Глава 2. Психотерапия в комплексной реабилитации детей с нарушениями голоса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Психотерапия в комплексной реабилитации детей с нарушениями голоса



Важное место в системе коррекционных мероприятий у больных с нарушениями голоса занимает психотерапия.

Психотерапия предполагает индивидуальный подход к па­циенту с учетом его возраста, особенностей личности, характе­ра и длительности расстройства голоса. Основными средства­ми рациональной психотерапии являются беседа, убеждение, отвлечение, вселение уверенности в успех предлагаемого лече­ния. Главная задача — активное и сознательное включение па­циента в процесс восстановительного лечения, создание поло­жительного фона для адаптации в обществе.

Уже при первой встрече с больным важно установить контакт, найти правильный подход к нему, так как от этого в значительной степени зависит весь дальнейший ход реабилитации. Выявляются жалобы пациента, составляется представление о круге его интересов, отношении к собственному заболеванию, его взаимоотношениях с окружающими, характерологических особенностях ребенка.

Важное внимание уделяется объяснению причин нарушения голоса. Для этого используются специальные схемы. О бъясняя механизм нарушения, следует устранить непра­вильное тягостное представление о болезни, в доступной фор­ме раскрыть механизм нарушения и наметить пути выхода из болезненного состояния. Демонстрация магнитофонных запи­сей голоса детей, прошедших курс лечения, личные встречи с ними оказывают положительное воздействие на пациентов.

Рекомендуется широко использовать метод отвлечения от болезненной фиксации внимания на голосовых нарушениях, для этих целей можно применять игровые ситуации, различ­ные технические средства, работу над дыханием, артикуляци­онной моторикой и т.п. Особое значение придается поощре­нию, так как большинство детей и подростков болезненно пе­реживают свои неудачи, имеют резко заниженный уровень притязания в условиях «неуспеха».

Таким образом, благодаря рациональной психотерапии можно добиться адекватного отношения пациента к собствен­ному голосу (при этом важно исключить как недооценку голо­сового нарушения, так и переоценку болезненного состояния). Обучающийся должен четко представлять сущность наруше­ния, видеть перспективу реабилитации и принимать участие в этом процессе.

Не менее важным является обучение методам саморегуля­ции, в частности, аутогенной тренировке (АТ). Занятия ауто­генной тренировкой позволяют путем самовнушения достичь состояния релаксации, мышечного расслабления, а затем про­водить целенаправленное воздействие на те или иные вегета­тивные и психические процессы. С помощью АТ удается сде­лать детей и подростков более резистентными в отношении
психотравмирующих воздействий, тем самым предотвратить рецидивы.

Кроме того, АТ позволяет преодолеть мышечное напряже­ние дыхательной и фонаторной мускулатуры, что в свою оче­редь закрепляет правильный механизм фонации.

АТ как метод релаксации особенно полезен при гипертонусных дисфониях, узелках и полипах голосовых складок, пси­хогенных афониях, но он используется и при иных нарушени­ях голоса у лиц эмоционально-возбудимых, неуравновешен­ных, раздражительных и астенически-ослабленных. Больные па фоне общей и локальной мышечной релаксации овладевают кинестетическими мышечными ощущениями движений глот­ки и гортани, благодаря чему фонопедические занятия стано­вятся более осознанными и эффективными.

Глава 3. Постановка дыхания

Основными ошибками фонационного дыхания являются неэкономное использование воздуха в процессе голосообразования, укороченный спорадический выдох, инспирированная речь, частые доборы воздуха ртом, неоправданные синтагматическим и логическим членением речевого потока.

Наиболее частая ошибка — преимущественное использование во время речи ключичного или верхнереберного дыхания, сопровождающегося сильным подъемом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры, в результате чего дыхание становится шумным и напряженным.

Для устранения подобных ошибок большое значение уделяется воспитанию активности диафрагмы и нижних ребер, раз­витию носового дыхания.

Первостепенное значение в работе над воспитанием правильной техники голосообразования придается обучению правильному фонационному дыханию.

Воспитание дыхания и развитие голоса — это единый процесс. Те качества дыхания, которые необходимы в процессе фонации, корректируются и развиваются в процессе звучания; во время выполнения специально подобранных, постепенно и дозированно усложняющихся дикционных и голосовых упражнений. Процесс значительно ускоряется при выполнении динамических упражнений, которые способствуют развитию дыхания и оказывают косвенное воздействие на совершенствование фонационной мускулатуры. Основное внимание при подборе упражнений направлено на: воспитание навыка координированной работы мышц, участвующих в осуществлении вдоха и выдоха; тренировку носового дыхания; умение произвольного расслабления; выработку длительного и экономного выдоха, обеспечивающего процесс фонации. Все упражнения подбирается по принципу соединения тренировочных гимнастических дыхательных упражнений со звучанием. Каждый вырабатываемый навык закрепляется на специальном, постепенно усложняющемся, текстовом материале, что, в свою очередь, ус­коряет автоматизацию и позволяет добиться хорошего звуча­ния в спонтанной речи.

Комплекс дыхательных упражнений составляется индиви­дуально с учетом выявленных ошибок фонационного дыхания. Для этих целей рекомендуются:

=> Статические дыхательные упражнения, основная задача которых — воспитать смешанно-диафрагмальный тип дыхания, скоординировать правильное соотношение но­сового вдоха и ротового выдоха, добиться сознательного произвольного управления дыханием. => Динамические дыхательные упражнения, облегчающие процесс овладения навыком координированного дыха­ния, косвенно влияющие на процесс фонации. => Фонационные дыхательные упражнения.

Те качества дыхания, которые необходимы для речевой деятельности, корригируются и развиваются в процессе фо­нации, во время проговаривания постепенно усложняющихся заданий. Сочетание фонационных упражнений с лечебной гимнастикой значительно ускоряет процесс автоматизации, способствует развитию дыхания и косвенно совершенствует дыхательную мускулатуру.

На подготовительном этапе занятия начинают со статиче­ских дыхательных упражнений, используя глухие щелевые со­гласные звуки и гласные. Вместе с тем у некоторых обучаю­щихся приходится начинать упражнения в положении лежа, так как закрепившийся патологический навык фонации ока­зывается стойким.

На этапе формирования голосового навыка речевой мате­риал подбирается с учетом индивидуальных возможностей и клинического диагноза.

На этапе автоматизации и закрепления голосовых навыков используют различной степени сложности стихи, пословицы, поговорки, скороговорки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.005 с.)