ТОП 10:

Противостояние на фронтах гражданской войны



Советская Россия в годы Гражданской войны переживала очень трудное время. В 1918 г. иностранные интервенты (английские, французские, американские, японские войска) и силы белого движения окружили Советскую республику кольцом фронтов.

Для того чтобы отбить натиск противников, советское правительство начало претворять в жизнь мероприятия по мобилизации всех сил, превращению страны в единый военный лагерь. На нужды обороны страны были собраны все имеющиеся ресурсы. Быстрыми темпами шло строительство Красной армии. Общее руководство страной было сосредоточено в Совете труда и обороны (СТО), который возглавил В.И. Ленин.

Для координации действий военных учреждений и фронтов был образован Революционный военный совет (РВС).

Летом и осенью 1918 г. определились два основных фронта – Восточный и Южный.

Восточный фронт

На восточном направлении, в районе Волги и Урала, выступление крупных сил белочехов и белогвардейцев слилось с волной кулацких мятежей. Командующим Восточного фронта был назначен в июле 1918 г. И.И. Вацетис (в 1919–1920 гг. фронт возглавляли С.С. Каменев, М.В. Фрунзе). Красной армии противостояли силы под руководством атамана Дутова (уральское казачье войско), позднее – адмирала Колчака. Красной Армии путем больших усилий удалось эти силы отбросить за Урал.

Южный фронт

С октября 1918 г. ожесточенные бои разгорелись на Южном фронте, который охватывал районы Дона, Нижней Волги и Северного Кавказа. Силами Красной армии командовали В.М. Гиттис и В.А. Антонов-Овсеенко (украинский фронт). Здесь советским войскам пришлось отражать натиск Донской белоказачьей армии атамана П.Н. Краснова, которая пыталась взять Царицын и перерезать Волгу, и Добровольческой армии генерала Л.И. Деникина, которой удалось захватить Кубань. К марту 1919 г. Донская армия была разгромлена, ее остатки отошли под прикрытие Добровольческой армии.

Россия в кольце фронтов

Очень тяжелой для Советской республики стала весна 1919 г. Против Советского государства готовилось еще более мощное наступление. В нем должны были участвовать белогвардейские армии, а также войска Антанты и других, соседних с Россией государств. Наступление враждебных сил должно было начаться с разных концов России и направлялось к ее центру – Москве.

Наступление интервентов и белогвардейцев началось в одно время на шести фронтах. Основной удар планировалось нанести силами колчаковской армии, которой оказывали активную поддержку страны Антанты. Наступление войск под командованием А.В. Колчака началось 4 марта 1919 г. Его выступление поддержали другие контрреволюционные силы: на западном направлении – белополяки, а под Петроградом – генерал Н.Н. Юденич, на севере – белая армия генерала Е.К. Миллера, на юге – войска А.И. Деникина. Несмотря на тяжелое положение, Советскому государству удалось выстоять.

Юго-Западный фронт

В апреле 1920 г. в войну с Советской Россией вступила Польша. Юго-Западным фронтом командовал А.И. Егоров, Западным – М.Н. Тухачевский. К весне 1920 г. Гражданская война близилась к завершению.

В 1920 г. Красная армия отразила наступление польских войск и разгромила армии П.Н. Врангеля.

16. Суть и основное содержание политики военного коммунизма

Военный коммунизм

В 1918 г. большевиками была введена система чрезвычайных мер, экономических и политических, известных как “политика военного коммунизма”. Основными актами этой политики стали Постановление от 13 мая 1918 г., дающее широкие полномочия Наркомпроду (Народному комиссариату по продовольствию), и Декрет от 28 июня 1918 г. о национализации.

Основные положения этой политики:

национализация всей промышленности;

централизация управления экономикой;

запрет частной торговли;

свертывание товарно-денежных отношений;

продовольственная разверстка;

уравнительная система оплаты труда рабочих и служащих;

натуральная оплата труда рабочих и служащих;

бесплатность коммунальных услуг;

всеобщая трудовая повинность.

