Вопрос 39. Военная интервенция и Гражданская война 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 39. Военная интервенция и Гражданская война



Причины и основные этапы.

Раскол российского общества наметился еще во время первой революции, а после октябрьского переворота он дошел до крайней точки – гражданской войны. Гражданская война – масштабное противоборство между различными группами населения единого государства.Главные причины Гражданской войны и иностранной интервенции:1)крайнее обострение борьбы между антагонистическими классами – трудящимися и их эксплуататорами (буржуазией города и деревни, помещиками);2) после Октябрьской революции, радикально расправившейся с прошлым укладом жизни страны, военное противостояние социальных сил страны стало нарастать;3) отказ России от подписания мира в Бресте (февраль 1918 г.) с Германией на аннексионистских условиях;4) выход Советской России из Первой мировой войны не устраивал страны Антанты.Гражданская война, осложненная иностранной военной интервенцией, представляет собой ожесточенную вооруженную борьбу за власть между представителями различных социальных слоев. Особенностью гражданской войны в России являлось прежде всего широкомасштабное участие иностранных держав, оказывающих как прямое, так и значительное косвенное влияние на ход вооруженной борьбы противоборствующих сил внутри страны. Вооруженная поддержка странами Антанты российского белого движения имела существенное значение для развязывания и затягивания кровавых событий этого трагического периода в истории нашего Отечества. Важнейшей из причин иностранной интервенции в России была невозможность найти консенсус в позициях и программах разнородных политических организаций, прежде всего по вопросу о политическом устройстве страны и формах организации государственной власти,.В рамках этого напряженного периода достаточно четко выделяются четыре основных этапа вооруженной борьбы: Первый этап (конец мая - ноябрь 1918 г.) - начинается восстанием Чехословацкого корпуса и решением держав Антанты о развертывании военной интервенции в Советскую Россию. Летом ситуацию в стране обостряет мятеж левых эсеров, а с сентября 1918 г. Советская республика превращается в "единый военный лагерь", формируются основные фронты гражданской войны. Второй этап (ноябрь 1918 г. - февраль 1919 г.) - с окончанием первой мировой войны разворачивается широкомасштабная вооруженная интервенция держав Антанты против Советской России. В этот период происходит консолидация "генеральских диктатур" в рамках белого движения.

Третий этап (март 1919 г. - март 1920 г.) - характеризуется наступлением вооруженных сил белых режимов на всех фронтах и организацией контрнаступления Красной Армии, которой удалось переломить ход вооруженной борьбы и разорвать кольцо фронтов.

Четвертый этап (весна-осень 1920 г.) - это окончательный разгром белого движения на Юге России, происходивший на фоне неудачной для РСФСР войны с Польшей.

Вопрос 40

Политика «военного коммунизма» в годы гражданской войны.

Военный коммунизм (политика военного коммунизма) – название внутренней политики Советской России, проводимой во время Гражданской войны 1918-1921 годов.Суть военного коммунизма заключалась в том, чтобы подготовить страну к новому, коммунистическому обществу, на которое были ориентированы новые власти. Для военного коммунизма были характерны такие черты, как:

крайняя степень централизации управления всей экономикой;

национализация промышленности (от мелкой до крупной);запрет на ведение частной торговли и свертывание товарно-денежных отношений;государственная монополизация многих отраслей сельского хозяйства;милитаризация труда (ориентация на военную промышленность);тотальное уравнительство, когда все получали равное количество благ и товаров.2 сентября 1918 года Центральный исполнительный комитет объявил военное положение, а вся власть перешла к Совету Народной и Крестьянской обороны, которым командовал В.И. Ленин. Тяжелое экономическое и военное положение страны привели к тому, что власть ввела новую политику – военный коммунизм, который должен был поддержать экономику страны в этот сложный период и перенастроить ее. Основную силу сопротивления составляли крестьяне и рабочие,Основные преобразования военного коммунизма:Ликвидация частных банков и вкладов;Национализация промышленности;Монополия на внешнюю торговлю;Принудительная трудовая повинность;Продовольственная диктатура, появление продразверстки.Итоги и значение политики военного коммунизма

Главным органом в этот период был Совет народного хозяйства, который занимался планированием экономики и проведением всех реформ. В целом, политика военного коммунизма оказалась провальной, так как она не достигла своих экономических целей – страна была повергнута в еще больший хаос, экономика не только не перестроилась, но начала разваливаться еще быстрее. Кроме того, военный коммунизм в своем стремлении заставить народ подчиняться власти советов просто-напросто пришел в итоге к обычной политике террора, которая уничтожала всех, кто был против большевиков.Кризис политики военного коммунизма привел к тому, что она была заменена Новой Экономической Политикой

Вопрос. НЭП

Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года(до 11 октября 1931)X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны.Причинами перехода к новой экономической политике (НЭПу) от политики военного коммунизма стали: острейшая необходимость нормализации отношений города и деревни;необходимость восстановления экономики; проблема стабилизации денег;недовольство крестьянства продразверсткой, приведшее к усилению повстанческого движения (кулацкий мятеж); стремление к восстановлению внешнеполитических связей.

