Формирование и развитие новой политической системы в 1992-200-г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование и развитие новой политической системы в 1992-200-г.



Распавшийся Советский Союз оставил весьма сложное наследство России в виде экономического кризиса, всеобщего социального недовольства и, наконец, отсутствия реальной российской государственности. Таким образом, необходимо было действовать одновременно в нескольких направлениях. Чтобы добиться успеха, необходимо было определить как цели преобразований, так и приоритеты в их достижении, что делало крайне насущным выработку определенной программы реформ. В условиях краха умеренной и консервативной моделей периода перестройки вполне естественной была победа весьма радикальной для России концепции демократического либерально-рыночного государства с ориентацией на западные страны. Именно эту идею и попытались осуществить пришедшие к власти руководящие круги.

Первоначальные шаги должны были быть сделаны в сфере экономики. Авторами и одновременно исполнителями экономических преобразований стал коллектив реформаторов под руководством Е.Т. Гайдара, который в основу своей деятельности положил концепцию разгосударствления экономики, устранения государства от непосредственного участия в управлении народным хозяйством.

Для повышения эффективности использования производственных мощностей необходимо было разрешение проблем собственности, что вызывало потребность в приватизации; создание конкурентной среды обеспечивалось демонополизацией, а определение рыночной эффективности проведенной реорганизации достигалось с помощью свободных от регулирования цен. Однако чрезвычайная ситуация в экономике России, по мнению Е. Гайдара, требовала срочных мер, в то время как осуществление приватизации и демонополизации - процесс длительный. Отсюда единственно возможным шагом по реформированию экономики становилась либерализация цен. Средством же ограничения чрезмерного роста цен в монополизированном российском народном хозяйстве должна была стать жесткая денежная политика, определяемая как "монетаризм". Такая экономическая политика означала, что основная масса тягот от перехода к рынку должна была лечь на население, однако предполагалось, что они будут компенсированы сравнительно быстрым наполнением прилавков потребительскими товарами и помощью со стороны государства ("шокотерапия"). Действительно, первые результаты отпуска цен, произведенного в январе 1992 г., оказались весьма болезненны, что вызвало резкий протест со стороны ряда политических сил, хотя само население проявляло заметно меньшую активность. И все же опасения роста социальной нестабильности и недостаточная поддержка со стороны политического руководства вынудили реформаторов отступить от первоначальной линии. К тому же непоследовательность в осуществлении реформ объяснялась и растущим противоборством экономических концепций в подходе к рынку в России: должен ли он быть исключительно либеральным или его следует регулировать с помощью государства. Все это вместе взятое привело к тому, что жесткая финансовая политика фактически проводилась не более двух месяцев, после чего государство начало активно накачивать российскую экономику "пустыми" деньгами. Не достигла желаемых результатов и чековая приватизация. В результате, радикальные реформы в значительной степени остались только на бумаге. Победу же одержала линия на регулируемый переход к рынку, воплощением которого занялся новый премьер-министр В.С. Черномырдин. Несмотря на значительные издержки осуществления экономической политики, механизм рынка, хотя и со скрипом, был запущен, что к 1995 г. дало основания российскому руководству делать заявления о начале стабилизации в стране.

Наряду с экономическими преобразованиями важнейшей задачей России являлось формирование системы государственной власти. Несовершенство ее механизма, доставшееся в наследство от СССР, привело к тому, что выработка основ политической системы России происходила в упорнейшей политической борьбе, развернувшейся между исполнительной и законодательной ветвями власти, вызванной отсутствием четкого разграничения полномочий Президента России и Верховного Совета РФ. Политическое противостояние, продолжавшееся в течение второй половины 1992 - 1993 годов, прошедшее через попытки проведения импичмента Президенту РФ Б.Н. Ельцину и объявление чрезвычайного положения, референдум о доверии главе государства и Конституционное совещание, в конечном итоге логически завершилось вооруженным конфликтом властей в Москве в октябре 1993 г. В силовом поединке победу одержала исполнительная власть, получившая, тем самым, возможность начать реформирование государственного механизма.