11 июня 1918 г. были созданы комбеды (комитеты бедноты), которые должны были изымать излишки сельскохозяйственной продукции у зажиточных крестьян. Их действия поддерживались частями продармии (продовольственной армии), состоящей из большевиков и рабочих. С января 1919 г. поиски излишков были заменены централизованной и плановой системой продразверстки (Хрестоматия Т8 №5).

Каждая область, уезд должны были сдать установленное количество зерна и других продуктов (картофель, мед, масло, яйца, молоко). Когда норма сдачи была выполнена, жители деревни получали квитанцию на право приобретения промышленных товаров (ткань, сахар, соль, спички, керосин).

28 июня 1918 г. государство приступило к национализации предприятий с капиталом свыше 500 рублей. Еще в декабре 1917 г., когда был создан ВСНХ (Высший совет народного хозяйства), он занялся национализацией. Но национализация труда не носила массовый характер (к марту 1918 г. не более 80 предприятий было национализировано). Это была прежде всего репрессивная мера против предпринимателей, сопротивлявшихся рабочему контролю. Теперь это была государственная политика. К 1 ноября 1919 г. было национализировано 2 500 предприятий. В ноябре 1920 г. вышел декрет, распространявший национализацию на все предприятия с числом рабочих более 10 или 5, но использующих механический двигатель.

Декретом от 21 ноября 1918 г. устанавливалась монополия на внутреннюю торговлю. Торговлю Советская власть заменила государственным распределением. Горожане получали продукты через систему Наркомпрода по карточкам, которых, например, в Петрограде в 1919 г. насчитывалось 33 вида: хлебные, молочные, обувные и т.д. Население разделялось на три категории:

рабочие и приравненные к ним ученые и артисты;

служащие;

бывшие эксплуататоры.

Из-за недостатка продуктов даже самые обеспеченные получали лишь ? предусмотренного рациона.

В таких условиях расцветал “черный рынок”. Правительство боролось с “мешочниками”, запрещая им передвигаться на поездах.

В социальной сфере политика “военного коммунизма” опиралась на принцип “кто не работает, тот не ест”. В 1918 г. была введена трудовая повинность для представителей бывших эксплуататорских классов, в 1920 г. — всеобщая трудовая повинность.

В политической сфере “военный коммунизм” означал безраздельную диктатуру РКП (б). Деятельность других партий (кадетов, меньшевиков, правых и левых эсеров) была запрещена.

Последствиями политики “военного коммунизма” стало углубление экономической разрухи, сокращение производства в промышленности и сельском хозяйстве. Однако именно такая политика во многом позволила большевикам мобилизовать все ресурсы и выиграть Гражданскую войну.

Особую роль в победе над классовым противником большевики отводили массовому террору. 2 сентября 1918 г. ВЦИК принял резолюцию, в которой провозглашалось начало "массового террора против буржуазии и ее агентов". Руководитель ВЧК Ф.Э. Джержинский говорил:" Мы терроризируем врагов советской власти". Политика массового террора приняла государственный характер. Расстрел на месте становился обычным явлением.

Итоги Гражданской войны

Для нашей страны Гражданская война и интервенция обернулись великой трагедией. Ущерб, который был нанесен народному хозяйству, превысил 50млрд. золотых рублей. Промышленное производство сократилось в семь раз, а сельскохозяйственное на 38%. Численность рабочего класса уменьшилась вдвое, так как часть погибла на фронтах, а часть осела в различных государственно-бюрократических структурах или вернулась в деревню. Оставшиеся рабочие перебивались случайными занятиями, их все сильнее охватывало разочарование в существующем режиме. В деревне увеличился процент мелких собственников, которые всегда недолюбливали большевиков.

