Объекты учета затрат и объекты калькулирования, отвечающие целям управления себестоимостью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объекты учета затрат и объекты калькулирования, отвечающие целям управления себестоимостью



Объекты учета затрат и объекты калькулирования, отвечающие целям управления себестоимостью

Считают, что издержки производства лучше всего контролировать по местам возникновения, центрам затрат, центрам ответственности.

Места возникновения затрат (МВЗ) – это структурные подразделения фирмы, осуществляющие производственный процесс или его обслуживание. Здесь выполняется их планирование и нормирование. Эти два условия необходимы для контроля и управления затратами производственных ресурсов. Таким образом МВЗ представляют собой обособленные структурные подразделения предприятия, в которых можно организовать нормирование, планирование и учет издержек производства в целях наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования.

На промышленном предприятии места возникновения затрат представляют собой отдельные объекты аналитического учета.

Каждому месту возникновения (рабочие места, участки, цеха, отделы и др.) приписывается свой регистрационный номер, который фиксируется в номенклатуре МВЗ.

МВЗ являются объектами аналитического учета затрат на производство по экономическим элементам и статьям калькуляции. Здесь выделяются главные и вспомогательные затраты.

Учет издержек по местам их возникновения позволяет обеспечить:

1. действенный и всесторонний контроль эффективности работы как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;

2. распределение накладных издержек между отдельными видами продукции.

Центры ответственности – это подразделения, по которым имеется возможность учесть выполнение менеджерами установленных им администрацией обязанностей. Центры создаются на основе существующей линейно-функциональной структуры управления на базе функциональных отделов и служб предприятия. Центры ответственности, где это, возможно, совмещают или включают в свою структуру места возникновения затрат. Цель организации учета по центрам ответственности – выявление отклонений от сметы, выявление виновных лиц в перерасходе затрат. Выделяют четыре вида центров ответственности: центры затрат, центры доходов, центры прибыли и центры инвестиций.

Сущность управления затратами на предприятии

Управлять затратами – значит планировать и контролировать свои затраты, а потом предпринимать необходимые действия, связанные с маркетингом бизнес-планированием, разработкой новых вариантов организации производства, управления персоналом и т.д. с тем, чтобы затраты вписывались в требуемые допустимые значения.

Управление затратами включает:

1. знание того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия;

2. прогноз того, где, для чего и в каких объемах необходимы дополнительные финансовые ресурсы;

3. умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования материальных ресурсов;

Управление затратами – это умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них.

Управление затратами необходимо осуществлять с максимальной эффективностью. Это обеспечивает следующие преимущества:

1. производство конкурентоспособной продажи за счет более низких издержек;

2. наличие качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению с продуктами других производителей;

3. возможность использования гибкого ценообразования;

4. предоставление объективных данных для составления бюджета предприятия;

5. возможность оценить деятельность каждого подразделения предприятия с финансовой точки зрения;

6. принятие обоснованных и эффективных управленческих решений в области производства, реализации продукции и финансов.

 

Понятие и виды затрат

Затраты предприятия – это денежное выражение использования производственных факторов для выпуска и реализации продукции.

В рыночной экономике различают явные (бухгалтерские), неявные, экономические и безвозвратные издержки.

Явные – это денежные расходы на оплату труда, приобретение сырья и материалов, амортизация основных фондов и другие, необходимые для осуществления производства и реализации продукции. Бухгалтерскими они называются потому, что они рассчитываются на основе финансовых отчетов. То есть явные– это фактические затраты факторов производства, приобретенных по рыночным ценам. Совокупность всех явных издержек образует полную себестоимость продукции, а разница между ценой реализации и себестоимостью – операционную прибыль.

Неявные издержки ( вмененные, альтернативные ) – это упущенные выгоды от использования какого-либо фактора производства, измеренные с точки зрения наилучшей альтернативы. То есть это затраты упущенных возможностей или сумма денег, которые можно получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных вариантов использования ресурсов. Появление их обусловлено ограниченностью ресурсов по сравнению с количеством вариантов их использования. Вмененные издержки появляются только тогда, когда есть альтернативные варианты использования средств. Например, наиболее простой вариант появления альтернативных затрат при использовании собственных помещений предприятия в производственных целях - это возможность получения денежных платежей от сдачи этих помещений в аренду.

