Правовое положение свободных. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое положение свободных.



Физические лица признавались субъектами римского частного права (persona) и наделялись определенными правами — правоспособностью.

Поскольку Древний Рим был рабовладельческим государством, то далеко не каждый человек признавался субъектом. Субъектом римского права мог быть только свободный человек.

Рабы рассматривались не как субъект, а как объект римского права.

Полная правоспособность физического лица состояла из трех статусов: состояния свободы — данный статус вводился для разграничения свободных и рабов; состояния гражданства — для разграничения римлян и неримлян (латинов, перегринов); семейного положения — для разграничения самостоятельных глав семейств и подвластных лиц. Основной хозяйственной единицей выступала семья, которую возглавлял глава семейства.

Только при наличии всех трех статусов лицо признавалось субъектом римского права, т. е. могло от своего имени осуществлять права и нести обязанности. По различным причинам лицо могло утратить один из статусов. В данной ситуации его правоспособность либо утрачивалась, либо ограничивалась. Изменение правоспособности называлось capitis deminutio и в начальный период римского права приравнивалось к гражданской смерти, т. е. лицо фактически существовало, но у него в собственности не могло быть имущества, и он не мог им распоряжаться.

Существовало изменение правоспособности, в котором различали три степени:

1) утеря лицом статуса свободы и превращение в раба;

2) утрата римского гражданства;

3) изменение семейного положения лица. Для обладания полной правоспособностью римскому гражданину нужно было отвечать три требованиям (status):

1) быть свободным (status libertatis);

2) иметь римское гражданство (status civitatis);

3) быть главой семьи (status familiae).

В частном римском праве правоспоспособ-ность включает еще два элемента — право вступать в законный римский брак и право торговать, совершать сделки.

Правоспособность возникала с момента рождения и прекращалась со смертью человека. Но были случаи, когда еще не родившийся ребенок признавался правоспособным, что имело большое значение для наследственного права.

Объем правоспособности на протяжении всей истории римского права не был постоянным. Постепенно с развитием общества и государства различия между группами свободного населения стирались. Но это не относилось к взаимоотношениям свободных и рабов, которые оставались в прежнем положении.

Император Римской империи Антонин Кара-калла в 121 г. даровал права римских граждан всему свободному населению империи, что формально уравняло всех свободных людей в частном праве.

+ Добавить про римских граждан, перегринов и латинов, волноотпущенников.

В классическом римском праве правовое положение вольноотпущенника определялось в зависимости от прав лица, отпускавшего на волю, например, раб, отпущенный на свободу квиритским собственником, приобретал права римского гражданина, а отпущенный на свободу лицом, право собственности которого опиралось не на цивильное право, а на преторский эдикт, приобретал только латинское гражданство. При Юстиниане эти различия были сглажены: если манумиссия выполнена в соответствии с законом, вольноотпущенник становился римским гражданином.

Однако, даже приобретая римское гражданство, либертин по своему правовому положению не вполне приравнивался к свободнорожденному (ingenuus). В области частного права существовали некоторые специальные ограничения правоспособности вольноотпущенника. Например, до Августа вольноотпущеннику запрещалось вступать в брак с лицом свободнорожденным, запрещение брака между вольноотпущенником и лицом сенаторского звания сохранилось вплоть до Юстиниана. Либертин находился в зависимости от своего бывшего господина (его патрон).

Патрон имел право на:

Obsequim – почтительность либертина в отношении патрона. Вольноотпущенник не мог вызывать патрона на суд и был беззащитен против произвола патрона.

Operae – выполнение услуг для патрона. Данная обязанность приводила к такой эксплуатации, что претор был вынужден выступать с некоторыми ограничениями. Данное право принадлежало еще и детям и родителям патрона.

Bona – патрону принадлежало право на наследование после вольноотпущенника, а также право на алименты со стороны вольноотпущенника.

 

 

14) Правовое положение римских граждан

Гражданство приобреталось:

1) рождением в законном браке от римских граждан,

2) отпущение раба на свободу (при этом фактически вольноотпущенники не только зависели от бывшего владельца, но и эксплуатировались им),

3) дарование гражданства иностранцу.

