Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средства и функции Паблик рилейшнзСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как бы ни были совершенны методы и техники PR, необходимо, помнить и о содержательной стороне менеджмента. Средства PR можно рассматривать в контексте идеологии менеджмента — «...способа осознания менеджерами самих себя и своих функций в экономической и социальной системе" (Dale, 1978, р. 397). Средства PR могут быть разделены на две большие группы, как например, это сделано в «The Encyclopedia Americana» (1990):
В последнее время приобрели популярность видеопресс-релизы. Распространяемые через спутники или рассылаемые сотням станций, эти короткие информационные сообщения заключают в себе большой потенциал воздействия на зрителя или слушателя. Между тем большинство фирм, занимающихся PR, производят сотни и более видеопресс-релизов в год и пытаются добиться их эффективного использования {Emery, Emery, 1992, p. 578). Что же делается специалистами по Паблик рилейшнз для того, чтобы предоставляемые ими материалы не затерялись, «заиграли»? PR-менеджеры знают крайние сроки передачи пресс-релизов в таких изданиях, как «Нью-Йорк Таймс», «Уолл-Стрит Джорнэл», «Тайм», «Ньюсвик», сроки предоставления информации в сети телевизионных новостей. Есть некоторый промежуток времени, оптимальный для подачи материалов: представленные значительно раньше или чуть позже вряд ли будут «подхвачены». PR-менеджеры составляют «расписание событий» и рассылают пресс-релизы в нужное время и в необходимом формате (электронная почта, факсимильная связь, видеокассеты, специализированные каналы связи сервисных служб — см. Приложение). Если представляемый материал удовлетворяет всем критериям (сроки, формат, содержание, интересная подача), журналисты будут стремиться работать с ним. Малые фирмы, испытывающие недостаток в материале для собственной оригинальной «истории», пытаются получить «информационные субсидии» («подключившись» к интересному чужому материалу) (Van Slyke, 1986). Потребность моментально включить в информационный процесс новость и быстро донести ее до потребителя объясняет появление и широкое распространение «псевдособытий» — событий, «изготовленных» для немедленного репортажа о них. Псевдособытия составляют почти 70% всех телевизионных новостей (Smith, 1979). Сам термин «псевдособытия» был введен историком и социологом Дэниэлом Бурстином в статье «От собирания событий к их изготовлению: поток псевдособытий», вызвавшей большой резонанс (Boorstin, 1964). Пример «искусственно созданного» события уместно привести из книги Эдварда Бернейза «Кристаллизация общественного мнения». Так, у руководства отеля, в котором дела идут не самым худшим, но и не лучшим образом, рано или поздно возникает вопрос: как поднять престиж отеля? Если ранее специалисты посо-Ветовали бы повысить комфорт, сменить управляющеего, то теперь скорее всего последует совет — широко отметить 30-летие отеля («псевдособытие»). Смысл псевдособытия, как его объясняет Д.Бурстин, — представить простые факты более глубокими, более сложными, чем они являются в действительности. О них нельзя рассуждать в категориях истинного и ложного, но они определенно интересней непосредственно происходящего. В псевдособытиях больше драматических элементов, они более убедительны и удобны для интерпретации и повторного воспроизведения. Знание событий такого рода (дебатов, радио- и телевикторин...) становится мерилом информированности. В рамках четырех «образов PR» Дж.Грюнига и Т.Хан-та значение псевдособытий постепенно должно падать: чем более развитыми становятся Паблик рилейшнз, тем менее приемлемым становится это средство. Однако в действительности поток псевдособытий становится все более бурным. Это связано и с «живучестью» модели PR как паблисити, и с тем, что отнюдь не только сфера Паблик рилейшнз производит псевдособытия. Хотя сменяющие друг друга модели PR-профессии различаются очень ощутимо, тем не менее есть некоторый инвариант того, что входило и входит в сферу компетенции PR-cпeциaлиcтa. Приводимые ниже определения PRSA его функций (цит. по Baskin, Aronoff, 1992, p. 17-18) могли бы быть сформулированы и в наши дни, и пятьдесят, и сто лет назад: l Программирование (анализ проблем, определение целей и методов, выявление той публики, в чьей поддержке или взаимопонимании нуждается организация) и планирование необходимых мероприятий; l Взаимосвязи, устанавливаемые и постоянно поддерживаемые с разными группами людей и организаций; l Подготовка и издание информационных материалов для внешней и внутренней публики: публикаций, докладов, статей и т.д. l Установление системы распространения информации через прессу, радио, телевидение, профессиональные издания; l Организация выпуска публикаций, фильмов, фотографий, программ мультимедиа совместно со специалистами по этим вопросам; l Организация специальных мероприятий: пресс-конференции, выставки, демонстрации, торжественные заседания, награждения и т.