Цель НЭП: восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.Значение новой экономической политики нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, ее воздействие на экономику страны было благоприятным. В 20-е годы удалось восстановить народное хозяйство, находившиеся после войны в разрушенном состоянии, и даже в какой-то мере превзойти довоенный уровень. Успехи в возрождении сельского хозяйства позволили накормить население страны и увеличить прирост промышленной продукции. За 1924-1928 гг. практически удалось восстановить промышленность. Благодаря успешно проведенной денежной реформе, удалось перейти к твердой национальной валюте. Материальное благополучие страны возросло.С другой стороны, осуществление НЭПа проходило трудно и сопровождалось целым рядом негативных моментов. Успехи в восстановлении сельскохозяйственного производства и явное отставание темпов возрождения промышленности вели НЭП через полосу экономических кризисов. В деревни произошел социальный и имущественный раскол населения, что привело к росту напряженности между двумя полюсами. В городе увеличивалось число безработных. Финансовая система окрепла лишь на некоторое время. Во второй половине 20-х годов в связи с активным финансированием тяжелой промышленности было нарушено рыночное равновесие, началась инфляция. Все это подрывало финансово-кредитную систему страны.

Образование СССР

Датой образования СССР считается 29 декабря 1922 г. В этот день РСФСР, Белоруссия, Украина и республики Закавказья подписали договор об образовании нового государства. Уже на следующий день, 30 декабря он был одобрен на Всесоюзном Съезде Советов.Причинами образования СССР стали: пребывание у власти во всех вошедших в состав СССР республиках одной партии – большевистской (при этом создавалась видимость национальных большевистских движений); исторические традиции; участие в совместной защите от внешних врагов.Финансовое и экономическое значениеОбъединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства. Социальное и культурное значениеПринцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. При этом 14% из них были из состава исконной национальности.

Индустриализация

Социалисти́ческая индустриализа́ция СССР (Ста́линская индустриализа́ция) — процесс форсированного наращивания промышленного потенциала СССР для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических стран, осуществлявшийся в 1930-е годы. Официальной задачей индустриализации было превращение СССР из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу.Начало социалистической индустриализации было положено первым пятилетним планом развития народного хозяйства (1928—1932). Одновременно были ликвидированы частнотоварные и капиталистические формы хозяйства. Проведение индустриализации, причем ускоренными темпами, было продиктовано как экономическими (нараставшее отставание СССР от передовых западных стран), так и социальными причинами (рост безработицы, нехватка жилья, товарный голод).Причины проведения индустриализации:-Ликвидация отставания СССР от западных стран. К моменту проведения 14 съезда партии отставание СССР от Франции, США, Германии заметно усилилось. Это не позволяло на равных вести диалог с западными странами.-Обеспечение развития СССР в военной сфере. Без мощной промышленности и науки невозможно было наращивание военного потенциала. Но только сильная армия способна сохранить территориальную целостность и независимость любой страны.-Улучшение уровня жизни рабочих в стране. Высокий уровень безработицы низкая зарплата рабочих могли спровоцировать волнения. Фактически положение рабочего класса в тот период было на много более тяжелым, чем до революции.Итогом индустриализации был значительный рост численности рабочего класса (с 9 млн. чел. в 1928 г. до 23 млн. чел. в 1940 г.). В результате индустриализации был полностью вытеснен частный капитал из промышленности и оборота. Была решена проблема безработицы. Изменилась промышленная география: были созданы новые индустриальные районы, увеличился промышленный потенциал окраин.Политика индустриализации привела к заметному снижению уровня жизни населения, особенно крестьянства. Однако уже к концу 30-х годов стали очевидны итоги индустриализации – появилась мощнейшая промышленность (в том числе и новые для СССР отрасли), была увеличена добыча угля и выплавка металла и так далее. Только наличие подобной индустрии позволило СССР победить в грядущей Второй мировой войне.

Коллективизация

коллективиза́ция — процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы) в СССР. Решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП(б) в 1927 году. Проводилась в СССР в 1928—1937 годах; основной этап 1930—1933 гг. — сплошная коллективизация. В западных районах Украины,Белоруссии и Молдавии, в Эстонии, Латвии и Литве коллективизация проводилась после присоединения их к СССР и была завершена в 1949—1950 гг.Цель коллективизации — установление социалистических производственных отношений в деревне, преобразование мелкотоварных индивидуальных хозяйств в крупные высокопроизводительные общественные кооперативные производства[1]. В результате сплошной коллективизации была создана целостная система массированной перекачки финансовых, материальных и трудовых ресурсов из аграрного сектора в индустриальный. Это послужило основой для последующего быстрого индустриального роста, который позволил преодолеть качественное отставание промышленности СССР от ведущих мировых держав

Коллективизация породила массовый голод начала 30-х годов[5].