Прекращение гражданства:

1) смерть,

2) принуждение к наиболее тяжким наказаниям за преступления (capitis deminutio maxima)

3) попадание в плен к недружественному народу (гражданство восстанавливалось по возвращении).

Составляющие правоспособности гражданина:

1) ius conubi - право вступать в законный брак (дети – граждане, отец имеет власть над детьми),

2) ius commercii - право совершать сделки, приобретать и отчуждать имущество, торговать.

 

С 3 в. – формальное равенство правоспособности, но – явные признаки сословий (родовая и нобилитет – потомки лиц, занимавших гос. должности): разное налогообложение, недопустимость брака между сенатором и вольноотпущенницей.

Дееспособность (совершение действий, имеющих юридические последствия) по возрасту:

1) до 7 лет – недееспособные (infantes)

2) 7-12 (дев.) и 7-14 (мальч.) – только по сделкам по приобретению (если есть потери или установление обязанностей, то нужно разрешение опекуна непосредственно при совершении сделки, если же разрешения не было – юридически значимо только приобретенное по сделке; опекун – ближайший родственник по завещанию отца или по назначению магистрата; опекун не мог без экстренной необходимости отчуждать имущество опекаемого; опека над женщиной остается независимо от ее возраста),

3) до 25 лет – дееспособность с правом отказаться от сделки (реституция-restitutio in integrum) через просьбу претору, право без чьей-либо санкции вступать в брак и составлять завещание (кроме того, со 2 в. н.э. – право испросить себе попечителя, наличие которого требовало предварительного или последующего одобрения им сделки по уменьшению имущества попекаемого).

Ограничения по дееспособности:

1) душевнобольные (под попечительством)

2) телесно больные (там, где отсутствие органа/способности принципиально, например, стипуляция – для немого/глухого),

3) расточители до угрозы полного разорения (под опекой по сделкам отчуждения или при возникновении обязательства, но опекаемый ответственен за деликты (правонарушения)),

4) вечная опека домовладыки/мужа/ближайшего родственника над женщинами (лишь в конце классического периода женщина могла распоряжаться имуществом, но не вправе принимать на себя чужие обязательства – так и при Юстиниане, но различия слабее)

Умаление чести.

Infamia - Бесчестье (в классическом праве влечет запрет представлять других в процессе или назначить представителя себе, запрет на вступление в брак со свободнорожденным, ограничение наследственного права):

1) осуждение за уголовное преступление или правонарушение по отношениям, где подразумевается особая честность (поручение, хранение, опека)

2) вступление в брак до истечения года после смерти мужа, сводничество.

Personae turpes – лица, которые признавались общественным мнением бесчестными по общему характерусвоего поведения – ограничение в области наследования.

«Интестабилитас» - лицо, отказавшееся дать свидетельские показания, хотя оно было свидетелем в сделке, не имело права принимать участие ни в одной сделке, где требовался свидетель (например, невозможно завещание).

 

15) Латины и перегрины.

Прежде всего латинами являлись жители Лациума,. Кроме того, ими были жители некоторых италийских общин за пределами Лациума которым положение латина

предоставлялось публичными актами со времен Латинского союза. Наконец, аналогичное по-ложение приобретали лица, освобожденные из рабства латаном, Из публичноправовых возможностей все латины имели одну - право участия и голосования в римских народных собраниях. Их имущественные споры, как и споры римлян, были подведомственны римским судам. Латины, как и римские граждане имели l)jus conubi – право вступать в римский брак; 2) jus commercii - право быть субъектом имущественных правоотношений (вещных и обязательственных).

Термин «Латины» – до 1 в. до н. э. – члены римских колоний, позже – пожалованный статус некоторым областям и отдельных лиц.

 

До 2 в. до н.э. получали статус граждан при переезде в Рим,

со 2 в. до н.э. дополнительное условие – оставить в колонии мужское потомство.

Особый способ получения гражданства – участие в работе муниципального сената.