В боях, от голода, болезней, белого и красного террора погибло около 8 млн. человек. Около 2 млн. человек – почти вся политическая, финансово-промышленная, в меньшей степени научно-художественная элита дореволюционной России – были вынуждены эмигрировать.[17]

Окончание войны означало завершение затянувшегося революционного процесса. Большевики не только смогли захватить власть, но и удержать ее в условиях военного противоборства. Пролив реки крови, понеся тяжелые потери, вожди белого движения потерпели сокрушительное поражение.

Почему же победа была за красными? Причины победы:

1) население России преимущественно состояло из крестьян, позиция именно этого сословия определяла победителя в гражданской войне. Большевикам удалось перетянуть на свою сторону большую часть населения страны, так как в ходе наступления белых войск сельское население получило возможность сравнивать. И это было не в пользу белых, которые хотели вернуть дореволюционную Россию. Преимущество красных было еще и в том, что они забирали только продукты, белые же забирали и хлеб, и землю у крестьян на подвластной им территории;

2) большевики проводили массовую агитационную работу. Крестьянам говорили о временном характере чрезвычайных мер и обещали вернуть долги после войны. Крестьяне выбирали наименьшее зло и предпочитали служить красным;

3) в скором времени после начала войны красные создают сильную и регулярную армию, которую набирают с помощью всеобщей воинской повинности. Из-за этого наступает перевес в пользу красных;

4) привлечение огромного количества военных специалистов, которые сделали армию профессиональной;

5) у красных не было проблем с боеприпасами, так как они использовали, сосредоточенные в центральной России, запасы царских времен. А густая сеть железных дорог помогла армии быть очень мобильной и всегда готовой;

6) политика военного коммунизма так же способствовала победе большевиков. Способом нейтрализации противников был красный террор;

7) национальной политикой большевики привлекли на свою сторону население национальных окраин империи. Лозунг белых «единая и неделимая Россия» лишал его этой поддержки.

После рассмотрения причин победы большевиков выявим причины поражения белых. Поражение антибольшевистских сил в Гражданской войне было обусловлено многими причинами:

1) не имея позитивной программы, белое движение не смогло консолидировать все антибольшевистские силы;

2) отсутствие единства внутри лагеря белогвардейцев;

3) так же роковую роль сыграло отсутствие реальной аграрной программы. Белые не рискнули утвердить стихийный земельный передел;

БССР в период восстановления народного хозяйства. Попытки реформирования советской экономики 50-60 гг. 20 в.

В годы войны БССР потеряла очень много. Почти все крупные сооружения разрушены, большая часть населения погибла, перестали действовать все заводы и т.д. Особенностью восстановления стало то, что Беларусь, как часть единого союзного государства, получила помощь со стороны тех республик, которые избежали гитлеровской оккупации. Восстановл ...

 

Экономика

Начнем с основ, или с того, что Аристотель назвал управлением домашним хозяйством (та ойкомия), что Маркс позднее определил как базис (в противоположность надстройке), и что в современных языках известно как экономика. В случае с советской экономикой (1920 -середина 1940-х гг.) имела место долгая история дообщественно-научного, полуидео ...

 

Основные реформы. Военная реформа. Создание армии и флота.

Армия, доставшаяся Петру, была наследственной, она находилась на самообеспечении. Каждый воин шел в поход и содержал себя в войске на собственные средства. Никакого особого обучения в армии не существовало, точно так же как и не было и однородного обмундирования, и вооружения. Руководящие должности в армии занимались в связи не с заслуг.

Сущность и уроки нэпа

нэп

Новая экономическая политика (1921-1927 гг.) — это загадочное «экономическое чудо» России — до сих пор поражает воображение каждого, кто знакомится с ее достижениями и трагическими последствиями демонтажа НЭПа сталинским руководством.

