Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудовой потенциал и трудовые ресурсы общества

Поиск

(Лекции № 3, №4, №5)

Трудовой потенциал общества – совокупная общественная способность к труду, потенциальная трудовая дееспособность общества.

Структура трудового потенциала общества включает в себя: трудовой потенциал личности; трудовой потенциал коллектива предприятия, организации, фирмы; трудовой потенциал отрасли, региона и т.д.

Качественная сторона трудового потенциала общества характеризуется:

· состоянием здоровья трудоспособного населения, показателями его психо-физиологического развития;

· профессионально-квалификационным уровнем трудоспособного населения, т.е. уровнем общего и профессионального образования, наличием определенных знаний и практического опыта и навыков;

· социально-личностными характеристиками.

Количественная сторона трудового потенциала выражается численностью трудоспособного населения и ресурсами рабочего времени (потенциальным фондом рабочего времени).

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно полезной деятельности.

К трудовым ресурсам относятся лица трудоспособного возраста за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях (основная часть), а также фактически работающие лица нетрудоспособного возраста (дополнительная часть трудовых ресурсов). За последние три года средняя численность трудовых ресурсов страны составила 84,1 млн. человек.

Границы трудоспособного возраста устанавливаются государством. В РФ нижняя граница – 16 лет, верхняя – 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин.

Демографическая ситуация в России характеризуется следующими явлениями и процессами:

1. Крайне низкая рождаемость;

2. Относительно высокий уровень смертности населения;

3. Естественная убыль и депопуляция (абсолютное уменьшение численности) населения;

4. Сверхсмертность мужчин в рабочем возрасте;

5. Относительно низкие показатели продолжительности жизни населения (относительно развитых стран) и очень большая их разница у женщин и мужчин;

6. Старение население и трудовых ресурсов.

Миграция населения (рабочей силы) – это процесс перемещения населения (трудоспособного населения) через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.

При определении интенсивности и результатов естественного и механического движения населения рассчитываются следующие показатели:

1. общий коэффициент рождаемости (Кр),

(1)

где Р - число родившихся за год на определенной территории;

- средняя численность населения соответствующей территории (полусумма численности на начало и конец года);

2. общий коэффициент смертности (Ксм),

(2)

где У - число умерших за год на определенной территории;

3. коэффициент естественного прироста (Кпр.ест),

К пр.естрсм; (3);

4. коэффициент интенсивности миграции по прибытию (Кпрб),

(4)

5. коэффициент интенсивности миграции по выбытию (Квб),

(5)

где Чвб – численность выбывших за год с данной территории;

6. валовая миграция рассчитывается по формулам;

ВМ = Чпрбвб (6)

7. коэффициент общей (валовой) миграции (Квм),

(7)

8. сальдо миграции (механического движения населения) (МС),

МС = Чпрбвб (8)

9. коэффициент сальдо миграции (механического движения населения) (Кмс).

(9)

Интенсивность миграции характеризуется относительными величинами: коэффициентом прибытия, коэффициентом выбытия, коэффициентом валовой миграции, коэффициентом миграционного прироста населения, например, коэффициент прибытия

(10)

где Чпрб – численность прибывших за год на данную территорию;

 

 

Рис. 2.2. Типы, виды и функции миграции

Система образования в России представляет собой совокупность взаимодействующих:

1. преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

2. сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

3. органов управления образование и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В России реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1. общеобразовательные (основные и дополнительные);

2. профессиональные (основные и дополнительные).

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

1. начального профессионального образования;

2. среднего профессионального образования;

3. высшего профессионального образования;

4. послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

· "бакалавр",

· "дипломированный специалист",

· "магистр".

Формы получения образования: в образовательном учреждении – очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; формы семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Основной задачей дополнительного образования в пределах каждого уровня профессионального образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста.

На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы:

· профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор;

· состояние материально-технической базы обучения;

· программы и методы обучения, информационное обеспечение процесса обучения;

· качество преподавательских кадров;

· финансовое обеспечение;

· качество обучаемых работников и их мотивация и стимулирование;

· приобретение практических навыков, адаптация к реальным условиям работы;

· конкуренция на рынке труда; социально-психологический климат в коллективе.

Таблица 2.4. Уровень образования населения РФ

Показатель    
Высшее    
Незаконченное высшее    
Среднее специальное    
Среднее общее    
Неполное среднее    
Начальное    

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.20.205 (0.007 с.)