Гуманисты заальпийских европейских стран 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманисты заальпийских европейских стран



Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание

Социальные теории

 

ЭПОХА, КУЛЬТУРА, ФИЛОСОФИЯ

Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций, имеющий самобытную цен­ность. Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены начинающимся разло­жением феодальной системы. Весь процесс длится вплоть до ранних буржуазных революций.

Ф. Энгельс подчеркивал, что «Ренессанс в своей европейской форме» основывается «на всеобщем раз­ложении феодализма и наступлении городов», оце­нивал его как «величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством...».

В развитых странах Европы уже на переломе XII и XIII вв. в связи с развитием ремесел и торговли, с расцветом городов происходит рост производитель­ности труда. Город представлял силу, благодаря кото­рой феодализм пришел к вершинам своей экономиче­ской зрелости, но вместе с тем в росте городов прояв­лялись черты, которые переходили за рамки феодаль­ного строя. С прогрессирующим экономическим разви­тием городов связан процесс быстрого накопления торгового и ростовщического капитала, а впоследствии возникают зародыши (локальные, ограниченные, неустойчивые) капиталистических производственных отношений. Мануфактуры были, однако, сначала ско­рее исключением, чем правилом. В сущности Ренессанс является периодом преодоления предшествующей дли­тельной стагнации производительных сил.

В феодальной Европе существовали большие раз­личия в экономическом, политическом и культурном развитии городов, поэтому Ренессанс не возникает сразу во всех странах, но прежде всего в самых разви­тых. Его колыбелью является Италия— почти весь первый период своего развития Ренессанс был «италь­янским явлением», и лишь во втором периоде он при­обретает европейский характер \ В историографии на Западе бытует лапидарная хронология Ренессанса: ранний Ренессанс — Trecento (начиная с 1300 г. XIV в.), зрелый Ренессанс—Quattrocento (XV в.), поздний Ренессанс— Cinquecento (XVI в.). Это деление неосновательно, ибо оно абстра­гируется от национальных и иных различий развития Ренессанса в разных странах тогдашней Европы. \.

Главные носители идеологии Ренессанса — город­ские высшие слои, умельцы, мещане, монастырские и церковные интеллектуалы — находились в остром по­литическом противоборстве со средними и низшими слоями городского населения, презирали бедноту («плебс»), неимущих. В тот период еще не созрели классовые противоречия между мещанами и феодаль­ным дворянством, наоборот, дворяне и даже высокие представители церкви симпатизировали мещанским слоям, положение и образ жизни которых представля­лись привлекательными.

Идеология Ренессанса имеет как бы двойную направленность: с одной стороны, антифеодальную, с другой — антиплебейскую. Мещанские верхи стреми­лись к стабилизации и расширению товарно-денежных отношений при помощи реформ государственного ап­парата и церкви. Термин «ренессанс» правильно употреблять именно в этой классовой определенности. Главное содержание и даже главную черту этого исторического процесса отражает не дословный пере­вод этого термина (фр. renaissance — возрождение, т. е. возрождение, новый расцвет античной культуры, науки и философии), а антифеодальное содержание процесса, направленность против церкви, дворянства и всех феодальных порядков.

Для мышления, идеологии и культуры Ренессанса решающей тенденцией, которая характеризует пере­ворот, является переход от теоцентрического к антро­поцентрическому пониманию мира. Это процесс диа­лектический, противоречивый, сложный, осуществляет­ся он повсеместно, но в различных модификациях, вариантах, формах.

Ренессанс охватывает ту фазу истории, в которой христианская религия уже не имеет доминирующей, монолитной позиции. Этот переворот совершается прежде всего в религиозных рядах; ни в философии, ни в искусстве или литературе сразу не устраняется существовавший столетиями традиционный образ мыс­лей.