 

Право на законный брак и право на завещания им не предоставлялись.

Право на сделки и право участия в процессе – было.

 

Термин «перегрины» - чужеземцы вне римского подданства, а также «прочие» римские подданные (не граждане и не латины). Граждане иностранных государств, а также жители римских колоний - подданные Рима без прав гражданства назывались перегринами. Они, как отмечалось, были вовсе не правоспособными, институты цивильного права на них не распространялись. Развитие экономических связей привело к необходимости регулирования частноправовых отношений перегринов, первоначально выразившегося в договорах, заключавшихся Римом с дружественными государствами о взаимной защите интересов своих граждан. Наряду с нею постепенно выработался другой и основной способ регулирования частноправовых отношений между перегринами, а также между перегринами и римлянами, - посредством созданной преторами и юристами правовой системы - jus gentium.

В 3 в. до н. э. Каракалла предоставил всем подданным Рима статус гражданина.

 

 

16) Правовое положение рабов.

Рабы – res mancipi, как орудия труда и скот; владелец может убить раба, права на законный брак нет.

Признание рабом:

1)по рождению от матери-рабыни (кто отец – не важно),

2)плен или захват чужеземца из страны, не имеющей договора с Римом.

3) продажа в рабство (древнейшая эпоха),

4)присуждение к смертной казни или к работе на рудниках.

Прекращение рабства – только отпущением на свободу (манумиссией).

Раб не может вступит в брак, признаваемый законом.

Признание «пекулия» (ограниченной правоспособности раба: право лично обязываться, но приобретения – только для господина; право требования без права на иск и только по платежам после освобождения раба) – для удобства его эксплуатации.

Ряд типов требований по сделкам, заключенным рабом, автоматически переходили на господина в пределах стоимости имущества, выделенного рабу в управление (в пределах пекулия) плюс стоимости увеличения этого имущества рабом.

Если раб назначался выполнять определенные функции, то ограничение суммой пекулия не действовало в пределах назначенных хозяином функции (т.е. в этом случае ответственность хозяина – полная).

Иск по возмещению вреда, нанесенный рабом не-хозяину, предъявлялся к хозяину (либо с выплатой компенсации, либо с выдачей раба для отработки компенсации).

Вольноотпущенники – до Юстиниана становились гражданами (если владелец имел право владеть рабом по цивильному праву) или латинами (если владелец имел право владеть рабом по преторскому эдикту, т.е. купил его без манципации). При Юстиниане и далее вольноотпущенники – граждане.

Однако зависимость вольноотпущенника от отпустившего на волю (от «патрона»):

1) не имел права вызвать в суд,

2) обязан оказывать услуги патрону (пределы эксплуатации при этом только увеличивались, так что даже преторы ограничивали ее),

3) право на наследование имущества и алименты вольноотпущенника.

 

В разное время – ограничения для вольноотпущенников по вступлению в брак (сначала – с любым свободнорожденным, позже (до Юстиниана) – с лицом с сенаторским званием).

 

 

17) Колон – арендатор земли, мелкий фермер, формально свободный, но экономически зависимый от землевладельца в основном через неизбежные займы (это относится к периоду прекращения войн, когда приток рабов резко уменьшился, и сдавать землю либо за плату, либо за долю урожая, либо за обработку части своей земли стало выгоднее, чем содержать рабов).

Доля урожая – в виде налога государству, т.е. бесправие колонов выгодно и землевладельцу, и государству.

Результат: в 4 в. н.э. закон запретил колонам покидать свои участки, а землевладельцам – продавать участки без колонов (т.е. формально – независимые, реально – крепостные).

В колонов иногда превращались покоренные народы, а также рабы, наделенные пекулием в виде земли. Дети колона – тоже колоны.

Право на брак и на имущество у колонов было.

«Освобождение на свободу» было возможно, но нереально: колон терял основное средство труда – землю.