Экономические издержки – это сумма явных и неявных затрат. Их существование позволяет выделить различия между экономической и бухгалтерской прибылью. Бухгалтерская прибыль рассчитывается как разность выручки и бухгалтерских затрат, а экономическая, соответственно, - как разность выручки и экономических затрат.

Безвозвратные издержки – это ранее произведенные и невозместимые издержки. Они никак не могут повлиять на экономические решения предприятия. Единственно правильный способ управления безвозвратными издержками – забыть о них при принятии управленческих решений.

Транзакционные – это затраты, связанные с функционированием рыночного механизма (с проведением переговоров, поиском партнеров, покупателей, с заключением сделки и т.д.)

Фирмы, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства, а фирмы, осуществляющие сбытовую, торгово-посредническую деятельность – издержки обращения.

Большую роль в анализе, контроле за затратами и принятии управленческих решений играет изучение средних и предельных затрат.

Средние затраты на изготовление единицы продукции получаются делением общей суммы затрат на определенный период времени на объем изготовленной за этот период времени продукции. Средние затраты позволяют выявить закономерности изменения затрат. Чем в больших масштабах фирма изготавливает свою продукцию (или оказывает услуги), тем дешевле ей в среднем обходится вначале каждая единица товара (положительный эффект масштаба). Одной из причин этого является снижение средних постоянных затрат при росте масштаба производства (см. рис. 2).

Но наращивание масштабов производства не может быть безграничным и рационально лишь до определенных пределов – средние переменные затраты начинают возрастать (отрицательный эффект масштаба) Причиной такой динамики средних общих затрат является работа оборудования на предельных режимах (растут затраты на обслуживание, ремонт машин, связанные с изготовлением брака). Выявление таких закономерностей позволило сформулировать закон убывающей предельной производительности факторов производства: если фирма наращивает объемы использования только некоторых или одного из факторов производства, то прирост выпуска, приносимый дополнительными объемами этих факторов, в конце концов, начинает снижаться.

В долгосрочном периоде все издержки переменны. Для достижения успеха крупная фирма должна создать мощное производство, крупную сбытовую и маркетинговую сеть, развитую систему управления. Если эти три взаимосвязанные задачи фирме удается решить первой в своей отрасли, то она получит «преимущество первого хода». Бросить вызов доминирующей фирме непросто. Масштабные инвестиции для проникновения на уже занятый рынок опасны потому, что фирма-новичок обречена на длительное отставание ввиду недостаточного опыта производства и работы на рынке, из-за больших затрат, из-за необходимости перехватывать крупных заказчиков.

Расчет материальных затрат

Существуют три наиболее распространенных метода расчета материальных затрат:

- FIFO – (первым пришел – первым ушел);

- LIFO – (последним поступил – первым в производство);

- оценки средневзвешенной стоимости.

Существует также проблема включения транспортных затрат в себестоимость материалов. Она может быть решена одним из двух вариантов:

  1. В идеале затраты на доставку материалов должны быть включены в закупочную цену и отнесены к прямым затратам. Но если осуществляется поставка одновременно нескольких видов материалов, то возникает проблема распределения транспортных затрат по видам материалов. В качестве критерия в этом случае используют либо массу, либо стоимость материалов.
  2. Отнесение всех транспортных издержек на общезаводские расходы. Этот метод проще, но косвенные затраты менее точно относятся на конечный продукт.

Если удельный вес всех затрат на транспортировку достаточно высок (например, в металлургической отрасли), то следует выбирать первый метод, если нет – второй.

Среди систем контроля за движением запасов в странах с развитыми рыночными отношениями наиболее широкое применение получили АВС-анализ, XYZ-анализ и логистика.

В АВС-анализе все виды запасов делят на три группы исходя из их стоимости, объема и частоты расходования, отрицательных последствий при их нехватке.

К категории А относят наиболее дорогостоящие виды запасов с продолжительным циклом заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий при их нехватке. Здесь нужен ежедневный контроль за их движением.

В категорию В включают те материалы, которые имеют меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и формирования конечных финансовых результатов. Запасы этой группы контролируются раз в месяц.