За 6 лет с марта 1921 года по весну 1927 года истерзанная семилетней империалистической и гражданской войной страна, промышленное производство которой сократилось в 7 раз — до 13,8% в 1920 г. от довоенного уровня 1913 года, сумела восстановить народное хозяйство и жизненный уровень почти в довоенных пределах. Франция, например, потратила на восстановление промышленности тоже 6 лет, но в 1920 г. она производила 62% довоенной продукции (соответственно в 4,5 раза больше России) и кроме того, Франции помогли иностранные кредиты и репарации по Версальскому договору.

Сухой язык цифр говорит сам за себя. Прирост промышленной продукции в Советской России в 1921-1926 гг. составил в среднем 40,8%, сельскохозяйственной — около 10%. Таких фантастических темпов экономического роста не знала история России ни до, ни после этих лет.

Сколько труда, души, предприимчивости, собственных сбережений вложили крестьяне, рабочие, ремесленники, интеллигенты и часть национальной буржуазии, чтобы за 6 лет восставить разрушенную и разграбленную страну, остановить чудовищную инфляцию, возродить твердую валюту и экспорт сельскохозяйственной продукции в пределах 60% от довоенного уровня.

Именно в годы НЭПа стали массовым явлением подлинно добровольный энтузиазм и взаимопомощь среди трудящихся. Тысячи рабочих без принуждения и надрывной агитации бесплатно работали по субботам и воскресеньям, восстанавливали свои предприятия, миллионы крестьян ремонтировали дороги, благоустраивали свои деревни и села.[3]

Начало новой экономической политике положила резолюция X съезда РКП(б) от 15 марта 1921 г. «О замене разверстки натуральным налогом», которая разрешила «…более свободное распоряжение земледельцам своими хозяйственными ресурсами для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности...».

Отныне крестьянин мог продавать на рынке ту часть продукции, которая у него могла остаться после уплаты натурального налога, приблизительно половину того, что у него отбирала раньше Советская власть по продовольственной и сырьевой разверстке.

Это решение возвращало локомотив государственной политики на рельсы экономической целесообразности, ибо двухлетняя насильственная реквизиция у крестьян в годы военного коммунизма продовольствия и фуража без товарной компенсации привела к катастрофическому сокращению сельскохозяйственного производства в стране. «Они всё равно всё возьмут», — говорили крестьяне и делали не больше, чем это было необходимо, для их собственного потребления.

Вслед за отменой продовольственной и сырьевой разверстки в течение марта-августа 1921 г. последовала серия партийных и правительственных постановлений и декретов об обмене, свободной торговли по свободным договорным ценам, отмене ограничений приработка при сдельно-премиальной оплате труда, о сосредоточении в руках кооперации всего дела товарообмена, об установке порайонно товарных эквивалентов для обмена промышленных товаров государственной промышленности на сырье и продовольствие крестьян, о сдаче в аренду частным лицам и кооперативам государственных предприятий и другие.

Содержание целей, методов, правовых и этических норм нового экономического курса изложено в 114 центральных директивных партийных и государственных документах (1921-1927гг.), в большинстве которых присутствует и кооперация, а 13 из них непосредственно посвящены развитию различных видов кооперативов и их сотрудничеству с государством.[4]

Основная цель НЭПа — восстановить с помощью кооперации сельское хозяйство, главным образом силами крестьян, увеличить товарность их хозяйств, накормить досыта городское население и обеспечить сырьем промышленность и на базе увеличения производства и экспорта сельскохозяйственной продукции восстановить промышленность и затем на условиях сбалансированного роста сельского хозяйства и промышленности осуществить индустриализацию страны, одновременно повышая жизненный уровень народа.

В самом общем виде Новая экономическая политика включала в себя переход от административно-командных методов управления к преимущественно экономическим через рынок, конкуренцию между государственными, кооперативными и частными предприятиями, использование банковского и коммерческого кредитов, формирование свободно конвертируемой валюты и поддержание валютного паритета на внутреннем рынке, широкую самостоятельность банков и конкуренцию между ними.