Главным направлением этой деятельности явилась борьба за проведение выборов в законодательные органы и одновременно референдума по принятию новой Конституции РФ. Согласно предложенной президентской стороной проекта Конституции страна должна была стать президентской республикой с двухпалатным парламентом (Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы). На референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 г., большинство проголосовавших избирателей высказалось за принятие новой Конституции РФ, а значит и новой модели высшей государственной власти. Однако на выборах в Государственную Думу проявилось и общее недовольство осуществлением реформ, что выразилось в относительном успехе Либерально-демократической партии В.В. Жириновского с ее демагогическими обещаниями быстрых и силовых решений. Оценка выборов как поражения демократов способствовала пересмотру курса исполнительной власти, в частности, ее отходу от либеральных идей в сторону активного государственного вмешательства в экономику. В то же время новая система взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями даже при условии их взаимного недовольства друг другом исключала возможность перерастания политической борьбы в вооруженную конфронтацию.

Сложным вопросом организации власти в течение 1991 - 1995 годов оставался и вопрос о формировании новой системы взаимоотношений между российским центром и субъектами РФ. Такие национальные республики, как Татарстан, Чечня, Башкортостан и другие, настаивали на особом статусе в рамках Российской Федерации. В целом, после длительного процесса противостояния удалось найти относительно приемлемые формы разграничения полномочий и заключить договора с большинством республик, однако многие проблемы остались нерешенными. Наиболее остро они проявились в чеченском кризисе, обернувшемся войной. Впрочем, даже прекращение полномасштабных военных действий не завершило конфликта, переросшего в затяжной кризис во взаимоотношениях между Чечней и российским центром.

Таким образом, в течение 1992 - 1995 годов процесс формирования нового российского государства приобрел большую динамику в его высшем звене, тогда как формирование взаимоотношений по линии "центр - регионы" заметно отстало.

Отсутствие ясности во внутреннем положении сказывалось и на внешней политике России. Неопределенность положения после развала СССР, инерция противоборства с союзным центром и нечеткость внутренних целей затруднили определение национальных государственных интересов страны. Поэтому на первых порах во внешней политике прослеживается стремление проводить линию на тесное сближение со странами Запада. Лишь постепенно начинает осознаваться необходимость формирования самостоятельной внешней политики, опирающейся на ясное понимание места в мире, занимаемого Россией, значимость восстановления активных и прочных связей с республиками бывшего СССР. В то же время, процесс самоопределения России в мире не получил окончательного завершения.

Таким образом, российское государство к концу XX в. начало приобретать все более определенные формы. В настоящее время Российская Федерация представляет собой государство, основанное на сильной центральной власти.

В системе государственных отношений всякая политическая, а, следовательно, и государственная, власть осуществляет экономическую, политическую либо другую общественную функцию, выражающую сущность определенного этапа развития социума. В настоящее время это функция коренного преобразования (реформирования) всех сфер жизни: экономической, политической, социальной, духовной. Переходное общество предполагает альтернативу в дальнейшей эволюции государственности, права. Совокупность задач предопределяет комплексность подходов в их разрешении, причем не только в виде практических действий, но и, прежде всего, в виде научно обоснованных ориентиров, к выработке которых необходимо стремиться.

Переходный период в обществе, вероятно, сохранится еще в течение длительного времени. Русский философ Н.А. Бердяев точно подметил историческую предопределенность такого положения: "Интересы создания, содержания и сохранения огромного государства занимают совершенно исключительное и подавляющее место в русской истории. Почти не оставалось сил у русского народа для свободной творческой жизни, вся кровь шла на укрепление и защиту государства, классы и сословия слабо были развиты и не играли той роли, которую играли в истории западных стран"[359]. Эти слова, написанные в начале XX в., до сих пор сохраняют свою актуальность. Сегодня нужны другие механизмы сохранения единой государственности, основанные не на принуждении, а на взаимной заинтересованности и духовной близости народов, реальном воплощении прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ 1993 г.

48. экономические реформы конца XX века и их последствия.