В борьбе со средневековым теократизмом на пер­вый план культуры Ренессанса выступают гуманисти­ческие, антропоцентрические мотивы. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремления к земному счастью. Реализация человечности предполагает ос­воение достижений культурного богатства прошлого, поэтому гуманизм Ренессанса побуждает интерес к античному культурному наследию, к овладению много­ликим богатством древней философии. Вновь и по-

иному открываются Платон и Аристотель, а также неоплатоники, стоики, эпикурейцы, Цицерон и др. Их философия рассматривается в историческом контексте. Ренессанс — это прежде всего свободное осмысление произведений античности, отказ от готовых и неизмен­ных истин. Вместо надындивидуального понятия исти­ны самой личности предоставляются возможность и право решать, что истинно, а что нет. Древние филосо­фы принимаются скорее как союзники, чем «высшая инстанция». Ученые, философы уже выступают не как представители закрытых школ, но как отдельные исследователи. Этому соответствовали новые формы философского объяснения, индивидуального стиля ли­тературной обработки. Как реакция на схоластическую измельченность и сложность повсеместно наблюдалось стремление к более понятному изложению. Против прежнего схематизма и априористических спекуляций больше учитывается реальность, внимание сосредото­чивается на вопросах, которые имеют практическое значение и пользу.

Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм Ренессанса и не замечать его внутренних противоречий, которые в конце концов отвечают его исторической обусловленности XIII—XV вв. Границы эти зримо проявляются в элитарности, в «аристократи­ческих» тенденциях. Так, гуманистические идеи нрав­ственности были предназначены высшим социальным кругам и классам, имевшим возможность получить образование. Люди, которые провозглашали гума­низм, имели доступ к античной культуре и философии, знали языки (знание латинского языка, литературы было существенным признаком Ренессанса). Нельзя забывать, что гуманизм Ренессанса с самого начала резко противоречил аверроизму (в некоторых работах излагается мысль, что итальянский гуманизм являет­ся католической реакцией на ученый аверроизм), ибо гуманисты прежде всего подчеркивали субъективную, активную, практическую сторону познания.

Поворот к антропоцентризму нельзя здесь пони­мать упрощенно, как мгновенно побеждающее дейст­вие или как некое «прозрачно чистое» выражение материалистических воззрений. Суть в том, что гу­манизм Ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную «божест­венность» человека, в отказе от внешней «институциональной» истины божьей, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. Но и это новое, несомненно прогрессивное, будучи исторически обусловленным, могло проявиться лишь в той или иной форме, определяемой рамками религии.

Часто дискутируется проблема отношения между Ренессансом и Реформацией. Иногда упрощенно утверждается, что между ними существует противоположность, состоящая в том, что Ренессанс—явление международное, общеевропейское, тогда как Реформация—явление лишь национальное (немецкое). Существенным, однако, является то, что Ренессанс и Реформация имеют общую антифеодальную направленность, в их основе лежит антифеодальное движе­ние, носителем которого в разлагающемся феодальном обществе были городские слои общества. Если Ренессанс выдвигает требование преобразования обще­ства путем расширения светского образования, то Реформация остается в рамках средневекового мира мыслей человека и в этих границах предлагает ему новый, упрощенный путь к богу. Идеи Ренессанса могли активизировать лишь верхние буржуазные слои (в сущности не было никакого гуманистического ва­рианта, выражающего интересы средних и низших слоев); напротив, идеи изменения церкви и ее уче­ния — как главное содержание Реформации — были способны мобилизовать средние и низшие слои об­щества, более привязанные к религиозным представ­лениям в силу условий своего существования.

ГУМАНИЗМ В ИТАЛИИ

Духовное и культурное преобразование Западной Европы, проходящее в различных условиях, имеет свои характерные черты и периоды. В первом, раннем периоде, т. е. в XIV—XV вв., новая культура имеет прежде всего «гуманистический» характер и сосредо­точивается главным образом в Италии; в XVI и в значительной мере в XVII в. она имеет главным обра­зом естественнонаучную направленность. Гуманизм Ренессанса в этот период переходит в другие европей­ские страны.

Гуманизм (лат. humanus — человеческий) в общем смысле слова означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Гу­манизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные со­циальные, классовые интересы.