Разумеется, в условиях рыночной экономики с государственным регулированием и прекращением государственного планового снабжения (поскольку запасы ресурсов достигли практически нулевой отметки) все экономические единицы и организации должны были действовать на принципах хозрасчета, самофинансирования и коммерческого риска.

Но, поскольку экономика была многоукладной, а советское государство сохраняло за собой «командные высоты» в крупной промышленности частично сохранились административные методы управления. Заводы и фабрики, входившие в состав трестов, как правило, хозрасчетными правами не пользовались, не имели самостоятельного баланса, собственных оборотных средств, счетов в банках, не могли получать кредиты. Всеми вышеуказанными правами, плюс правом устанавливать цены на продукцию своих предприятии пользовались тресты, а впоследствии и синдикаты.

Промышленные тресты в основном сложились в 1921-1922 гг. Формирование синдикатов (сбытовых и снабженческих объединений трестов) началось в 1922 году и продолжалось до конца 20-х годов. Синдикаты постепенно сосредоточили в своих руках сбыт продукции трестов, снабжение их сырьем, материалами, оборудованием, распределение кредитов, финансирование, расчеты, планирование номенклатуры продукции. Между трестами и синдикатами нередко возникали конфликты, тресты жаловались на ограничение их самостоятельности, иногда им удавалось выйти из синдикатов или создать независимые от синдикатов «пайторги» - торговые объединения трестов различной отраслевой принадлежности в каком-либо городе, области, регионе.

Параллельно с синдикатами руководство трестами осуществляли государственные административные органы-главки (главные управления), центры и функциональные управления Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ). Они утверждали производственные программы и сметы, обязательные для трестов, а главное — распределяли прибыли. Тресты, а тем более предприятия, не могли продавать основные фонды — строения, оборудование, машины.

Государство зарезервировало право устанавливать обязательные цены в необходимых случаях на многие товары, предназначенные для свободной продажи.

Производственная демократия тоже была урезана. Руководителей предприятий назначали, а не выбирали. Демократический институт производственного совещание на предприятиях из представителей рабочих, профсоюзов и администрации был совещательным органом.

Следует сказать, что экономика НЭПа не была свободна от кризисов сбыта, роста цен на потребительские товары и безработицы. Высокие темпы роста промышленности объяснялись также вводом в строй в основном ранее; бездействующих предприятий.

И все-таки свежий воздух экономической свободы, конкуренции творил чудеса. Стремительно возникали самые разнообразные социально-экономические организации и среди них кооперативы различных видов. [5]

Таким образом, многообразие кооперативных хозяйственных форм сложилось потому, что:

- во-первых, доминирующий в Советской России мелкотоварный уклад (сельскохозяйственное производство, мелкая промышленность, торговля, сфера услуг) получил наибольшую свободу хозяйственного оборота;

- во-вторых, крестьяне, ремесленники, средние городские слои, как никогда раньше, тянулись к взаимопониманию, взаимопомощи, просвещению и культуре. Они поняли, что сами могут организовать свой труд и получить доход прямо пропорционально его эффективности;

- в-третьих, советская кооперация развивалась на фундаменте опыта, материальных ресурсов и кадров дореволюционного кооперативного движения.

19.внутриполитическая борьба 20-х годов.

Уже к началу 1922 г. в стране сложился политический режим, который можно назвать диктатурой партии. Принятая в августе 1922 г. на партийной конференции резолюция "Об антисоветских партиях и течениях" санкционировала применение репрессий к инакомыслящим. Состоявшийся тогда же процесс над руководителями партии правых эсеров продемонстрировал невозможность легального существования в стране любой партии, кроме большевистской.