 

18) Зарождение юридических лиц

Уже в Законах 12 таблиц упоминаются частные корпорации. Но эти корпорации вовсе еще не были юридическими лицами, потому что они не обладали обособленным имуществом, имущества отделенного от имущества участников.Т.е. имущество было суммой имущества физических лиц, которые входили в такое объединение.

Во второй половине республики смутные поиски фигуры юридического лица завершились созданием муниципий. Муниципии - это очень интересные образовании. Некогда муниципии это небольшие самостоятельные государства, которые со временем вошли в состав Рима на правах автономии. Муниципии это преуспевающие торговые города (Торент, например). Муниципии были определенными любимцами римских юристов, т.к. у них была одна привилегия: по общему правилу юридические лица не обладали пассивной, завещательной способностью, т.е. не могли быть наследниками по завещанию, им нельзя было завещать, за исключением муниципий. Они обладали по статусу пассивной завещательной способностью. (Активной завещательной способностью обладают только физические лица, юридическое лицо не имеет право составлять завещание).

Казна (по современности тоже участвует в гражданском обороте) республиканского периода называлась erarium (erar - принятое сокращение). В императорский период она получает название fiscus (fisc) - это корзина определенная для хранения и переноса больших денежных сумм (дословный перевод).

Казна совершенно необычное юридическое лицо. Она двулика, двуедина.:

1) казна это публичное образование, она преследует государственные интересы, в ней хранится государственное имущество;

2) казна - участник частных имущественных отношений, для римлян юридическое лицо. Она обычный субъект частного права.

Эта двуединость не могла не сказаться на положении казны. В силу ее казна обладала рядом привилегий по сравнению с другими юридическими лицами:

1. Казна наследовала так называемое вымороченное имущество (ничье имущество - умирает одинокий человек, не оставив завещание, наследников нет или отказываются).

2. Имущество казны обладало иммунитетом от приобретательной давности. Имущество казны ни в каких ситуациях не могло быть приобретено по давности владения.

3. Если казна выступала в договоре в роли должника (например, договор займа у конкретного лица), она никогда не уплачивала процентов по договору даже если об этом было сказано в договоре. А вот партнер казны, если она выступала кредитором, уплачивал процент обязательно - 6% годовых - даже если в договоре говорилось другое (этот процент сложился после постклассического периода).

4. Если казна выступала в договоре в роли должника, то ее имущество никогда не могло быть считаться заложенным, т.е. имущество казны никогда не закладывалось. Нельзя было наложить взыскания на казну. А если казна кредитор, то имущество должника считалось заложенным автоматически, даже договора не требовалось, т.е. этот залог из закона.

Учреждения складывались еще более трудно, чем корпорации. Если корпорации как юридические лицо со своим имуществом появляются в период республики в след за муниципиями, то учреждения возникают вслед. Учреждения для Рима это благотворительные заведения, со своим имуществом (церковь; госпитали, больницы, приюты при церкви). И они участвовали в гражданском обороте.

Юридические лица.

 

 

19) Брак и его виды

Основы семьи чаще всего является брак. Римляне различали брачные и внебрачные половые связи. В первой группе выделялся римский брак matrimonium justum - т.е. брак в котором дети от рождения являлись римскими гражданами.

Неримский брак - matrimonium juris gentium - это брак между перегринами, чужестранцами или если хотя бы один перегрин. Он отличается от первого тем, что дети в нем имели статус перегринов, даже если одна сторона римский гражданин.

Внебрачные связи:

1) конкубинат - это постоянное внебрачное сожительство свободных лиц, имевшее место, когда брак римский был невозможен. (например, из-за социального неравенства - сенатор и актриса). Конкубинат признавался рабовладельческим Римом, но не приравнивался к римскому браку. Например, дети рожденные конкубиной, имели права на получение содержания от отца, кроме того они наследовали его имущество, а также путем легитимации (узаконению) они могли принять статус законных детей своего отца. Состояние мужчины в конкубинате: мог вступить в justum matrimonium, а женщина, состоящая в конкубинате, не могла.

2) контуберниум - это длительное сожительство раба и рабыни, или раба со свободным лицом. Правовых последствий не порождает, однако естественное родство, возникшие из контуберниума, как и цивильное родство, препятствовало вступлению в брак.