В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, которое сформировалось в период Ренессанса и содержанием которого является изуче­ние и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Значение гуманистов надо рассматривать не только в связи с развитием фило­софского мышления, но и с исследовательской рабо­той по изучению старых текстов \ Итальянские гуманисты собирали произведения древних авто­ров при помощи греков, которые в это время оседали в Италии. Петрарка, например, встречался с греческим ученым-монахом Ваарламом, византийский ученый-гуманист Хризолорас привез в Италию ряд греческих литературных памятников. Возрастающий интерес к изучению древней литературы поддерживали и городские пат­рицианские роды. В некоторых городах возникали культурные центры, в которых были сосредоточены античные тексты и памят­ники. \. Поэтому итальян­ский гуманизм характеризуется как литературный, фи­лологический. В историографии значение античного наследия иногда односторонне абсолютизируется. Де­лается вывод, что понятие «гуманизм» относится лишь к культурному и образовательному воздействию греческой и римской культуры. Однако в таком по­нимании гуманизм относится только к духовной сфе­ре \ Примером одностороннего культурно-духовного понимания гуманизма является идея так называемого, христианского Запада, которая сегодня в модифицированной форме вновь появляется в концепциях католического клерикализма. Согласно этой идее, западноевропейский (или европейский) гуманизм покоится на двух столпах: на гуманистическом наследии античного мира и на христиан­стве, которое является якобы историческим ферментом сохранения и развития традиционных духовных гуманистических ценностей и для современности. \, выхолащивается его практический, динамиче­ский, воинствующий момент. Этот момент нельзя выпускать из поля зрения, он всегда в наличии, хотя и по-разному проявляется в конкретных условиях. От­носится это и к итальянскому гуманизму, который был выражением конкретного общественного движения представлял в этом смысле огромный исторический прогресс, несмотря на свою историческую обусловленность и ограниченность.

НАЧАЛО ИТАЛЬЯНСКОГО ГУМАНИЗМА

Данте Алигьери (1265—1321). Ф. Энгельс характеризовал его как колоссальную фигуру, как послед него поэта средневековья и вместе с тем первого поэта Нового времени 3.

Свое гуманистическое мировоззрение Данте изложил прежде всего в бессмертной «Комедии» \ Боккаччо переименовал ее в «Божественную комедию». \, затем в трактатах «Пир» и «Монархия». Его литературное и идейное творчество составляют единство. Элементы нового, нарождающегося мировоззрения Ренессанса содержатся в его поэтическом творчестве. Христиан­скую догматику Данте принимает как неизменную истину, однако дает новое изложение отношения божественного и человеческого. Он не противопостав­ляет эти начала, но видит их во взаимном единстве. Бога нельзя противопоставлять творческим силам че­ловека. Человек детерминирован двояким способом: с одной стороны, богом, с другой — природой. К бла­женству, таким образом, ведут два пути: философское поучение, т. е. человеческий разум, и «духовное поуче­ние», исходящее от святого духа. Подчеркиваниебожественного в человеке выступает как отклонение от средневековых традиций, за это Данте был подвергнут критике и осуждался томистами.

Гуманизм Данте антиаскетичен, он полон веры в силы человека. Человек сам ответствен за свое благо, решающим здесь являются его личные качества, но ни в коем случае не богатство или унаследованное положение \ О Дантовой «Комедии» Ф. К. Шалда написал: «Не знаю во всей мировой литературе произведения, которое несло бы в себе больше любви к земле и к телесности, чем песнопения Рая. Не слушайте тех, кто говорит, что Дантово произведение аскетично или загробно. Смысл его как раз обратный. Данте, мыслит как поэт конкретности, его божественный стих полон земных реальностей. Даже в момент наибольшего отторжения мысли он не ощущает земное как бремя или помеху...» (Soubor dila F. X. Saldy. Sv. 9. Praha. 1948. S. 85). \.

Данте испытал влияние латинского аверроизма, хорошо знал Сигера Брабантского, не были ему чужды и неоплатоновские тенденции средневековья, исходившие от Псевдо-Дионисия Ареопагита. Знаком­ство с учением Аверроэса о возможностях и об актив­ности разума приводит Данте к пониманию того, что задачей человечества является реализация возможностей разума, прежде всего теоретического, воплоще­ние их в практической деятельности. Политический, антицерковный смысл своей позиции он разрабатывает в «Монархии». Церковь должна заниматься вопросами «вечности», земные же дела являются уделом людей, которые стремятся к созданию общественного устрой­ства, помогающего реализации человеческого сущест­вования, основанного на счастье, блаженстве, всеоб­щем и прочном мире. Данте принадлежал к тем идео­логам, которые свой гуманизм соединяли с теорией так называемой двойственной истины.

