Система курса теории государства и права. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система курса теории государства и права.



Теория государства и права - это единая наука, дающая обобщённоепредставление о государственно-правовой действительности. Структура данной науки и данного курса состоит из двух крупных блоков:

- теории государства;

- теории права.

Есть некоторые общие проблемы, имеющие значение для обеих этих частей (вопросы их происхождения, развития, методологии, типологии, подходов к сущности и т.д.).

Идея неразрывной связи государства и права, в принципе, аксиома. Однако, правопонимание нельзя доводить до этатистского уровня, нельзя определять право только как средство (инструмент) государственного управления, не следует жёстко связывать его только с государством.

Право – средство социального управления, имеющее собственную культурную ценность и глубокие корни в социальных отношениях, гражданском обществе (что может проявляться в референдумах, всенародных обсуждениях, во влиянии избирателей на законодательные органы и т.п.).

 

 

 

Тема 2. Происхождение государства и права.

Вопросы:

1. Общая характеристика социального регулирования в первобытном обществе.

2. Закономерности возникновения государства и права.

3. Отличие государства от общественной власти первобытного общества.

4. Отличие права от социальных норм первобытного общества.

5. Основные теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, марксистская.

 

Общая характеристика социального регулирования в первобытном обществе.

Теория государства и права раскрывает закономерности возникновения государства и права. Основные из них – это то, что:

- государство существовало не вечно, а появилось на определённой ступени развития человечества (общество – 3 - 4,5 млн. лет назад; государство – 5-6 тыс. лет назад);

- родовая община настолько оказалась устойчивой, что сохранялась не только в древности, но и на последних ступенях развития цивилизации.

Особенностью социальной власти и норм в первобытном обществе, являлось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени.

Признаки родовой общины:

1) кровное родство;

2) совместный коллективный труд;

3) общественная собственность;

4) равенство социального положения (в первую очередь выражалось при распределении продуктов);

5) цель – выжить.

Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и норм первобытного общества.

Признаки социальной власти, существовавшей в догосударственный период:

1) распространялась только в рамках рода, выражала его волю и основывалась на кровных связях;

2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (субъект власти и объект власти совпадали);

3) органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военноначальники и т.п., которые решали все важнейшие вопросы жизни первобытного общества.

Нормативное регулирование:единственным источником, содержащим правила поведения был родовой обычай – правило целесообразного, необходимого, объективного поведения, регулирующее производство и распределение, семейные, родственные и иные общественные связи (мононорма).

Признаки норм, существовавших в догосударственный период:

1) существовали в поведении и сознании людей, не будучи, как правило, закреплены в письменной форме;

2) обеспечивались, в основном, силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

3) ведущим в них способом регулирования в них выступает запрет (табу), отсутствие собственно прав и обязанностей;

4) выражали интересы всех членов рода.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.252.84 (0.006 с.)