Брак с властью мужа и без власти мужа

2 Формы римского брака:

1) cum manu mariti - под властью мужа (под рукой). В этом браке жена занимала положение дочери - filia loco, по отношению к мужу и положение сестры по отношению к собственным детям. Мужу в таком браке принадлежит право ее продажи - jus vendedi, и даже право над ее жизнью и смертью. Это очень древние времена.

Вступая в брак под властью мужа, жена приобретала агнатских родственников (если она свободна от власти pater familias), либо меняла их (если она подвластна).

Имущественный статус: отсутствует раздельная общая собственность супругов, т.к. единственный собственник муж, причем и на добрачное имущество жены, и на ее приданное, которым он может распоряжаться без ограничения.

Жена не могла развестись без согласия мужа. Если она ушла от мужа в свою семью, он мог возвратить ее с помощью виндикационного иска)

2) sine manu mariti – выравнивается положение мужа и жены. Римляне обогнали в этом плане даже феодальные государства. В Риме власть мужа над женой перешла в равноправие мужа и жены, а в феодальных государствах перешло в опеку мужа над женой. В этом же браке жена находится вне агнатской семьи мужа! Она абсолютно

самостоятельна, а подчиняется она своему прежнему pater familias, а если она сирота - sui juris, она продолжает оставаться таковой. Она вовсе не под рукой мужа. Женщина в этом браке это полноценная хозяйка дома, воспитательница детей, она во многом равна мужу, но конечно это не полное равенство мужа и жены (например, только мужу принадлежит право выбора местожительства семьи, только он законный опекун детей)

Появляется при Юстиниане. Его основной признак – юридическое равенство супругов.

Личный статус: жена свободна от власти мужа или его домовладыки. Следовательно, вступая в такой брак, женщина не приобретала и не меняла агнатских родственников. Жена имеет право на развод без согласия мужа, может уйти от него, а он не имеет специального иска для ее возврата

Имущественный статус: институт раздельной собственности супругов, причем женщина сохраняет право собственности на добрачное имущество. Вопрос о судьбе приданного решался особым образом. Оно предоставлялось при браке женой или ее домовладыкой и не могло расходоваться мужем без разрешения жены. Недвижимость он не может расходовать даже с ее согласия. Если брак прекращается, судьба приданного зависела от основания расторжения брака – смерть или развод; если раньше умирает муж, то приданное возвращается жене, если овдовел муж, то он сохранял приданное у себя (кроме случая, если предоставивший приданное pater familias еще жив и он может истребовать это имущество у своего бывшего зятя. В случае развода – в зависимости от виновного в нем. Виновный в разводе лишается права на приданное, при этом была установлена особая презумпция – виновником развода считается инициатор развода, пока не докажет обратное).

Заключению брака в Древнем Риме предшествовала помолвка или обручение (sponsalia). В разные исторические периоды помолвка имела различное значение. Сама помолвка проходила очень торжественно. Эта помолвка порождала определенные обязательства, сторона, отказавшаяся от вступления в брак, должна была выплатить штраф. Возбуждался иск из помолвки - actio exponso. В классический период помолвка заключается неформально, и несоблюдение не влечет каких-либо последствий. В постклассический период начинают придавать серьезнейшее значение помолвке, несоблюдение обещания вступить в брак влечет целый ряд имущественных последствий. Если лицо получило предбрачный дар (donatio ante nuptios) и отказывалось вступить в брак, оно его возвращало.

 

20) Способы заключения брака:

 

1) confareatio - это заключение брака между людьми, относящимися к самым высшим сословиям. Во время заключения брака обязательно должны были присутствовать десять свидетелей (представлялись 10 курий), жрецы и сакральные обряды. Для плебеев она не была доступна.

2) coemptio - покупка жены у ее paterfamilias. И как при обычной манципации присутствовали 5 свидетелей, весовщик, весы. Конечно, эта была символическая, но обставляли как покупку. Вначале она возникла у плебеев, но потом становится всеобщей и весьма распространена.