Концепция Данте содержит много наивных и схо­ластических аргументов, но она сильна своей осново­полагающей идеей: все человеческое (и политика) должно быть подчинено человеческому разуму.

Один из представителей итальянской гуманисти­ческой мысли— Марсилий из Падуи (1278—1348) — сформулировал в своем политическом учении (трак­тат «Защитник мира») республиканские идеи, предуга­дав события буржуазных революций XVII—XVIII сто­летий.

Он пришел к выводу, что ни церковь, ни госу­дарство не имеют божественной природы, но являются различными формами человеческой власти и общест­венной организации людей. Как и Данте, он исходил из двух основных предпосылок человеческого счастья: мира и власти монарха. Главенство принадлежит на­роду, граждане имеют законодательную власть, свою волю они выражают на собраниях голосованием. Идея о том, что народ является источником всякой власти, отличает его концепцию от схоластической средневековой и приближается к более поздним кон­цепциям об общественном договоре.

Марсилий черпает из трудов Аристотеля, но со­вершенно иным образом, чем средневековые схоласты. Аристотель является для него единственным источни­ком рационального познания. Библию он использует лишь в качестве иллюстрации. Хотя Марсилий был убежденным католиком, идеологом францисканского ордена, его учение о естественной природе власти государства объективно помогало разрушить схоластико-феодальную иерархию ценностей.

Франческо Петрарка (1304—1374) считается «пер­вым гуманистом», его называют «отцом гуманизма». Великий пропагандист античной культуры собирал подлинные латинские тексты. Его собрание классических латинских текстов было в свое время уникальным.

К античной культуре и образованию он подходил исторически, не усматривал в них лишь прошедший золотой век и потерянный рай, но старался наследие античности наиболее точно и понятно донести до современников. Греции он предпочитал Рим и не сомневался, что Рим является классическим образцом цивилизации вообще. Интересовался он и средневековыми традициями, и Августином \ Петрарка — один из творцовновой европейской лирики, автор знаменитых сонетов к Лауре, патриотических стихов и стихов гневных, обращенных против папской курии. В его поэзии отчетливо звучат гуманистические идеи Новоговремени. Петрарка вместе с Данте и Боккаччо является основателем итальянской (италоязычной) литературы. \.

Данте еще принимал «вечность» в понимании схоластов, Петрарка же ее полностью отвергает. Его полемический трактат «О собственном незнании и незнании, других» направлен против аверроизма, а учение одвойственной истине существенно отличается от антиаверроистской полемики Фомы Аквинского, которого он, впрочем, вообще в своем трактате не упоминает. Он отвергал культ авторитета, однако при этом не отвергал Аристотеля, но высмеивал «глупых аристотеликов», их схоластический, надуманный способ ведения споров. Утверждал, что университеты позднего средне­вековья приходят в упадок, их преподаватели лишены набожности, вредят доброму имени теологии, которое она снискала в эпоху «отцов церкви». Подчеркиванием собственного незнания он выражает идею независимо­сти своего мышления от схоластической университетской учености.

Христианство он принимает, но лишь в его несхоластической интерпретации. Он склоняется также к идее активной самореализации человека, его антро­поцентризм выступает как противовес средневековому теоцентризму. Интересовали Петрарку прежде всего внутренние, этические проблемы человека, что является признаком индивидуализма эпохи Ренессанса. В фи­лософском диалоге «Моя тайна» он вскрывает глу­бочайшие внутренние конфликты человека и способы их преодоления. Творчество Петрарки отличается зем­ным характером, полным пониманием радостей и стра­стей человека \ Петрарка повлиял и на развитие гуманизма в Чехии; в 1356 г. он посетил Прагу, известна его переписка с Карлом IV, Арноштом из Пардубиц, Яном из Стржеды, относящаяся к 1351—1368 гг. \.