Но это не означало, что в самой коммунистической партии не существовало никаких разногласий. Более того, именно 20-е гг. ознаменовались ожесточённой борьбой за власть в партийном руководстве, которая проходила под флагом дискуссий о возможности построения социализма в одной стране (без мировой революции), а также о путях его построения. Обоснованием для изгнания из партийного руководства конкурентов в борьбе за власть и просто инакомыслящих служила резолюция "О единстве партии", принятая X съездом РКП(б). В соответствии с этой резолюцией решения, за которые проголосовало большинство, были обязательны для выполнения всеми членами партии. Любые попытки отстаивать свою точку зрения после принятия решения на партийных форумах расценивались как фракционная деятельность, в отношении которой могли применяться организационные методы. Многочисленные партийные "чистки" 20-30-х гг. логически вытекали из решений X съезда РКП(б).

Благоприятная возможность для широкомасштабной борьбы за власть возникла в 1922 г. в связи с болезнью В.И. Ленина, являвшегося до сих пор безусловным лидером в партии, не занимая в ней руководящих постов. В то же время именно в 1922 г. на XI съезде РКП(б) был избран генеральным секретарём И.В. Сталин. Большевистские лидеры считали, что работа генерального секретаря (такой должности до сих пор не было) будет сводиться только к руководству секретариатом партии, функции которого чрезвычайно расширились в эпоху военного коммунизма, но уже с 1919 г. Сталин руководил и Организационным бюро в ЦК партии, что давало ему возможность проводить самостоятельную кадровую политику, и Рабоче-крестьянской инспекцией. Поэтому к середине 20-х гг. почти всё партийное руководство на местах (секретари губкомов, райкомов) готово было поддержать линию генерального секретаря. Найденные в последние годы архивные документы свидетельствуют о том, что уже с конца 1921 г. Сталин делал небезуспешные попытки изолировать Ленина, лишить его возможности активной деятельности. С мая же 1922 г. Ленин мог участвовать в принятии решений лишь эпизодически, после второго тяжёлого приступа (декабрь 1922 г.) он лишь диктовал свои мысли, а третий, в марте 1923 г., сделал его живым трупом.

В конце 1922 - начале 1923 гг. Ленин продиктовал своим секретарям восемь статей, которые иногда называют ленинским завещанием. В центре его внимания были вопросы о возможном преемнике (в письме, адресованном партийному съезду, были даны характеристики всем членам Политбюро) и об опасностях, которые угрожали начинаниям октября 1917 г. Он считал, что таких опасностей две: развал единства партии, вызванный борьбой в партийном руководстве, и разрушение союза рабочих и крестьян. Предложения его были направлены на реформирование партийно-государственного аппарата, чтобы свести на нет процесс его бюрократизации, а также на персональные перестановки в верхушке партии (главным образом речь шла о необходимости смещения Сталина с поста генсека). Не случайно некоторые из этих ленинских статей, в частности "Письмо к съезду", были впервые опубликованы в нашей стране только после XX съезда КПСС.

Рекомендации Ленина, сознательно изолируемого и не всегда адекватно оценивавшего обстановку, уже не могли повлиять на ситуацию в стране и её руководстве. Первый этап противостояния в партийном руководстве, в результате которого из рядов претендентов на власть был удалён Л.Д. Троцкий, связан с выступлением последнего в 1923 г. сначала на партийном съезде, а затем на пленуме ЦК. Суть этого выступления сводилась к критике экономической политики, повлекшей за собой первый кризис НЭПа ("ножницы цен", связанные с недостатками в планировании промышленного производства). Но из идеи о недостатках в руководстве экономикой следовала мысль о необходимости коренной реорганизации всей системы руководства страной. Троцкий, до сих пор склонный к авторитарному стилю руководства и жёсткой дисциплине, теперь обвинял диктатуру аппарата и говорил о необходимости демократизации партийной жизни. Идеи Троцкого были осуждены на всех партийных форумах, а после смерти Ленина (январь 1924 г.) Сталин выступил с серией лекций в Коммунистическом университете им. Свердлова, в которых подчеркнул необходимость дисциплины и единства партии. Эти лекции были изданы под названием "Основы ленинизма" и должны были стать настольной книгой каждого коммуниста. Вышедшая в октябре того же года книга Троцкого "Уроки Октября" очень быстро исчезла из обращения и подверглась критике на основании отдельных, взятых из неё цитат. Публицистика была теперь для Троцкого единственно возможной формой борьбы, особенно после смещения его со всех занимаемых постов в начале 1925 г. Сталин же держал в своих руках рычаги организационного воздействия не только на личных соперников, но и на рядовых коммунистов.