Суть: Введение коллективных хозяйств (колхозов) упростило принудительный сбор зерна с крестьян. «Сплошная» коллективизация началась в 1929 г. Государство стало повышать налоги на единоличников. К вступлению в колхоз крестьян призывали рабочие, специально отправленные в деревню (25- и 30-тысячники). Крестьянам обещали трактора для обработки земли, но дали их лишь в 1931 г. Кулаков и тех, кто их поддерживал («подкулачников»), раскулачивали —лишали имущества и высылали. При создании колхозов общими часто делали даже кур, огороды и др. Чтобы не сдавать скот в колхозы, крестьяне забивали его. Бухарин, Рыков, Томский, возражавшие против чрезмерного давления на крестьян, были обвинены в «правом уклоне» и выведены из Политбюро.В январе 1930 г. коллективизацию решили провести быстрее, в 1-2 года. Но сопротивление крестьян побудило И. В. Сталина сбавить темпы. Селянам стали оставлять приусадебные участки, часть скота, птицу. Для помощи колхозам создавались машинно-тракторные станции (МТС). Многие колхозы распались. Но в целом коллективизация продолжалась. В 1933 г. страну поразил голод. Были введены паспорта для крестьян, без них они не могли передвигаться по стране.Итоги: Коллективизация нанесла тяжелейший удар сельскохозяйственному производству (валовое производство зерна снизилось в 1932 г. до 69,9 млн. т. против 78,3 млн. т. в 1928 г., количество лошадей уменьшилось с 36 млн. до 20 млн., коров — с 68 млн. до 30 млн.). Осуществление коллективизации стало важнейшим этапом в окончательном утверждении тоталитарного режима.

Однако некоторая часть сельского населения выиграла от проведения коллективизации. Это касалось наиболее неимущих ("бедняков", "батраков"): им кое-что досталось из "кулацкого" имущества, их в первую очередь принимали в партию, готовили из них комбайнеров и трактористов. В годы второй пятилетки государство усиливает финансирование сельского хозяйства, в результате чего происходит некоторая стабилизация, намечается рост производства и улучшение положения крестьян. Но в значительной части колхозов в силу отсутствия у крестьян заинтересованности в труде царили бесхозяйственность, низкая дисциплина.

Культурная революция в СССР

Культу́рная револю́ция — комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества[1][2], в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции.Целью культурной революции считалось формирование нового человека, нового типа личности.Культурная революция как изменение идеологии общества была начата вскоре после Октябрьской революции[2]. 23 января 1918 года появился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви[2]. Из системы образования были удалены предметы, связанные с религиозным образованием: богословие, древнегреческий язык и другие. Главной задачей культурной революции было внедрение в личные убеждения советских граждан принципов марксистско-ленинской идеологии[1].Для реализации программы в первые месяцы советской власти была создана сеть органов партийно-государственного управления культурной жизнью общества:Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б)), Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и другие. Подверглись национализации учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию, в храмах устраивались клубы, склады, производства, вводилась жёсткая цензура[1].Большая часть народных масс была необразованна и неграмотна: так, из результатов переписи населения 1920 года следовало, что на территории Советской Россииумело читать всего 41,7 % населения старше 8 лет[11]. Культурная революция предполагала прежде всего борьбу с безграмотностью, что было необходимо для последующего научно-технического развития и одновременно отторжение масс от усвоения высших культурных ценностей. Культурная работа намеренно ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку, по мнению ряда исследователей, советскому режиму нужна была культура исполнительская, но не творческая[8]. Однако темпы ликвидации безграмотности в силу целого ряда причин были неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование в СССР де-фактобыло введено в 1930 году. Массовая безграмотность была ликвидирована после Великой Отечественной войны[2].В это время были созданы национальные алфавиты нескольких народностей (Крайнего севера, Дагестана, киргизов, башкир, бурят и т. д.). Была развёрнута широкая сеть рабочих факультетов для подготовки трудящейся молодёжи к поступлению в ВУЗы, в которые сначала был открыт путь молодёжи пролетарского происхождения независимо от наличия начального образования. В целях воспитания новой интеллектуальной элиты учреждены Коммунистический университет, Истпарт,Коммунистическая академия, Институт красной профессуры. Для привлечения «старых» научных кадров создавались комиссии по улучшению быта учёных, издавались соответствующие декреты[1].Вместе с тем принимались репрессивные меры по устранению интеллектуальных политических противников: так, более 200 видных представителей российской науки и культуры были высланы из страны на «Философском пароходе». С конца 1920-х годов проводилось «вытеснение» буржуазных специалистов: «Академическое дело», «Шахтинское дело», «Дело Промпартии» и т. п. С 1929 года начали свою деятельность «шарашки» — организованные органами внутренних дел особые технические бюро из заключённых для проведения важных научно-исследовательских и конструкторскихработ].Большую роль в выполнении задач партии по проведению культурной революции играл комсомол.

Итоги:

К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87,4 % населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства[3]. Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров[8] и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды[2][12].Согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия[3].С другой стороны, целый ряд авторов оспаривают это положение и приходят к выводу о том, что традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.013 с.)