Среди тех, кто способствовал созданию новых, гу­манистических традиций в итальянской культуре, был друг Петрарки, флорентиец Джованни Боккаччо (1313— 1375), который в своем «Декамероне» высмеивал глупое и лживое духовенство, восхвалял разум, энер­гию, полнокровие нового городского класса. В его творчестве отразились типичные черты Ренессанса: земной характер, телесная чувственность, практиче­ский утилитаризм, который он выражает живым, ли­шенным аллегорий языком.

К последователям Петрарки в области анализа старых трактатов принадлежит, между прочим, Колуччио Салутати (1331—1406), который собирал старые тексты и снабжал их аннотациями. Он имел большое влияние на последующих флорентийских гуманистов, например Паджио Браччиолини и Леонардо Бруни. Салутати пробуждает интерес к изучению греческой литературы. По его приглашению в 1397 г. во Флорен­цию прибывает византийский ученый Мануэль Хризолорас, чтобы преподавать греческий язык. Он привозит с собой греческую литературу и первым в Европе пи­шет учебник греческой грамматики. Все это имело боль­шое значение для развития итальянского гуманизма.

К выдающимся гуманистам XV в. принадлежит и Лоренцо Валла (1407—1457), замечательный фило­лог, один из основателей метода сравнительного ана­лиза, который он применял не только к трактатам Тита Ливия, но и к Новому завету. Он отвергал схоластическую логику, выдвигая против нее риторизм Цицерона как способ, помогающий человеку по-новому мыслить и дискутировать. Большую огласку получило и его раскрытие неподлинности так называемого Дара Константина — документа, который был известен как юридическая основа светской власти папства. Валла опровергает его подлинность, приводя как историче­ские, юридические, так и филологические аргументы. В этике Валла близок к эпикуреизму и предпочитает его стоицизму. Он подчеркивает естественность челове­ка, полагает, что добродетельным является все, что относится к жизненно важному инстинкту самосохра­нения, поэтому никакое наслаждение не является без­нравственным. Этика Баллы является индивидуалис­тической. Большое значение имеет и то, что обновле­ние и оживление эпикуреизма возвращают в философ­ское сознание эпохи забытый античный атомизм.

ПЛАТОНИЗМ РЕНЕССАНСА

Гуманизм Ренессанса в Италии в большой степени ориентировался на Платона. Эта тенденция, опирающаяся на расширяющиеся возможности познания подлинных произведений античности, была мотивирована необходимостью выступить против схоластического Аристотеля, его интерпретации томизмом. Платон в антисхоластической философии Ренессанса становится символом прогресса \ В представлении платоников Ренессанса Аристотель был лишь «физиком», в то время как Платон — «философом», «мудрецом» (sapiens). \, его философия считается синтезом всей философии прошлого, а также теологии — греческой науки, включающей орфизм, пифагореизм и восточные доктрины.

Платонизм Ренессанса представлял Платона в не­коем христианизированном смысле в духе воззрений Августина и Апулея \ Луций Апулей— римский писатель, живший примерно в 125— 180 гг. Наилучшее его произведение— «Метаморфозы», называемое также «Золотой осел». \. Во флорентийской платоновской Академии Платон считался «богом среди философов», подчеркивалось большое значение его идей для христианства, в частности с точки зрения философской разработки концепции двойственной природы человека. В вопросе об отношении философии и религии флорентийский платонизм отстаивал понимание, согласно которому философия является надежным зна­нием о человеке, о мире и о боге, которое наиболее полно представлено в творчестве Платона и его по­следователей. Все платоники считали религию философско-теологической доктриной (также и культовым институтом).

Для интеграции Платона в эту эпоху определенную роль играли и неоплатоновские традиции в духе Пло­тина. Нельзя также обойти тот факт, что при общей конфронтации платоников и аристотеликов некоторые представители платонизма выступают и в духе при­мирения Платона с Аристотелем. Этот подход, прису­щий прежде всего византийским традициям, и был перенесен на Запад \ В частности, в лице кардинала Иоанна Бессариона (1395— 1472), ученика Платона, отстаивавшего идеи своего учителя и в то же время допускавшего возможность примирения Платона и Аристотеля (он переводил работы Аристотеля), против чего выступал Пикоделла Мирандола. \. По существу споры между пла­тонизмом и аристотелизмом периода Ренессанса в XV в. велись не совсем четко, допускались компромиссы.