В антитроцкистской кампании Сталина поддержали Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев. Но этот союз был недолгим. Для того, чтобы избавиться от вчерашних союзников, которые могли оспорить его авторитет, Сталин использовал собственную теорию о возможности построения социализма в отдельно взятой стране в условиях капиталистического окружения. Но парадоксальность ситуации заключалась в том, что этой же точки зрения придерживались и его "оппоненты", предлагавшие форсированными темпами осуществить социалистическую индустриализацию, основным результатом которой должна была стать возросшая обороноспособность страны. Причём средства для такой индустриализации могли быть получены путём дискриминации крестьянства и административного нажима на сельское хозяйство. Эти взгляды подверглись критике на XIV партийном съезде в декабре 1925 г., основную роль здесь сыграл Н. И. Бухарин, развивавший в это время идеи о необходимости всемерной поддержки крестьянства, которое должно было стать процветающим зажиточным классом (в духе мыслей Ленина о союзе рабочего класса с крестьянством). Масла в огонь подлило выступление на съезде Л. Б. Каменева, обвинившего Сталина в диктате и вождизме. Но состав съезда был таков, что поддержаны, были идеи Сталина и Бухарина, а "оппозиционеры" осуждены. Последовало их смещение со всех значимых постов (так, Зиновьев был отстранён от руководства ленинградским губкомом партии, на этом посту его сменил С.М. Киров), а в ЦК и Политбюро вошли преданные Сталину люди.

После XIV съезда была предпринята попытка создать "объединённую оппозицию", в которую вошли сторонники Троцкого, Зиновьева и Каменева. Но этих людей в данном случае объединяла лишь неприязнь к Сталину, к тому же у них не было возможности эффективно воздействовать на партийные массы, тем более что численность партии в это время росла за счёт людей, плохо представлявших себе суть разногласий в руководстве (например, после "ленинского призыва"). Попытки оппозиционеров объяснить свою точку зрению приводили лишь к очередному осуждению. В 1926-1927 гг. Троцкий, Зиновьев, Каменев и их наиболее видные сторонники были удалены из ЦК, затем исключены из партии. В январе 1928 г. Л.Д. Троцкий был сослан в Алма-Ату, а в 1929 г. - выслан из СССР в Турцию. Каменев и Зиновьев покаялись в своих ошибках и через некоторое время были восстановлены в партии.

Последний этап в борьбе Сталина за укрепление личной власти и удаление конкурентов из ЦК и Политбюро связан с хлебозаготовительным кризисом 1928 г. и выступлением так называемой "правой оппозиции", в которую входили Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, ряд руководителей Госплана и Наркомата финансов, отстаивавших необходимость сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства. При этом новые "оппозиционеры" считали нужным создать режим наибольшего благоприятствования для крестьян, которые, обогащаясь, делали бы более богатой и страну. Эта точка зрения подверглась критике на XVI партийной конференции (апрель 1929 г.), рассматривавшей два варианта первого пятилетнего плана. Несмотря на признание Бухариным, Рыковым и др. своих "ошибок", против них в печати была развёрнута кампания по обвинению в "пособничестве капиталистическим элементам". После этого Бухарин был выведен из состава Политбюро, а Рыков заменён на посту председателя Совнаркома В.М. Молотовым. Наряду с последним, безусловно преданным Сталину человеком, в конце 20-х - начале 30-х гг. ЦК и Политбюро вошли В.В. Куйбышев, А.И. Микоян, Л.М. Каганович, Г.М. Маленков, К.Е. Ворошилов, А.А. Жданов и др. Большинство этих людей останется в руководящих органах до смерти Сталина.