В категорию С включаются все остальные материальные запасы с низкой стоимостью, не играющие значительной роли в формировании конечных финансовых результатов. Контроль за их движением осуществляется раз в квартал.

АВС-анализ концентрирует внимание за движением наиболее приоритетных групп товарно-материальных ценностей.

При XYZ-анализе материалы распределяются в соответствии со структурой их потребления.

К группе X относятся материалы, потребление которых носит постоянный характер, к группе Y – сезонный характер, к группе Z – нерегулярный характер.

Такая классификация запасов позволяет повысить эффективность принятия решений в области закупки и складирования.

Важную роль в управлении запасами играет логистика, которая используется для оптимизации товарных потоков в пространстве и времени. Она координирует движение товаров по всей цепочке «поставщик – предприятие – покупатель» и гарантирует, что необходимые материалы и продукты будут предоставлены своевременно, в нужном месте, в требуемом количестве и желаемого качества. В результате сокращаются затраты на складирование, значительно уменьшается продолжительность нахождения капитала в запасах, что способствует ускорению его оборачиваемости и повышению эффективности функционирования предприятия, его конкурентоспособности.

Расчет трудовых затрат

Для расчета основной заработной платы используются две основные системы оплаты труда: сдельная или повременная (нормированные задания следует рассматривать как разновидность повременной оплаты труда).

Основой начисления заработной платы в этом случае является количество произведенной продукции или отработанное время и расценки на единицу продукции или единицу отработанного времени.

Отпускные, получаемые работником, зависят от его почасовой оплаты труда и продолжительности отпуска. Их, как и основную заработную плату относят на себестоимость произведенной продукции. В отличие от этого надбавки за сверхурочную работу, за работу во вторую или третью смену, если она связана с общим высоким уровнем занятости на предприятии, как правило, относят на производственные накладные расходы и косвенно на себестоимость продукции. Если эти надбавки не являются результатом общей работы предприятия, а вызваны необходимостью срочного выполнения какого-то определенного заказа, то он должны быть прямо на него и отнесены.

Издержки из-за потерь рабочего времени в виде простоев не могут быть отнесены на конкретное изделие, поэтому целесообразнее с точки зрения контроля отнести на общепроизводственные или общехозяйственные затраты в зависимости от места их возникновения. Данные о них следует ежеквартально обобщать и передавать руководству предприятия.

Издержки, связанные с социальными выплатами (взносы в фонд социального страхования и пенсионный), обычно исчисляются в процентах от основной заработной платы и прямо относятся на себестоимость продукции.

Бюджетирование

Бюджет – это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до начала определённого периода, обычно показывает расходы, доходы и необходимый капитал.

Бюджетирование – это комплекс планирования отчётности и контроля на основе системы бюджетов. Представляет собой управляемую технологию, предназначенную для выработки и повышения фин. обособленности принимаемых управленческих решений.

Преимущества бюджетирования:

планирование бюджетов структурных подразделений даёт более точные показатели размеров и структуры затрат и соответственно более точное план. значение размера прибыли, что важно для налогового планирования

руководителям структурных подразделений предоставляется большая самостоятельность в расходовании и экономии по бюджету ФОТ, что повышает материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий

минимизация количества контролируемых параметров бюджета позволяет сократить непроизводственные расходы рабочего времени работниокв экономических служб

обеспечивается экономия фин. ресурсов предприятия и большая оперативность управления ими

снижаются непроизводственные расходы и потери

бюджетные данные для оценки при сравнении результатов более достоверны данные прошлых периодов

бюджет как средство координации работы различных подразделений организации побуждает менеджеров строить свою деятельность с учётом интересов организации в целом

Задачи бюджетирования:

конкретизация перспектив бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития

выявление резервов увеличения доходов и способов их мобилизации

обеспечение воспроизводственного процесса, необходимыми источниками финансирования

определение способов наиболее эффективного использования фин. ресурсов

обеспечение соблюдения интересов кредиторов и государства

осуществление контроля за фин. состоянием предприятия

Функции бюджета:

планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации

координация различных видов деятельности и отдельных подразделений

стимулирование руководителей всех рангов достижении целей своих ЦО

контроль тек. Деятельности обеспечения планов. дисциплины

Этапы составления бюджета:

наибольшее внимание при разработке бюджетов уделяется прогнозированию объёмов продаж. Прогноз превращается в план после анализа всех факторов: объёма продаж, Д и С на рынках сбыта, уровня доходов и занятости населения, рыночных цен и др. факторов. По результатам составляется бюджет продаж, далее формируются все бюджеты.