Оживлению платонизма в Италии способствовал прежде всего поздний византийский неоплатоник Георгиос Гемистос (1360—1425), который из уважения к Платону принял имя Плетон. Происходил он из Кон­стантинополя, поселился во Флоренции, где пропове­довал идеи Платона, при этом резко отвергая Аристо­теля. Его мышление носило эллинистический характер, он хотел преодолеть традиционное христианство при помощи античного языческого политеизма. Интерес к средневековому неоплатонизму приводит его к во­сточному мистицизму, каббале и зороастризму.

Он учил, что мир зависит от бога, но не был им сотворен во времени, ибо существует вечно. Идея хри­стианского творения из ничего, а также «свободная воля» творца в этом случае не имеют смысла. Переход от божественного принципа к миру имеет характер детерминации. Не только вселенная, но и сам бог подчиняются необходимости. Плетон здесь не ссылает­ся на неоплатоновскую идею эманации. В объяснении необходимого перехода к миру он прибегает к помо­щи языческого греческого пантеона богов. Зевс, сто­ящий во главе, является абсолютным бытием. Мир, однако, образуется не непосредственно, но через по­средство особой субстанции природы, которая также имеет божественный характер. В наметившемся при­знании бесконечности бога и природы скрываются пан­теистические тенденции.

Мир в своем гармоническом единстве прекрасен, в этом состоит его божественность. Призвание челове­ка — быть «средним звеном», соединением этой гар­моничности. И человек является «божественным», если он реализует в себе и в отношении к природе, к миру эту красоту гармонии — это и есть путь его нравствен­ного совершенствования.

Философия Плетона в Италии была принята благо­склонно. Он впервые представил неоплатонизм не в средневековой рясе или в реконструированных систе­мах древности, но в оригинальной, живой философской форме. Действительно, новый синтез не может исхо­дить лишь из древнего язычества, но должен принимать во внимание традиции уже почти пятьсот лет сущест­вующего развития христианства.

Время наибольшего расцвета итальянского плато­низма связано с уже упоминавшейся флорентийской платоновской Академией, которую в 1459 г. по пред­ложению Плетона основал Козимо Медичи. Эта Ака­демия, а также и другие культурные общества, воз­никшие в других городах тогдашней Италии, объ­единяли видных философов, поэтов, художников, ди­пломатов и политиков того времени. Характер этих объединений полностью отличался от характера офи­циальных философских центров, университетов и мо­настырских школ; здесь не читались лекции, но велись беседы. Вилла в Кареджии, которую Козимо предо­ставил платоновской Академии \ Об этом упоминает Н. Макиавелли: «Козимо был также доброжелателем и защитником литераторов. Он пригласил во Флоренцию известного греческого ученого Аргиропулоса, чтобы он обучал молодежь греческому языку и другим наукам. Содержал также в своем доме Марсилио Фичино, приверженца платоновской филосо­фии, которого весьма уважал. Чтобы Фичино мог беспрепятственно предаваться изучению наук и чтобы с ним можно было часто встречаться, Козимо подарил ему имение поблизости от своего сельского владения в Кареджии» (Machiavelli N. Florentske letopisy. Praha, 1975. S. 341—342). \, становится в то вре­мя культурным центром не только Италии, но и всей ученой Европы. Академия достигла своего наибольше­го расцвета при Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. Видной фигурой среди платоников XV столетия был Марсилио Фичино (1422—1495), выделяясь своей деятельностью по переводам. Он не только перевел всего Платона на латынь, но и познакомился с антич­ным неоплатонизмом \ Не случайно он начал с перевода так называемого «Corpus Hermeticum» — сборника анонимных греческих теологическо-философских трактатов, которые создавались, вероятно, постепенно в ходе I в. до н. э. и I в. н. э. Авторство этого сборника приписывалось Гермесу Трисмегисту (греческое имя египетского бога Тота — бога письма, чисел и книг). Сборник сохранился в сокращенном виде, его тексты местами нарушены. Всего в нем изложено 18 текстов и тайных религиозных, астрологических магических и мистических учений. Для Фичино и его современников эти тексты были документом древней мудрости, из которых вырастала платоновская религиозно-философ­ская традиция. \, переводил Плотина, Ямвлиха, Порфирия, Прокла, интересовался и христианским неоплатонизмом, заново перевел ареопагитику.