 

ОБРАЗОВАНИЕ СССР

Советские республики накануне объединения. К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований. Это созданные на основе национально-территориального признака РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалистические республики, а также Бухарская и Хорезмская народные советские республики. Дальневосточная республика. В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919 г.). Объединялись вооруженные силы и вводилось единое военное командование (Революционный военный Совет РСФСР и Главком Красной Армии). Представители республик были включены в состав высших органов государственной власти и управления. Хозяйственный союз выражался в подчинении органов управления некоторыми отраслями промышленности, финансами и транспортом соответствующим наркоматам РСФСР. Однако отсутствие правовых норм, регулирующих отношения центральных и местных (республиканских) органов власти, вызывало между ними конфликты.

 

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Ее своеобразие заключалось в том, что российские управленческие структуры играли и роль общегосударственных органов власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторганизаций. Благодаря этому достигалось единство действий республик в решении военных и хозяйственных вопросов. Но это же одновременно несколько ограничивало суверенитет независимых государственных образований.

 

С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях республик сохранилось политическое и углубилось экономическое сотрудничество. В 1920-1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Увеличивалось число общесоюзных хозяйственных наркоматов. Возросла роль ВЦИК как общефедеративного органа власти. Республики передавали правительству РСФСР право представлять и защищать их интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и 'Грузия в 1922 г. образовали Закавказскую советскую социалистическую федерацию (ЗСФСР), Конституция которой была построена на тех же принципах, что и Конституция РСФСР.

 

Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепления советского политического строя и их обороноспособности потребовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей. Сложившаяся договорная система тормозила решение многих вопросов экономического и политического сотрудничества. Нуждались в более четком определении права и обязанности Совета Труда и Обороны РСФСР и Наркомфина РСФСР, выполнявших общефедеральные функции. Приоритетное положение РСФСР в договорной федерации вызывало недовольство на местах, а в ряде случаев порождало антирусские настроения. С другой стороны, участились требования работников некоторых органов власти расширить число общефедеральных наркоматов. Предлагалось, в частности, в связи с начавшимися в республиках аграрными реформами и отсутствием общего законодательства объединить наркоматы юстиции и земледелия под эгидой Наркомюста РСФСР и Наркомзема РСФСР. Весной 1922 г. высшие партийные органы Украины, Белоруссии и Закавказской федерации заявили о необходимости "уточнения" взаимоотношений между республиками, конкретизации их обязанностей.

 

В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКЩб) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения. И.В. Сталин, возглавлявший народный комиссариат по делам национальностей РСФСР, разработал план "автономизации". В соответствии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказских республик на правах автономии. С Бухарской и Хорезмской народными республиками и с ДВР предлагалось сохранить прежние, договорные отношения. Этот план ущемлял суверенные права народов, и потому большинство партийно-государственных руководителей республик высказались против него. В октябре-ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В.И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

 

Образование СССР. В декабре 1922 г. во всех республиках состоялись съезды Советов, участники которых одобрили предложение В.И. Ленина. Были избраны делегации для подготовки документов о создании Союза Советских Социалистических Республик. Первый Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 г. утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. На съезде был избран ЦИК СССР. Исполнительную власть вплоть до принятия Конституции нового государства должен был осуществлять Совнарком РСФСР.

 

В июле 1923 г. II сессия ЦИК приняла Конституцию, которая была утверждена в январе 1924 г. П съездом Советов СССР. Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и почтовотелеграфной связью входили в функции союзных ведомств. Устанавливались структура и объем полномочий высших органов власти и управления. Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами двухпалатный ЦИК:

 

Союзный Совет и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы общесоюзные наркоматы. Госбанк, Госплан.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.59.63 (0.02 с.)