1990 год

Июнь — Постановление Верховного совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике»

19 июня — Постановлением Совмина СССР об акционировании предприятий.

Декабрь — Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности

Уменьшение поступления налогов в бюджет привело к компенсационному печатанию денег, кроме того, госпредприятиям разрешили часть безналичной прибыли переводить в наличные рубли в фонд материального поощрения, что привело к повышению зарплат. Следствием этого стала нарастающая инфляция, которая усугублялась всё увеличивающимся дефицитом потребительских товаров. Власти были вынуждены расширять талонную систему распределения, тем самым поощряя чёрный рынок. Всё это увеличивало предпочтение населением доллара, курс которого по отношению к рублю вырос с официальных 67 копеек (или 4 руб. на черном рынке) в 1985 году до рыночных 17 рублей в начале 1991-го. Дешевизна российских товаров для иностранных покупателей способствовала их вывозу, еще больше усугубляя товарный голод и инфляцию.[2]

Январь — «павловская» денежная реформа

Март — принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

Апрель — зарегистрирован банк «Югорский»

3 июля — Верховный совет РСФСР принял закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР».[3]

Октябрь — на V Съезде народных депутатов РСФСР президент России Борис Ельцин объявил о проведении в России радикальных экономических реформ

Ноябрь — председателем Госкомимущества назначен Анатолий Чубайс

19 декабря — постановление правительства РСФСР № 55 «О мерах по либерализации цен».

29 декабря — изданы «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации в 1992 году»

Декабрь — указ о свободе торговли

Декабрь — постановление правительства России о реорганизации колхозов и совхозов в любую стандартную форму ассоциаций

Январь — либерализация цен, начало гиперинфляции

Май — Виктор Черномырдин возглавляет Минтопэнерго

11 июня — постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2980-I утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.»[4]

Июль — Верховный совет РФ назначил В. В. Геращенко на пост главы ЦБ РФ

Август — указ президента России «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации»

В начале 1992 года вскоре после либерализации цен в российской экономике возникли повсеместные задержки денежных платежей и как следствие образовалась огромная сумма задолженности юридических лиц друг другу.[4] К июню 1992 года эта задолженность достигла 2-2,5 трлн руб, оказавшись сопоставимой с доходной частью федерального бюджета. В августе-сентябре 1992 года по инициативе нового руководства ЦБ РФ проводится крупномасштабная акция по снижению уровня задолженности в экономике: на основе кредитной эмиссии в размере 1 трлн рублей были проведены взаимозачёты долгов предприятий.[4] Эта мера позволила пополнить оборотные средства предприятий, приостановить благодаря этому падение производства и уменьшить объём неплатежей, сняв на время остроту проблемы.[4] Однако, поскольку пополнение оборотных средств происходило в условиях свободного ценообразования в разбалансированной экономике, такая большая эмиссия дала сильный инфляционный эффект и вскоре оборотные средства вновь обесценились.[4]

В 1992 году, после либерализации цен и попыток ужесточения денежно-кредитной политики, среди российских предприятий получил широкое распространение бартер.[4]

1993 год

Январь — главой Минтопэнерго назначен Юрий Шафраник.

26 июля — 7 августа — денежная реформа

Октябрь — банковский кризис[4]

1994 год

11 октября — обвальное падение курса рубля по отношению к доллару США («чёрный вторник»)

Осенью 1994 года российские угольные, нефтяные, электроэнергетические, металлургические компании и железнодорожнники заключили соглашение о временной заморозке цен на свою продукцию в рамках операций между этими отраслями.[4] Эта договорённость способствовала снижению темпов инфляции в стране.[4]

К 1994 году объём финансов, направлявшихся во внебюджетные фонды, стал сопоставим с доходами государственного федерального бюджета.[4]

1995 год

Август — банковский кризис[4]

Декабрь — принят закон «Об акционерных обществах»

В 1995 году объём размещения ГКО-ОФЗ составил 159,5 млрд рублей.[4] Проведены знаменитые залоговые аукционы

1996 год

1 января 1996 года вступил в силу закон о федеральном бюджете, этот бюджет не предусматривает существование отраслевых внебюджетных фондов. В марте 1996 года правительство России и ЦБ РФ выступают с совместным завлением, в котором было выражено намерение упразднить внебюджетные фонды. 21 марта 1996 года постановлением правительства России № 314 были упразднены внебюджетные фонды в отраслях ТЭК, оборонной промышленности и металлургии.