п.; l Подготовка речей для других и умение выступать с речами; l Проведение исследований и оценочных процедур, связанных с умением собирать информацию различными способами, включая работу с источниками, интервью и неформальные беседы, использование возможностей специальных исследований общественного мнения. Как видно из этого перечня, сферы деятельности PR-специалиста достаточно разнообразны. Сэм Блэк 1990, с. 14—15) добавляет к этому списку консультирование на основе законов поведения человека; выявление возможных тенденций и предсказание их последствий; улучшение производственных отношений; привлечение квалифицированных работников и снижени текучести кадров; реклама товаров и услуг; повышение прибыльности; создание собственного имиджа. Еще в списке С.Блэка присутствуют характеристики, которые вряд ли можно назвать сферами приложения умений и знаний, но которые являются важными для понимания Паблик рилейшнз: l установление и поддержание двустороннего общения, основанного на правде и полной информированности; l предотвращение конфликтов и недопонимания; l содействие формированию взаимного уважения и социальной ответственности; l гармонизация личных и общественных интересов. А.Б.Зверинцев (1997, с. 102) классифицирует функции PR-менеджера нa главную — коммуникативно-информационную, и вспомогательные: аналитико-прогно-стическую, организационно-управленческую и консультативно-методическую. Кроме того, менеджер PR может выполнять рекламно-информационную и редакционно-издательскую функции, но, по мнению А.Б.Зверинцева, необходимость этих функций определяется спецификой коммуникативных задач организации, и к тому же главная функция менеджера PR включает в себя эти две. как подсистему. Системная классификация функций PR была предложена И.Яковлевым (1995, с. 8—9). А. По отношению к двум направлениям PR: I. Функции сбора и анализа информации (работа на входе системы): —Исследование общественного мнения, анализ статистических данных, обобщение результатов социологических, психологических, экономических и других исследований. —Изучение юридических, экономических, политических и других документов. —Сканирование публикаций в прессе по важным для организации вопросам. —Контакты с журналистами, представителями органов управления, инвесторами, социальными группами, общественными движениями. —Подготовка аналитических записок и рекомендаций руководству организации. —II. Функции по распространению информации (работа на выходе системы): —Подготовка информационных материалов (брошюр, статей, пресс-релизов) для прессы, органов управления, инвесторов и др. —Информирование общественности о целях и проблемах организации на пресс-конференциях, в средствах массовой информации, в почтовой корреспонденции. —Совершенствование отношений с потребителями (участие в создании и размещении рекламы и продвижении товаров на рынок, организация специальных мероприятий и др.). —Информационное воздействие на депутатов и органы исполнительной власти для принятия более совершенных законов и решений. Б. По отношению к процессу деятельности: —Исследовательские (сбор, обработка и анализ информации). —Планирующие (определение целей, задач и разработка плана мероприятий по их реализации). —Организаторские (участие специалиста в реализации намеченных мероприятий). —Экспертные (оценка эффективности проведенной работы и выявление новых проблем, требующих решения). Третий перечень функций предопределен системой общественных отношений: осуществление экономических, политических, культурных и социальных функций. Все же и этот перечень не включает в себя некоторые функции: разработку концепций, в первую очередь концепции имиджа организации, работу с внутренней публикой (от исследований и оптимизации внутри организационных коммуникаций до разработки фирменного стиля в соответствии с концепцией имиджа, тренинг специалистов организации для участия в PR-акциях фирмы или компании). Является ли реклама одной из функций Паблик рилейшнз? Это один из самых принципиальных вопросов, — вопросов, вызывающих к тому же наибольшие разногласия. Большинство специалистов настаивают на своеобразии основного назначения PR — создании атмосферы доверия, установлении эффективной двусторонней коммуникации между организацией и различными видами ее публики. В российской литературе также нет единого мнения по этому поводу. Так, Л.Б.Невзлин высказывает свою точку зрения на «главную задачу Паблик рилейшнз» — это, в условиях ориентировки на потребителя, «...анализ потребительского рынка, а так-же покупательского поведения» (1993, с. 81). Критический анализ этой точки зрения содержится в работе И.Яковлева, разделяющего PR и рекламу как виды деятельности: «Маркетинг и реклама влияют на поведение потребителей, а Паблик рилейшнз — на общественность.) Функция потребления у общественности — одна из многих. Поэтому первые уже по своему содержанию могут быть значимее для организаций, зациклившихся на продаже товара и получении прибыли» (1995, с. 119). Л.Ю.Гермогенова считает ирекламу и Паблик рилейшнз «...средствами общения с потенциальными покупателями и партнерами») В российской рекламной практике, продолжает Л.Ю.Гермогенова, «...почему-то укоренилось мнение, что PR — это скрытая форма рекламы. То есть, вы заплатили редакции газеты или журнала деньги, вам на эти деньги сделали и опубликовали статью, где вы выглядите на эту сумму, но почему это считается PR? Очевидно, это парадокс, оставшийся нам от социалистического общества, где мнение покупалось» (1994, с. 49). Е.