типах права и государства, об их классово-политической и общечеловеческой сущности, содержании, формах, функциях и конечных судьбах.

Как всякая наука, теория государства и права имеет свой:

- предмет;

- объект;

- метод;

- понятийный аппарат.

Предмет теории государства и права – это то, что она изучает, что теоретически осваивает в определённом объекте.

Для теории государства и права в качестве объекта выступают государство и право.

Предметом является следующее:

- общие закономерности и принципы возникновения, развития и функционирования государства и права;

- система основных понятий юриспруденции, терминов и категорий, с помощью которых раскрывается сущность явлений и процессов, их связи, обобщаются наиболее важные признаки и стороны.

Для теории государства и права характерен высокий уровень абстракции. Это наука обобщающая, имеющая руководящее, направляющее методологическое значение. Благодаря теории государства и права картина государственно-правовой действительности становится более целостной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.239 (0.012 с.)