3) usus - фактическое сожительство в течение года, а по истечении года возникал брак в форме cum manu. По сути узус это перенесение на семейную почву вещно-правового института - usucapio. Usucapio - это одно из оснований приобретения права собственности - приобретательная давность (срок владение вещью, с истечением которого владелец становится собственником)

Usus не всегда завершался возникновением брака. Римляне позволяли ей на три дня и три ночи оставлять дом жениха, прерывая срок - usurpatio trinoctii. И в этом случае по истечении года возникал брак без власти мужа - sine manu. Usus возник как брак между плебеями, но потом распространился на все слои населения.

Способы прекращения брака:

1) объективные - это основания, не зависящие от воли супругов

- смерть (например, от болезни)

- утрата статуса свободы

2) субъективные от этой воли прямо зависят.

- развод. Если брак под властью мужа, то воля мужа определяет все, поэтому и расторгается этот брак только по воле мужа, но единственным требованием было соблюдение принципа - contrarius actus - что процедура развода должна быть обратная процедуре заключения брака, т.е это касалось двух первых формальных способов заключения брака (если брак conforatio, то можно было развестись в форме difforiatio, если брак coempcio, то можно было развестись путем remancipacio, т.е муж продавал жену доверенному лицу, а тот отпускает ее и после этого брак расторгался, и это называлось манумиссия). А брак без власти мужа мог расторгаться по взаимному согласию супругов (divortium), так же по односторонней воле любой стороны, как мужа, так и жены (repudium).

Условия вступления в брак:

1)согласие жениха, невесты и их домовладык (безосновательный запрет домовладыки оспаривался через магистрат),

2)брачный возраст: женщины – 12 лет, мужчины – 14 лет,

3)отсутствие непрекращенного брака,

4)ius conubi-право на законный брак жениха и невесты (до Юстиниана – по разделению на граждан и перегринов, при Юстиниане и далее – запрет на родственные браки, ничтожность браков по прямой линии и в пределах первой степени родства, в том числе для брата и жены его умершего брата),

5)недопустимость брака магистрата провинции и гражданкой данной провинции.

6) отсутствие близких степеней родства

По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти все подданные Римского государства, отсутствие conubium могло быть следствием близкого родства или свойства (свойством называется отношение между одним из супругов и родственниками другого супруга).

3. Родство определяется по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого (например, отец и дочь, внук и бабка), называются родственниками по прямой линии. Родственники по прямой линии, происходящие от данного лица, называются его нисходящими (сын, внук, правнук); наоборот, прямые родственники, от которых произошло данное лицо, называются его восходящими (отец, дед, прадед). Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии; например, братья, дядя и племянник и т.д. Степень родства определяется числом рождений, устанавливающих родство двух данных лиц; например, дед и внук — родственники второй степени, двоюродные братья — четвертой степени

 

Процесс заключения брака: при выполнении всех условий – достаточно отвести жену в дом мужа + для брака с мужней властью заключение брака сопровождается определенными формальными актами.

Брачные препятствия:

– недостижение брачного возраста;

– отсутствие согласия paterfamilias или вступающих в брак;

– наличие отношений родства или свойства;

– душевная болезнь;

– отсутствие jus conubii;

– если партнеры являлись субъектами разного права (римлянин и женщина другого гражданства, перегрины и т. п.);

– несоответствующий социальный уровень лиц, вступающих в брак. Например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть;

– религиозные различия возможных партнеров: правовой брак мог быть заключен только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры.

 

Варианты причин прекращения брака:

1) смерть,

2) утрата свободы,

3) развод (в классическую эпоху – свободно, в том числе по одностороннему заявлению одного супруга; Юстиниан запретил свободный развод по взаимному согласию, оставив поводом для развода неверность, покушение на жизнь супруга или иное виновное действие (при этом возникал вопрос об удержании приданого оскорбленным), желание поступить в монастырь, неспособность к половой жизни; односторонний развод без уважительной причины был возможен только с уплатой штрафа).

