Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Координация движений артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата

Поиск

Г.Т. Бекбулатов (1969) указывает, что организм может вос­становить утраченную функцию за счет включения компенса­торных возможностей той или иной системы. Известно, что компенсации лучше поддаются системы, связанные с компо­нентом движения. Голосовой аппарат является именно такой системой. Для активизации подвижности черпаловидных хря­щей и голосовых складок автор рекомендует вокальные упраж­нения на стаккато, для этого используются пропевания трезву­чий по ступеням, нисходящий пентахорд, пение гласных на одном звуке, пение арпеджио. Суть упражнений заключается в пении без форсирования звука.

Большой вклад в разработку фонопедических приемов вос­становления голоса при органических и функциональных на­рушениях внесли Е.С. Алмазова (1973), С.Л. Таптапова (1962, 1971, 1978, 1984, 1991). Предлагаемые ими и их учениками методы коррекции голоса свидетельствуют об эффективности комплексного подхода к проблеме восстановления голосовой функции.

Е.С. Алмазова, С.Л. Таптапова, И.И. Ермакова, Е.В. Лав­рова применяют специальную дыхательную гимнастику, голо­совые и вокальные упражнения при различных нарушениях голоса.

В работах Е.В. Лавровой (1975, 1978) излагаются дифферен­цированные методы восстановления голоса у больных с паре­зами и параличами гортани, после удаления образований голо­совых складок, при хронических ларингитах и функциональ­ных нарушениях голоса. Она считает, что основной задачей логопедической работы является ликвидация патологического навыка голосообразования и формирование правильного голо­сового стереотипа. Для этого она рекомендует следующую этапность: психотерапия, постановка физиологического дыха­ния, выработка новых кинестезий и координация функциони­рования дыхательной, артикуляционной и голосовой мускула­туры. Закрепление и автоматизация, навыков отрабатывается в специально подобранных вокальных упражнениях.

В Дании и скандинавских странах широкое распростране­ние получил акцентный метод, предложенный Svend Smith (1978), который основан на ритмическом чередовании ударных и безударных речевых единиц. Основу метода составляет обу­чение пациентов умению сознательно управлять подскладковым давлением. Вначале проводятся занятия по тренировке «глубокого» дыхания, далее переходят к голосовым упражне­ниям, которые выполняются в различном ритме. Kotby (1995) применял метод при различных нарушениях голоса и речи весьма успешно, считая что акцентный метод может быть ис­пользован как для коррекции, так и для профилактики нару­шений голоса. Метод заключается в объединении следующих направлений: абдоминально-диафрагмального дыхания, владе­ния ритмом и артикуляцией, координации движения. По мне­нию Arndt, этот метод требует от логопеда музыкальности и развитого чувства ритма больше, чем другие методики.

На первом этапе сопряженно произносятся звуки и слоги, фонация сопровождается определенными движениями руки. На втором этапе речевые движения сочетаются с танцем. Далее проговаривание осуществляется с одновременным отстукива­нием африканских ритмов под бубен. На заключительном этапе совершенствуются голосовые модуляции, расширяется диапа­зон звучания. Упражнения выполняются в медленном, среднем и быстром темпах. В каждом конкретном случае упражнения подбираются индивидуально.

Достоинством метода, безусловно, является сочетание фо­нации и развитие общей моторики. Однако для русскоговоря­щих пациентов этот метод не может быть столь эффективным, как у лиц, пользующихся языком с фиксированным ударени­ем, поскольку в русском языке ударение динамично. Другим недостатком, с нашей точки зрения, является тот факт, что обучение ведется в отрыве от процесса коммуникации, а заучи­ваются определенные шаблонные интонемы и акцентонемы.

В последние годы за рубежом получил распространение метод, предложенный Sovijarvi (1984), получивший название «Stabilization Phenomenon». Суть метода заключается в сба­лансированности (синергизме) ларингеальной мускулатуры и достижении симметричности и синхронности работы мышц. С помощью специальных упражнений достигается эластич­ность голосовых складок. Упражнения подбираются индиви­дуально для каждого обучающегося и усложняются на каж­дом этапе тренировки.

Основное внимание уделяется тренировке абдоминального дыхания, специально подобранным фонетическим упражнениям, предпочтение отдается йотированным звукам. Фонацион­ные упражнения координируются с движением. Занятия про­должаются в течение 2 минут, за занятие выполняется 3—5 уп­ражнений, нагрузка возрастает каждые 2—3 недели. Курс обучения от 2 до 6 месяцев.

Хотя программа позволяет добиться стабильности звуча­ния, преодолеть асимметрию, у некоторых пациентов закреп­ляется твердая атака голосообразования и напряженный голос.

Не менее интересной кажется и методика Forchhammer (1974), которая базируется на философии, что «целое» состоит из компонентов, которые его составляют. Поэтому корригируя определенный компонент, можно улучшить «целое». Патоло­гическое состояние рассматривается как разбалансировка меж­ду подскладковым давлением и эластичностью и подвижно­стью голосовых складок. Важными моментами в терапии явля­ются контакт между обучающим и обучаемым, активность и сознательность в процессе занятий, умение управлять эмоци­ональным состоянием. В процессе тренировки используются релаксационные и дыхательные упражнения, упражнения на координацию общей моторики, голосовой тренинг и артикуляционная гимнастика.

Глава 6. Подготовка голосового аппарата к звучанию



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.190 (0.009 с.)