разработка операционных бюджетов: бюджет затрат на материалы, расчёты проводятся по каждому наименованию материалов, необходимых для производства продукции, бюджет закупки материалов – определяется величина и сроки закупки каждого вида сырья и материалов:

бюджет затрат на зарплату основных производственных рабочих. Разрабатывается исходя из трудоёмкости производства каждого вида продукции и среднечасовой оплаты труда.

бюджет накладных производственных расходов. Составляется по отдельным статьям, исходя из планируемого объёма производства

бюджет цеховых затрат составляется для контроля и управления затратами цеха

бюджет коммерческих расходов – детализирует все предполагаемые расходы, связанные с реализацией продукции

бюджет общих и административных расходов, предназначен для контроля за административно - управленческими затратами

бюджет общепроизводственных расходов – затраты косвенные по производству в целом

прогнозный отчёт о прибылях и убытках – информация о доходах берётся из бюджета продаж, а о расходах – из остальных бюджетов.

составление финансовых бюджетов

бюджет движения денежных средств, где отражаются ожидаемые поступления и платежи, показ-т сальдо денежных средств на начало и конец периода

прогнозный бухгалтерский баланс – характеризует прогнозное финансовое положение предприятия, на его основе руководство принимает решение о принятии бюджета

бюджет капитальных затрат – определяются нужды капитальных вложений, источники финансирования, выплата процентов за кредит, доходы

Порядок разработки смет затрат:

«сверху-вниз» - высшее руководство осуществляет процесс бюджетирования с минимальным привлечением менеджеров подразделений низшего уровня. Такой подход даёт возможность полностью учитывать стратегические цели компаний и уменьшить затраты времени на разработку бюджета

«-» слабая мотивация менеджеров низшего и среднего звена на достижение цели

«снизу-вверх» - принимается как правило на больших предприятиях, где руководители отделов составляют бюджеты по своим подразделениям, которые затем обобщаются. Средним и внешним руководством осуществляется согласование и координация различных бюджетных показателей.

«-» плановые значения расходов завышаются, а доходов – занижаются, а также высокие затраты времени на процесс разработки

«снизу-вверх/сверху-вниз» - самый долговременный и наиболее согласованный, является самым сбалансированным. Высшее руководство даёт общие директивы…, а руководители низшего и среднего звеньев подготавливают бюджет на достижение целей

2 основных метода:

1. нулевой актуален для новой организации или при изменении предмета деятельности организации

2. традиционный – планирование от достигнутого

При составление бюджета необходимо соблюдение ряда обязательных условий:

- организация должна обладать необходимой методической и методологической базой проведения контроля разработки и анализа исполнения бюджетов

- работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированы, что уметь применять методы и методику на практике

- должна быть сформирована информационная база о деятельности предприятия, для чего должна существовать система управленческого учёта

- на предприятии должна быть соответствующая организационная структура управления, за каждым звеном, кот. Закреплены обязанности разработки контроля и анализа бюджетов предприятия

- т.к. бюджетирование предполагает регенерацию и обработку больших массивов информации, то желательно использовать программно-технические средства в этих процессах

Основные трудности процесса бюджетирования в РФ:

несогласованность бюджетов со стратегией предприятия

отсутствие научно-обоснованных нормативов расходования ресурсов

неоптимизированная система управления предприятием

необходимость частных корректировок показателей

высокая длительность процесса составления бюджета

низкая вероятность прогнозируемых оценок

необеспеченность предприятий компьютерными программными продуктам

Классификация бюджетов:

Классификационный признак Вид бюджета Характеристика бюджета
1. Сфера деятельности предприятия 1.1 бюджет по операционной деятельности 1.2 бюджет по инвестиционной деятельности 1.3 бюджет по фин. деятельности - Детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражающих в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности - направлен на соответствующую детализацию показателей тек. Плана доходов и расходов по этой деятельности - детализирует показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств
2. Виды затрат 2.1 текущий   2.2 капитальный - Состоит из текущих расходов (издержек производства по операционной деятельности) и тек. доходов сформированных в основном от реализации продукции - доводит до конкретных исполнителей затраты текущего плана капитальных вложений, разработанного на этапе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации ОФ, и др.
3. Широта номенклатуры затрат 3.1 функциональный 3.2 комплексный - Разрабатывается по 1 или 2-м статьям затрат - разрабатывается по широкой номенклатуре затрат
4. Методы разработки 4.1 фиксированный 4.2 гибкий - не зависит от изменения объёмов производства - предусматривает установление планируемых текущих и капитальных затрат в виде норматива расхода по соответствующим объёмным показателям деятельности
5. Длительность планируемого периода Ежедневный, еженедельный, ежемесячный, квартальный, годовой, многолетний  
6. Период составления 6.1 оперативный 6.2 текущий 6.3 перспективный - прямо связан с достижением целей предприятия (бюджет продаж) - направлен на планирование текущих целей предприятия (бюджет закупок сырья) - отражает развитие бизнеса и долгосрочную структуру организации
7. непрерывность планирования 7.1 самостоятельный 7.2 непрерывный (скользящий) Изолирован, не зависит от др. бюджетов По окончании месяца или квартала к текущему бюджету добавляется новый
8. Степень содержания инфо 8.1 укрупнённый 8.2 детализированный Основные статьи доходов и расходов указываются укрупнено Все статьи доходов и расходов раскрываются полностью по всем составляющим

5. Традиционные системы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)

Калькулирование – процесс отнесения тех или иных видов затрат на носители этих затрат.

След. различать объекты учета затрат (отдельные переделы, производственные процессы, цеха, производства) и объекты калькулирования (вырабатываемая продукция, полуфабрикаты, работы, услуги). Они могут совпадать (при производстве одного вида продукции в однопередельном производстве).

Объект калькулирования шире объекта учета, когда учет организован по переделам, а продукция проходит несколько переделов.

Объект калькулирования уже объекта учета, когда в одном переделе выполняется несколько видов продукции.

Калькуляционная единица – измеритель объекта калькулирования. Существуют натуральные, условно-натуральные, стоимостные калькуляционные единицы.

Натуральные показатели используются при пр-ве и исчислении себестоимости одного конкретного вида продукции.

Условно-натуральные используются в пр-вах, где выпускаются различные виды близких или однотипных изделий, затраты на пр-во которых стоят в определенном соотношении друг к другу. Причем структура себестоимости у них должна быть одинаковая (бумажная промышленность, производство чугуна).

Стоимостные показатели используются для обобщающей характеристики себестоимости всей товарной продукции, состоят из разных видов.

Методы калькулирования делятся по 3 признакам:

1 в зависимости от степени поглощения постоянных расходов (абзорпшен-костинг и директ-костинг)

2 от того, какая информация ложится в основу расчетов (фактическое, нормальное и нормативное)

3 от вида объекта калькулирования (попроцессный, попередельный, позаказный)

Задачи калькулирования:

-достоверное исчисление факт себестоимости единицы отдельных видов продукции

- контроль над выполнением план заданий по себестоимости

- определение рентабельности продаж и факторов, обуславливающих ее уровень

- оценка эффективности работы подразделений

- обеспечение поступления информации для анализа резервов снижения себестоимости

Закон предоставляет возможность предприятиям осуществлять калькулирование по собственному выбору по любой системе, но государство оставляет за собой право контроля в случае подозрения на сокрытие прибыли от налоговых органов или подозрения на незаконность деятельности.

Затраты по оплате труда

Основная оплата труда производственных рабочих относится на себестоимость отдельных наименований изделий (групп изделий) и заказов прямым способом. Оплата труда рабочих и специалистов, отнесение которой на отдельные виды продукции (заказы) прямым способом затруднено, распределяется пропорционально сметным ставкам. Сметные ставки устанавливаются на основании расчета, исходя из объема производства, перечня рабочих мест, штатных должностей, тарифных ставок и окладов.