 

21) Личные и имущественные отношения супругов.

При браке cum manu жена поступала под власть мужа на одинаковых основаниях с его детьми; она была filiae loco (на положении дочери). Постепенно власть мужа была введена в известные рамки, например, отпало право убить жену, продать в кабалу и т.д. Но принцип главенства мужа и подчинения жены проводился последовательно в течение всего того времени, пока существовала практика браков cum manu.
При браке sine manu жена остается под властью своем отца, т.е. остается в составе прежней семьи, а если до брака жена была самостоятельна (persona sui iuris), то она сохраняла самостоятельность и по вступлении в брак. Тем не менее главенство мужа сказывалось и при браке sine manu. Жена получала имя и сословное положение мужа; местожительство мужа было обязательным местожительством и для жены; муж мог исковым порядком истребовать жену от всякого третьего лица у которого она находилась, и т.п. Если один из супругов имел основание предъявить к другому иск, связанный для ответчика с бесчестьем, этот иск заменялся другим, и т.п. Нарушение супружеской верности давало оскорбленному супругу основание для развода, что приводило к решению в его пользу вопроса о возврате приданого, при этом последствия нарушения верности были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа. Идеал римской жены: pia – благочестивая и верная, pudica – стыдливая, скромная, и domiseda – домоседка.
2. Имущественные отношения. При браке cum manu все имущество жены поступало в полную собственность мужа, сливаясь нераздельно с имуществом, принадлежавшим ему до брака. Даже в случае прекращения брака имущество, принесенное женой, не возвращалось ей; она получала лишь известную долю в порядке наследования в случае смерти мужа.
При браке sine manu имущество супругов оставалось раздельным. Даже простое управление имуществом жены принадлежало мужу при браке sine manu только тогда, когда жена сама передаст ему имущество для этой цели; в таком случае отношения между супругами определялись на основаниях договора поручения.
Приобретения жены во время состояния в браке (sine manu) также поступают в ее имущество; впрочем, если относительно каких-либо вещей возникал спор между супругами по вопросу о праве собственности, то применялась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу, пока жена не докажет, что право собственности на данную вещь принадлежит ей.
3. Приданое. Этим термином обозначаются вещи или иные части имущества, предоставляемые мужу женой, ее домовладыкой.
В древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu, специальной регламентации правового положения приданого не было. Поэтому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданое не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой, приданое полностью поступало в собственность мужа.
Когда вошли в практику браки sine manu, для приданого как имущества, передававшегося мужу, был установлен особый правовой режим. Приблизительно за два века до н. э. стало входить в правило заключать при установлении приданого устное соглашение с мужем (так называемую cautio rei uxoriae), по которому муж принимал на себя обязательство возвратить приданое в случае прекращения брак. На случай, если брак прекратится разводом, претор стал давать жене иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа за необоснованный развод.
В классический период (первые три века н. э.) приданое получает специальную регламентацию. В течение брака муж является собственником приданого, принципиально имеющим право распоряжения этим имуществом. Однако в ограждение интересов жены законом Августа было введено запрещение мужу отчуждать принесенные в приданое земельные участки, если нет прямо выраженного согласия на то жены. В случае прекращения брака приданое подлежит возврату. Если при установлении брака было заключено по этому поводу соглашение, на его основе и давался иск о возврате приданого: обыкновенно это была actio ex stipulatu (иск из соглашения о возврате приданого), переходившая и на наследников жены; это был иск строгого права, муж возвращал приданое безусловно и в полном размере. Если специального соглашения заключено не было, претор давал жене иск, так называемую actio rei uxoriae.
4. В императорский период сложился обычай, по которому муж получая приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. Сначала это дарение совершалось до брака (так как дарения между супругами запрещались) и поэтому.называлось предбрачным даром (donatio ante nuptias). Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака, почему его стали называть donatio propter nuptias (дарение ввиду брака). По размеру это имущество соответствовало приданому. Во время брака оно оставалось в собственности и управлении мужа; в случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене; в договоре обыкновенно предусматривалось право жены требовать выдачи этого имущества также в случае смерти мужа.