В своих комментариях он развивал идеи неоплатонизма. Его главным произведением является «Платоновская теология о бессмертии души», другие трактаты имеют гораздо меньшее значение. Платонизм Фичино направлен против томистской схоластики. Философия не служанка теологии, но ее «сестра»; философия совершенствует теологию, она является «ученой рели­гией» \ Фичино был горячо верующим католиком, при Лоренцо Медичи он становится духовником и отпускает грехи Платону. \; совершенство теологии зависит от степени ее философского уровня.

К вопросу об отношениях бога и мира он подходит с пантеистических позиций. Его пантеизм имеет мисти­ческую направленность: бог — первопричина иерархи­чески построенного мира, исходная точка, содержащая в себе весь мир; в мире он постоянно проявляется в динамических силах и при их посредстве. Это пред­ставление, очевидно, не имеет ничего общего со сред­невековым креационизмом и дуализмом.

От католической ортодоксии Фичино отклоняется и в утверждении идеи о том, что все религиозные культы и религиозно-философские учения — проявления об­щей религии (religio universalis). Христианству он придает решающее значение, видит в нем прежде всего наивысшее «законодательство» в этическом плане. Обоснование универсальной религии он находит в по­ложении о том, что идея бога является врожденной, что все происходит от единого совершенного бытия, т. е. от бога, и поэтому должен существовать один культ, одна религия.

К этим взглядам следует прибавить и воззрения Фичино о генезисе религии, начиная с ее древнейших форм и до христианства, которое он считает продолже­нием и совершенствованием антики. Понятие развития у Фичино открывает возможность дальнейшего фило­софского совершенствования религии, включая христи­анство. В этом заключается антисхоластическая нап­равленность его идей. Те выводы платоника из Ренес­санса, которые как бы предвосхитили Реформацию, указывают также на близость гуманизма Ренессанса и Реформации.

К центральным категориям платонизма Фичино относится «душа». Она обусловливает единство всех звеньев мировой иерархии, сообщает всем вещам и телам движение.

Новая, гуманистическая ориентация Ренессанса наиболее заметно проявляется в его учении о человеке, который в гармонической (а значит, прекрасной) иерархии мира занимает первое, и высшее, место \ Искусство Ренессанса нашло в философии платоновской Академии, и прежде всего в учении Фичино о прекрасном, свой теоретический фундамент. \. В духе Платона и неоплатонизма Фичино ставит перед человеком задачу — совершенствоваться и тем самым возноситься к наивысшему сущему, к богу. Одним из самых важных моментов этой человеческой деятель­ности является стремление к свободе. Так же как и Пла­тон, Фичино рассуждает о том, что законодатели и пра­вители должны хорошо знать философию, быть филосо­фами.

Наиболее выдающимся членом кружка Марсилио Фичино был Пико делла Мирандола (1463—1495), кото­рый прославился тем, что на беседах в вилле Кареджио выступал с критикой по общим вопросам. Его плато­низм был эклектическим. В Падуанском университете он глубоко изучил средневековые философские и тео­логические традиции, проявил также интерес к падуанскому аверроизму. Кроме того, познакомился с па­рижским и оксфордским номинализмом. Изучал он и восточную философию, в частности мистику и каб­балу.

В его творчестве отразились типичная жизнь и дея­тельность образованного гуманиста. Он намеревался представить на римском собрании ученых всего мира трактат («Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae»), содержащий 900 тезисов обо всем, что было познано. В этих тезисах он выразил и некоторые новые философские взгляды. Однако дискуссия не со­стоялась, потому что папа большинство тезисов запре­тил как еретические. Впоследствии Пико преследовался инквизицией.

