Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Плюрализм подходов к понятию государства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Плюрализм или множественность подходов к понятию государства связана со следующим: - сложность, многогранность государства как социального явления; - разнообразие его форм в прошлом и настоящем; - его деятельность прямо затрагивает интересы различных социальных классов, групп. Государство – само субъект политических отношений; - различные идеологические и философские позиции авторов и т.д. а) марксистская концепция государства. Зародилась: кон.XIX нач. XX в. Основоположники: К.Маркс, Ф. Энгельс, В.И.Ленин. В её основе – идеи исторического материализма и классовый подход. Основные тезисы: 1) государство – орудие власти экономически господствующего класса; машина для подавления одного класса другим; 2) тип экономики определяет стадию исторического развития государства; 3) цель – построение социалистического общества, а затем – коммунистического; 4) конечная судьба государства – отмирание. Критика: - однобокий подход к определению сущности государства в ущерб её общесоциальной природы; - смена типов государства не всегда происходит в результате классовой борьбы; - классы в экономическом смысле в их антагонизме в XX в. ни в одном государстве не представлены (в силу акционирования предприятий); - социализм оказался не самой высшей стадией развития государства; социалистическая система рухнула. б) теория государства плюралистической демократии. Зародилась: нач. XX в. Основоположники: Г.Ласки, М.Дюверже, Р.Дарендорф, Р.Даль. Идеология социал - демократов, либералов. Основные тезисы: - власть утратила классовый характер, так как исчезли классы; - общество состоит из страт (возраст, профессия, место жительства, интересы и т.д.); - на основе страт создаются политические объединения, которые оказывают реальное давление на органы государства и определяют политику; - таким образом, власть принадлежит каждому; - государство становится выразителем общей воли. Критика: - демократический характер теории; - обосновывается участие всех граждан в делах государственного управления. в) теория элит. Зародилась в нач. XX в., развитие получила в сер. XXв. Основоположники: В.Парето, Г.Моски, Х.Лассуэл, Д.Сартори, Т.Дай и д.р. Основные тезисы: - народ не может и не должен управлять государством;
- управление осуществляет элита (происхождение, опыт, способности и проч.); - возможна ротация из народа; -существует несколько элит, между ними происходит борьба за власть; народ это контролирует путём избирательного права. Критика: - отстранение населения от власти; - отрицание её классового характера. В самом деле, депутаты, чиновники, становясь таковыми, приобретают элитарный статус (льготы, неприкосновенность, привилегии и проч.). Главное – обеспечить контроль со стороны общества. г) технократическая теория. Зародилась: 20-е г.г. XX в., получила развитие - 60-70-е г.г.XX в. Основоположники: Т.Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон и др. Является современной интерпретацией элит. Основные тезисы: - управлять должны специалисты (менеджеры) по аналогии с транснациональными корпорациями, где эффективное управление даёт прибыль и процветание; - правительство – техническое; - управление становится научным, эффективным; - роль парламента как политической трибуны – несущественна; законотворческий процесс – техническая функция; Критика: - в результате – власть становится аполитичной, оторванной от нужд народа; - цели государства и корпорации – разные; для корпорации – прибыль, у государства – в соответствии с его сущностью (классовая и общесоциальная). Е) теория конвергенции. Зародилась: 50-е – 60-е г.г. XX в. Основоположники: Гелбрейт, Арон, Сорокин. Исследовала влияние двух систем: западных и СССР. Основные тезисы: - происходит обмен между государствами (технологии, культура, принципы управления и т.д.), заимствование лучшего; - результат – сближение государств по их сущности, организации, формам деятельности; - результат – утрачивание различий; - возникает» постиндустриальное государство» единого типа, которое будет государством всеобщего благоденствия. Критика: - не учитывается степень преодолимости культурных, религиозных, правовых традиций, которые определяют, в том числе, и особенности управления государством; степень зрелости государства и общества.
4. Формационный подход к типологии государств. Советская наука (в том числе и российская) для исследования исторических форм государств прошлого делала акцент на их классовой сущности в ущерб общесоциальной и создала типологию государств:
- учение, система знаний, которые используются для выделения сущностных черт государств и отнесении их к определённому историческому типу. Исторический тип государства – это категория, обозначающая совокупность исторических и социальных признаков, отличающих одну группу классифицируемых государств от другой. Критерий классификации: - характер властеотношений (классовая природа власти, которая принадлежит экономически господствующему классу). Виды исторических типов государств: - рабовладельческое; - феодальное; - буржуазное; - социалистическое. Положительное в формационном подходе: 1) логичность, убедительность, научность в изучении государственных форм прошлого; 2) выработаны следующие категории: - ОЭФ (общественно-экономическая формация) определяется типом производства и формой собственности; - исторический тип государства; - классификация государств; - классы; - классовая борьба и д.р. 3) определены следующие закономерности и связи: - соответствие типа государства и ОЭФ («базис определяет надстройку»); - закономерность смены одной ОЭФ на другую, одного типа государства на другой; - антагонизм классов; классовая борьба – двигатель смены исторических типов государств («низы не хотят, а верхи не могут жить по старому») и д.р. Негативное: 1) проблема с типологией восточных государств (далеко не всякая государственная власть имеет классовый характер; не все государства знали рабовладение); 2) классовая типология не объясняет различные сути одного государства в одном историческом типе. Напр., социализм (СССР - общенародное государство – перестройка); капитализм - империализм – акционирование; 3) ошиблись в прогнозах на будущее (Западные страны должны «разлагаться»; в России – путь к коммунистической формации); 4) не объясняет сути современного государства (нет классов, какая же формация?). Выход: Суть современных государств можно объяснить из общесоциальной функции государств (это тоже властеотношения, но речь идёт не о принадлежности власти, а об отношениях между государством и личностью). Таким образом, может быть следующая классификация: - тоталитарное государство; - авторитарное государство; - либерально-демократическое; - демократическое; - правовое государство. Цивилизационный подход к типологии государств. Арнольд Тойнби (XIX -XX) в.в. Его работа – «Постижение истории». Главная идея – о невозможности существования единой, универсальной общечеловеческой культуры. Цивилизация – это замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных и иных признаков. История цивилизаций напоминает развитие человека. Они - возникают, - развиваются, - стареют, - умирают. Картина всемирно- исторического процесса следующая: I ступень – египетско-вавилонская цивилизация; II ступень – персидско-иудейская и античная цивилизация; III ступень – византийско-славянская – восточная + западная цивилизации + исламская; IV ступень – «Апокалипсис». Последователи Тойнби дают три этапа цивилизации: 1. локальные (наличие специфических социальных институтов): (древне-греческие, шумерская, инкская, эллинская); 2. особенные цивилизации (схожие типы государств): индийская, китайская, западно-европейская, восточная, исламская;
3. современные цивилизации (окончательно не сформировалась). Об эволюции государств Тойнби ничего не говорил. Его последователи – в зависимости от уровня организации государственных институтов выделяют: 1. первичные цивилизации (часто имеют форму империй), напр., древнеегипетская. Характерно: - роль государства в жизни общества огромна; - соединение государства с религией. 2. вторичные: - западно-европейская; - североамериканская; - латиноамериканская. Характерно: - меньший диктат государства над обществом; - правитель уже не Бог, а слуга народа; - власть должна соответствовать сложившимся идеалам в народной среде.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.168.176 (0.01 с.) |