Дополнительная оплата труда производственных рабочих распределяется пропорционально основной оплате. Отчисления на социальные нужды включаются в себестоимость продукции по установленной норме в процентах к сумме основной и дополнительной оплаты труда производственных рабочих.

Планирование, учет затрат и калькулирование себестоимости продукции в металлургии

Планирование себестоимости производства и составление сметы затрат в металлургии

Планирование затрат служит исходной основой контроля за рациональным использованием ресурсов и обеспечения на этой основе прибыли. Плановая величина затрат определяется исходя из намечаемой структуры (номенклатуры, ассортимента) продукции при заданных стандартами и техническими условиями требованиях к ее качеству.

Расчеты затрат ведутся в соответствии с условиями производства, определяющими условия труда, правилами использования природных ресурсов, безопасности ведения работ, охраны окружающей среды и др.

Основой расчетов затрат являются:

§ планируемые объемы производства продукции в натуральном и стоимостном выражении;

§ планы технического перевооружения, внедрения новой техники, НИОКР, совершенствования технологии и организации производства, экономии ресурсов и улучшения использования труда с расчетами получаемого экономического эффекта;

§ мероприятия, разрабатываемые по результатам проведенного технико-экономического анализа производства, направленные на снижение затрат, в частности, на устранение излишних затрат и потерь;

§ нормы расхода материальных ресурсов на производство, утвержденные руководством предприятия, с учетом планов технического развития, организационно-технических и других мероприятий, намечаемого внедрения изобретений и рационализаторских предложений;

§ нормы затрат труда и расчеты расходов на его оплату в соответствии с действующими на предприятии системами оплаты труда и поощрения его производительности;

§ экономические нормативы: плата за природные ресурсы, нормы амортизации основных средств, единый социальный налог и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.

В зависимости от целей планирования, длительности планируемого периода, стадий разработки планов плановая себестоимость продукции определяется путем укрупненных расчетов изменения затрат под влиянием технико-экономических факторов или детальных сметно-нормативных (калькуляционных) расчетов величины необходимых затрат.

В целях более полного выявления возможностей снижения себестоимости продукции и роста прибыли, а также более глубокого и всестороннего анализа фактических затрат и причин их отклонения от расчетного уровня, целесообразно сочетать пофакторный и сметный (калькуляционный) методы плановых расчетов.

Результаты плановых расчетов выражаются в следующих показателях:

§ сумма затрат на производство;

§ себестоимость учетной единицы продукции;

§ затраты на 1 руб. готовой (товарной) продукции, характеризующие уровень затрат на производство продукции, исчисляемый делением общей суммы затрат на стоимость готовой (товарной) продукции в ценах реализации.

Затраты на производство и показатели себестоимости продукции рассчитываются по предприятию и его структурным подразделениям в разрезе элементов (статей) затрат и суммарно по видам продукции. Плановые расчеты затрат, уточняемые по периодам, используются в оперативном управлении производством для контроля за ходом производственных процессов, расходованием материальных и трудовых ресурсов, оценки результатов работы производственных цехов и других структурных подразделений предприятия.

При составлении плана по себестоимости продукции разработка смет затрат на производство (калькуляции) по вспомогательным цехам производится в первую очередь, имея в виду, что стоимость работ и услуг вспомогательных цехов находит свое отражение в себестоимости продукции основных цехов и производств.

С этой целью составляются балансы распределения продукции и услуг вспомогательных цехов.

Эти балансы составляются теми службами, в подчинении которых находятся вспомогательные цехи (например, отделом главного энергетика — на все виды энергии и услуги энергетических цехов, отделом главного механика — на услуги ремонтно-механических цехов и т.д.).

Для определения общей величины затрат производственных подразделений на выполнение работ, услуг, не связанных с основным и вспомогательным производством, расчетами определяются их объемы и расходы материальных и иных ресурсов, необходимых для их выполнения. Затраты по указанным работам и услугам на себестоимость основных видов продукции не относятся, но относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) подразделений, их осуществляющих.

На упомянутые работы и услуги должны относиться общехозяйственные расходы и расходы на продажу пропорционально доле в стоимости продукции (работ, услуг) подразделения.