В его понимании мира заметен пантеизм. Мир устро­ен иерархически: он состоит из ангельской, небесной и элементарной сфер. Чувственный мир возник не из «ничего», но из высшего бестелесного начала, из «хаоса», неупорядоченность которого «интегрирует» бог. Мир прекрасен в своей сложной гармоничности и противоречивости. Противоречивость мира в том, что, с одной стороны, мир находится вне бога, а с другой — его становление божественно. Бог не существует вне природы, он в ней постоянно присутствует. Здесь речь идет, однако, не о натуралистическом пантеизме, отождествляющем принцип природы и бога. В понимании Пико, бог представляется скорее как завершающий сущность мира.

Смыслом его полемики с «лженаукой», с «пророческой астрологией» было стремление обратить внимание человека на такое проникновение в тайны природы, которое бы было практически действенным, активизировало его и не углублялось в общие абстракции о причинах движения небесных тел и т. д. В его воззрениях на роль так называемой естественной магии обнаружи­ваются некоторые ценные идеи. Он считал «естест­венную магию» наукой о практическом познании природных сил, о возможности создания «удивительных вещей» при использовании этих сил.

Судьбу человека определяет не сверхъестественная совокупность звезд, судьба является следствием его ес­тественной свободной активности. В речи «О достоин­стве человека» (1486), которую он написал для несо­стоявшейся дискуссии, говорится о человеке как осо­бом микрокосмосе, который нельзя отождествлять ни с одним из трех «горизонтальных» миров неоплатоновской структуры (элементарный, небесный и ангель­ский), так как он проникает вертикально через все эти миры. Человек имеет исключительное право на то, чтобы творить свою личность, свое существование собствен­ной волей, свободным и соответствующим выбором. Таким образом, человек отличается от остальной при­роды и идет к «божественному совершенству». Человек сам творец своего счастья, «fortunae suae ipse faber». Гуманизм Пико антропоцентричен, человека он поме­щает в центр мира. Человеческая природа существенно отличается от животной, она является более возвышен­ной, совершенной; человек — это существо, которое способно стремиться к «божественному» совершенст­ву. Эта возможность не дана заранее, но становится, человек сам ее формирует.

АРИСТОТЕЛИЗМ РЕНЕССАНСА

Философия Аристотеля только на последней, высшей стадии средневековья была признана наиважнейшим и величайшим заветом антики, и в то же время она была деформирована в целях приспособления к потребностям церковной ортодоксии. Поэтому понятно, что новое мышление Ренессанса осуждало Аристотеля и усмат­ривало в нем главного учителя схоластики. Отвержению Аристотеля способствовало и его оправдание со стороны консервативного ортодоксального католи­цизма \ Помимо прочих прежде всего Георгии Трапезундский, боров­шийся против проникновения платонизма в Италию и усматривавший в нем прежде источник всяческой ереси, утверждал, что истинная христианская теология может опираться лишь на Аристотеля. Имел он при этом в виду Аристотеля схоластического, томистского. \.

Переход к изучению подлинного Аристотеля явля­ется длительным процессом, который связан с общим созреванием философского мышления. Ренессанс вы­ступает как начало этого поворота в истории филосо­фии. Аристотелики Ренессанса способствовали этому процессу тем, что критиковали аристотелевский то-мизм. В рамках этой критики они часто выступали и против аверроизированной формы аристотелизма, которая была несколько ближе к подлинной филосо­фии Аристотеля. Возникают две полемизирующие друг с другом школы: александристов, которые сосредото­чились вокруг университета в Болонье, и падуанских аверроистов \ Александристы в духе греческого комментатора III в. Александ­ра из Афродизиады отрицали бессмертие души, тогда как аверроисты утверждали, что Нус, соучаствующий в мышлении, является нема­териальным и бессмертным, душа, однако, как числовая единица смертна. Оба подхода были отвергнуты на соборе в Боневенто при понтификате папы Льва Х в 1512 г. \. Их спор касался прежде всего вопроса о бессмертии души; характерным было, однако, то, что это уже не был спор, ведущийся с позиций защиты средневековых томистских традиций. Таким образом, падение «схоластического» Аристотеля было неотвра­тимо.

Пьетро Помпонацци (1462—1525) принадлежал к александристам. Его творчество является наглядным доказательством перемены старого, средневекового университетского аристотелизма, превращения его в ренессансный. Его учение сохранило внешнюю форму средневековых традиций, однако содержало уже новую философию, которая отказывалась от схоластической косности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.032 с.)