Б.Моргунов в главе «Отношения организации со внешней средой (Public Relations)» противопоставляет «практику, ориентированную на рекламу», и «практику, ориентированную на PR» (1996, с. 92). К первой, по его мнению, относятся стратегии построения имиджа, опирающиеся на преимущества организации по сравнению с аналогичными и маскирующие слабые стороны. Такого рода стратегии «...рассчитаны на разовое использование, так как контакты с организацией, имеющей благоприятный имидж, могут привести деловых партнеров и клиентов к очевидному разочарованию» (там же). Здесь, видимо, следует остановиться на трактовке понятия «имидж». Представляется, что различия в отношении к этому понятию объясняют многое в понимании авторами основной задачи и возможных стратегий PR. Понятие «имидж» было введено в научный оборот психологом Гюставом Ле Боном и Уолтером Липпма-ном (во Введении мы отмечали значение работ этого ученого для развития PR). Обычно в самом общем смысле под имиджем понимается образ того или иного товар, торговой марки, фирмы, организации. В сфере PR понятие «имидж» может быть и ключевым для анализа и прогноза (как, например, в книге Г.Г.Почепцова «Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов». Киев, 1995), и периферическим, и совсем факультативным. Так, Сэм Блэк в упомянутой выше книге прекрасно обходится без этого понятия. Основоположник PR Эдвард Бернейз выступал против применения понятия «имидж» в профессиональном обиходе Паблик рилейшнз, считая его недостаточно четким: «Слово "имидж" заставляет читателя или слушателя поверить, что PR имеет дело с намеками и иллюзиями. Это создает неверное представление о профессии, имеющей дело с четкими фактами поведения, позициями и действиями, не требует способности оценивать общественное мнение и консультировать клиента и нанимателя, как измениться, чтобы достичь социально признанных целей, и информировать, убеждать общественность» (цит. по Почепцов, 1995, с. 13). Следует отдать должное интуиции и терминологическому чутью основоположника PR. Действительно, прошли годы, но очень часто к имиджу и сами практики рекламы и Паблик рилейшнз, и их клиенты относятся как к чему-то эфемерному, стихийно формирующемуся. Значительно меньше стало тех, кто отрицает значимость имиджа для успешности фирмы или организации. Такая позиция чаще могла быть обнаружена в первые годы развития постсоветской рекламы. Больше было, однако, тех, кто пытался сделать что-то для утверждения положительного имиджа и не всегда в этом преуспевал. Еще до своей знаменитой телерекламы МММ «проявила щедрость», оплатив поездки на метро всем москвичам в течение целого дня. Вряд ли это было успешным ходом — многие насильно облагодетельствованные москвичи почувствовали себя оскорбленными. Несколько мифов применительно к области формирования имиджа анализирует Д.А.Леонтьев (1997). Первый -о невозможности экономической оценки имиджевой рекламы. Полагают, что экономические критерии к ней неприменимы. Однако же в долгосрочной перспективе имиджевая реклама имеет вполне конкретное выражение в денежных единицах и выражается в сто-имости торговых марок. Второй миф: хороший имидж должен быть максимально красив и выразителен. Это не всегда так, поскольку красивый и выразительный рекламный образ (клип, фирменный стиль) может не соответствовать тому образу, который в действительности нужен фирме. Третий миф: нельзя отложить формирование имиджа на будущее, а пока заниматься другими вещами. Это иллюзия, поскольку образ фирмы в любом случае складывается в сознании людей/Если формирование образа не ведется, то он может оказаться совершенно непрогнозируемым Д.А.Леонтьев называет образом впечатление, которое формируется спонтанно, а имиджем — конструируемое целенаправленно и сознательно. «Образ можно конструировать специально, и тогда он становится имиджем» (1997, с. 56). Было бы явным преувеличением сказать, что направленным формированием имиджа не занимается никто. Одно из крупнейших российских PR-агентств — «Имиджленд» в течение многих лет включает в перечень предложений для клиентов разработку имиджа фирмы и(или) товара, создание профессионального имиджа политиков, коммерсантов, артистов. Речь о другом: в структуре рекламного и PR-рынка затраты на вложения в научные исследования совершенно незначительны. А эффективность кампаний и PR-материалов была бы существенно выше при использовании данных этих исследований. Об этом же применительно к рекламному делу говорят авторы работы «Экспериментальная психология в российской рекламе» (Лебедев, Боковиков, 1995, с. 3, 131). В сознании не только заказчиков Паблик рилейшнз, но и исследователей PR психологическая компонента этой деятельности представлена скудно и скромно. Только один пример: в «Словаре терминов рекламы и Паблик рилейшнз» (Барабаш, 1 995) из 390 терминов лишь 7 можно отнести к психологическим (ассоциативный тест, индивидуальное глубинное интервью, кинесика, мотивационные исследования, мотивация, потребность, эмпатия).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.019 с.) |