В 1996 году объём размещения ГКО-ОФЗ составил 430,5 млрд рублей.[4]

1997 год

4 августа — указ президента России Б. Н. Ельцина «Об изменении нарицательной стоимости денежных знаков и масштаба цен»

За 1997 год объём размещения ГКО-ОФЗ составил 502,0 млрд рублей.[4]

В конце 1997 года ускорились негативные процессы в сфере финансов: выросли ставки процентов по государственным ценным бумагам и межбанковским кредитам, а также произошло резкое снижение стоимости российских корпоративных ценных бумаг.[4] Так, в III квартале 1997 года средний доход по ГКО на вторичном рынке равнялся 19 %, а в IV квартале — 26,3 %.[4] В III квартале 1997 года средняя ставка по однодневным рублёвым кредитам на московском межбанковском рынке составляла 16,6 %, в IV квартале — 25,2 %.[4]

1998 год

1 января — 1000-кратная деноминация рубля

В 1998 году доля бартерных операций в российской экономике поднялась до 51 %.[4]

В I квартале 1998 года средний доход по ГКО на вторичном рынке равнялся 29,1 %, во II квартале — 49,2 %.[4] В I квартале 1998 года средняя ставка по однодневным рублёвым кредитам на московском межбанковском рынке составляла 26,8 %, во II квартале — 44,4 %.[4]

К августу 1998 года власти утратили ресурсы для финансирования краткосрочного госдолга и удержания курса рубля.[4] 17 августа 1998 года был объявлен дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ) и фактически объявлено об отказе поддерживать курс рубля.[4] Это означало крах макроэкономической политики, проводившейся с 1992 года.[4] В результате финансового кризиса российская экономика получила тяжелейший удар, следствием чего стало резкое обесценивание рубля, спад производства, значительный рост инфляции, падение уровня жизни населения.[4]

1999 год

25 мая — Виктор Калюжный возглавил Минтопэнерго.

Спад российской экономики, произошедший в 1998 году, был кратковременным и вскоре сменился масштабным экономическим ростом[4]. Переход от спада к росту объясняется комплексом причин[4]:

 

Рост цен на мировом рынке на товары российского экспорта, прежде всего на нефть, нефтепродукты и на природный газ.[4]

Позитивные изменения в макроэкономической политике[4].

Во-первых, возобновление экономического роста было признано более важным приоритетом, чем сдерживание инфляции.[4]

Во-вторых, было признано неэффективным использование завышенного курса рубля как средства сдерживания инфляции, формирование курса рубля фактически стало рыночным.[4] В-третьих, были предприняты меры по ликвидации задержек по пенсиям, пособиям и зарплатам, а государство практически полностью отказалось от имевшей место до этого практики неисполнения своих финансовых обязательств перед подрядчиками по госзаказам и перед бюджетными организациями.[4]

В-четвёртых, было принято решение об отказе от восстановления рынка финансовых гособязательств, поскольку было признано, что покрытие дефицита бюджета за счёт масштабных займов создаёт значительные риски экономической стабильности.[4]

В-пятых, в конце 1998 года и в 1999 году власти успешно применили регулирование цен естественных монополистов как экономический рычаг и до начала 2000 года темп роста цен на продукцию естественных монополий был значительно ниже среднего темпа роста цен в экономике.[4]

Снижение средней реальной зарплаты у наёмных работников и снижение прочих денежных доходов населения.[4]

Наличие большого объёма законсервированных производственных ресурсов, появившегося в период глубокого экономического спада в 1990-е годы.[4] Когда в конце 1990-х годов спрос на российском рынке стал расти, значительная часть ранее простаивавших мощностей была введена в действие, что не потребовало сколько-нибудь больших капиталовложений.[4]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.028 с.)