Смета затрат на производство и реализацию продукции определяет все расходы основных, вспомогательных и обслуживающих производств, связанных с выпуском и реализацией продукции.

На предприятиях металлургии рекомендуются следующие статьи сметы затрат.

1. Материальные затраты, в том числе:

§ сырье, основные и вспомогательные материалы и полуфабрикаты, приобретаемые со стороны;

§ энергия всех видов со стороны, в том числе: электроэнергия;

§ топливо со стороны, в том числе: природный газ;

§ услуги производственного характера, оказываемые сторонними организациями.

2. Расходы на оплату труда.

3. Единый социальный налог.

4. Амортизационные отчисления.

5. Прочие затраты, из них: налоговые платежи.

6. Итого по элементам затрат.

7. Изменение остатков (прирост +, уменьшение -):

§ незавершенного производства;

§ расходов будущих периодов;

§ резервов предстоящих расходов.

8. Всего расходов по обычным видам деятельности.

По окончании учетного периода показатели сметы затрат в целях анализа сопоставляются с фактическими данными.

Учет затрат по лизингу

Затраты по лизингу имущества учитываются лизингополучателем в составе себестоимости продукции, производимой с использованием предмета лизинга, или в составе расходов, связанных с основной деятельностью.

Плата за владение и пользование представленным по договору лизинга имуществом осуществляется лизингополучателем в виде лизинговых платежей, уплачиваемых лизингодателю. Размер, способ и периодичность лизинговых платежей устанавливается в договоре по соглашению сторон.

В сумму лизинговых платежей включаются:

§ амортизация имущества за период, охватываемый сроком договора, если оно по условиям договора находится на балансе лизингодателя;

§ инвестиционные затраты лизингодателя;

§ оплата процентов за кредиты, использованные лизингодателем на приобретение предмета лизинга;

§ плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором;

§ налог на добавленную стоимость;

§ страховые взносы, если страхование предмета лизинга осуществляется лизингодателем;

§ налог на имущество, уплаченный лизингодателем;

§ вознаграждение лизингодателя.

Оплата НДС, предусмотренная договором лизинга, в состав себестоимости продукции лизингополучателя не включается.

Порядок учета лизинговых операций определяется условиями договора лизинга.

Балансодержателем предмета финансового лизинга является лизингодатель или лизингополучатель по соглашению сторон, оперативного лизинга — лизингодатель. Начисление амортизационных отчислений производит балансодержатель предмета лизинга. По взаимному соглашению стороны договора лизинга имеют право применять ускоренную амортизацию предмета лизинга линейным способом начисления, при котором определенная в установленном порядке норма амортизационных отчислений увеличивается на коэффициент, не превышающий 3.

Если по условиям договора предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя, то лизингополучатель учитывает его по стоимости, равной сумме лизинговых платежей за вычетом налога на добавленную стоимость (если по договору он входит в состав лизинговых платежей), на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». При возврате лизингового имущества лизингодателю его стоимость списывается с этого счета.

Если по условиям договора предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя, стоимость лизингового имущества, поступившего лизингополучателю, отражается по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств по договору лизинга» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Арендные обязательства».

Стоимость лизингового имущества равна сумме лизинговых платежей за вычетом налога на добавленную стоимость (если по договору он входит в состав лизинговых платежей).

Начисление амортизационных отчислений на полное восстановление лизингового имущества, учитываемого лизингодателем на своем балансе, производится по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

Начисление амортизационных отчислений на полное восстановление лизингового имущества, учитываемого на балансе лизингополучателя, производится по дебету счетов учета издержек производства (обращения) в корреспонденции со счетом 02, субсчет «Износ имущества, переданного в лизинг».

Если по условиям договора работы по доставке лизингового имущества, монтажу, вводу в эксплуатацию выполняются за счет лизингополучателя, то их следует отражать по дебету счета 08, субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств по договору лизинга» в корреспонденции со счетами учета соответствующих ценностей, расчетов и т.д.

Затраты, связанные с получением лизингового имущества, списываются с кредита счета 08, субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств по договору лизинга» в корреспонденции со счетом 01 «Основные средства», субсчет «Арендованное имущество (по до



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.126 с.)