22) Отцовская власть.

Отцовская власть в отношении подвластных детей (patria potestas pater familiae) – специфический институт римского семейного права. Все члены семьи считались подвластными домовладыки. Отцовская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака. Власть над внебрачными детьми считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак.

 

Для появления полной отцовской власти достаточно:

1) рождения ребенка в браке

2) или усыновления чужого ребенка

3) или узаконения ребенка от конкубины (последующим браком, императорским рескриптом, членством выросшего сына в муниципальном сенате или замужеством выросшей дочери за членом муниципального сената).

Основания возникновения отцовской власти:

– рождение детей в римском браке. Законные дети – рожденные в браке, но не ранее 182 дней после свадьбы, до 300 дней после прекращения брака. Рожденные ранее 182 дней дети признавались законными, если муж молчаливо признавал свое отцовство, приняв новорожденного на руки. Муж мог оспорить отцовство;

– узаконение детей, рожденных вне брака;

– усыновление чужих детей.

 

Отцовская власть прекращается:

1) смертью домовладыки (внуки при живом отце при этом поступают во власть отца),

2) смертью подвластного (но не достижение совершеннолетия!),

3) утрата свободы или гражданства домовладыкой или подвластным,

4) лишение домовладыки прав отцовской власти (например, оставил без помощи и т.п.),

5) приобретение подвластным некоторых почетных званий,

6) эманципацией – освобождение из-под власти по воле домовладыки и с согласия подвластного

Личные права отцов и детей:

1) в древнейшие времена – право убить, продать детей,

2) в более поздний период – уважение, домашние меры наказания, иск против удержания ребенка третьим лицом, согласие родителя на вступление ребенка в брак, непредъявление родителю порочащих исков, взаимная уплата алиментов при необходимости.

Имущественные права подвластного отцовской власти:

1) подвластный не имеет ничего своего, все полученное по его сделкам – собственность отца,

2) обязанности по сделкам подвластного – на самом подвластном,

3) при нанесении вреда подвластным – либо возмещение отцом ущерба, либо выдача подвластного для отработки ущерба

4) аналогично рабскому пекулию возможно было наделение пекулием подвластного,

5) во времена принципата появляется «военный пекулий» - все полученное в связи с военной службой– который находится уже в полной собственности подвластного, и лишь при отсутствии завещания переходит при его смерти к домовладыке,

6) в период абс.монархии – право собственности сына на наследство от матери и все приобретаемое с материнской стороны

 

Основания прекращения patris patestas:

1) смерть отца

2) при его жизни путем совершения эмансипации emancipatio (отпущение взрослого ребенка на свободу).

3) можно было освободится путем соответствующего заявления отца перед судом – emancipatio justiniania (в период правления Юстиниана)

 

 

23) Понятие вещей и их виды.

Римляне различали вещные права и обязательственные права. Суть различия:

Вещное право опосредует отношение человека к вещи, причем эта вещь находится в состоянии правового покоя (статики), т.е. по поводу этой вещи не заключено никакого договора. Предмет вещного права – вещь.

Вещное право дает его обладателю абсолютную защиту, любой обладатель любого вещного права защищен erga onmnes (против всех). Это характерный признак любого вещного права, т.е. никто не имеет право нарушить чьи-то вещные права.

Виды вещей

Все вещи в Др. Риме делились на:

1. 1) телесные (res corporales) - это те вещи, которые воспринимаются с помощью органов чувств (в современном понимании);

2) бестелесные (res incorporales) - права требования имущественного характера (право получить долг, право получить наследство, например).

2. 1) манципируемые res mancipi

2) неманципируемые res nec mancipi

Манципируемыми были самые престижные, дорогостоящие объекты. Таких объектов было 1) рабы 2) скот 3) италийская земля. Их можно было продать и купить только посредством манципации (торжественная купля-продажа). Кроме этих трех, все остальные вещи были неманципируемые, передавались с помощью неформальной передачи tradicio.

3. 1) вещи инди



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.119 с.)